Доклад митрополита Корнилия Освященному Собору 2022 года

Главная Митрополит Доклады и выступления Доклад митрополита Корнилия Освященному Собору 2022 года

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Доклад митрополита Корнилия Освященному Собору 2022 года

Преосвященные архиереи, благочестивые иноки, боголюбивые протоиереи, иереи, диаконы, чтецы, почтенные миряне и все делегаты Освященного Собора!

Поздравляю вас с открытием Собора, с памятью святыя мученицы Харитины и иже во святых отец наших Петра, Алексия и Ионы, митрополитов Московских, чудотворцев.

Доклад митрополита Корнилия Освященному Собору 2022 года

Сегодня мы собрались, чтобы подвести итоги деятельности нашей Церкви в 2021–2022 г. Надо отметить, что за истекший год произошли значительные исторические события в нашей стране. Это, в первую очередь, начало в феврале государственной специальной военной операции на Украине. В настоящее время военные действия приняли широкий масштаб, идет мобилизация военнослужащих, в тылу идет наращивание мощностей оборонной промышленности, увеличение материальной базы для успешных военных действий.

29 сентября 2022 года в Кремле состоялся акт присоединения четырех областей Украины к России — это Донецкая, Луганская, Херсонская и Запорожская области! Это историческое событие восстановило историческое единство и духовную связь с Россией тех людей, которые последние несколько лет подвергались преследованию, обстрелам лишь за то, что они хотели оставаться русскими людьми и говорить на родном русском языке. Присоединение этой исконной русской территории к России — большая духовная и стратегическая победа, так же как и присоединение Крыма в 2014 году. В своем выступлении в Кремле по случаю подписания соглашения о вхождении в состав России четырех областей президент РФ. В.В. Путин сказал, что мы теперь будем защищать нашу землю, мы знаем, за что сражаемся и с кем. Президент отметил, что Россия не желает жить по указу Запада, который считает для себя угрозой наше единство, нашу независимость, нашу мысль, нашу веру. Также он сказал: «Нам нужна свобода и справедливость, а Западу, потерявшему православные устои, нужен мировой хаос, навязывание окружающим так называемых либеральных ценностей и свобод, неразрывно связанных с пороками и извращениями». Президент привел слова из Евангелия: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16), и эти плоды дел Запада он назвал сатанизмом. Исходя из этого можно заключить, что мы вступили в противостояние с носителем мирового зла диаволом, и поэтому для победы нам, русским людям, необходимо делать все возможное, чтобы одолеть древнего врага рода человеческого силой Креста, молитвой и пощением.

Мы с Божией помощью должны победить в этом глобальном противостоянии, как это было ранее в истории нашего Отечества, иначе, как отметил президент, Запад готовит нам моральное и материальное рабство, где будет духовно калечить наших детей, разрушать православные традиции Руси.

В нынешнем глобальном противостоянии нам отступать нельзя, за нами Россия, и, если мы будем едины и решительны, мы победим!

Стремление православной Руси обрести Царство Небесное всегда противоборствовало приземленному духу католическо-протестантского Запада, который старается построить рай на земле без Бога. Россия как хранительница чистоты православия и национального самосознания (начиная с трагического раскола XVII века — в лице русского старообрядчества) всегда противостояла прагматично-потребительской идеологии Европы, разрушающей и отвергающей религиозно-моральные законы и правила.

Русский народ всегда страдал, как страдал Христос на Кресте, и это страдание было во имя искупления мирового зла, во имя Истины. «В Европе выгода, у нас жертва», —  пишет Феодор Михайлович Достоевский. Православный человек готов жертвовать собой ради достижения идеалов свободы, мира и добра, что ясно видно из всей истории России. И именно поэтому нам, православным людям (и в первую очередь старообрядцам), надлежит сказать миру слово правды, которое возродит Россию, Запад и весь мир. В этом есть призвание России, ее назначение во всемирной истории, определенной Самим Богом.

Запад осуществлял свою историю под лозунгом «Свобода, равенство, братство», при этом понимая свободу как своеволие падшего в грехе человека, действия которого не ограничивает закон Божий. В православии свобода есть понятие духовное, это свобода от греха в мыслях и делах, которая подразумевает ответственность человека перед Богом и своей совестью. Если греховным чувствам и желаниям не поставить твердый моральный заслон страха Божия и заповедей, то человек встанет на путь самоуничтожения, что мы ясно видим в безумии и деградации западного мира.

Со времен раскола Русской Церкви в XVII веке «просвещенное» российское общество боготворило Европу и перенимало идеологию Запада с его расшатанными нравственными началами. С 90-х годов прошлого века внедрение в нашу жизнь западной морали с ее извращениями стало переходить всякие границы допустимого. И сейчас российскому обществу наряду с техническим импортозамещением необходимо духовное импортозамещение, то есть замена западных морали и нравственности, культуры и языка на исторические православные устои.

Либеральный Запад, потеряв православные ориентиры, не различает добро и зло и сам выдумывает критерии их различия. Тот, кто отказался от Бога, считает, что все дозволено. Современный историк Н.А. Нарочницкая пишет по этому поводу: «Европейские и американские вершители судеб мира сами себе присвоили право назначать стандарты поведения, причем не только внутри своих стран, но и вовне, сами проверять, сами выносить суждения и сами карать». Восстав против Бога, Запад готов порабощать и убивать ради «свободы». В отличие от Запада Россия для народов всегда была не госпожа, а мать!

Ф.М. Достоевский, рассуждая об отношениях Европы и России, писал: «Европа отказывает нам в самостоятельности принятия решений… Европа готова нас хвалить, по головке гладить, но совсем нас не признает, презирает нас, втайне и давно, считает низшими себя». Как это высказывание актуально сегодня, в связи с событиями на Украине. И сейчас по отношению к России со стороны Запада лишь одна вражда и ненависть. В связи с этим вспоминаются слова Ф.И. Тютчева, обращенные к Европе: «Боже мой, если бы среди ваших соотечественников нашлись догадливые люди и поняли, сколь мало чувствительна Россия к злобным нападкам на нее, тогда, возможно, призадумались бы и самые ярые ее враги». И сегодня Россия не должна пасовать перед «международным жандармом» в лице Америки и сомневаться в своей великой миссии Третьего Рима, который призван сберечь чистоту православия и донести ее всем народам.

Европе ненавистно русское православие. Все действия Запада в применении к нам санкций и ведении военного противостояния имеют целью наказать Россию за то, что мы не принимаем их нравы, открытое отрицание православных ценностей, агрессивное насаждение мерзких для Бога содомских грехов, парады содомитов (они мечтают провести такой парад и на Красной площади), разрушение традиционной семьи, смену пола, тотальное растление душ, в особенности молодежи — все это они навязывают нам и всему миру.

Война Бога и дьявола за душу каждого человека была изначально в истории человечества, и сегодня эта борьба и противостояние особенно остры, но мы верим в победу Божией силы над силами зла и тьмы. Сегодня нам, россиянам, ведущим борьбу с силами зла и тьмы, нужна общая победа, но, чтобы победить зло в мире, нужно в первую очередь победить себя, очистить свою душу от греха. Эта мысль заложена в творениях святых отцов — переделывай себя из ветхого, падшего в грехе человека в нового, чистого по образу и примеру Христа. Победив себя, очистив душу от греха, мы сможем побеждать зло вовне, влиять на мир, изменяя его к лучшему.

В обстоятельствах сегодняшнего военного противостояния заметно возрастающее проявление в людях чувств вражды и ненависти. Но святые отцы учат, что ненависть пагубна для души, по заповеди Христа: «Любите врагов ваших,  благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44–45). А ненависть — это грех, который насаждает  диавол, сеятель раздора и зла.

Способность возлюбить своих врагов была всегда присуща старообрядцам в их послераскольной истории. Гонимые более трехсот лет, наши предки не воздавали злом и местью за причиняемое им зло, не пытались силой доказать свою правоту, а, уповая на помощь Божию, творили молитву за ненавидящих и обидящих их, выполняя завет Христа: «Научитеся от Мене, яко кроток и смирен есмь сердцем» (Мф. 11, 29).

