Источники церковного права в древлеправославии. Часть 2

Главная Публикации Традиции Источники церковного права в древлеправославии. Часть 2

Темы публикаций

Источники церковного права в древлеправославии. Часть 2

Кормчая книга Московского патриарха Иосифа. Том 1[1]

Наиболее известным и авторитетным каноническим изданием в дораскольной Руси была так называемая Кормчая книга. Её название произошло от слова «кормчий», то есть «рулевой на корабле». Как кормчий, стоя у руля на корме, управляет движением судна, так и правила церковные должны направлять земную Церковь и всех её чад ко спасению.

В древлеправославии используются два издания Кормчей: Иосифовская Кормчая 1650–1652 годов (чрезвычайно редкая книга, которая была переиздана в 1912–1913 годах в двух томах в качестве приложения к древлеправославному журналу «Церковь») и Никоновская Кормчая (та же самая книга, без переделок в тексте правил, но с пропуском предисловия и с добавлением в начале и конце ряда исторических материалов; выпущена патриархом Никоном в начальный период его правления, до проклятий на древлеправославие). Именно последняя книга и её переиздания обычно использовались древлеправославными христианами в послераскольный период. В настоящее же время наиболее доступна для использования именно Иосифовская Кормчая, переизданная несколько раз с издания 1913 года. Далее мы будем вести описание именно Иосифовской Кормчей.

Итак, приступим к описанию содержания этой книги (первого ее тома).

