Храмы РПСЦ

«Храмы» — это новый раздел официального сайта, где мы собираем адреса и контактную информацию общин РПСЦ. Раздел в процессе разработки и наполнения. Информацию о своем приходе и другие пожелания по разделу можно направлять на почту nrpsc@yandex.ru

Ростов-на-Дону

Собор Покрова Пресвятыя Богородицы

Адрес храма: 344007, г. Ростов-на-Дону, ул. Ульяновская, 37
Настоятель: иерей Иоанн Севастьянов
Телефон: 8 (863) 279-03-41
Электронная почта и сайт общины: www.izdrevle.ru e-mail: iz@izdrevle.ru
Первые упоминания о ростовском старообрядческом храме относятся к 1813 году: есть
сведения о деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы на улице Донской.
Покровский собор Донской и Кавказской епархии был построен архитектором
Покровским в 1913 году. Храм украшает отлитая в чугуне лестница, установленная к 100-
летию храма. В настоящее время община насчитывает порядка 600 человек. При храме
организованы воскресные занятия для детей и катехизаторские беседы для взрослых,
работает небольшая библиотека. Община активно занимается социальным служением в
виде помощи бездомным и неимущим гражданам, регулярно проводит
благотворительные обеды.
Богослужения проводятся по воскресным дням и большим праздникам. Вечерняя служба
накануне праздника начинается в 14.30, утренняя служба в 7.30.
История старообрядческой общины в Ростове-на-Дону тесно связана с историей города.
Первые упоминания о ростовском старообрядческом храме относятся к 1813 году: есть
сведения о деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы на улице Донской.
Церковь, по преданию, была перевезена на эти земли старообрядческими
переселенцами с берегов Белого моря. Во второй половине XIX века ростовские
старообрядцы строят новый храм в честь Введения Пресвятой Богородицы по улице
Канкриновской, 42 Участок для строительства выделяют авторитетные ростовские купцы-
старообрядцы Золотаревы, принявшие в 1846 году Белокриницкую иерархию. Помимо
Золотаревых, активную деятельность вели хлебопромышленник Елпидифор Парамонов,
купцы Иван Панченко, Петр Максимов и другие. Основными попечителями
старообрядческой общины в то время были Иван Фелуменович Жаров и Фотий
Алексеевич Золотарев.
В списке священников Донской и Кавказской епархии, поданном епископом Силуаном в
1883 году в Московскую старообрядческую Архиепископию, упоминается имя настоятеля
ростовского старообрядческого Введенского храма иерея Климента. В это же время
епископ Силуан упоминает, что Золотарёвы строят новый храм возле старого. А к 1907
году в общине было уже два священника — отец Харлампий Марков и отец Филипп
Привалов.
После 1846 года в среде ростовских старообрядцев происходит разделение — часть
христиан не принимает митрополита Амвросия и по-прежнему окормляется
перешедшими из господствующей церкви священниками. Лидером этой незначительной
части старообрядческого общества становится известный ростовский купец Н.А. Панин.
Местом компактного проживания старообрядцев была так называемая Солдатская
слобода (район старого Ростова). Общинный дух жизни христиан вынуждал их селиться в
непосредственной близости от храма, и большая часть общины жила в районе,
ограниченном несколькими кварталами. Особенно много старообрядцев проживало на
улицах Канкринской (сейчас Ульяновская), Воронцовской (сейчас Баумана) и Донской (по
некоторым сведениям, она одно время даже называлась Старообрядческой), в переулках
Николаевском (сейчас пер. Семашко) и Казанском (сейчас Газетный).
Будучи активным деятелем старообрядческого движения всероссийского масштаба, Н.А.
Панин принял решение организовать в Ростове-на-Дону старообрядческий духовный
центр. Два его дома по улице Канкринской, 39 и 41 находились всего в ста метрах от
существующей Введенской Церкви Белокриницкого согласия.
В 1910 году Н.А. Панин строит на этом участке двухэтажный дом причта по проекту
ростовского архитектора Е.М. Гулия. Через год в этот дом приглашают старообрядческого
священника из города Вольска — о. Николу Микульшина. Тогда же на этих землях Панин
закладывает новый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Для проектирования
храма был приглашен архитектор высокого столичного уровня — В.А. Покровский,
выпускник Академии художеств.
В ходе строительства старообрядческого собора архитектор В.А. Покровский использовал
формы древнерусского зодчества в так называемом неорусском стиле, что позволило
зданию стать органичной частью сложившейся городской застройки. Церковь являла
собой одноярусное протяженное сооружение с пониженной, меньшей по габаритам