Недавно мною написано рассуждение о нынешних событиях, которое названо «Молитва о мире»:

«Бог наш Исус Христос есть Бог мира и любви. Без проявления духа миролюбия мы не можем называться Его учениками, ибо Христос заповедал: «О сем познают вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин, зач. 46). Враг нашего спасения, ненавидя мир и согласие между людьми, сегодня употребляет все силы, чтобы разъединить братские народы России и Украины, принявшие единую православную веру через крещение в водах Днепра. Церковь Христова в эти дни тяжких битв с силами тьмы и зла с особым усердием возносит горячие молитвы «о мире всего мира и совокуплении всех», ибо «что добро или что красно, но еже жити братии вкупе» (Пс. 123).

Жизнь христианина — это время испытаний, печалей и скорбей. Это путь несения креста ради спасения души. Мы, по заповеди Христа, должны добровольно понести труды и жертвы ради общей пользы и нашего спасения. В наше время Господь наложил на Россию тяжкий крест бедствий и страданий на полях сражений с непримиримым и жестоким врагом.

За что же всемилостивый Господь возложил на нашу страну столь тяжкий крест? Мы не можем постичь тайны происходящих дел Божиих, как и грядущих событий. «Человеку не дано уразуметь ум Господень», — восклицает пророк Исаия. Нам лишь надлежит безропотно нести этот крест и смиренно преклоняться воле Божией. Господь посылает подобные испытания тем, кто прогневал Его своими грехами и беззакониями. Одно из таких испытаний и наказаний Божиих есть война. «Бог в войнах насылает казни на достойных наказания», — говорит святитель Василий Великий. А другой великий отец Церкви Иоанн Златоуст добавляет, что Христос мог бы уничтожить войны, но попускает им быть «для вразумления людей бесчинных, делающихся во время мира нерадивыми».

Мы, православные русские люди, по своим грехам действительно нуждаемся во вразумлении, чтобы покаяться в своей неправедной жизни, если забываем об исполнении Его заповедей и преклоняемся перед обычаями чужих стран и народов. Мы доверчиво перенимаем их образ жизни и далеко не христианские нравы, забывая благочестивые традиции предков, нарушаем целомудренность и чистоту семейной жизни, совершаем многочисленные убийства наших нерожденных детей, делая аборты. Мы, забывая спасительные слова молитвы, имеем привычку осквернять родную русскую речь матерной бранью. Мы часто презираем воздержание плоти и пост, становимся слабыми, предаваясь разрушительным для душевного и телесного здоровья излишествам. Мы целью жизни избираем материальные приобретения, развлечения и плотские наслаждения и так далее…

И вот Бог, как наш заботливый Отец, вразумляет и наказывает нас скорбями и войнами, чтобы в этих горестных испытаниях мы в покаянии обратились к Нему за помощью. Пусть испытания сегодняшнего времени послужат для исправления нашей жизни, пробудят нашу совесть, чтобы сохранить наши души, православную веру и наследие Святой Руси. Нам надо каяться и исправляться, и если мы покаемся, то Бог сокрушит силу служителей тьмы и зла и восстановит мир на нашей земле.

В эти дни испытаний не будем предаваться ожесточению, унынию и отчаянию, ибо это великий грех. Мы должны быть более, чем когда-либо, стойкими в вере и исполнении святоотеческих преданий и евангельских заповедей. Молю вас прекратить в эти тяжкие дни испытаний бесчинные увеселения и развлечения. Придем на помощь нашему Отечеству, кто чем может, будем оказывать милость страдающим и нуждающимся, раненым и беженцам. Будем молиться об укреплении силы и мужества защитников правды и добра на полях сражений. И также молиться об упокоении воинов, на поле брани убиенных, которые, выполняя заповедь Христа, отдали свою жизнь ради спасения ближних. Как говорит Сам Господь: «Болши сея любви никто же имать, да кто душу свою положит за други своя». (Ин. 15, 13).

Братие! Будем истинными христианами и подлинно русскими людьми по духу и делам. Ныне время молитвы и духовного подвига, воздержания и покаяния. Будем, братие, усердно молиться, да Господь наш Исус Христос, примиривший Собою небо и землю, примирит и нас всех, даст нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пресвятое Его имя. Аминь!»

Сегодня многие утверждают, что мы живем в непростое время, на что хочется задать вопрос: а когда в нашем Отечестве было простое время, без войны, эпидемии, природных стихий и внутренних нестроений? Во все времена этих испытаний (попускаемых Богом для нашего спасения и вразумления) русский народ, а в особенности православные старообрядцы уповали на защиту Христа и Пресвятой Богородицы, усиливали молитву и покаяние, налагали на себя добровольный пост и при этом мужественно защищали свою родную землю на фронте и в тылу, показывали пример беззаветной стойкости и любви к Родине. Хочу обратиться к истории нашей Церкви в прошлом, 20-м, веке, когда русский народ перенес две мировые войны, начавшиеся в 1914 и в 1941 годах.

Послание еп. Ярославского и Костромского Геронтия (Лакомкина) по случаю объявления войны 1914 года

«По грехам нашим Господь посылает нам такие испытания. Мы, русские люди, обязаны защищать нашу Родину от дерзкого и безбожного врага.

Прежде всего, давайте усердно молиться, по слову апостола: «Творите молитвы, моления, прошения и благодарения за вся человеки, наипаче за царя и за вся иже во власти сущих, да тихо и безмолвно житие поживем во всяком благоверии и чистоте» (Тим., зач. 282).

Также по долгу христианства и заповеди любви к ближним окажем доброе сочувствие и помощь семьям тех, кого призвали на военные действия, помощь беженцам, призванным воинам, которые нас защищают и готовы положить душу свою за ближних, за независимость нашего Отечества и православную веру.

Братие! Постараемся в каждой общине и приходе оказать духовную и материальную помощь воинам и их семьям милосердным добрым словом и молитвой, позаботимся об их нуждах, помня слова апостола: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов».

Утешая друг друга, помогая ближним своим, обратимся от чистого сердца к Богу, чтобы помиловал нас и помог поскорее усмирить наших врагов и пребывать нам и нашей стране в мире, тишине и благоприятных обстоятельствах».

Архиепископ Московский и всея Руси Иринарх (Парфенов) по случаю начала Великой Отечественной войны. 1941 г.

«Великая милость Божия, сила нерукотворная сильнее силы антихриста и иже с ним сил бесовских. Как в былые времена, воинство русское сотрет с лица земли аспида и василиска.

Святой Александр Невский на Чудском озере защитил Русскую землю, и освободил ее от немецкого ига, а в тяжелые времена татаро-монгольского ига святой Дмитрий Донской разбил их несметные полчища, укрепляясь молитвой преподобного Сергия Радонежскаго. В Смутное время патриарх Гермоген отдал свою жизнь за освобождение Отечества от изменников и интервенции.

В Отечественную войну 1812 г. русский народ, в том числе старообрядцы под водительством донского казака атамана Платова, изгнали французских завоевателей с родной земли.

По примеру наших славных предков будем и мы ныне непоколебимы и тверды в защите нашей Родины от врагов и супостатов.

Архиепископ Иринарх в начале Великой Отечественной войны 1941 г. писал в своем обращении к старообрядцам: «Старообрядцы никогда не были изменниками Родины. Они до последней капли крови всегда защищали свое родное Отечество. Мы уверены, что в годину тяжких испытаний, которые нам в настоящее время приходится переживать, старообрядчество, так же верное своим вековым традициям, дружно даст отпор коварному врагу.

Всяк, кто в силах держать меч, пусть отправляется на бранное поле. Всяк, кто в силах трудиться на полях, заводах и фабриках, пусть трудится честно на благо Родины…

По примеру святых воителей, под знаменем Честнаго и Животворящаго Креста, с благословением и молитвами всех святых и аз благословляю вас на подвиги ратные. Меч победы да пребудет в руках ваших, разящих иноземного врага!