  1. [Листы 1–4, сс. 15–22[2]] «Предисловие» о необходимости соблюдения церковных правил и о недопустимости пренебрежения ими. Составлено для Стрятинского издания 1604 года, перепечатано в новой редакции с Иосифовской Кормчей. Из Никоновской Кормчей эти листы были изъяты, так что нумерация начинается сразу с 5-го листа.
  2. [Лл. 5–21, сс. 23–55] «Сказание о святых и великих Вселенских седми соборех, и девяти поместных, где и когда кииждо из них собрася».В этой главе помещено краткое историческое описание Вселенских и Поместных Святых Соборов, проходивших в первом тысячелетии по Рожестве Христове, правила которых вошли в состав Кормчей, и ересей, против которых они собирались. Указана хронология этих Соборов по летосчислению «от Адама»
  3. [Лл. 21 об. — 23 об., сс. 56–60] «Предисловие сведшаго святая правила в 14 граней». Упоминаемый в заголовке свод, или «Синтагма 14 титулов», был составлен в Восточной Римской империи (в обиходе неправильно называемой Византией) во 2-й половине VII века по Рожестве Христовом; правила, в него вошедшие, подтверждены как общеобязательные на VI Вселенском (Трулльском) Соборе. Предисловие предваряет следующие главы и говорит о важности и богоугодности божественных правил, а также о соответствии им гражданских законов империи.
  4. [Лл. 24–25, сс. 61–63] «Другое предисловие, сведшаго правила яже по пятом соборе, шестаго же и седьмаго, по сих приложьшаго, и сочтавшаго с правилы, со апостольскими же и с прежде бывших святых отец соборы».Это более поздний текст, объясняющий необходимость расширения древнего свода («синтагмы») правил.
  5. [Л. 25 и об., сс. 6364] «От заповедей святых отец, о хранении священных правил».В связи с важностью этой небольшой дополнительной главки, приведем ее текст целиком: «Всею силою и всею мощию, должни суть архиепископи и епископи, имети стражбу [бдительность] о освященных канонех божественных правил. Поручено бо есть им твердо соблюдати я, да ничто от них преступаемое, и забытием преминуемо, ни изысканием оставляемо, во он день в муках онех изыскано будет. Хранящии бо священныя каноны, Владыки и Бога помощи сподобляются. Сия же преступающии, в конечное осуждение себе влагают. Божественным каноном не сохраняемым, различна преступления бывают, и от того же Божии гнев на нас сходит, и многия казни, и Последнии Суд. Тому всему повинни суть святители, не бдяще, ни стрегуще винограда, еже есть церковь, но препущающе во обиду по некоей страсти, или по неразумию небоязни Вышняго страха, иже суть клялися сохранити, и судьбы закона и правды Божия. Горек суд таковым, и по де́лом воздание будет». Там же на полях сноска: «Гнев Божии не коснит (не медлит. — Ред.) на несоблюдающих правила святых апостол и богоносных отец». Собственно, во избежание этого гнева Божия и созданы святые правила.
  6. [Лл. 26–55, сс. 65–124] «Титлы правил сочтания и подобных коеяждо титлы глав».Это подробный тематический указатель священных правил, разбитый на 14 «граней» (разделов), каждая из которых разбита на главы, по темам. Сами правила в главах не приводятся, но дается только ссылка на номер правила. Правила же помещены в дальнейших главах Кормчей.
  7. [Лл. 56–60, сс. 125–133] «Оглавление Номоканону, сиречь Законоправилу, святых апостол, и седми Вселенских соборов, и других Поместных, и неких святых отец особно бывших правил; и како по ряду стоят; и который собор, или особь святыи, колико правил изложи».Этот раздел представляет собою оглавление последующего состава Кормчей, с указанием нумерации листов, на которых расположены правила святых апостол, Соборов и святых отец, градские законы и иные канонические материалы.
  8. [Лл. 1 (отсюда начинается второй счет листов) — 24, сс. 135–182] «Глава 1. Изложение правилом апостольским и отеческим, имея толкование Алексия диакона и законохранителя Аристина. Правила святых апостол».Отсюда начинаются собственно священные правила. Надо отметить, что в славянские Кормчие книги разных составов эти правила вошли в редакции древнего греческого Синопсиса, ко­то­рый со­брал Сте­фан Эфес­ский, а позд­нее в Х в. пе­ре­ра­бо­тал преподобный Си­ме­он Ме­та­фраст. Правила в Синопсисе были изложены конспективно, в сжатом виде, и в таком же виде вошли в состав Кормчей. Правила в Кормчей снабжены толкованиями, взятыми из толкований на Синопсис, составленными известным константинопольским канонистом XII века диаконом Алексием Аристином, икономом Великой церкви. Некоторые важные указания правил дублированы сокращенно на полях Кормчей. Например, к 50-му правилу святых апостол имеется такая пометка: «Во святом крещении крестящихся погружати, а не обливати».
  9. [Лл. 25–26 об., сс. 183–186] «Святаго апостола Павла, правил церковных седмь надесять. Глава 2». Это текст и следующие далее «правила святых верховных апостол Петра и Павла» и «Правила всех 12 святых апостол» являются фрагментами из так называемых «Апостольских постановлений», преданных чрез святого священномученика Климента, епископа древнего Рима. «Апостольские постановления» («Климентовы книги») из общепринятого канона правил были исключены, однако для чтения не запрещены, как разъяснил Константинопольский Собор при патриархе Николе в 19-м ответе на вопросы Иоанна мниха: «Святых же славных и всехвальных апостол заповеди, Климентом исписанныя, подобает чести, но не пред всеми, многих ради немощи, рекше неразумия» (Кормчая, л. 582 и об.).Таким образом, данные правила не являются Церковью отвергнутыми, и эти три главы Кормчей являются вполне авторитетными источниками церковного права. Всего правил в этой главе 17. Даны они без толкований.
  10. [Лл. 27–29, сс. 187–192] «Обою святую и верховную апостолу Петра и Павла, правил 17. Глава 3».
  11. [Лл. 30 и об., сс. 193–194] «Всех святых апостол купно два правила. Глава 4».
  12. [Лл. 31–41, сс. 195–215] «Святыи Вселенскии иже в Никеи Первыи собор… Глава 5» В данном разделе помещены краткая история I Вселенского Собора и двадцать его правил с толкованиями Аристина. Хочется среди всех правил сего Святого Собора выделить 8-е, которое повелевает еретиков 2-го чина при присоединении к Православной Церкви оставлять в тех священных санах, которые были у них в еретических конфессиях, то есть в сане епископов, священников или иных клириков. Это правило дало возможность древлеправославным иереям после никонианского Раскола принимать в Церковь в сущем сане священников и прочих клириков, рукоположенных в новообрядческой Церкви. Таким образом древлеправославное священство сохранилось до 1846 года, когда в Церковь был принят в сущем сане Босно-Сараевский митрополит Амбросий, после чего был восстановлен епископат в древлеправославии
