Источники церковного права в древлеправославии. Часть 5

Главная Публикации Традиции Источники церковного права в древлеправославии. Часть 5

Темы публикаций

Источники церковного права в древлеправославии. Часть 5

«Краткий номоканон» святителя Арсения Уральского

В 1890-х годах святитель Арсений Уральский составил и издал гектографическим способом свою редакцию «Чина исповеди» с присовокуплением к нему составленного им самим «Краткого номоканона». Вот как объяснял он это своё начинание в «Объяснении» Освященному Собору древлеправославных епископов в 1898 году: «Я написал чин исповеди единственно для того, чтобы священникам было удобно налагать епитимии по святоцерковным правилам и чтобы были известны им все эти правила, налагающие запрещение или отлучение за грехи. Посему и все вопросы в нем я сделал на основании священных правил, содержащихся в Кормчей и в Номоканоне и вообще принятых Церковию, и представил самые эти правила, хотя в сокращенном виде. Таким образом, этот чин исповеди есть как бы указатель для разных справок и для уяснения неясных мест в некоторых старопечатных требниках. Такова цель и назначение упомянутого чина исповеди, который написан мною по просьбе епископа Кирилла Нижегородского».

Таким образом, «Краткий номоканон» святителя Арсения является справочным материалом о епитимиях за те или иные грехи, сообщенные кающимся христианином своему духовному отцу на исповеди. Вопросы исповеди в этой книге имеют ссылки на номера статей (правил) «Краткого номоканона», так что священник может сразу сопоставить сообщённые грехи с правилами о духовных прещениях за них.

Именно как справочное пособие, а не принятую Церковью каноническую книгу, и следует рассматривать это сочинение святителя Арсения, тем более что Архиерейский Собор 1898 года воспретил вводить ее во всеобщее употребление в Русской Церкви.

Выше, в главе 7-й нашего труда, приведен пример ошибочной статьи («правила 43-го») в этой книге. (Эта ошибка произошла по историческим причинам: в славянской Кормчей не была вовремя отредактирована  глава «О беззаконных брацех» и осталось вписано отмененное Собором при патриархе Луке Хризоверге (апрель 1168 г.) послабление для вступивших в брак по неведению в 7-й степени кровного родства. Именно на это отмененное Собором и запрещенное к употреблению положение, по случайности оставшееся в Кормчей, и ссылается в данной главе святитель Арсений, предполагая, что этот порядок епитимии можно использовать в случаях, когда не хватает одной степени для законности брака. На самом деле, соборное постановление запрещает такие послабления, лишает сана священника, который заключил такой брак, а сам брак расторгает[1]). В остальном же текст «Краткого номоканона» нам представляется вполне соответствующим каноническим правилам, поэтому как справочное пособие эту книгу можно и полезно употреблять, памятуя лишь о неисправности «43-го правила».

Книга переиздана в 2009 году тщанием преосвященного епископа Силуяна, Новосибирского и всея Сибири, и является в настоящее время доступной для читателя.

Трёхтолковая кормчая

Смысл древних церковных правил нередко бывает труден для понимания современного человека — как из-за сложностей языкового характера, так и потому, что в них описаны исторические реалии первого тысячелетия по Рожестве Христовом. Нередко, читая Кормчую, люди толкуют каноны совершенно произвольно, так что может случиться, что «сколько будет умов, столько и толкований», по выражению преподобного Викентия Лиринского.

Для правильного понимания церковных канонов необходимо знать общепринятые их толкования. Наиболее авторитетными среди авторов таких толкований являются древние греческие канонисты: инок Иоанн Зонара, патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон, диакон Алексий Аристин. Их сочинения долгое время были недоступны русскому читателю, и только во второй половине XIX столетия энтузиасты из московского Общества любителей духовного просвещения подготовили к печати и издали в нескольких томах канонические правила (в том переводе и составе, как они изложены в официальной «Книге правил» Синода господствующей Церкви) с добавлением греческого оригинала текста правил и русского перевода толкований трех вышеуказанных канонистов, с добавлением русского перевода тех правил из древней греческой книги сокращенных правил «Синопсис», с помещенными в ней толкованиями, а также текста правил из Кормчей книги (также с ее толкованиями).

Эта книга была одобрительно принята древлеправославными начетчиками, которые активно стали ее использовать в полемике с никонианскими миссионерами.