И да бегут от лица Бога и от Родины нашей все ненавидящие вас! Да бегут все враги и супостаты! Яко исчезает дым да исчезнут. Аминь!

В своем «Слове о посте по случаю начала войны 1917 г.» епископ Рязанский и Егорьевский Александр (Богатенков) пишет: «Православные христиане! Только что окончившийся Освященный Собор, заслушав предложение об усилении поста и молитвы к Богу по случаю переживаемого нашей Родиной тревожного времени, постановил: совершить сие в течение трех дней.

Строгий трехдневный пост, сочетаемый с усердной молитвой, прообразом которого был трехдневный пост ниневитян, согрешивших перед Богом, которые умилостивили Его искренними слезами раскаяния…

Освященный Собор 1917 года заповедал всем старообрядцам усиленный пост и молитву, ибо так повелел пророк Иоиль: «Назначь пост, объяви торжественное собрание (на молитву), созовите старцев и всех жителей страны в дом Господа Бога вашего и взывайте к Господу» (Иоиль 1, 14). Ниневитяне, слыша только угрозу о разрушении града (ныне это угроза ядерной войны), поверили Богу и его пророку, пришли в чувство и «обратились от злого пути своего». «Ниневитяне, — пишет святой Иоанн Златоуст, — тотчас после проповеди Ионы поспешили к посту: все мужи, жены, начальники, подчиненные, дети, старцы… всюду плач и вопль. Постом и раскаянием в своих грехах они привлекли к себе благословение Божие… И в три дня отклонили от себя гнев Господа».

Поревнуем и мы, братие, ниневитянам (пишет вл. Александр) чтобы отвратить гнев Божий, воздвигаемый на нас через внешних и внутренних врагов. Объединимся в защиту Руси Святой, чтобы спасти ее существование, честь и свободу. Помните, что если враг не будет отражен, то погибнут все наши надежды на мирную свободную жизнь.

Итак, братие, усердно молитесь в эти дни и поститесь, призывая помощь, твердо веруя, что получите просимое. «Бог может и сегодня же прекратить все бедствия, — учит св. Иоанн Златоуст, — но Он не прекратит, пока не увидит, что мы очистились, пока не увидит, что в нас произошла перемена и наступило покаяние, твердое и непоколебимое».

Будем же, братие, несомненно верить, что Господь за молитвы Пречистыя Его Матере и всех святых, видя наше раскаяние, умиленный пост и молитвы, воздвигнет наше Отечество от погибели и дарует мир всему миру! Аминь».

Братие, вспомнив, как наши благочестивые предки мужественно и самоотверженно защищали Россию от врагов и супостатов в годы грозных военных событий прошлого века, последуем их примеру. Будем усердно взывать к Богу о даровании победы нашим воинам, мужества и мудрости нашим правителям и полководцам, единения и самоотдачи труженикам фронта и тыла, духа стойкости и крепкой веры в нашу победу всему русскому народу.

Предлагаю по примеру Собора нашей Церкви в 1917 году, как об этом пишет еп. Александр (Богатенков), всем христианам нашей Церкви усилить молитву и принять добровольный трехдневный пост, чтобы Господь умилостивился над нами и отклонил Свой гнев и даровал нам мир и победу над внешними и внутренними врагами.

Архипастырские встречи

13 декабря 2021 года в Московской Митрополии РПСЦ состоялась встреча с руководителем Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) Е.А. Примаковым. В ходе продолжительной беседы обсуждался ряд вопросов, связанных как с переселением соотечественников из-за границы, так и с действующими иностранными миссиями в других странах. Были намечены направления дальнейшего сотрудничества в поддержке переселенцев-старообрядцев и проведении совместных культурных мероприятий.

15 декабря 2021 года прошла встреча с губернатором Калужской области В.В. Шапшой. На встрече с губернатором присутствовали глава администрации Боровского района Н. Калиничев и мэр Боровска А. Бодрова. Также были обсуждены вопросы развития старообрядческих общин города с главой Боровской районной администрации Н.А. Калиничевым.

20 июня с.г. состоялась встреча с губернатором Санкт-Петербурга А.Д. Бегловым. В ходе встречи поднимался вопрос о храме св. митрополита Петра в здании Чубыкинской богадельни, а также об архитектурном ансамбле Епархиального православного старообрядческого духовно-просветительского центра Санкт-Петербургской и Тверской епархии на территории, прилегающей к Громовскому кладбищу. Мы обратились к губернатору с просьбой передать Церкви помещение храма во имя свт. Петра. Чубыкинская богадельня с храмом митрополита Петра при ней принадлежала до революции Громовской общине Санкт-Петербурга. Губернатор отметил, что возвращение храма свт. Петра представляет большую сложность, так как в здании находится образовательное учреждение. Еще одним пунктом обсуждения стал проект восстановления архитектурного ансамбля Епархиального православного старообрядческого духовно-просветительского центра Санкт-Петербургской и Тверской епархии на территории, прилегающей к Громовскому кладбищу. Здесь находился храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный по проекту архитектора Мартьянова. В 1933 году храм был взорван. Покровская православная старообрядческая община г. Санкт-Петербурга в течение нескольких лет занимается вопросом воссоздания храмового комплекса, проводит археологические исследования и работает с архивными материалами. Часть участка Громовского кладбища уже передана Церкви. Для того чтобы приступить к работам по возрождению здесь храма, необходимо расчистить участок для строительства и зарегистрировать единый земельный участок. Губернатор выразил готовность оказать поддержку в оформлении земельного участка на Громовском кладбище и воссоздании здесь молитвенного помещения.

25 июля с.г. состоялась поездка в Самару. Здесь старообрядческую делегацию приняли в правительстве Самарской области. В ходе встречи с вице-губернатором области Д.В. Кочергиным обсуждались вопросы восстановления храма во имя Казанской иконы Богородицы в Самаре и строительства дома причта в г. Тольятти.

Общественно-церковные события

30 ноября 2021 года в Москве состоялось очередное заседание рабочей группы по содействию добровольному переселению соотечественников-старообрядцев, проживающих за рубежом, и их адаптации в Российской Федерации (под руководством заместителя руководителя Администрации Президента Российской Федерации В.Е. Островенко).

В заседании приняли участие: представители нашей Церкви, референт Управления Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан С.С. Бочков, заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике А.Ю. Вылегжанин, помощник полномочного представителя президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе В.Л. Попов, заместитель полномочного представителя президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе В.Г. Куранов, губернатор Приморского края О.Н. Кожемяко, заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех по финансовым вопросам председатель Попечительского совета Благотворительного фонда поддержки и содействия старообрядчеству (древлеправославию) «Правда Русская» И.Н. Завьялов, генеральный директор этого фонда М.О. Шахов и другие.

В повестку дня вошли следующие темы:

  • О проблемных вопросах, возникающих при переселении семей старообрядцев, выразивших желание переехать из-за рубежа в Приморский край.
  • О содействии со стороны МИД России и МВД России в организации оформления документов для старообрядцев, выразивших желание переехать в Приморский край.
  • О создании с участием переселенцев-старообрядцев российской некоммерческой организации, объединяющей старообрядцев разных согласий, и привлечении ее к взаимодействию с органами власти, специализированными организациями и коммерческими структурами.

Было поддержано мое предложение создать духовный центр в г. Владивостоке. Выяснилось, что на данный момент около сотни семей выразили желание переселиться из Латинской Америки в Россию. Причем староверы готовы ехать не только в Приморский край, но и в другие регионы.