  13. [Лл. 41 об. — 51 об., сс. 216–236] «Иже во Анкире святаго поместнаго собора правил, двадесять пять. Глава 6».Здесь помещены краткое описание истории проведения Анкирского Собора и 25 его правил с толкованиями Аристина.
  14. [Лл. 52–57, сс. 237–247] «Иже в Новей Кесарии святаго собора правила. Глава 7».В данной главе излагаются история и 15 правил Святого поместного Неокесарийского Собора с толкованиями Аристина.
  15. [Лл. 57 об. — 61 об., сс. 248–256] «Святаго поместнаго собора иже в Гангрех, правил двадесять. Глава 8». Здесь изложены история проведения и 20 правил Гангрского поместного Собора. Толкование всех вместе этих правил написано Аристином как единый текст и помещено отдельно после их изложения (л. 59 об., или с. 252).
  16. [Лл. 61 об. — 71 об., сс. 257–276]  «Святаго поместнаго собора Антиохийскаго, иже в Сирии, правил 25. Глава 9».Здесь помещены история двух Соборов в Антиохии Сирийской, послание второго из них к епископам всех областей и 25 правил, изложенных в этом послании. При каждом из правил помещено толкование Алексия Аристина.
  17. [Лл. 72–84 об., сс. 277–302] «Святыи собор поместныи иже в Лаодикии Фригийстей… Глава 10».58 правил поместного Лаодикийского Собора изложены с толкованиями Аристина.
  18. [Лл. 85–88 об., сс. 303–310] «Святыи вселенский Вторыи собор. Глава 11». В данной главе изложены история II Вселенского Собора, его послание к императору Феодосию Великому и 8 правил Собора с толкованиями Аристина. Хотелось бы обратить внимание читателя на 7-е правило сего Святого Собора, которое постановило принимать в Церковь через проклятие ересей и миропомазание целый ряд еретиков, в том числе наватиан (упомянутых в 8-м правиле Первого Вселенского Собора). Таким образом, обобщая сказанное в этих дух правилах, необходимо признать, что наватианские клирики после чиноприема в Церковь «вторым чином» (через миропомазание) сохраняли в православии те же священные саны, какие имели в наватианской ереси (епископов, священников и т.д.). Таким образом, древлеправославные священники, принимая иереев и диаконов от никониан (приравненных по чину к древним наватианам), справедливо считали их действительными священниками и диаконами.
  19. [Лл. 89–92, сс. 311–317] «Правила святаго Третияго собора Вселенскаго, иже во Ефесе… Глава 12».Данная глава кратко излагает историю III Вселенского Собора и его правила (числом 9) с толкованиями Алексия Аристина. Для древлеправославия во время Раскола XVII века очень важное значение имело 3-е правило этого Вселенского Собора, которое гласит, что, если кто из епископов, священников или диаконов от еретических архиереев был «лишён сана» за исповедание православной христианской веры, тот должен оставаться в своем сане.
  20. [Лл. 93–106 об., сс. 319–346] «Правила святаго вселенскаго Четвертаго собора, иже в Халкидоне, правил тридесять. Глава 13».Здесь помещены краткая история проведения IV Вселенского Собора и 30 его правил, истолкованных Аристином. Очень важно для Церкви во все времена 1-е правило этого Собора, гласящее: «Святых отец правила, на коемждо соборе изложенная, даже и до ныне, да держатся твердо». Преемственность Предания Церкви — основа Православия.
  21. [Лл. 107–115 об., сс. 347–364] «Святаго поместнаго собора, иже в Сардикии, сиречь в Средце, правил 21. Глава 14». В данной главе размещены краткая история и правила поместного Сардикийского Собора, в числе 21. Правила истолкованы Аристином.
  22. [Лл. 116–172, сс. 365–477] «Святаго поместнаго собора иже в Карфагене, правил 138. Глава 15».Содержание данной главы аналогично предыдущим. Надо отметить, что существует разный счет правил Карфагенского Собора. В «Книге правил с толкованиями», о которой наша речь будет, Бог даст, ниже, их насчитывается 147, плюс ещё два послания Собора, а в Кормчей — 138 (некоторые правила совмещены под одним номером, а два сокращённых послания помещены как правила в этом же числе). Среди важных постановлений сего Собора хочется отметить 12-е правило (по обоим счетам): «Епископа в некоей вине суща, аще не весь собор области тоя, обаче дванадесять епископы да судят, презвитера же шесть, и диякона трие. Толкование…. Аще ли несть мощно всем снитися, обаче дванадесять епископ да судят [епископа], меньши же сего да не будет.  Презвитера же… шесть епископ да судят, седмыи же свой ему митрополит. Диакона же три епископи, и свой ему четвертыи». То есть необходимый кворум суда над епископом — 12 епископов (в их числе — и первоиерарх, как указывает правило Святого Константинопольского Собора), над священником — 6 епископов и первоиерарх, над диаконом — 3 епископа и епархиальный архиерей. Если такого кворума нет, постановление такого суда незаконно. Этого не следует забывать при современном церковном судопроизводстве.
  23. [Лл. 172 об. — 173, сс. 478–479] «Сотворшееся в Константине граде, о Агапии и Гавадии… Глава 16».Сей Святой поместный Собор Константинопольский собрался в правление императора Аркадия (394 г. по современному гражданскому летосчислению) под председательством святителя Нектария, патриарха Цареградского, по поводу незаконного извержения из сана Бострийского епископа Вагадия (Гавадия), совершённого всего двумя епископами, которые на его место поставили Агапия. Собор изложил всего одно правило, запрещающее двум или трем епископам судить епископа и извергать из сана.
  24. В данной главе кратко изложена история этого Собора, помещены текст правила (в редакции Синопсиса) и толкование Аристина.
  25. [Лл. 173 об. — 173.2 об., сс. 480–482] «Пятыи святыи Вселенскии собор».Это вставка в Кормчую, содержащая изложение истои V Вселенского Собора. По-видимому, при первоначальном наборе этот текст был пропущен. Пятый Вселенский Собор не оставил после себя правил, поэтому первоначально упоминание о нём в составе Кормчей могло не быть запланировано.