Она имеет один недостаток: официозный перевод правил, изданный Синодом, в некоторых нюансах затемняет смысл канонов. Однако этот недостаток легко исправим, ибо есть как греческий исправный текст оригинала правил, так и правильные, неискаженные толкования. Сам же текст правил можно брать из Кормчей (там оны даны в сокращенной редакции Синопсиса). Кроме того, недавно сделан новый неплохой перевод правил с греческого языка, размещенный в переиздании греческой Кормчей[2], которым можно пользоваться для уточнения неудачного синодального перевода полного текста правил.

«Алфавитная синтагма» Матфея Властаря

Эта книга — удобный в пользовании свод церковного права, составленный в 1335 году выдающимся канонистом православной Церкви Матфеем Властарём (Матфеем Правильником). В книге собраны не только правила древних Вселенских и Поместных Соборов, но и постановления более близких к нам по времени константинопольских Соборов, а также благочестивых царей, с использованием толкований прежде живших канонистов (Алексия Аристина, Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона), которые иногда дословно в этом труде воспроизводятся.

Тематические главы объединены в большие разделы («составы»), расположенные по буквам греческого алфавита, что уподобляет данный канонический труд энциклопедии церковного права.

Славянские переводы этой книги известны в рукописях с XIV столетия. В 1908 году попечением известного старообрядческого деятеля и коллекционера П.А. Овчинникова в г. Балахна издан с древней рукописи церковнославянский перевод «Синтагмы» под названием «Собрание святоотеческих правил Матфея Властаря, глаголемаго Правильника».

На русском языке эта книга впервые выпущена из типографии в 1889 году в переводе новообрядческого священника Николая Ильинского. Ею также можно пользоваться, но помнить, что она, во-первых, содержит текст правил в синодальной редакции, поэтому к ней можно отнести те же небольшие нарекания, что и к «Трёхтолковой кормчей», и, во-вторых, в нее в качестве примечаний добавлены постановления новообрядческого Синода, которые для древлеправославных христиан не авторитетны и не должны приниматься во внимание, тем более если противоречат древним православным канонам. Русский перевод переиздавался Московским Патриархатом в 1996 году.

Церковнославянского перевода в интернете не находим, а русский перевод имеется на сайте «Наша вера» (в разделе «Библиотека»), а также на многих других сайтах.

«Алфавитная синтагма» Матфея Властаря — очень удобная книга для изучения церковного права в его полноте и взаимосвязях различных канонических норм и гражданских законов благочестивых царей Восточной Римской империи. Поскольку она является достаточно поздней по написанию, она учитывает и те источники, которые не вошли в славянскую Кормчую, составленную в своей основе в XIII веке.

«Собрание божественных и священных правил» Константина Севаста Арменополя. Книга 1-я

Еще одной канонической книгой, изданной с древней рукописи на церковнославянском языке П.А. Овчинниковым в Балахне в 1908 году, является «Собрание божественных и священных правил от всечестнаго законоположителя и судии Фессалоническаго господина Константина Севаста Арменополя», называемое чаще в повседневном обиходе просто «Книгой Арменополя», или «Арменополем».

Автор этого канонического свода — известный знаток гражданского и церковного права Константин Арменополь (Арменопул, или Гарменопул), живший в Фессалониках в XIV столетии (1320 — около 1385 гг.) и занимавший одну из высших судебных должностей Восточной Римской империи. Главный его юридический труд назывался «Гексабиблос», то есть «Шестикнижие», в котором были изложены гражданские и некоторые церковные законы.  Эта книга имела авторитет и после гибели империи, так что изложенные в ней законы продолжали действовать для греческого населения Османского государства, а также вошли в состав гражданского права Бессарабии и независимого Греческого государства.

Из сказанного можно сделать вывод о высоком авторитете Арменопула как гражданского юриста и знатока церковного права. Изложение канонов Церкви было им написано в отдельном труде под оригинальным названием «Сокращение божественных и священных правил», или «Эпитом». Это и есть книга, о которой пойдет речь в данной главе нашего обозрения канонических источников древлеправославия. Эта книга пользовалась большим авторитетом у древлеправославных христиан и часто использовалась старообрядческими полемистами для защиты веры в спорах с новообрядческими миссионерами.

Файл с этой книгой можно скачать из «Библиотеки» сайта «Наша вера».