15 декабря 2021 года мне довелось принять участие в ежегодном всероссийском форуме «Право. Религия. Государство». Помимо Общественной палаты организаторами и партнерами форума являются Славянский правовой центр, Российская организация религиозной свободы, постоянные комиссии Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Участники обсудили темы: «СМИ как средство противодействия религиозной ксенофобии», «Религиозная деятельность: правовое регулирование и актуальные проблемы», «Взаимодействие религиозных организаций с органами власти и местного самоуправления», «Национальная безопасность и свобода совести: противоречия и возможности».

Выступая на мероприятии, я отметил:

«Само понятие «совесть» истолковывается как глас Божий в душе человека. Наличие свободы — это то, что приближает нас к образу и подобию Божию. Бог ждет от человека сознательного обращения и жизни по Его заповедям. Свобода совести имеет также правовой характер, когда государство конституционным путем преподносит свободу как норму права…

 Старообрядцы, то есть православные христиане, поддерживают все традиционные социальные институты общества. Мы с уважением относимся к конфессиональным предпочтениям других людей и никогда не проявляли никакой агрессии в отношении власть имущих и наших соотечественников. Современные староверы как никто ценят настоящую свободу совести, ибо как ее сохранить в условиях почти непрекращающихся гонений — нам передали наши благочестивые предки».

10 февраля с.г. я принял участие в расширенном заседании совета РАРС (Российская ассоциация защиты религиозной свободы). В нем приняли участие члены Совета РАРС, лидеры и представители российских религиозных объединений и эксперты.

Вниманию участников видеоконференции был представлен доклад «Свобода совести и религиозная нетерпимость в современном мире», представляющий взгляд экспертов ассоциации на ситуацию в области обеспечения прав верующих в мире в 20202021 годах. Затем состоялась дискуссия о перспективных направлениях информационно-аналитической деятельности РАРС и содержании доклада.

Из докладов конференции видно: гонения на христианство имеют место и в современном мире. Случаи насилия и дискриминации на почве разных вероучительных взглядов распространены в странах Африки, Ближнего Востока, в меньшей степени в странах Европы и Америки.

В своем докладе я отметил:

«Свобода относительна. Западные страны могут по-своему трактовать это понятие и упрекать нас в том, что в России эта свобода ограничена. Нас даже наказывают санкциями за то, что мы не хотим принять чьи-то стандарты нравственности, а точнее безнравственности. Я думаю, что наша страна с Божией помощью не отойдет от тех традиционных нравственных ценностей, которые хранит русский народ».

28 февраля с.г. в Московском государственном объединенном музее-заповеднике «Коломенское» торжественно открылась выставка «От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества». В стенах дворца царя Алексея Михайловича, где проходила выставка, делегацию РПСЦ встречали: руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы В.И. Сучков, начальник Управления по связям с религиозными организациями К.Л. Блаженов, директор музея-заповедника М.В. Люльчук, а также гости выставки.

Выставка, посвященная 400-летию священномученика и исповедника протопопа Аввакума, организована по инициативе нашей Церкви при непосредственной поддержке мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина.

Участники выставки — Музей-заповедник «Коломенское», Московская Митрополия РПСЦ, Государственный исторический музей, Российский государственный архив древних актов, Российская государственная библиотека, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Музеи Московского Кремля, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

29 марта с.г. я принял участие в круглом столе «Мировые религии против идеологии нацизма и фашизма в XXI веке», который прошел в Государственной Думе РФ. Основным организатором выступил Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных организаций. В мероприятии приняли участие: заместитель руководителя Департамента межрегиональных связей города Москвы К.Л. Блаженов, начальник Главного военно-политического управления Вооруженных сил Российской Федерации О.Ю. Веселков, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Е.С. Дружинина и другие деятели науки и представители различных религиозных организаций.

Несколько важных мероприятий состоялось на Рогожском в дни празднования Недели свв. жен-мироносиц.

Так, 6 мая с.г. ведущие хоровые коллективы Русской Православной Старообрядческой Церкви выступили в Московском международном доме музыки. В этом вечере духовных песнопений сего года приняли участие пять хоровых коллективов: мужская и женская группы ржевского Покровского храма, Московский молодежный женский хор «Амфор», Московский рогожский хор Покровского кафедрального собора, мужской хор «Параклит» из Ростова-на-Дону и мужской хор из Нижнего Новгорода. Организаторами выступили Московская Митрополия РПСЦ и Правительство Москвы.

8 мая с.г. в Доме причта на Рогожском состоялся ряд презентаций, связанных с книгоиздательством и изобразительным искусством. Первой темой этого дня стал разговор о старинном старообрядческом духовном центре — городе Клинцы. Этому городу были посвящены выставка картин художника Дмитрия Паукова «Клинцы старообрядческие» и фотоработы Михаила Балакина.

Затем состоялось открытие фотовыставки А.Г. Елфимова «Ермаково поле. Четыре времени года». Историк, коллекционер и меценат отметил, что в прошлом году исполнилось 140 лет со дня смерти великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, и представил несколько уникальных изданий Ф.М. Достоевского, подготовленных при помощи своего благотворительного фонда. Затем А.Г. Елфимов вернулся к теме прошедшего юбилея — 400-летия протопопа Аввакума. Он рассказал об открытии памятника священномученику Аввакуму в тобольском парке «Ермаково поле», которое состоялось в прошлом году.

Протоиерей Вадим Коровин представил гостям свою книгу «Род сей не прейдет». Издание содержит жизнеописания старообрядческих святых, просиявших с середины XVII до середины XX века. Жития дополнены иконописными изображениями многих святых, а также посвященными им богослужебными текстами: тропарями, кондаками и икосами, в некоторых случаях канонами. Книгу можно приобрести в церковной лавке РПСЦ.

Заключительной стала презентация книги «Азбука певческая Ивана Прокофьева, деревни Мисцева книгописца». Издание подготовлено Музейно-библиотечно-архивным отделом Московской Митрополии РПСЦ при финансовой поддержке Правительства Москвы. Этот труд является учебно-методическим пособием, которое на протяжении XIX века использовалось для обучения пению в гуслицкой наречной старообрядческой традиции.

На следующий день, 9 мая, на Рогожском состоялся старообрядческий кинофорум.

7 июля с.г. в Доме русского зарубежья прошел круглый стол о возвращении в Россию старообрядцев из-за рубежа. За последние два года после пандемии вопрос переселения впервые поднимается так масштабно.

Во встрече, кроме представителей РПСЦ, приняли участие: директор Дома русского зарубежья В.А. Москвин, руководитель Паломнического центра имени протопопа Аввакума М.Б. Пашинин, представитель Администрации Президента А.А. Терентьев, генеральный директор Благотворительного фонда поддержки и содействия старообрядчеству (древлеправославию) «Правда Русская» М.О. Шахов, главный научный сотрудник Отдела рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея Е.М. Юхименко, представители общественных организаций, ученые. Участники встречи вспомнили опыт переселенцев и констатировали тот факт, что сегодня значимость переселения соотечественников осознается властями разных уровней, что дало ощутимые результаты в этой области.

Торжества по случаю 250-летия Рогожского

17 октября 2021 года в духовном центре Русской Православной Старообрядческой Церкви при Рогожском кладбище состоялись торжественные мероприятия, посвященные 250-летию его основания.

Участниками празднования помимо духовенства Церкви стали: главный советник Департамента по взаимодействию с религиозными объединениями Управления по внутренней политике Администрации Президента Российской Федерации А.А. Терентьев, благотворитель и меценат С.С. Кондрашов, доктор филологических наук главный научный сотрудник Отдела рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея Е.М. Юхименко, советник отдела по связям с православными религиозными организациями М.Г. Сохраненков, историк В.Ф. Козлов, руководитель Паломнического центра имени протопопа Аввакума М.Б. Пашинин, а также жители и гости столицы.

Программа мероприятий состояла из нескольких выставок, конференции, которая включала выступления с докладами по истории Рогожского центра, и вечера духовных песнопений.