  26. [Лл. 173 об. — 207 об., сс. 483–550] «Правила святаго Вселенскаго Шестаго собора, в Константине граде, в Трулле полатнем, рекше в тереме царских полат, правил 102. Глава 65».В настоящей главе имеется предисловие об истории как собственно Шестого Вселенского Собора, так и последовавшего вскоре за ним Трулльского Собора. Сам Шестой Собор, созванный против ереси монофелитов, своих собственных правил не составлял, но несколько позже почти в том же составе был созван повторный Собор в «Трулле полатнем», который составил 102 правила. Важность этого Собора усиливается тем, что он повторно подтвердил истинность прежде изданных правил святых апостолов, святых отцов, Поместных и Вселенских Соборов, составив тем самым свод общеобязательных церковных правил. Правила Собора изложены в краткой редакции Синопсиса, с приложением толкований на них Алексия Аристина.
  27. Среди прочих хочется обратить внимание на 72-е правило сего Святого Собора, которое в настоящее время некоторыми христианами и даже священниками забывается. Оно гласит о том, что браки православных с еретиками не разрешаются, и, если такой брак заключен, а неверная сторона не присоединяется к православию, такой брак должен быть расторгнут. Но если оба супруга были неверными, а потом одна из сторон брака, избрав лучшее, присоединилась к православию, а вторая не присоединилась, такой брак не расторгать, по повелению святого апостола Павла.
  28. К сожалению, иногда происходят из-за незнания сего святого правила семейные драмы: священник принуждает покрестившегося из иной веры человека развестись с его супругой и взять другую, «православную». Это приводит к печальным последствиям для семейной пары, к окончательному отвращению от православия «неверной» стороны, к хуле на Церковь. От этого страдают и дети распавшейся семьи, и они часто бывают потеряны для Церкви. Также не надо забывать и о 96-м правиле сего Святого Собора, которое отлучает от церковного общения тех, кто искажает Богом данный свой облик: красит или отбеливает волосы, делает пышные прически. В толкованиях на это правило  (в так называемой «Трехтолковой Кормчей» и в «Алфавитной Синтагме») говорится, что такому же суду подлежат и те мужчины, которые бреют, стригут или иным образом повреждают свои брады. Староверов часто упрекали никониане за приверженность к бороде, но эта приверженность основана на святых правилах и древней христианской традиции. К сожалению, эта верность правилам и традиции в последние десятилетия под влиянием «мира» расшатывается, и можно видеть, что не только многие удалившиеся от церкви миряне, но даже и некоторые (бесстрашные пред Богом?) клирики ходят с подстриженными брадами, входят во святой алтарь, приемлют Причащение. Церковь многими своими соборными правилами призывает таковых к деятельному раскаянию, то есть исправлению, к отказу от данного греха
  29. [Лл. 208 — 217 об., сс. 551–570] «Правила святаго Вселенскаго Седьмаго собора, иже в Никее второе собравшагося, 22. Глава 18».В данной главе отдельной истории созыва сего Святого Собора не указано (он был собран против ереси иконоборцев), а изложены только его правила с толкованиями Аристина. Краткая же история Собора дана в толковании на его 1-е правило. Особое внимание хочется обратить на это правило Святого Собора: «Святая правила облобызающе приемлем и держим, святых апостол, и шестих Вселенских собор, к сим же и Поместных, и еще же и святых отец наших, яко единаго Святаго Духа вдохновенна. Их же прокляша, проклинаем, ихже извергоша, изметаем, и ихже отлучиша, отлучаем, имже запретиша, запрещаем». Составители Кормчей, вопреки обыкновению, добавили к краткой редакции правила и его полную редакцию, подчеркнув тем самым важность данного правила для Церкви: «Ин перевод. Иже чистительскии [священнический: Никон 1, слово 63] получивше сан, ведения же и правления канонных повелении, сиесть воображения, яже приемлюще радостно, с Богоявленным Давыдом поем Владыце и Богу глаголюще [Псалом 118]: На пути свидении Твоих насладихся, яко в богатьстве мнозе; заповедал еси правду, свидения Твоя Владыко, вразуми мя и жив буду; и во веки  пророческии глас заповедает хранити заповеди Божия, и жити в них. Яве, непоколеблемы и недвижимы пребывают [сноска: «О том, како подобает божественная правила во всем хранити»], якоже Боговидец Моисей рече: в нихже несть приложити, и от них несть отъяти. И божественныи Петр в них хваляся вопиет: В няже желают ангели приникнути. И Павел: Аще и ангел благовестит вам паче преданнаго, проклят да будет. Сим сицем сущим, и свидетельствующим нам радующимся о них, якоже кто обрящет корысть многу, сладко божественныя каноны утвержаем, и цело пребывание их, неподвижимо утвержаем, заповеданных от святых Духовных труб, прехвальных апостол, и шести святых вся вселенныя собор, и Поместных собравшихся, поданием тако в них повелении святых отец наших. От единаго бо вси Святаго Духа озарени бывше, повелеша яже на пользу. И ихже проклятию предаша, и мы проклинаем. Ихже извержению, и мы извергаем. И ихже запрещению — и мы запрещаем. И ихже отлучению — и мы отлучаем. Несребролюбен имуще нрав, но довольни сущими, иже возшедыи на Третие Небо и слышав неизглаголанныя глаголы, Павел божественныи апостол яве вопиет [Тим. 287]». Преемственность и нерушимость Церковного Предания — важнейший принцип православия. Эта преемственность и нерушимость проявляется в том числе и в сохранении святых правил, созданных озарением «Одного и Того же Святаго Духа». Известно выражение, что священные правила Церковь почитает не менее, чем Евангелие.
  30. В последние времена, при массовом оскудении любви к Богу и ближнему, все чаще слышны голоса, говорящие  об «устаревании святых правил», об их «необязательности». Даже дерзают некоторые священники говорить, будто правила мешают любви к ближнему. Таким хулителям хочется ответить: вы считаете, что Святыи Дух оставил ещё в древности Христову Церковь, так что она создала «бесчеловечные» правила? Или что Бог немилостив, поэтому дал якобы «жестокие» повеления через правила Своих угодников? Остановитесь в своей хуле и не прельщайте «малых века сего», чтобы и вам не погибнуть, и их с собою не низринуть в обители тьмы.