Содержание книги:

«Предведение», то есть предисловие (л. 1). Здесь кратко описана история формирования церковного права, от времен святых апостолов, история Вселенских и Поместных Соборов, перечисляются святые отцы, составившие общепринятые каноны. Автор указывает число правил святых апостолов, каждого Собора и каждого из святых отцов.

КНИГА 1-я.  «О ЕПИСКОПЕХ»

А. «Сечение (раздел) 1» (л. 310).

  1. «О избрании и хиротонии их. Надпись (глава) первая».

В данном разделе подробно описывается порядок избрания и рукоположения епископов. Указывается, что епископ не должен ставиться в такой маленький населенный пункт, для которого достаточно иметь просто священника. Не поставляется епископ в тот город, где есть живой епископ, не отрекшийся от епископства, даже если он отстранен от служения, до тех пор пока его отстранение не будет утверждено последней апелляционной инстанцией церковного суда.

  • «Кто епископ бывает и кто не бывает. Надпись вторая».

В данной главе перечисляются некоторые из требований, предъявляемых к кандидатам в епископы при их рукоположении. Например, новопросвещенный (недавно крещенный) или имевший зазорную жизнь не может быть рукоположен во епископы; глухой и слепой не может быть поставлен во епископский сан, а ослепший на один глаз или оглохший на одно ухо — может; кто не знает Псалтыря и Божественного Писания и церковных правил, не может стать епископом и так далее. Также указывается, что для тех стран, где нет собственных епископов (например, для «варварских народов»), епископа рукополагает патриарх Константинополя, который равен Римскому папе «за скипетр преложение», то есть из-за перенесения столицы империи из Рима в Царьград.

  • «Кая подобает творити епископу. Надпись третия».

Здесь говорится о том, что епископ управляет всеми делами своей епархии, но не должен обращать церковные средства на содержание своих родственников, кроме случая, когда они являются «убогими»; личное имущество епископа и имущество епархии должно быть точно известно, чтобы церкви не было убытка; в епархии должен быть иконом из числа ее клириков, а если епископ об этом не заботится, то подлежит запрещению; епископ должен всегда, а особенно в воскресные дни, учить народ из божественных писаний и т.д.

  • «Кая подобает творити. Надпись четвертая».

В данной главе говорится о том, что епископ не должен без соборного решения переходить на другую кафедру; не  должен произносить проповедей в чужой епархии; не должен рукополагать за деньги (кроме установленных сумм на покрытие расходов по службе); не должен требовать от своих клириков денег под угрозой запрещения или закрытия храмов; не должен надолго  (долее трех седмиц) выезжать за пределы своей епархии;  не должен еретиков или язычников делать наследниками своего имущества, даже если они ему родственники; не должен свидетельствовать о грехе, сообщенном ему на исповеди; не должен рукополагать преемника на собственную кафедру и т.д.

  • «Кии на оглаголание (обвинение) епископа приятни, и кии не приятни и кии его, и како судят оглаголуема. Надпись пятая».

В данном разделе говорится, что по имущественным обидам к обвинению епископа допускаются и иноверные, а по церковным обвинениям — только верные, имеющие непорочную жизнь, не находящиеся сами под обвинением; при одном свидетеле обвинение не принимается; епископа судят не менее двенадцати епископов, священника — не менее шести, диакона — не менее трех (плюс собственный их митрополит) и т.д.

  • «О епархиях. Надпись шестая».

Эта глава трактует о правах епископов на территории их епархий.

  • «О синодех и престолех. Надпись седьмая».

В данной главе говорится о том, что в каждой епархии должны собираться ежегодно Соборы, а также определяется, кто из архиереев должен председательствовать на этих Соборах.

  • «Близньствующая. Надпись осьмая».

В данной главе приводятся прецеденты соборных решений о обвиняемых епископах.

Б. «Сечение 2» — лл. 10 об. — 16.

Данный раздел содержит различные правила о клириках (священниках, диаконах и прочих).

  1. «О презвирех, и диаконех, и иподиаконех, и хиротонии их, и кии возсвященствятся, и кии не возсвященствятся. Надпись первая».

В этой главе приводятся правила о поставлении священников, диаконов и низших клириков: канонические требования к поставляемым, минимальный возраст поставляемых (священник — 30 лет, диакон — 25, иподиакон — 20 лет; поставленные же прежде этих лет подлежат извержению), запрет поставлять клирика без указания храма или монастыря, к которому он рукополагается, и т.д.