алтарной апсидой. Молельный зал, апсида и асимметрично размещенная одноярусная
звонница увенчаны малыми главками. Храм, вмещавший порядка 500 молящихся, стал
одним из самых крупных храмовых зданий в Ростове-на-Дону.
Для постройки здания церкви использовался добротный местный кирпич завода Петра
Ивановича Ильина, а чугунное литье (опорные колонны козырька храма, стойки нижнего
этажа и ограды) были изготовлены, как свидетельствуют клейма, на ростовском
механическом заводе бельгийца Феодора В. Ниттнера. Яркой декоративной деталью
храма является искусная ковка фасада входного козырька и оконных решеток. Утварь и
иконостас для него жертвовали известные ростовские семьи Парамоновых и Соловьевых.
Освящение храма было совершено в 1913 году. Первое время он именовался Покрово-
Ильинским (возможно, потому, что в нем находилась чтимая икона пророка Илии).
Кроме храма и дома причта, Н.А. Панин построил на этом участке четырехэтажный
богаделенный дом, который выходил своим фасадом на улицу Воронцовскую,
крупнейший дом призрения в Ростове-на-Дону. Его площадь составляла порядка 1200
кв.м, в нем было более 50 палат. Н.А. Панин на свои средства полностью содержал и
храм, и причт при нем, и богаделенный дом. В попечении о жильцах богадельни
активную помощь ему оказывали старообрядцы Белокриницкого согласия во главе с Ф.А.
Золотарёвым.
В 1922 году все имущество было национализировано, здание храма и дом причта
Ростовско-Нахичеванским Советом рабочих и крестьянских депутатов были переданы
общине на правах бесплатного бессрочного пользования. В богадельне были
организованы коммунальные квартиры для жильцов Коммунхоза. В этот период община
переживала очень трудные времена. Она значительно уменьшилась и включала не более
25 человек. В связи со стесненными обстоятельствами, общину покинул настоятель — о.
Никола Микульшин. Следующим настоятелем на короткий период 1931–1932 гг. стал
епископ Пансофий (Ивлев), который из-за малочисленности прихода в своем
кафедральном храме вскоре был вынужден уехать в Курск.
В те годы соседняя Введенская община терпела не меньшие притеснения, но оставалась
по-прежнему многочисленной. В 1930 году настоятелем Введенской общины стал иерей
Сава Синельников, рукоположенный святителем Арсением Уральским. Однако даже
когда власти всячески притесняли верующих и у Покровской общины была отобрана и
превращена в жилой дом Коммунхоза богадельня, старообрядцы не забывали традиций
благотворительности — в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1931 году
общинники накормили более 60 странников, собравшихся на христианскую трапезу.
В 1935 году (по другим сведениям, даже раньше) городские власти приняли решение
ликвидировать Введенскую церковь. Она была отобрана в одну ночь, христиане не
смогли ничего спасти из утвари. Представители власти организовали в церковном дворе
грандиозный костер, в котором спалили всю святыню Введенского храма. Отец Сава
Синельников был изгнан из церковного дома, церковь разрушена, многочисленная
община осталась без храма.
На эту беду откликнулись представители Покровской общины. Они жили без священника,
владыка Пансофий был в лагере, а сама община, по свидетельствам очевидцев, состояла
из 10 старушек. К этому времени советская власть уже отобрала у покровских
старообрядцев и дом причта, оставалась только церковь, которую община не имела
возможности даже отопить в зимнее время. Вначале белокриницким христианам
позволили вести самостоятельную службу в притворе храма, но очень скоро
представители Покровской общины приняли решение объединится с Введенской
общиной. Уже к 1936 году объединенная община стала совершать богослужения в
Покровском храме, и силами прихожан храм очень быстро был приведен в порядок.
Таким образом, к середине 30-х гг., в областном крупном городе Ростове-на-Дону
действовали только две христианские церкви — новообрядческая Вознесенская на
Братском кладбище и старообрядческая Покровская. Но в 1939 году власти закрывают и
эту старообрядческую церковь, в которой разместились цеха радиозавода «Комсомолец»
промотдела Горсовета. До сих пор с тех времен в здании храма видны «раны» —
выбоины в метлахской плитке пола, рельсы для кран-балок и деревянная каморка во
дворе, построенная тогда как проходная завода.
Хотя старообрядцы и остались без молитвенного здания, община не распалась. Ее
активным деятелям удалось спрятать большую часть утвари и икон, правда, иконостас
спасти не удалось. В 1941 году, за несколько дней до начала войны, был арестован о.