Хочется обратить внимание на некоторые правила сего Святого Собора. Например, 4-е правилозапрещает епископам требовать деньги от подчиненных им епископов, священников или иноков, а также отлучать или запрещать их не по доказанной вине, предусмотренной божественными правилами, но по своей страсти (личной озлобленности), или закрывать церкви, чтобы в них не служились литургии. Правило напоминает заповедь святаго апостола Петра: «Пасите стадо Божие не с нуждею, ни вземлюще ничтоже, срамнаго ради прибытка, но от всего сердца: не яко обладающе причтом, но яко образ бывающе стаду» [1 Петр. 62].

Нет сомнений в том, что не мотивированное правилами отстранение епископами священников от служения в их храмах и оставление этих храмов в «беспоповском» состоянии, без постоянного служения литургии, подлежит суду этого же правила.

Также обращает на себя внимание 15-е правило сего Святого Собора, с толкованием, которое допускает священнику зарабатывать себе на жизнь собственным трудом, если храм, к которому он определен, слишком беден, чтобы содержать настоятеля.

В истории последних десятилетий есть примеры, когда в некоторых старообрядческих конфессиях епископы запрещали священников за то, что они совмещали священное служение с «мирской» работой. Данное правило не позволяет выносить таких прещений.

30. [Лл. 218 — 221 об., сс. 571–578] «Правила иже в Константине граде, бывшаго Перваго, и Втораго собора, в церкви святых апостол, 17. Глава 19».

Эта глава содержит краткие исторические сведения о так называемом Перво-Втором, или Двукратном, Поместном Соборе, а также 17 его правил.

Правила сего Собора говорят о церковной дисциплине иноков, игуменов, склириов и епископов. Например, 3-е правило отлучает игумена, который не разыскивает и не возвращает в свой монастырь иноков, ушедших из него.

Правила 1315-е сего Святого Собора толкуют о расколах, когда клирики или епископы отделяются от своих архиереев или патриархов по собственной гордости, а не за нечестие предстоятелей или правящих архиереев. Если же кто-то отступит от архиерея «не греховнаго ради извета, но за ересь его, от собора, или от святых отец не ведому сущу, таковии чести и приятия достойни суть, яко правовернии». В полном тексте правила говорится, что таковые «осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделений». На этом основании древлеправославные пастыри и простые христиане совершенно законно отказались подчиняться Никоновым новшествам. Добавим, что 31-е правило святых апостол также допускает отделение клириков от правящих архиереев в случае совершения последними проступков против благочестия или «правды» (справедливости), то есть когда епископы становятся «обидящими» (Синтагма на церковнославянском языке, состав С, гл. 12). «Клирики могут отделяться от своих епископов …если обличат их судом [слав. «познают»] как нечестивых или несправедливых [«обидящих»]». Иной перевод с греческого, конца XVIII века: «Не должно обвинять клириков, от своих епископов отторгающихся и их оставляющих, ежели обличат их в нечестии и несправедливости» (Рукопись РГБ, фонд 171.3, ед. хр. 170, л. 297 об.). Также и по современному переводу с греческого языка 31-го апостольского правила, «если презвитер, презрев своего епископа, станет отдельно устраивать собрания и поставит другой олтарь, не заметив при этом в епископе ничего противного благочестию и справедливости, да будет извержен» (Пидалион. — Т. 1. Екатеринбург, 2019. С. 238).

Таким образом, совершенно законным было отделение некоторых староверов от патриарха Никона ещё в начале его патриаршества, когда он стал совершать явные церковные несправедливости (устроил гонения на ревнителей благочестия, изгоняя священников, запрещая в служении, лишая их сана по надуманным предлогам).

С другой стороны, если епископ колеблется в благочестии и то проповедует ересь, то снова выступает как православный, толкователи священных правил говорят, что в таком случае отделение от епископа преждевременно и, если он окончательно утвердится в православии, отделившиеся будут подвергнуты наказанию по правилам (толкование Ф. Вальсамона на 15-е правило Двукратного собора). Таким образом, если архиерей допустил неправославное мнение, но потом от него отказался и исповедовал православное учение по тому же вопросу, нельзя за это бывшее прежде ложное мнение от него отделяться.

31. [Лл. 222–223, сс. 579–581] «Правила три еже в Константине граде, в преименитей церкви Божия Мудрости, рекше во Святей Софии, собравшагося собора, иже Седьмыи собор утверди. Глава 20».

Здесь помещены три правила Поместного Константинопольского Собора, бывшего в кафедральном Софийском храме. Они говорят о церковной судебной дисциплине, об отложении епископского сана при принятии великой схимы, о недопустимости мирским людям без вины сажать в темницу или бить епископа.

32.[Лл. 218 — 249 об., сс. 571–634] «Святаго Василия Великаго, от Послания ко Амфилохию, епископу Иконийскому, и к Диодору, и ко инем некиим посланным: правил 91. Глава 21».

В сей главе «Кормчей» изложено 91-е правило святителя Василия Великого, сопровождаемое толкованиями Алексия Аристина. Это правило касается разных сторон церковной жизни, соблюдения писаного и неписаного Предания Церкви, епитимий за грехи и многого другого.

Хотелось бы акцентировать внимание читателя на некоторых из этих правил.

1-е правило святителя Василия Великого рассуждает о трех разрядах клириков и мирян, отторгшихся от общения церковного или находящихся вне его изначально. Это, по классификации святителя, еретики, раскольники и подцерковники (в современной классификации это еретики, соответственно, 1 чина, еретики 2-чина и еретики 3 чина вместе с раздорниками). Еретиками святитель называет тех, кто не верует в Святую Троицу; при приеме в Церковь Христову они подлежат крещению (крещение и все таинства таких еретиков не признаются Церковью).

Раскольники (еретики 2-го чина) — те, кто во Святую Троицу верует, но искажает веру в некоторых её частях; их Церковь постановила принимать «2-м чином», то есть с проклятием ересей и миропомазанием, с сохранением браковенчания и тех священных санов, которые были получены ими в еретической (раскольнической) конфессии.