  • «Кая подобает иерею приносити и кая не приносити. Надпись вторая».

Здесь говорится о том, что если священник принесет в качестве жертвы ко алтарю «вместо вина сикеру» (то есть не виноградное вино, а вино невиноградное, медовуху и т.п.), или птицу, или животных, или плоды, кроме новых плодов для их освящения и елея (оливкового масла) и фимиама (ладана), то он подлежит извержению из сана. (Следует заметить, что приносить Богу вместо елея химические масла или вместо пчелиного воска парафин тоже недопустимо.) Также подлежат извержению совершающие Евхаристию на воде без вина, а также на вине без добавления воды.

  • «Кая подобает иерею творити и кая не подобает. Надпись третия».

В этой главе пересказываются требования, которые предъявляются к жизни и поведению священников и прочих клириков. Священнику запрещается изгонять свою жену под предлогом воздержания, принимать на себя государственные должности, быть поручителем, гнушаться вина и мяса (кроме подвига воздержания), молиться со изверженными, бить верных или неверных (в том числе через приказание), молиться с еретиками; принимать крещение, совершённое еретиками 1-го чина; перекрещивать крещенных истинными священниками; оскорблять калек и убогих; читать в церкви еретические книги; иметь в своем доме лиц женского пола, кроме жены, матери, тетки и иных явно не подозрительных; вступать в брак после рукоположения; подавать причащение умершему телу; присутствовать на брачных пирах второбрачных; входить в корчемницу (столовую, ресторан); волхововать и т.д. Священнику, запрещённому от своего епископа, повелевается прибегать с апелляцией к митрополиту области; священника судят шесть епископов вместе с седьмым — его епархиальным архиереем, диакона — три вместе с четвертым епархиальным, прочих же клириков (иподиакона и низших степеней) — один свой епархиальный архиерей, и т.д.

  • «О диаконех. Надпись четвертая».

В данной главе «Книги Арменополя» пересказываются правила, относящиеся к служению диаконов: диакон не должен на литургии подавать причащение Святых Таин священнику или сам себе; диакон не должен после хиротонии вступать в брак; покаявшийся в блуде диакон отрешается от диаконского служения, но от причащения не отлучается и т.д.

  • «О поддиаконех и заклинателех. Надпись пятая».

Здесь говорится о том, что иподиакон не носит диаконского ораря, не преподает хлеба, не благословляет чашу, что заклинателями (изгоняющими нечистых духов) не могут быть те, кто не произведен в этот чин епископом, и т.д.

  • «Близньствующая. Надпись шестая».

В этой главе говорится, что литургию нельзя служить без антимиса, что во время литургии нельзя присутствовать в храме еретикам (если не обещают покаяться); антимисы и святое миро беспрепятственно посылаются из одной епархии в другую; если антимис будет по ошибке выстиран, он не теряет своего освящения; если праздник Благовещения Пресвятыя Богородицы случится в Великий Четверг или Великую Пятницу, то пост невозбранно разрешается на вино и рыбу; умирающим, находящимся в состоянии комы и совершенно потерявшим способность к проглатыванию жидкости, помазывать Кровью Господнею уста и язык, и это вменится им в причащение (если же могут глотать, то подавать причащение); во всю святую четыредесятницу Великого Поста в субботние и воскресные дни и в праздник Благовещения служатся Литургии святых Иоанна Златоустого и Василия Великого, а в прочие дни — только Литургии прежеосвященных Даров; о самоубийцах приношение (на проскомидии) не бывает, кроме убивших себя в припадке безумия; между кафизмами на утрене подобает читать поучения; если священник совершит браковенчание во время Великого поста по неграмотности, то он временно запрещается, а если сознательно это совершил — лишается сана (а сам брак не расторгается) и т.д.

В. «Сечение третие» — лл. 16 об. — 20 об.

1. «О клирицех, кии клиричествуются и кии не клиричествуются. Надпись первая».

В этой главе приводятся некоторые из правил о достоинстве рукополагаемых в клирические степени. Так, кто имел в женах двух родных между собою сестер или племянницу, не может быть клириком; оскопивший себя не может быть клириком (исключение: оскопленный врачами по болезни либо насильно оскопленный кем-либо); бесноватый не рукополагается до тех пор, пока полностью не очистится от беснования; никто не ставится в клирики двух городов; в Константинополе клирик да не служит в двух храмах, в других же местах это не запрещено «за человек скудость».