Начались мероприятия открытием фотовыставки возле Певчих палат, расположенной под открытым небом. Экспозиция посвящена архипастырям, священству, чтецам и мирянам нашей Церкви. Представлены снимки, запечатлевшие крестные ходы разных лет, интронизацию митрополита Андриана (Четвергова) в 2005 г., служение митрополита Алимпия (Гусева), приезд епископа Киприана из Румынии на Рогожское в 1986 году, торжественную службу по случаю празднования 1000-летия со дня Крещения Руси (1988 г.) и другие события.

Костромская старообрядческая община также поддержала празднование юбилея Рогожского, представив совместную с о. Алексеем Михеевым книжную выставку «Достояние». Гости выставки увидели печатные старообрядческие книги XVII, XIX–XX вв., а также рукописи XIX века.

В этот же день на Рогожском в Доме причта состоялась конференция, посвященная 250-летию основания духовного центра.

Юбилею Рогожского также был посвящен круглый стол «Культурное наследие старообрядчества. Опыт изучения, сохранения, возрождения и популяризации», который состоялся 18 ноября 2021 года в стенах Центра краеведения, москвоведения и крымоведения Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва.

13 декабря 2021 года в стенах Московского старообрядческого духовного училища (МСДУ) состоялась ежегодная научно-практическая конференция. Главной темой мероприятия стало 250-летие со дня основания Рогожского кладбища, ставшего впоследствии духовным центром РПСЦ. В мероприятии приняли участие: настоятель Покровского кафедрального собора на Рогожском протоиерей Алексей Михеев, директор МСДУ А.И. Шатохин, иерей Василий Андроников (Москва), преподаватели и студенты МСДУ, а также гости духовного училища. Училище проводит подобную конференцию уже в шестой раз.

Освящение новых храмов

12 декабря 2021 года в г. Морозовске Ростовской области был освящен новый храм. Чин освящения совершил архиепископ Донской и Кавказский Зосима (Еремеев). На торжество приехали иерей Евгений Пахмутов из Волгограда и диакон Тимофей Минаев из Краснодара. Из Ростова-на-Дону прибыл иерей Иоанн Севастьянов, настоятель нового храма, и для него состоявшееся освящение — венец многих трудов. Морозовская — одна из пяти общин ростовского священника.

Храм начали строить в мае 2019 года при помощи благотворителей. Немалую финансовую и физическую лепту внесла Покровская община г. Ростова-на-Дону.

30 июля с.г. храм во имя свт. Арсения Уральского был освящен мной в г. Орске Оренбургской области. Мне сослужили преосвященный епископ Казанско-Вятский Евфимий (Дубинов), священники Владимир Гошкодеря, Никола Татауров, Константин Гаранин, Алексей Антюшин, протодиакон Виктор Савельев, диакон Иоанн Татауров, диакон Алексей Кашминский. Живописный каменный храм возведен в исторической части города. Строилась церковь десять лет. Вдохновением к началу строительства послужило обретениенетленных мощей свт. Арсения Уральского в 2011 году. Святитель Арсений и священнослужители, которым довелось трудиться в ту эпоху, были защитники земли русской. Они защищали ее в первую очередь молитвой. Святитель Арсений убедился в истинности веры, в необходимости святой литургии для спасения, личным примером, отношением в труду, молитве, церкви привел ко спасению многих своих современников. Для нас, его потомков, это также пример для подражания.

4 августа с.г. мы с епископом Евфимием (Дубиновым) молились службу освящения храма в г. Стерлитамаке. На торжество прибыли: протоиерей Владимир Гошкодеря, иерей Константин Гаранин, протодиакон Виктор Савельев, диакон Алексей Кашминский. Стерлитамак — второй по численности населения город Башкирии. Здесь существовала община старообрядцев, не приемлющих священство. В 90-х годах прошлого столетия они арендовали помещение бывшего детского сада. Со временем община познакомилась с о. Владимиром Гошкодерей и присоединилась к Русской Православной Старообрядческой Церкви.

5 августа с.г. состоялось посещение столицы Республики Башкортостан г. Уфа, где был совершен молебен на месте будущего храма. Мне сослужил протоиерей Владимир Гошкодеря (Оренбург). Уфимцы подготовили участок для строительства церкви. Приступить к основательным строительным работам препятствует пока малочисленность общины и недостаток средств.

21 августа с.г. в Калуге состоялось освящение храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Мне сослужили настоятель храма иерей Иоанн Курбацкий, протоиереи Алексей Михеев и Артемон Шендригайлов, иерей Алексей Лопатин, протодиакон Виктор Савельев, диаконы Феодосий Зинченко и Иоанн Егоров.

О храме Знамения в Калуге слышали многие, но не все знали, что много лет община собиралась на молитву в небольшом приделе. На момент передачи храма старообрядческой Церкви в 1989 году здание находилось в плохом состоянии: штукатурка на стенах осыпалась, пол в некоторых местах проседал. К 1995 году удалось отремонтировать придел, чтобы было место для службы. Митрополит Алимпий (Гусев) освятил придел во имя свт. Николы Чудотворца.

В 2008 году приход обрел настоятеля о. Иоанна Курбацкого. Наладив молитвенную, просветительскую и церковно-общественную жизнь общины, о. Иоанн за эти годы смог полностью отремонтировать храмовое здание. Венцом его трудов и стало это освящение.

4 сентября с.г., на отдание праздника Воздвижения Креста Господня, епископ Казанско-Вятский Евфимий (Дубинов) освятил алтарь во временном приделе храма святителя Николы в селе Нижний Услон Республики Татарстан. Община получила возможность проводить полноценные службы и надеется, что с помощью Божией реставрация храма пойдет более быстрыми темпами.

Хиротонии

14 ноября 2021 года в Покровском кафедральном соборе мною был рукоположен Алексей Кирьянов в сан диакона ко храму Успения Пресвятой Богородицы г. Моршанска. 21 ноября того же года диакон Алексей Кирьянов был поставлен во иереи также к моршанскому храму.

10 декабря с.г. преосвященный Викентий, епископ Ярославско-Костромской и Нижегородско-Владимирский, в Преображенском кафедральном соборе г. Костромы рукоположил диакона Евгения Иванова в сан пресвитера ко храмам Николо-Улейминского монастыря.

15 декабря с.г. преосвященный Евмений, епископ Кишиневский и всея Молдавии, в селе Куничи в Молдавии рукоположил во диаконы Виссариона Макарова. Спустя неделю, 26 декабря, владыка Евмений поставил диакона Виссариона Макарова во иереи ко храму Флора и Лавра.

30 января с.г. в Покровском кафедральном соборе на Рогожском был рукоположен во диаконы чтец Аввакум Рахимов ко храму Всемилостивого Спаса в Невьянске.

В тот же день на Урале ко храму Пресвятой Троицы с. Пристань епископ Казанско-Вятский Евфимий рукоположил во диаконы чтеца Илию Устинова.

13 февраля с.г. в Покровском кафедральном соборе в Москве рукоположен во диаконы чтец Илия Андреев. Новопоставленный диакон благословлен на служение в храме св. пророка Илии г. Гомеля.

20 февраля с.г. в Покровском кафедральном соборе был рукоположен во диаконы чтец Максим Ежуков. Через неделю, 27 февраля, он был поставлен во иереи ко храму свт. Николы Чудотворца с. Волое Калужской области.

10 апреля с.г. в Покровском кафедральном соборе рукоположен во диаконы чтец Александр Мелентеев. 5 июня с.г. диакон Александр был поставлен во священники. Иерей Александр благословлен на служение в Покровском храме г. Верея Московской области. Александр Мелентеев родился в 1996 году в старообрядческой семье в румынском городе Тульча. В 2017 году по совету духовного отца поступил в Московское старообрядческое духовное училище, которое окончил в 2019 году.

29 августа с.г. диакон Димитрий Коноваев был возведен в степень протодиакона. Поставление совершил епископ Ярославско-Костромской Викентий в Спасо-Преображенском храме Костромы.