Еретики 3-го чина и раздорники («подцерковники», «незаконные сборища») — это те, кого принимают в Церковь через покаяние, без повторного крещения и миропомазания. Так, к «подцерковникам» относятся «иже осуждени бывше о неких гресех епископи, или презвитери, и отставлени бывше от службы, и не повинувшеся правилом, но себе господьски отмстивше, и церковь создавше другую, и в своей воли быти некия указаша». От таковых, даже если они были лишены сана прежде отделения или после отделения, все таинства приемлются без повторения при присоединении к Церкви, то есть  крещение (соответственно  и браковенчание, и хиротония) таковых в Церковь приемлется. Примером может послужить решение Вселенского Собора по Мелетию, раздорническому епископу Александрийскому. Он был извержен из сана за приесение жертвы идолам, но не подчинился, захватил Александрийский престол и совершил множество рукоположений епископов и иных клириков. При возвращении всех их в Церковь Вселенский Собор постановил всех их принять в сущем сане и ради мира церковного принял как епископа и самого Мелетия, только ограничив его в некоторых правах. Таким образом, совершённые в раздоре таинства (даже запрещёнными в служении «изверженными из сана» епископами и клириками) при возвращении в Церковь принимаются без повторения, ибо таинство хиротонии не может быть разрушено решением о временном запрещении в служении или о пожизненном запрещении («извержении»), которые могут быть позже даже и пересмотрены.

Очень важны для древлеправославных и помещённые в Кормчей 90-е и 91-е правила святителя Василия Великого, толкующие о писаном и неписаном церковном предании (по другому счёту, эти правила читаются как одно, за номером 91-м). Святитель пишет о важности сохранения не только тех частей Предания, которые преданы Писаниями, но и неписаного предания Церкви. «Многа и велика Церковь имать от неписанаго Предания; и первое есть, еже верным крестообразно лице свое знаменовати. Потом же есть на восток обращься молитися,  и глаголемая над показанием хлеба благодарения [евхаристия]. И чашу благословения благословляем, воду крещения, и помазания масло, и того самого крещаемаго, и ина многа другая, ихже не писанием прияхом, яже тайна суть, и не подобает их писание обличати, невежных ради: ино бо есть повеление, ино же проповедь. Ово убо молчанием чтется, ово же проповедается». Заметим, что и преподобный Максим Грек называет крестное знамение «тайным апостольскким преданием», а вслед за ним то же повторяют святые отцы Стоглавого Собора. И даже новогреческий канонист XVIII века Никодим пишет в примечании к греческой Кормчей «Пидалион»: «Древние христиане иначе слагали персты для крестного знамения [чем новообрядцы], то есть изображали его только двумя перстами, средним и указательным, как говорит преподобный Петр Дамаскин (Добротолюбие, с. 642). Вся рука, по его словам, означает единую Ипостась Христа, а два перста — две Его природы» (Пидалион. Т. 4.  Екатеринбург, 2019. С. 194).

Знаменательно, что эти слова из греческой Кормчей XVIII века, прочитанные митрополитом Босно-Саревским Амбросием, вместе с изучением других правил и церковной истории, привели его к убеждению в правильности древлеправославия и присоединению к Древлеправославной Церкви Христовой в 1846 году.

33. [Лл. 250–251, сс. 635–637] «Того же святаго Василия о времени согрешающих, правил 26, вкратце. Глава 22».

Данная глава в «Кормчей» представляет собою конспективное изложение наказаний за разные виды грехов в виде 22 правил, в которых, в частности, предусмотрены сроки покаяния за тяжкие грехи: искусственный аборт — 10 лет отлучения от Причастия, вольное убийство — 20 лет, невольное убийство — 12 лет, прелюбодеяние — 15 лет и так далее. Эти правила приведены без всяких толкований, ибо представляют собою конспект, составленный из других правил.

34. [Лл. 251 об. — 252, сс. 637–639] «Того же святаго Василия, о том, колико и какова суть места епитимиям, рекше запрещением. Глава 23»

В данной главе «Кормчей» приводятся названия четырех степеней отлучения за тяжкие грехи, практиковавшихся в древней Церкви: 1) плач, 2) слушание, 3) припадание, 4) стояние с верными. Объясняется сущность каждого из этих разрядов покаяния и указываются места в храме, где находятся кающиеся во время общей молитвы.

35. [Лл. 252–254, сс. 639–643] «Того же святаго Василия, к презвитеру, о божественей службе, и о причащении, и о нерадящих [о] запрещениих. Глава 24».

В этой главе «Кормчей» помещено поучение святителя Василия Великого к священникам о том, как нужно причащаться и преподавать божественные тайны достойным, в какие дни недели был обычай причащаться священникам, об обличении тех, кто дерзает причащаться, будучи отлучен от причащения.

36. [Лл. 254 — 259 об., сс. 643–654] «Того же святаго Василия, послание к Григорию Богословцу, о мнишестем строении. Глава 25».

В 25-й главе «Кормчей книги» находится поучение святителя Василия Великого о правильной жизни во иночестве

37. [Лл. 259 об. — 260 об., сс. 654–656] «Святаго Дионисия, архиепископа Александрьскаго, о том, како подобает в Великую Суботу пост оставити. Глава 26».

Великая суббота — единственный субботний день в году, когда церковный устав предписывает строгий пост (полное воздержание от пищи) и совершение земных поклонов. В данной главе говорится о времени разрешения строгого поста (то есть о допущении к постной пище) вечером в Великую субботу.