2. «Кая подобает клирику творити. Надпись вторая».

Здесь помещены правила, касающиеся служения и жизни низших клириков. Так, если клирик самовольно переселяется в иную епархию, да не служит как клирик, особенно если его призывает к служению свой епископ, а тот не слушает (а епископ, принявший его как клирика без согласия его епархиального архиерея, кроме войны или другой великой нужды, наказывается запрещением). Клирик не должен быть поручителем. До 18-летнего (по другим источникам, до 15-летнего) возраста чтец не поставляется. Клирик не должен есть в корчемнице (столовой, ресторане), кроме крайней нужды (например, в дальнем пути). Клирик, укоряющий епископа, извергается, а укоряющий священника или диакона — запрещается; отрекшийся от звания клирика извергается и после покаяния принимается как простец; клирик не вводит в число своих наследников еретиков, даже если они ему родственники; клирик не должен носить украшенные одежды и мазаться благовониями; клирики не должны иметь бесчестных доходов (от корчемниц, парфюмерного производства и т.п.); клирик не должен присутствовать на конских скачках, «гусельных играниих»,  на бесчестных играх во время брачного пира; клирика низшего может хиротонисать игумен для своего монастыря, а также хорепископ по повелению епископа; чтец и певец не носит ораря; давшие обет девства клирики да не входят ко вдовицам и девам без повеления епископа или священника, да и то в сопровождении иных клириков или других добропорядочных христиан, и т.д.

4. «Кии на оглаголание клирик приятнии. Надпись четвертая».

Здесь говорится о том, что ни отлученные (от  святого причащения) не принимаются на обвинение клириков, ни иудеи, ни прежде обличенные во лжесвидетельстве.

5. «Близньствующая. Надпись пятая».

В данной главе говорится о принятии еретических клириков и епископов в сущем их сане, полученном в ереси (2-го чина: наватиан, донатистов), после их раскаяния в ереси и присоединения к Церкви.

Г. «Сечение четвертое» — л. 2123.

1. «О монасех, и о монастырех: когда и како монах возмонашествует. Надпись первая».

Здесь приводятся правила о сроках иноческого искуса (послушничества) и о пострижении в иноческий сан.

2. «Кая подобает мнихом творити, и кая не творити. Надпись вторая».

В этой главе говорится об обязанностях иноков по отношению к архиерею, игумену, монастырю, о возможности для инока при отсутствии священника совершить крещение умирающего или тяжелобольного, о годичном искусе инока, хотящего уйти в затвор, о запрещении инокам вкушать пищу вместе с женщинами, даже и родственницами, о запрете для иноков быть восприемниками при крещении и брачными кумовьями при браковенчании и др.

3. «О монастырех. Надпись третия».

Здесь говорится о недопустимости строительства церкви и устроения монастыря без благословения архиерея, о необходимости иметь иконома в каждой епрахии (если епикоп об этом нерадит, то подлежит запрещению, а патриарх ставит в его епархию иконома сам), о запрете рукоположения в клир или принятия в монастырь за деньги, о запрете на смешанные (женско-мужские) монастыри, о запрете инокам ночевать в женском монастыре и инокиням в мужском и т.д.

Д. «Сечение пятое» — л. 23 об.

1. «О людинех. Надпись первая».

В этой главе указываются названия еретических сообществ 2-го чина, от которых приемлется крещение и прием в церковь совершается через отречение от ереси и миропомазание (ариане, македониане, савватиане, наватиане, тетрадиты, аполинариане и др.). Детей агарян (магометан), крещенных во младенчестве не по вере, а по суеверию родителей-агарян («чтобы не пахло»), при присоединении к Церкви подобает крестить, согласно соборному постановлению. Павликиан подобает крестить, а их клириков, если достойны окажутся, рукополагать заново. Крещение еретиков (1-го чина) не принимается, а крещение раскольников (2-го чина) и подцерковников (3-го чина) принимается. Далее идут определения о крещении иудеев, о крещении оглашенных в Великую Субботу, о необходимости миропомазания в крещении; о том, что крещенные во время болезни по выздоровлении должны обучаться вере; о том, что, если кто-то не знает, крещён ли он в детстве, такого подобает крестить; в случае нужды, «не сущу священнику», крестить больного младенца может собственный отец или иной православный христианин; если священник крестит умирающего младенца «вборзе», нет нужды после этого восполнять пропущенные до погружения молитвы; если тяжело больной не может говорить, то крестится, если покажет каким-либо иным образом свое желание креститься; если оглашенный по незнанию причастится Святых Таин, его подобает безотлагательно крестить, ибо он избран Богом; если оглашенный беснуется, его не крестят кроме смертной нужды (при смерти); оглашенный, ставший безумным по болезни, крестится без препятствия и т.д.