Савва Синельников, его приговорили к пяти годам ИТЛ, он умер по пути в концлагерь в

ноябре 1941 года. Большая часть общины стала ходить в Успенский старообрядческий
храм хутора Курганы, находившийся в пятнадцати километрах от Ростова.
Во время оккупации донской столицы в 1942 году немецкие власти вернули верующим
все сохранившиеся храмы. Так, в августе того же года была возвращена старообрядцам и
Покровская церковь. Но старообрядцы в первую очередь озаботились не налаживанием
богослужебной жизни, а судьбой раненых красноармейцев, которые остались в городе
после отступления Красной армии. В огромном подвале под храмом староверы во главе
со старостой прятали тяжелораненых солдат. К сожалению, в сентябре 1942 года кто-то
сообщил об этом оккупационным властям. Разыгралась кровавая драма: всех раненых
красноармейцев и иудеев, найденных в подвале храма, а также наиболее активных
представителей общины повесили на Соборной площади, девятнадцать других
староверов были расстреляны на углу улиц Семашко и Ульяновской (о чем
свидетельствует памятная доска, установленная там еще в советские времена).
Естественно, немцы сразу же закрыли церковь, она пустовала до 1945 года.
После окончания войны община была вновь собрана стараниями прибывшего из
Кисловодска священника Иоанна Захарова и авторитетных ростовских старообрядцев —
Иоанна Яковлевича Кожемякина и Аполлона Васильевича Абрамова. Благодаря их
усилиям, в конце 1945 года власти вернули старообрядческой общине Покровский храм, и
уже в начале 1947 года отремонтированная церковь была вновь освящена. Старостой
общины стал Иоанн Яковлевич Кожемякин (он был одним из тех, кто в 1939 году при
закрытии храма спрятал его святыню).
Храм был украшен, вместо уничтоженного иконостаса алтарный проем 11х8 метров
закрыли временным, написанным мастерами-старообрядцами. С тех пор ростовский
Покровский старообрядческий собор стал не только центром духовной жизни
старообрядцев Дона, но и кафедральным для вновь образованной Донской и Кавказской
епархии.
Отец Иоанн Захаров служил в храме до 1962 года. Благодаря его трудам и заботам,
возродилась церковная жизнь христиан в Ростове-на-Дону. Он подготовил общину к
предстоящей волне гонений на верующих, прошедшей в 1960-е годы. В тот период был
закрыт еще один крупный старообрядческий храм в хуторе Курганы, который когда-то
приютил ростовских староверов. Однако община Ростова-на-Дону сплотилась и не
допустила осуществления многочисленных попыток властей закрыть Покровский храм,
который действует и поныне.
В настоящее время духовным отцом Ростовской старообрядческой общины во имя
Покрова Пресвятой Богородицы является протоиерей Иоанн Рыбаков, отдавший
служению в храме уже 26 лет. Настоятелем храма служит иерей Иоанн Севастьянов.
Община насчитывает порядка 600 человек. По свидетельству отца Иоанна Рыбакова,
количество членов общины не меняется уже на протяжении пятидесяти лет. В соборе
регулярно совершаются богослужения.
На протяжении уже многих лет община регулярно проводит раздачу бесплатной горячей
пищи для нуждающихся. Из-за ограниченности средств такие благотворительные обеды
проводятся только по воскресеньям.
На протяжении последних 15 лет община содержит при храме пожилых и немощных
людей, которые оказались в своем преклонном возрасте без жилья и средств
существования. Полноценной богадельней это назвать пока нельзя, но при храме, в
оборудованных комнатах, постоянно проживают от 2 до 4 немощных одиноких людей,
хотя потребность в таком виде попечения имеет большее количество престарелых
христиан.
Несмотря на то что старообрядческий Покровский собор является памятником
архитектуры, со времени повторного освящения собора после войны государственные
органы власти никогда не оказывали старообрядческой общине никакой помощи и
поддержки. Только силами общины храм содержится в удовлетворительном состоянии,
регулярно проводится текущий ремонт.