8 сентября с.г. в храме московской Остоженской общины в день престольного праздника Владимирской иконы Богородицы мной был рукоположен во диаконы чтец Леонид Лисуренко, сын настоятеля храма протоиерея Сергия Лисуренко.

25 сентября с.г. в храме с. Балаки (Удмуртия) преосвященным епископом Евфимием Казанско-Вятским был рукоположен диакон Даниил Брагин ко храму Успения Пресвятой Богородицы г. Очёр Уральской епархии.

9 октября с.г. в Костроме епископ Викентий (Новожилов) рукоположил во пресвитеры диакона Леонида Усикова. Иерей Леонид поставлен на священнослужение ко храму Рожества Пресвятыя Богородицы д. Дурасово Костромской области.

14 октября с.г. в храме Покрова Пресвятыя Богородицы Ростова-на-Дону преосвященнейшим архиепископом Зосимой были совершены долгожданные для всей Донской и Кавказской епархии хиротонии. Диакон Тимофей Минаев поставлен во священники, ему поручено окормление прихода г. Краснодара, и чтец Иоанн Горшенин возведен в степень диакона, он будет служить в г. Фролово в храме во имя святителя Николы, епископа Мир-Ликийских, чудотворца.

О работе Просветительского отдела РПСЦ (руководитель отдела иерей Михаил Родин)

Несмотря на сложности, вызванные ограничениями, связанными с пандемией коронавируса, и последними политическими и военными событиями, Просветительский отдел РПСЦ за прошедший с предыдущего Освященного Собора год наращивал свою активность на всех направлениях.

Иностранная миссия

Связь с зарубежными приходами РПСЦ в последнее время осложнилась в связи с ограничениями, направленными против распространения коронавируса, и сложной международной политической ситуацией. Однако эта связь активно поддерживается. В старообрядческих общинах Пакистана активно трудятся иереи Кирил и Павел. Храм во имя прп. Серапиона Черемшанского в г. Саргодхе уже построен, завершена его отделка, ожидается освящение этого храма.

В этом году при содействии Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (сокращенно Россотрудничество) в один из вузов Москвы впервые поступила студентка из Пакистана, прихожанка прихода в Саргодхе. Она будет обучаться по специальности «учитель русского языка как иностранного». Ожидается приезд в Москву на богослужебную стажировку о. Павла Назира (г. Вазирабад). Между представительством Россотрудничества в г. Карачи и старообрядческими приходами Пакистана установлена связь, готовятся совместные проекты и мероприятия как в области продвижения русской культуры, так и в деле обучения русскому языку пакистанских старообрядцев.

Миссия РПСЦ в Пакистане вызывает большой интерес у российского общества. В мае текущего года состоялся первый показ фильмов о старообрядчестве в Доме кино в Москве. Были показаны фильм о старообрядцах Пакистана «…Ни эллина, ни иудея», который до этого уже был номинирован на различных международных кинофестивалях, а также состоялась премьера фильма А. Бочкарева под названием «О том, что свято», посвященного крестному ходу из Вереи в Боровск.

Просветительский отдел совместно с Фондом поддержки миссии Русской Православной Старообрядческой Церкви «Золотой Пересвет» и с Комитетом по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств СНГ организовал доставку гуманитарной помощи в Донецкую Народную Республику, в старообрядческий приход с. Ольховатка. Помощь была доставлена к празднику Святой Троицы 13 июня. В настоящий момент собран груз для трех приходов Донбасса.

Сотрудничество с Комитетом по делам воинов-интернационалистов не ограничивается гуманитарной помощью приходам Донбасса. Плодом этого сотрудничества стали две поездки руководителя Просветительского отдела иерея Михаила Родина в Сирию, в организации которых принимал также участие фонд «Золотой Пересвет». В настоящее время налажено сотрудничество с Российским центром науки и культуры в Дамаске, готовится ряд совместных просветительских мероприятий на территории колыбели христианства — Сирии. Связи между Россией и Сирией не ограничиваются одним только военным сотрудничеством — русская духовная культура представляет большой интерес для жителей Сирии, а древлеправославие, безусловно, является стержнем русской духовной культуры. Русская Православная Старообрядческая Церковь несет свет исконного православного учения и в этой растерзанной войной стране.

Общественно-культурные мероприятия

В числе культурных мероприятий стоит упомянуть следующие. Организована передвижная выставка «Клинцы старообрядческие», которая уже была представлена в Москве на Рогожском, в Музее Ветки (Белоруссия), а также в различных городах Брянской области. Эта выставка была отмечена в интернет-публикациях и в печатной прессе, включая журнал для художественных занятий с детьми «Юный художник».

Прошли мероприятия в Клинцах, проведенные Просветительским отделом во время моего визита на престольный праздник Преображения в 2022 году: накануне визита четырехдневный пленэр художников «Великая Топаль — Клинцы — Преображение», выставка на открытом воздухе перед храмом, выставка в Краеведческом музее. В Краеведческом музее состоялась Встреча митрополита Корнилия с творческим активом Клинцов (художниками, педагогами, краеведами, журналистами, учащимися художественной школы, сотрудниками музеев).

20 июля с.г. в Доме правительства прошла моя встреча с вице-премьером А.Л. Оверчуком по вопросу поддержки русского языка в зарубежных общинах РПСЦ. Для решения поставленных вопросов было проведено Совещание в МИД РФ с участием представителей Россотрудничества, а также Министерства просвещения и Министерства высшего образования и науки. Сейчас в рабочем порядке ведется диалог по поставленным вопросам.

После встречи в Доме правительства получено разрешение на передачу здания бывшей школы в пользование прихода РПСЦ в Клинцах, с возможностью демонтажа здания на безвозмездной основе, с условием обустройства территории, создания там поклонного креста на месте бывшего храма и информационного стенда с историческими сведениями. Начат диалог с представителями Министерства культуры России. Спонсором всех работ на объекте является гражданин Австралии старообрядец Михаил Моисеевич Овчинников.

6 октября с.г.  в средней школе села Ильинский погост Орехово-Зуевского района Московской области проведен вечер памяти краеведа Ю.А. Карякина «Память о прошлом — ради будущего». На мероприятии объявлено о начале работы проекта «Гуслицы старообрядческие», духовным руководителем которого назначен иерей Виталий Матвеев, настоятель храма села Селиваниха. Собравшиеся на вечере памяти выслушали предложение директора МСДУ А.И. Шатохина о возвращении исторического топонима Гуслицы и просили меня обратиться к главе администрации Орехово-Зуевского городского округа с просьбой решить этот вопрос. Вместе с моим Обращением предложено передать Протокол состоявшегося собрания и Письмо поддержки от главы Общественной палаты Орехово-Зуевского округа.

15 сентября с.г. на Совете Митрополии директором МСДУ А.И. Шатохиным был сделан подготовленный вместе с Сергием Маркусом доклад о необходимости создания Сообщества музейных сотрудников, занимающихся темами по истории и культуре старообрядчества.

Просветительский отдел стал официальным соорганизатором Первой международной научной конференции в музее Ветки, которая состоится 25–26 октября. По итогам этой конференции издается сборник научных статей с участием специалистов РПСЦ.

Передвижная выставка «Клинцы старообрядческие» с сентября демонстрируется в Музее старообрядчества и белорусских традиций в Беларуси: сейчас в Ветке, а с начала 2023 года в филиале музея в Гомеле.

С 11 по 14 октября группа учащихся средней школы г. Клинцы под руководством учителя истории кандидата исторических наук Александра Шевеля провела экспедицию на Рогожском (состоялись экскурсии, знакомство с Духовным училищем, посещение звонницы и мастер-класс колокольного звона). Школьники получили подарки от Просветительского отдела. Таким образом закладывается почва для кадров будущего Музея старообрядчества в Клинцах.

Отстаивание православного вероучения

В течение прошедшего года велась ежедневная работа по обновлению материалов и диалогу с участниками групп «Старообрядцы во всего мира здесь» и «Православная церковь Пакистана» в сети «Фейсбук» (до его запрета в России), затем только в сети «ВКонтакте».