2. «Кая подобает людином творити и кая не подобает. Надпись вторая».

Здесь говорится о том, что христиане, не пребывающие в молитве и причащении, отлучаются от Церкви; так же и молящиеся со отлученными от Церкви или приносящие елей в сонмище иудейское или еретическое; также и крадущие из церкви воск и елей или обращающие священные сосуды на обычное употребление; мирянин, если сам себя причастит, когда в городе имеются священник или диакон, отлучается на 7 дней; мирянин, в церкви учащий народ о вере, отлучается на 40 дней; мирянин, портящий или разрезающий священные книги, отлучается на один год; кроме царя, из мирян во алтарь никто да не входит; верный, взявший в супругу иноверную, либо должен расторгнуть брак, либо отлучается (а если они заключили брак прежде его крещения и он хочет с нею жить, тогда да не разлучаются, по заповеди апостола Павла; однако если муж много лет уговаривает жену принять благочестие, а она противится, то возможно их разлучение, по прецеденту Феодосия, императорского трубача, разведенного с женою по грамоте патриарха в подобном случае); крест, написанный на земле, должен стираться (во избежание попрания ногами), а тот, кто его написал, отлучается; на иконах вместо Христа не следует изображать ягненка, ибо Христос воплотился в человека; непристойные писания (изображения), на чем бы они ни были сотворены, должны уничтожаться, а их писавшие — отлучаться; причастие на литургии не принимать в драгоценные сосуды, но в руки, сложенные крестообразно, ибо человек — наидрагоценнейшее творение Божие (это правило действовало, когда еще не причащались со лжицы); не подобает в церквах вкушать пищу или расстилать постель; в притворах храма не подобает устраивать корчму или продавать пищу или что-то иное; клянущийся языческими клятвами отлучается; мирянин, если бьет епископа без причины, да будет анафема; прибегающий к могилам или храмам еретических мучеников отлучается от Церкви, пока не покается; с иудеями или еретиками не праздновать вместе, и не принимать от них опресноки, и не молиться с ними; верному на брачных пирах не скакать и не плясать; актер, раскаявшийся и пришедший к праведному житию, никем да призывается возвратиться к прежнему; жена должна ждать пропавшего без вести мужа не менее пяти лет; свидетеля из своих родственников моложе 14 лет никто да не поставляет; супруги ради молитвы по согласию да воздерживаются друг от друга, а по совокуплении в тот день не причащаются Святых Таин; после ночного истечения христианин да исследует свою совесть, и если не найдет блудной причины, да причащается (а по Иоанну Постнику, сутки не причащается, а поет псалом 50-й и совершает 49 метаний); малакию сотворивший (ручной блуд) отлучается на 40 дней с сухоядением, со 100 метаниями ежедневно (либо на 1 год без сухоядения, но с 50 метаниями ежедневно, по Номоканону); целующий жену и впавший в истицание (не во сне) отлучается на 7 дней с 49 метаниями ежедневно; супруги в субботу и воскресный день да воздерживаются друг от друга, посвящая эти дни молитве Богу; умалишенный (не бесноватый), если не совершает неприличного во время причастия, да причащается только по воскресным дням; обет не есть свиного мяса достоин смеха и недействителен; христианин, делами своими отметающийся от Христа, не имеет ничего от названия христианина и т.д.

Источники церковного права в древлеправославии. Часть 1 (читать)

Источники церковного права в древлеправославии. Часть 2 (читать)Источники церковного права в древлеправославии. Часть 3 (читать)

Источники церковного права в древлеправославии. Часть 4 (читать)


[1] См.: Собрание божественных и священных правил от всечестнаго законоположителя и судии Фессалоническаго господина Константина Севаста Арменополя. — Балахна, 1908. Книга 3-я. Лл.  121 — 122 об.

[2] Пидалион. В 4 томах. — Екатеринбург, 2019.