Далее помещены четыре правила святителя Дионисия: 1. О том, что находящиеся в отлучении от Причащения, если будут при смерти, должны быть обязательно удостоены причастия Святых Таин, несмотря на тяжесть их грехов (к великому сожалению, некоторые духовники ныне не знают этого правила и заменяют в таких случаях Тело и Кровь на богоявленскую святую воду, что совершенно недопустимо). 2. О невхождении в церковь и о непричащении жен, находящихся в месячном кровотечении. 3. О супружеском воздержании ради молитвы. 4. О ночном осквернении (истечении семени).

38. [Лл. 259 об. — 262 об., сс. 656–659] «Святаго Петра Александрьскаго, священномученика, правила о отвергшихся во время гонения, и паки кающихся. Правил, 14. Глава 27».

Правила святого священномученика Петра Александрийского говорят о степенях покаяния «падших во время гонений на христиан (добровольно отрекшиеся от Христа и пожершие идолам судятся тяжелее, чем сделавшие это под угрозой мучений и смерти). В 14-м правиле объясняется, почему христиане постятся в среду и пятницу, а также почему в воскресные дни земные поклоны отменяются.

39. [Лл. 252– 263 об., сс. 659–662] «Святаго Григория, епископа Новыя Кесарии, чудотворца, о бывших в нашествии варвар. Глава 28».

28-я глава «Кормчей» содержит 13 правил святителя Григория Неокесарийского, касающихся христиан, бывших в плену у «варваров» (под которыми понимаются некие языческие народы, не приносящие жертв идолам) и возвратившихся в христианскую империю: о том, что они не осуждаются за принятие пищи от неверных; о том, что жены, растленные от варваров силою, невиновны, если их прежнее житие было непорочным; о мародерствующих во время нашествия варваров; о том, что нельзя присваивать себе найденного на пути чужого имущества,  но подобает возвращать владельцу, и так далее. Согласно 10-му правилу, отлучаются от церкви (на срок до соборного о них рассмотрения) те христиане, которые показывали варварам дома христиан для нападения. Тому же правилу должны подлежать христиане, которые во враждебных христианству государствах предают своих собратьев на расправу властям или иноверным людям.

40. [Лл. 263 об. — 265, сс. 662–665] «Великаго Афанасия, архиепископа Александрьскаго, ко Аммону мниху, о соблажняющихся в нощи. Глава 29».

В данной главе помещено три канонических материала: 1) об осквернении во сне; 2) «К Руфиану» — об отвергшихся от Христа во время гонений; 3) «О узаконенных книгах от десятаго послания праздничнаго» — перечисление канонических книг Священного Писания Ветхого и Нового Заветов.

41. [Лл. 265 — 266 об., сс. 665 668] «Святаго Григория Богослова от словес о тех же книгах [Священного Писания]. Глава 30».

В данной главе помещены: 1) стихотворение святителя Григория Богослова о каноне книг Священного Писания»; 2) «Святаго Амфилохия, к Селевкию, о тех же книгах» (подобный перечень священных книг Ветхого и Нового Завета).

42. [Лл. 266 — 269 об., сс. 668–674] «Святаго Григория Нисскаго, к Литонию, епископу Мелетинскому, правило, и предисловие».

Здесь помещены предисловие (о трех силах человеческой души и о способах их «исправления») и 8 правил: об отвергшихся от веры и покаявшихся, об обращающихся к волхвам, о блудных грехах, об убийствах, о лихоимстве (ростовщичестве), о гробокопателях, святокрадении (похищении церковных вещей, предназначенных для богослужения). 5-е правило повелевает обязательно причащать прежде отлучённых, если они находятся при смерти, а если после этого выздоравливают, продолжать отлучение до установленного срока.

В заключение говорится, что во всяком грехе духовник должен в большей степени смотреть на искренность и глубину покаяния человека, чем на время отлучения.

43.[Лл. 269 об. — 270 об., сс. 674–676] «Тимофея архиепископа Александрьскаго, единого от 108 святых отец, иже в Константине граде на Македония собравшихся. Сей же Тимофей приемника имяше, Феофила, престолу. Правил 15. Глава 32».

В этой главе помещены правила святителя Тимофея Александрийского, посвященные разным темам: о причастившемся прежде крещения, о бесноватых, о крещении больных оглашенных, потерявших разум; о воздержании от супружеского ложа в ночь перед причащением; об отложении крещения оглашенной, если она находится в кровотечении; о недопустимости вхождения еретиков в храм во время церковной службы, если только не обещают отступить от ереси; о запрещении священникам венчать незаконные браки; о соблазнившихся во сне; о рассуждении в воздержании от супружеского ложа; о воздержании от него в субботу и воскресный день; о непоминовении за упокой самоубийц (кроме убивших себя в помрачении ума); о недопущении развода по причине безумия жены, если о безумии жениху было известно до свадьбы.

Два правила посвящены посту Страстной седмицы. 7-е правило говорит, что роженице (в день родов) допускается вкушать пищу с маслом и вино. 9-е правило разрешает то же тому, кто «до конца от болезни изнемог». (Следует отметить, что и Номоканон не разрешает давать в постные дни мяса и молока даже умирающему, но только рыбу и масло.)

44.[Лл. 270 об. — 272 об., сс. 676–680] «Феофила, архиепископа Александрьскаго, возглашение Богоявлению, наставшу в неделю. Правил 14. Глава 33».

В данной главе помещены правила Феофила Александрийского. Он не является святым отцом, поскольку сотворил много злодеяний, но изложенные им правила Церковь сочла полезными и включила в канон.