Отдельно следует отметить цикл передач канала «Глагол.ТВ» под названием «Обо всём». Авторы этих передач иерей Михаил Родин и протоиерей Вадим Коровин подготовили подробный разбор ложных утверждений о старообрядчестве, которые распространились в сети Интернет. Особенно концентрированно эти ложные утверждения представлены в лекции новообрядческого миссионера о. Георгия Максимова, который собрал множество миссионерских штампов и пасквилей и выдает их за истину. Отцы Вадим Коровин и Михаил Родин дали достойный ответ на все эти измышления. Замечательный цикл из десяти передач, посвященных этим миссионерским мифам, отличается простотой оформления и глубиной мысли. Для того чтобы твердо стоять в вере, всем без исключения можно посоветовать ознакомиться с этим циклом из десяти передач под названием «Обо всём».

Издательская работа

Один из ведущих сотрудников Просветительского отдела протоиерей Вадим Коровин написал уникальную книгу под названием «Род сей не прейдет», посвященную святым, просиявшим в Церкви после раскола XVII века. Книга объединила в себе более восьмидесяти житий святых, их иконописные изображения, а также тропари, кондаки и каноны этим святым. Эта книга стала не только ценнейшим справочным источником, но и настольной книгой многих наших христиан и молитвенным пособием. Она написана легким и живым языком, издана в хорошем качестве и может быть замечательным подарком как для верующих, так и для тех, кто только желает узнать об истине старой веры.

Кроме этого фундаментального труда, за прошедший год были выпущены и такие книги: впервые изданная в полном объеме служба святителю Спиридону Тримифийскому и канон великомученику Евстафию Плакиде с подробными пояснениями и житием.

Нельзя оставить без внимания подготовку второго номера журнала «Церковь», главным редактором которого стал протоиерей Вадим Коровин, а редакционная коллегия состоит из иерея Михаила Родина, Глеба Чистякова и Романа Аторина. Издание этого номера стало поистине ярким событием для нашей Церкви. Номер получился красочным, содержательным, живым и интересным. Журнал интересно будет почитать как укорененным в вере чадам нашей Церкви, так и людям, которые еще далеки от Церкви, но интересуются старообрядчеством.

Образовательная деятельность

Просветительский и Информационно-издательский отделы Митрополии в этом году завершили реализацию президентского гранта, направленного на христианское просвещение, а именно выполнили следующие работы за период 1 июля 2021 — 30 июня 2022 г.:

— Написано и опубликовано на сайте rpsc.ru (РПСЦ.ру) 67 статей на исторические и вероучительные темы. Авторы: протоиерей Вадим Коровин, иерей Михаил Родин, иерей Алексей Лопатин, матушка Анастасия Трифан, Роман Юрьевич Аторин.

— Изданы в электронном виде два учебных пособия: 1) «Иконостас», автор протоиерей Вадим Коровин; 2) «Разуметь словеса мудрости. Уроки Ветхого Завета в воскресной школе», автор иерей Иоанн Курбацкий.

— Наполнены 8 новых рубрик в разделе «Традиции» на сайте rpsc.ru (РПСЦ.ру): «В старообрядческом храме», «Жизнь христианина», «Молитва», «Праздники», «Пост», «Семья», «Таинства», «Старообрядческая книжность», содержащие 166 материалов. Раздел создан для удобного изучения основ вероучения и старообрядческих традиций.

— Составлен и опубликован на сайте rpsc.ru (РПСЦ.ру) календарь старообрядческих святых с указанием дней памяти и ссылками на жития: rpsc.ru/publications/tradition/pamjat-staroobrjadcheskih-svjatyh

— Созданы и размещены на сайте rpsc.ru (РПСЦ.ру) 192 новости о жизни Церкви, Рогожского духовного центра. Сайт ставит перед собой задачу информационно объединить все приходы, чтобы читатели получили разностороннее представление об основных событиях, происходящих в старообрядческой Церкви. Количество просмотров сайта rpsc.ru (РПСЦ.ру) за год составило более шестисот тысяч.

— Структурированы по тематике и размещены 229 книг и периодических изданий в разделе «Библиотека» и 400 просветительских видео в рамках 20 видеоальбомов в разделе «Видео» на сайте nashavera.com.

— Подготовлены и размещены 172 записи в группе «Дети и вера» в социальной сети «ВКонтакте» vk.com/deti_vera, в том числе 50 конспектов уроков в разделе «Детская страничка» на сайте nashavera.com («Наша вера»). Количество просмотров записей группы за весь проект составило более семидесяти тысяч.

— Проделана объемная и плодотворная работа в группе сайта rpsc.ru (РПСЦ.ру) в социальной сети «ВКонтакте»: подготовлены и размещены 250 записей, 25 фотоальбомов и 5 опросов. Публикации существенно дополнили содержание основного сайта. Группа имеет около пяти тысяч подписчиков. Количество просмотров записей группы за год составило боле шестисот тысяч.

— Размещены 1 200 новых авторских фотографий наивысшего качества на сайте «РПСЦ в фотографиях» photo.rpsc.ru в рамках 25 фотоальбомов, повествующих о современной жизни старообрядчества. Автор проекта «Старообрядчество в фотографиях» Александр Говоров — выпускник факультета журналистики МГУ.

— Записаны на диктофон в академическом хоровом исполнении, обработаны и размещены на певческом сайте РПСЦ znamennoe.ru (Знаменное.ру) более ста знаменных песнопений в честь православных праздников. Сайт znamennoe.ru (Знаменное.ру) — уникальный проект, в котором участвуют профессиональные певцы, имеющие большой опыт пения в древлеправославной традиции нашей Церкви.

— Проведены более пятисот индивидуальных и групповых уроков длительностью 40 минут по обучению знаменному пению в Рогожской слободе в Москве, включающих изучение знамен, постановку голоса, разучивание знаменных песнопений. Преподаватель матушка Анна Савельева.

— Осуществлен письменный перевод с русского языка на английский, размещение на сайте en.rpsc.ru (Ин.РПСЦ.ру) более шестидесяти новостей и информационных статей. Переводы адресованы, в первую очередь, соотечественникам-старообрядцам, проживающим в Австралии, странах Северной и Южной Америки, Западной Европы, старообрядческим общинам Уганды и Пакистана.

— Созданы и размещены на новом сайте biblio.rpsc.ru (Библио.РПСЦ.ру) три виртуальные онлайн-выставки музейно-библиотечно-архивных экспонатов — редкостей Рогожского иконохранилища и книгохранилища РПСЦ.

Сообщение об образовательной деятельности нельзя представить без упоминания большого проекта дистанционного обучения «Воскресная школа онлайн» для взрослых. В течение года полностью прошел один курс этого проекта и начат второй курс. За период с октября 2021 г. по май 2022 г. Просветительский отдел Московской Митрополии провел 3-й онлайн-курс «Воскресной школы онлайн» для взрослых. Он включал 100 лекций по 6 предметам.

Преподаватели составили проверочные тесты. 55 выпускников курса из России, Румынии, Испании, Италии, Израиля и США, которые прослушали все лекции, выполнили все тесты и получили зачет по чтению на церковнославянском языке, получили сертификат Московской Митрополии.

Этот курс, как и предыдущие, сейчас можно пройти в дистанционном формате на сайте nashavera.com/obuchenie/ («Наша вера»): посмотреть все лекции в записи, выполнить проверочные тесты и получить сертификат.

9 октября с.г. открылся 4-й онлайн курс «Воскресной школы онлайн». Программа курса включает более ста лекций по 8 предметам и духовные беседы.

Кроме проведения онлайн-курса, новый учебный год включает в себя запись и размещение в открытом доступе 6 видеокурсов по церковному рукоделию.

Школа существует в том числе для тех христиан, у кого в общине нет воскресной школы для взрослых; есть такие общины, где нет своего настоятеля, а где-то за границей в целой стране нет ни одного храма. «Воскресная школа онлайн» с 2017 года помогает христианам-старообрядцам получать церковные знания и становиться лучше. В школе зарегистрированы 1907 учеников из 27 стран. Куратор школы Ольга Захарова.

Итоги работы Московского старообрядческого духовного училища в 2021–2022 учебном году (директор МСДУ А.И. Шатохин)

За истекший период училище продолжило работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения. По результатам экзаменов 9 студентов получили в июне с.г. дипломы и разъехались по своим приходам проходить практику.

В стенах МСДУ учатся дети старообрядцев — это начальная школа с 1 по 4 классы. 5 детей в прошлом году прошли обучение в этой школе.

В Духовном училище каждый воскресный день собирается воскресная школа Рогожской общины. Ряд преподавателей МСДУ преподают в этой воскресной школе.

В МСДУ проходят курсы для молодых священников РПСЦ — пройдут они после Собора.

— В 2021 г. прошла конференция, посвященная 400-летию протопопа Аввакума.

— Подготовлена выставка «Учебно-образовательная деятельность на Рогожском» за 100 лет.

— Выпущен настенный церковный календарь от МСДУ «Гуслицы старообрядческие» с картой.

В 2022 новом учебном году зачислены 24 студента (15 на заочное отделение; 9 на очное). Это на 10 студентов больше, чем в прошлом учебном году.

Для студентов проведены: экскурсия по Рогожскому духовному центру, экскурсия в Троице-Сергиеву лавру.

Студенты приняли участие в крестном ходе Верея–Боровск.

На днях прошла конференция, посвященная первому директору духовного старообрядческого института Александру Степановичу Рыбакову и его сыну Борису Александровичу Рыбакову, историку, академику.

Экскурсионно-паломническая служба РПСЦ

Экскурсионно-паломническая служба насчитывает 5 сотрудников, которые работают с экскурсантами на Рогожском. Ежемесячно проводятся как платные, так и бесплатные экскурсии.

За сентябрь проведены 24 экскурсии для пенсионеров, школьников, научных работников, гостей митрополии.

Назрел вопрос создания стационарного расширенного Музея старообрядчества на Рогожском. В будущем музее должным образом должны быть представлены все Духовные центры старообрядцев.

В настоящее время идет подготовка к составлению планов обучения в восстанавливаемом институте Русской Православной Старообрядческой Церкви. Этим вопросом занимается ректор института профессор Ирина Юрьевна Трушкова совместно с Учебным советом.

О работе Музейно-библиотечно-архивного отдела (руководитель иерей Алексей Лопатин)

В текущем году Музейно-библиотечно-архивным отделом при участии Исторического музея была подготовлена масштабная выставка «От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества». Она открылась в феврале в Коломенском (Москва). Автором концепции и куратором выступила научный сотрудник Государственного исторического музея Е.М. Юхименко. На предложение организовать выставку откликнулся мэр Москвы С. Собянин. В экспозиции представлены первый по времени из дошедших до нас автограф протопопа Аввакума — его письмо из Спасо-Андроникова монастыря Ивану Неронову в Спасо-Каменный монастырь, написанное 14 сентября 1653 года, а также подлинники посланий свщмч. Аввакума своей семье и боярыне Морозовой. Среди других экспонатов — уникальные иконы, портреты купцов-старообрядцев, внесших заметный вклад в отечественную историю и культуру (Морозовых, Солдатёнковых, Рахмановых и др.), личные вещи Агафьи Лыковой. Значимый раздел выставки составляют предметы из двух старообрядческих моленных, которые располагались в окрестностях Коломенского.

На Рогожском продолжает работу выставка «Не ослабевайте душами своими», также посвященная 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. Недавно ее посетили студенты Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета. Экскурсию для них провел иерей Алексей Лопатин. Разумеется, это не единственные посетители выставки.

Осенью прошлого года вышла в свет книга Виктора Боченкова «Гавриловка» — повествование об истории одной из старообрядческих деревень Калужской области. Сейчас здесь имеется храм, в приход соседнего села Волое поставлен священник. Презентация книги прошла в самой Гавриловке в октябре 2021 года, затем, в ноябре, в московском храме святителя Николы на Белорусской. Последнюю презентацию организовал о. Алексей Лопатин. 25 мая с.г. в Калужской областной научной библиотеке прошла третья презентация «Гавриловки». В ней приняли участие краеведы Калуги, священник Иоанн Курбацкий, ответивший на вопросы гостей о старообрядческом богослужении и особенностях устава.

На протяжении многих месяцев Музейно-библиотечно-архивный отдел вел подготовку собрания сочинений епископа Рязанского и Егорьевского Александра (Богатенкова) — одного из видных старообрядческих деятелей начала ХХ века. В июне текущего года книга вышла в свет. Она является первой попыткой собрать воедино, обобщить, осмыслить наследие одного из видных старообрядческих деятелей. Книга имеется в продаже в книжной лавке на Рогожском. Ее тираж 500 экземпляров.

25 июля с.г. сотрудники отдела приняли участие в круглом столе «Изучение, сохранение и реставрация книжных памятников» во Ржеве. В центре внимания собравшихся были вопросы обеспечения сохранности собрания книжных памятников Ржевской Покровской старообрядческой общины. Участники круглого стола ознакомились с составом и состоянием книжных памятников, обменялись мнениями.

Важный подспорьем для решения намеченных задач стали методическая и информационная база, которая была создана под эгидой Музейно-библиотечно-архивного отдела, и накопленный к этому времени опыт.

7 мая с.г. в Доме причта состоялась презентация подготовленного Музейно-библиотечно-архивным отделом факсимильного издания «Азбука певческая Ивана Прокофьева, деревни Мисцева книгописца».

Отделом подготовлены три виртуальных выставки. Первая называется «Не ослабевайте душами своими». Она призвана показать, как на протяжении веков сохранились и развивались традиции, заложенные православным священномучеником.

Вторая выставка носит название «Выдающийся богослов-самородок» и приурочена к 125-летию архиерейской хиротонии святителя Арсения, епископа Уральского и Оренбургского. На третьей по счету выставке представлены 20 различных документов по истории старообрядчества: автографы и другие материалы известных деятелей и апологетов нашей Церкви.

14 октября в Новосибирске состоялся Девятый международный сибирский исторический форум. Руководитель Музейно-библиотечно-архивного отдела иерей Алексей Лопатин представил на нем свой доклад «Неизвестная икона епископа Антония из собрания Музейного отдела Русской Православной Старообрядческой Церкви».

Заключение

Боголюбивые участники Освященного Собора! Благодарю вас, что вы в столь непростое время великих испытаний, связанных с военными действиями, приехали на Собор, чтобы коллективным разумом с помощью Святаго Духа дать оценку событиям в нашей стране и во всем мире, обратиться ко всем членам нашей Церкви с призывом усилить пост и молитву во имя победы и скорейшего прекращения войны. Православное старообрядчество со времен церковного раскола ведет духовную брань с тлетворным влиянием безбожного Запада. Наша война не с плотью и кровью, а с сатанинскими силами зла, порока, гордости и вражды. Св. протопоп Аввакум показал нам пример победы в этой брани путем молитвы, поста, смирения и любви к Богу и ближним. Будем и мы учиться сим побеждать, делать все возможное, чтобы с помощью Божией процветала и укреплялась вера православная, возрождалась и умножалась наша Церковь и процветало наше любимое Отечество.

Надеюсь, что в будущем, милостью Божией и заступлением Пречистой Божией Матери, под покровом Ее окормления и защиты от врагов и супостатов, мы преодолеем все трудности и испытания и выйдем из них закаленными, сплоченными и духовно сильными. Так было всегда на Руси, так будет и впредь.

С помощью Божией враг будет разбит, победа будет за нами, потому что за нами правда и с нами Бог!

Бог мира и любви и мое архипастырское благословение да будут со всеми вами. Аминь!

cмиренный Корнилий,

Митрополит Московский и всея Руси