Правила касаются различных предметов: о разрешении поста Богоявленского сочельника вечером в субботу; о клириках, поставленных арианами; о священнике, насилие сотворившем над женой, оставившей мужа своего; о священниках, бывших в незаконных браках до крещения или после крещения; о необходимости расследования обвинений на причетников, без доверия к слухам; о том, что рукоположение клирика не бывает без свидетельства и тайно; о невкушении освященных просфор оглашенными; о переизбрании иконома в случае, если все причетники будут жаловаться против него; о питании от церкви вдовиц и странников; о возможности поставления в степени клира обратившихся от ереси и т.д.

45. [Лл. 272 об. — 274, сс. 680–683] Кирила архиепископа Александрьскаго, от послания иже к Домну, правил 5. И ины главы от других его посланий, к Евлогию Александрьскому. Глава 34».

Правила святителя Кирила Александрийского касаются разных церковных предметов, в частности: о необходимости судебного расследования обвинений против епископа, вместо его бессудного смещения с кафедры по каким-то обвинениям, и необходимости возвращения ему расхищенного имущества; о недопустимости отречения епископа от своей области; об исследовании непорочности жизни кандидата в клирики; о срочном крещении и причащении умирающих оглашенных.

К этим правилам приложены еще следующие: 1. К Максиму диакону — о том, что после крещения не нужно обвинять пришедших из злочестия в прежних грехах. 2. «Того же к Генадию архимандриту» — о том, что нужно удаляться от тех, которые нас соблазняют, чтобы вместе с ними не погибнуть. 3. «От послания к Евлогию Александрскому» — о том, что никому нельзя колебать правила Святой Церкви: «Аще кто от исправления и утвержденных богоносными отцы подвигнет что, к тому таковаго несть како нарещи строением [икономией], но преступление и попрание повелении, и к Богу нечестие».

46. [Лл. 274 — 275 об., сс. 683–686] «Того же о правой вере главизны, на Нестория. Глава 35».

Здесь помещаются богословские главы, составленные святителем Кирилом Александрийским против лжеучения Нестория, осужденного на Третьем Вселенском Соборе,  в виде 11 правил, без их толкований.

46. [Лл. 276–293, сс. 687–721] «От указаний божественых писании святыми отцы, еже не поставляти на мзде во священныя чины. Глава 36»

В начале данной главы «Кормчей» помещены три канонических текста:

1) «Иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесерии Каппадокийския, послание к иже под ним епископом, яко да не поставляти им на пенязех»;

2) «Генадиа, патриарха Константинопольскаго, и иже при нем собравшагося святаго собора, ко всем священнейшим митрополитом, и к папе Римскому, окруженно, сиречь везде разсланное послание, о еже не бывати на пенязех хиротониам»;

3) Послание Тарасиа, святейшаго патриарха Константинопольскаго, Новаго Рима, о том же, к Андриану, папе Стараго Рима».

В последнем тексте обращают на себя внимание такие примечания, вынесенные на поля книги: 1) «Епископом и иереом противящияся обличати»; 2) «Не токмо епископу, но и всякому иерею: токмо бо яко не поставляет иерей от епископа разньствует, священьство же совершенно имать». Последнюю фразу нередко использовали в полемике с никонианскими миссионерами древлеправославные начётчики, доказывая, что священник может принять от ереси епископа, так же как и епископ, ибо он тоже имеет «совершенное священство», а отличается от епископа лишь тем, что не имеет права рукополагать.

В том же послании святитель Тарасий  ссылается на 29-е правило святых апостол — об извержении и отлучении от Церкви симониан (продающих и покупающих рукоположение за деньги) и текст из 19-го зачала «Деяний святых апостолов» — о Симоне волхве. Затем помещает текст из 4-й книги Царств (глава 5-я) — о наказании Гиезия, взявшего мзду за исцеление пророком Елисеем царя Неемана. Далее идут ссылки на святых отцов Церкви, запрещающих рукоположение на мзде, а также на Евангелие об  изгнании Господом торжников из храма.

47. [Л. 293 об., с. 722] «От послания Константиня града собора, к Мартирию, епископу Антиохийскому, о том, како приимати еретики, приходящия к соборней церкви. Глава 37».

Данная глава Кормчей содержит письмо от имени неизвестного Константинопольского  Собора к Мартирию Александрийскому (461–465 гг. по гражданскому летосчислению), описывающего практику чиноприёма от различных ересей. Эта глава «Кормчей» была истолкована никонианскими миссионерами и беспоповцами в том смысле, что при чиноприеме от ереси 2-го чина не сохраняется хиротонии на пришедших клириках, но данное мнение инославных толкователей опровергается рядом канонических правил (8-е правило Первого Вселенского Собора с толкованиями, 7-е правило Второго Вселенского Собора с толкованиями, см. также Деяния Седьмого Вселенского Собора и др. канонические источники). 

Эта глава заключает 1-й том Кормчей по изданию 1912 года, и дабы не утомлять читателя продолжительностью текста, мы делаем перерыв в изложении.

Источники церковного права в древлеправославии. Часть 1 (читать)

Источники церковного права в древлеправославии. Часть 3 (читать)

Источники церковного права в древлеправославии. Часть 4 (читать)Источники церковного права в древлеправославии. Часть 5 (читать)


[1] По изданию: М.: Тип. Рябушинского, 1912 г.

[2] Здесь и далее указаны страницы современного репринта.

Поделиться: