Источники церковного права в древлеправославии. Часть 3

Главная Публикации Традиции Источники церковного права в древлеправославии. Часть 3

Темы публикаций

Источники церковного права в древлеправославии. Часть 3

Кормчая книга Московского патриарха Иосифа. Том 2[1]

Продолжим обозрение глав Иосифовской Кормчей XVII века.

46. [Лл. 294 и об., сс. 723–724] «Главы Великия церкве, рекше Святыя Софии, запечатаны златою печатию, царя Иустиниана, о рабех, прибегающих в церковь. Глава 28».

Здесь помещены шесть правил о рабах и их господах, а также о «распрях» диаконов и пресвитеров с кем-либо.

Данная глава имеет чисто историческое значение.

47. [Лл. 294 об. – 295 об., сс. 724–726] «Димитрия, митрополита Кизического, о яковитех и о ханцыцарех. Глава 39».

Данная глава говорит о ересях монофизитов, несториан, месалиан (богомилов).

48. [Лл. 295 об. – 296 об., сс. 726–728] «Петра, архиепископа Александрскаго, к Бенетскому архиепископу: бе же сей при патриарсе Константиня-града Алексии. Глава 40».

Данное послание святого священномученика Петра (в конспективном виде) говорит о пяти патриархах древней Церкви и о недопустимости служения литургии на опресноках вместо квасного хлеба, с прибавлением «Леонта, архиепископа Болгарскаго, от триех посланиих о тех же опресноцех, от перваго послания».

49. [Лл. 296 об. – 300, сс. 728–735] «Блаженнаго Нила Черноризца послание к Хариклию презвитеру, сурово нападающу на согрешающыя, и глаголющу: не довлеет на покаяние исповедание устен, аще дела постническая не будут. Глава 41».

Данное послание обличает чрезмерную суровость в наказании за грехи и проповедует о человеколюбии Божием к кающимся грешникам. Здесь приводится парафраз из пророчества Иезекииля: «Крове погибшаго от руки пастыря взыщу». Автор говорит о том, что пастырь не  должен чрезмерно суровыми наказаниями ввергать людей в бездну отчаяния, из-за которого они могут погубить души. Автор также напоминает об осужденной Первым Вселенским Собором ереси наватиан, которые отвергали покаяние людей в грехах, совершенных после крещения. Приводятся места из Священного Писания (о мытаре, о покаявшемся Навуходоносоре), когда простым словесным раскаянием люди получали от Бога прощение грехов, и многие другие доводы в пользу принятия словесного покаяния без чрезмерных епитимий грешникам.

50. [Лл. 300 об. – 333 об., сс. 736–802] «От свитка божественных новых заповедей, иже в божественном наследии царя Иустиниана. Различны заповеди, сходящеся подобно с божественными и священными правилы, и от обилия свою крепость дающе. Им же чин некии и число положихом, да вскоре обрящется искомая глава: понеже яко речено бысть, от различных заповедей быти сочтанным, якоже писано есть, зде с правилы соборными, лежащих заповедей и глав. Глава 42».

Здесь помещено вначале оглавление (87 глав) с кратким изложением тем правил, собранных из различных указов благочестивого императора Иустиниана, а затем сами эти законодательные материалы в виде правил. Эти правила соответствуют прежде изданным Церковью священным правилам, а также подкрепляют их авторитетом государства и разъясняют некоторые важные моменты долженствующей правоприменительной практики.

Хочется обратить внимание на некоторые из глав этого «Свитка новых заповедей царя Иустиниана».

Глава 1-я является преамбулой к последующим главам, в ней говорится о том, что священство и царство (государственная власть) проистекают из одного божественного источника, что священство должно быть непорочным, дабы иметь дерзновение молиться Богу за народ и царей.

2-я глава говорит о достоинстве избираемых во епископы.

4-я глава воспрещает вводить в клир не знающих грамоты.

6-я глава воспрещает устраивать монастыри без благословения местных епископов.

7-я глава – об обязательном трехлетнем искусе (испытании) кандидатов во иночество перед пострижением.

8–11-я главы – об имуществе постригающихся во иночество и о наследовании его после их смерти.

17-я глава возбраняет здания монастырей превращать в обычные жилища.

20-я глава воспрещает зачислять в причет избыточное число людей, более издавна установленного, ибо это приводит к оскудению церковной казны и препятствует попечению церкви о нищих.

25-я глава повелевает: если кто-то от христиан завещает средства на строительство храма или другого богоугодного заведения, то это строительство должно быть окончено в течение 5-летнего срока, попечением епископа и князя града того.

27-я глава воспрещает частным лицам строить храмы, если заранее не выделят капитала на последующее содержание клира и церковные потребы (масло, воск, вино), чтобы построенные церкви не стояли без службы и не разрушались.

28-я глава определяет строгие требования к кандидатам во епископы, в том числе 15-летний стаж иночества, возраст не менее 35 лет. Если же избирают кандидата из числа высших чиновников, то он прежде рукоположения должен в течение трех месяцев служить причетником, изучая святые правила и церковную службу.

Избрание во епископы делается из трех достойных кандидатов. Но если трех не найдется достойных, то и одного кандидата достаточно (глава 29-я).

30-я глава повелевает в том случае, если собор епископов в течение 6 месяцев не изберет кандидата во епископы на вдовствующую кафедру, поставить епископа по избранию патриарха.

31-я глава повелевает при поступлении против кандидата во епископы доноса о его недостоинстве отложить рукоположение для расследования доноса; если донос окажется справедливым, поставление отменяется; если же донос окажется ложным, то кандидат рукополагается, а клеветник (который либо не доказал обвинения, либо отказался от обвинения) подлежит ссылке и тюремному заключению (по градским законам). 44-я глава распространяет тот же порядок и на обвинение при поставлении в клирики любого чина.

32-я глава воспрещает симонию, то есть рукоположение за мзду, повелевая при поставлении епископов или причетников взимать пошлину (на оплату расходов по архиерейскому богослужению)  не более 20 литр (около 655 граммов серебра), в тех местах, где это принято обычаем. (Примечание: Стоглавый Собор 1551 года установил в Русской Церкви следующие ставленные пошлины: за поставление попа из низших клириков – 1 московский рубль, за поставление диакона – полтину, да с тех и других еще благословенную гривну; при поставлении из диаконов в попы – так же, как при поставлении диакона; см.: Стоглав, глл. 87–89).

В той же главе расписаны пошлины за поставление, совершаемое не местным епископом, а митрополитом или патриархом (30 литр серебра), установлены пошлины за приезд патриарха и сопровождающих его лиц в церковь и т.п.

33-я глава определяет: если поставляемый во епископы находится под властью (опекой) своего отца, то с момента поставления он выходит из-под этой власти.

39-я глава запрещает епископам и презвитерам отлучать кого-либо из христиан от общения, прежде чем будет доказана его вина, предусмотренная священными правилами. Если это не соблюдено, вышестоящий епископ должен разрешить отлученного, а отлучившего отлучить самого на тот срок, который ему определит.

43-я глава определяет минимальный возраст поставления причетников: священника – 30 лет, диакона – 25, иподиакона – 20, чтеца – 15 лет.

45-я глава запрещает ставить в иподиаконы и диаконы неженатого, если он не даст обет безбрачия. Если же  какой-то епископ дерзнет на это, повелевает такого епископа извергнуть.

46-я глава повелевает иподиакона, диакона или священника, вступившего в брак после рукоположения, извергнуть из сана и вчинить в разряд простецов-налогоплательщиков.

48-я глава повелевает чтеца, вступившего во второй брак или женившегося на вдове или разведенной, или вступившего в запрещенный правилами брак, не возводить в вышестоящие степени. Если же был возведен, извергнуть.

53-я глава повелевает священников и диаконов, давших ложное свидетельство по гражданским делам, отлучать от служения на три года, заключая на исправление в монастырь. Если же дадут лжесвидетельство по делам о грехах (то есть в церковном суде), то повелевает их извергнуть из священного сана и предать градскому наказанию. Если же низшие клирики будут обличены во лжесвидетельстве по любому делу, то повелевается их низложить и предать градским наказаниям.

Глава 58-я повелевает священнику или причетнику, имеющему обвинение на епархиального епископа, обращаться к митрополиту или патриарху, который должен рассудить по церковным правилам.

Глава 59-я запрещает приводить кого-либо к клятве при расследовании обвинений на него.

71-я глава запрещает всем причетникам, не имеющим жен, иметь в своем доме какую-либо женщину, кроме собственных матери, дочери, сестры и подобных родственниц, лишённых всякого подозрения. Если же после двух предупреждений от епископа клирик не удалит посторонней женщины из своего дома или если будет доказана его блудная связь с нею, причетник должен быть извержен и причислен к простолюдинам-налогоплательщикам.

72-я же глава посвящена тому же, но речь идет о епископах, причем им запрещено держать в своем доме даже близких родственниц. Кто же не последует этому правилу, осуждается к извержению.

74-я глава осуждает тех, кто во время литургии или иной церковной службы войдёт в церковь и «нанесёт досаду» епископу, священнику или иным причетникам и церковнослужителям: такого положено предавать градским наказаниям и тюремному заключению. А если кто-то нарушит божественную литургию и причащение, того повелевается осудить к отсечению головы.

В наше время это правило в таком виде неприменимо, но очевидно, что подобное преступление должно быть наказано отлучением от Церкви.

75-я глава воспрещает совершать «простым человекам» крестные ходы без участия епископа или священника.

77-я глава запрещает постригать во иночество незнакомых игумену людей в течение трех лет. Если в течение трех лет на него не поступит претензий от заимодавцев или иных имущественных исков, игумен может постричь его во иноки. Знакомого же человека, свободного от обвинений и исков, игумен вправе постричь и ранее трехлетнего срока.

80-я глава говорит о порядке разделения имущества лица, вступающего в монастырь, между ним и его детьми, причём собственная часть постригающегося отходит в собственность монастыря.

82-я глава запрещает родственникам лишать наследства тех, кто постригся во иночество.

83-я глава возбраняет родителям забирать из монастырей своих детей, постригшихся во иноческий образ.

84-я глава говорит: если инок оставил монастырь и перешел затем в другой, все имущество, нажитое им по выходе из первого монастыря, передается первому монастырю. Если же, оставив монастырь, он станет жить как мирской человек, то его повелевается отдать в монастырь, а всё его имущество передать в этот же монастырь.

51. [Лл. 334 – 348 об., сс. 803–832] «Новая заповедь благочестиваго царя Алексия Комнина. Глава 43».

Этот закон разъясняет порядок расследования случаев, когда попавшие в рабство говорят, что они рождены свободными родителями из тех народов, которые по законодательству не подлежат рабству. Также закон запрещает господам женить своих рабов без совершения таинства браковенчания. Необходимость такого запрета происходила из того, что господа боялись венчать своих рабов, считая совершение церковного венчания как бы свидетельством о том, что они подлежат освобождению.

Далее приложен еще один закон царя Алексея Комнина, устанавливающий брачный возраст для мужчин с 15 лет, женщин – с 13 лет. Обручение законом считается началом брака, и нарушение обетов обручения рассматривается как прелюбодеяние. Обручение совершается священными молитвами, а не просто человеческими обычаями.

Следующий закон того же царя возбраняет расторгать совершенное с молитвословиями обручение.

52. [Лл. 349 – 362 об., сс. 833–860] «От различных титл, рекше граней Иустиниана царя, новых заповедей, главы по избранию различны… Глава 44».

В данной главе изложены правила по разным церковным вопросам, собранные из разных законоположений царя Иустиниана.

«Глава 9 первой грани» говорит о том, что если кто обвиняет избранного к рукоположению в церковные степени в грехе, возбраняющем рукоположение, то дело должно быть расследовано в течение трех месяцев, и, если донос будет ложным, оклеветанный рукополагается, а клеветник лишается священного сана (а если не имел его – несет наказание по градским законам). А если без расследования совершено поставление, то извергаются из сана и поставленный, и рукоположивший его епископ.

«[От] главы 11»: если горожане по смерти епископа в течение шести месяцев не изберут на его место другого, то патриарх должен по своему избранию сотворить поставление, «сохраняя от беды свою душу».

«От вторыя грани …глава 1»: если кто-то завещает своё имуществу Христу, без указания конкретного храма, то по его смерти оно должно быть употреблено на питание убогих. Если же завещает церкви – то этой церкви и будет предано. Если как наследников укажет пленников – то епископ или начальник города да употребит имущество на выкуп этих пленников.

«Глава 2»: священные сосуды нельзя продавать или закладывать, кроме случая выкупа пленных. Но если будет великая нужда в епископии, а драгоценных сосудов существует избыток, то с разрешения вышестоящего архиерея их можно продать или перелить в слитки, или обменять, чтобы избавить ее от долгов, во избежание продажи недвижимого имущества.

«Девятыя грани… глава 2»: Еретик, даже если он великий сановник, не может свидетельствовать против правоверного ни в церковном, ни в градском суде.

«Глава 9»: если епископ или презвитер кого-либо отлучит от общения без вины (предусмотренной правилами), то отлучение снимается «бо́льшим святителем», а сам отлучивший отлучается на срок, который установит этот святитель.

«Грани 10, глава 1»: Иконом ежегодно отчитывается перед епископом о доходах и расходах. Если же умрет, не исправив дела, долг взыскивается с его наследников.

«Глава 5»: имущество, приобретенное епископом после его рукоположения, принадлежит Церкви и не может быть никому завещано.

«Первыя надесять грани… глава 3». Послушники монастыря во время трехлетнего искуса носят мирские одежды и изучают святые писания.

«Третия надесять грани, глава 3». Жены пропавших без вести воинов или иных мужей не могут выйти замуж до тех пор, пока достоверные свидетели пред Евангелием не засвидетельствуют о том, что лично видели их умершими, с записью этого свидетельства, скрепленной их подписями. Если же жена будет введена в заблуждение и вступит в повторный брак, а муж ее найдется живым, он имеет право вернуть себе жену, если захочет.

«Глава 4» определяет причины, по которым муж может развестись с женой, оставив себе брачные дары и детей от этого брака: 1) если жена знает о заговоре неких людей против царя и не возвестит мужу (за это полагалась смертная казнь); 2) если будет обвинена в прелюбодеянии, и оно будет доказано; 3) если жена путем отравления или иным способом совершит или будет готовить покушение на жизнь мужа; 4) если зная, что кто-то готовит покушение на жизнь или здоровье мужа, не сообщит ему об этом; 5) если с посторонними мужчинами пьёт в корчемнице или ином месте или моется с ними в бане, без воли своего мужа; 6) если жена переночует без воли мужа вне своего дома (кроме родительского дома), если только он сам не изгонит её.

Жена может развестись с мужем, оставив себе брачные дары и детей, рожденных в данном браке: 1) если муж готовил заговор против царя или знал о таком заговоре и не возвестил царю (за это он подлежал смертной казни по градским законам); 2) если муж с кем-либо готовил покушение на жизнь жены либо знал о готовящемся покушении, но не сказал ей и не защитил по закону; 3) если обвинил её в прелюбодеянии, но не доказал (при этом он должен ей не только возвратить брачные дары, но и отдать две трети своего имущества); 4) если открыто сожительствует с другой женщиной в своем доме или в том же городе и не прекращает этого после увещеваний; 5) если в течение трех лет муж «не может быти с женою» (из-за болезни или нежелания разделять супружеское ложе); 6) если муж попал в плен и более 5 лет нет сведений о том, что он жив.

Также, если один из супругов пострижется во иноческий чин, другой может вступить в повторный брак.

В  данной главе также много иных указаний по разным случаям.

53. [Лл. 363 – 371 об., сс. 724–878] «Избрание от Закона, Богом даннаго израильтяном Моисеом, первое о суде и о правде. Глав пятьдесят. Глава 45».

Здесь изложены ветхозаветные заповеди о производстве суда: не принимать слухов вместо доказательств, не принимать лица на суде, не осуждать невинных, не оправдывать виновных и т.д. Далее изложены Десять заповедей, данных Моисею на скрижалях (Исход, гл. 20).

Далее перечисляются иные ветхозаветные установления: о запрете хулить имя Божие, о почитании старших, о том, чтобы не наказывать чад за родителей и родителей за чад, о запрете злословить или бить отца и мать, о запрете лишать мзды нищего или наемного работника, о запрете обижать вдовиц и сирот, о запрете подделывать меры веса, о наследовании имущества умерших, о запрете лихоимства (ростовщичества), мужеложества и т.д.

54. [Лл. 372 – 377 об., сс. 879–890] «Закон судныи людем, царя Константина Великаго. Глава 46».

«Глава 2»: нельзя производить суд без свидетелей. Обвинитель должен представить свидетелей, в противном же случае он должен быть подвергнут тому же наказанию, которого просил для обвиняемого.

Свидетелем может быть только человек богобоязненный, пользующийся доверием в обществе, не имеющий ни с кем вражды, лукавства, ничем не осквернённый, не имеющий спора или тяжбы с тем, против которого свидетельствует, но выступающий только ради страха Божия и правды Его. Число же свидетелей должно быть не менее 11 при тяжких обвинениях, при менее тяжких – не менее 7, при малых тяжбах – не менее 3, и меньшее число не принимается. Свидетель дает присягу и предупреждается о том, что за ложное свидетельство будет подвергнут тому же наказанию, которое требовал обвинитель для обвиняемого. Если человек хотя бы один раз будет замечен во лжесвидетельстве, он никогда во всю свою жизнь не должен приниматься как свидетель. Также и если свидетель будет обличен в преступлениях Закона Божия, в скотоподобной жизни, в преступлении присяги.

Инок, сотворивший блуд, отлучается на 15 лет.

Кум и кума, заключившие брак между собою, разлучаются и отлучаются от причащения на 15 лет, постясь сухоядением (глава 7-я).

То же наказание предусмотрено для того, кто берет в жены свою крестную дочь или блудит с замужней женщиной (глава 8-я).

Кровосмесительный брак расторгается (глава 13-я).

Имеющих двух жен, по оставлении последней жены, отлучается на 7 лет (глава 14-я).

Поджигатель чужих домов отлучается на 12 лет (глава 16-я).

Если родители и дети свидетельствуют друг против друга или раб против господина, им не подобает верить; только свободный может быть свидетелем (глава 19-я).

«Свидетели от слуха не свидетельствуют», говоря: «я слышал от того-то, что тот-то согрешил». Даже если князь свидетельствует от слуха, это свидетельство неприемлемо (глава 21-я).

Глава 32-я говорит о нерасторжимости христианского брака, кроме законных причин. Обращает на себя внимание ещё одна причина, кроме перечисленных выше: заболевание проказой одного из супругов. Та же глава пишет о том, что многобрачие и близкородственные браки, допускавшиеся в Ветхом Завете, в христианстве совершенно запрещены, и достоин проклятия тот, кто это отрицает.

55. [Лл. 378 об. – 399 об., сс. 891–914] «Никиты мниха, презвитера монастыря Студийскаго, пореклом Скифита, к латином о опресноцех» [глава 47].

Это текст, написанный известным греческим богословом XI века священноиноком Студийского монастыря Никитой Стифатом о различиях православных веры и обычаев с латинскими («римо-католическими»), в том числе о неправильности служения литургии на опресноках, поста по субботним дням, обязательного безбрачия для священников, пострижения брады, завивания и окраски волос. Указывается дата Христовой Тайной вечери: за 2 дня до 14 числа первого месяца, в лето 5534-е от Адама.

55. [Лл. 400 об. – 403, сс. 915–921] «О фрязех и прочих латинех. Глава 48».

В этой главе рассказывается о народах Западной Европы, исповедующих «латинскую веру», об их ереси и о церковных обычаях. Кроме всего прочего, осуждается латинский обычай служить по три или четыре литургии на одном престоле в один день. Всего в данной главе перечисляются 27 отличий латинян от православных.

57. [Лл. 404 – 493 об., сс. 923–1100] «Закона градскаго главы различны, в четыредесятих гранех. Глава 49».

В данной главе Кормчей изложены законоположения по различным темам, разделенные на «грани»:

  1. «О совещании обручения».
  2. «О залозех обручения».
  3.  «О дарех обручения».
  4. «О уставе совещания браку».
  5. «О извещении брака».
  6. «О преждебрачнем даре».
  7. «О возбраненых брацех».
  8. «О исправлении ве́на».
  9. «О отмщении вена и тяжести его».
  10. «О дарех между мужем и женою».
  11. «О разрешении брака и о винах его».
  12. «О дарех».
  13. «О обращении даров».
  14. «О продании и о куплении».
  15. «О саждении».
  16. «О долзе и о залозе».
  17. «О наймованиих» (об аренде).
  18. «О покладежи» (оставлении вещей на хранение).
  19. «О составлении о́бщины» (о совместном владении имуществом).
  20. «О оставлении» (о разрушении общины).
  21. «О завете наследником» (о завещании имущества).
  22. «О завете сущих под властию родителей своих».
  23. «О завете свобожденых».
  24. «О завете епископ и мних».
  25. «О прекращении завета» (об отмене завещания).
  26. «О разрешении сущих под властию».
  27. «О свидетелех».
  28. «О поставлении епископов и презвитеров».
  29. «О кодикельле, рекше исполнении завета».
  30. «О наследницех».
  31. «О устроении» (о распоряжении имуществом подопечного).
  32. «О разделении» (о разделе наследуемого имущества)
  33. «О отмещаемых от наследия» (о лишаемых наследства).
  34. «О свобождениих» (освобождении рабов).
  35. «О дарех, даемых в завет, или в живот, или по смерти».
  36. «О приставницех» (попечителях).
  37. «О том, еже како подобает заимодавцем потязати наследники скончавшихся» (о взыскании долга с наследников умершего должника).
  38. «О здании новых домов, и о поновлении ветхих и о инех вещех».
  39. «О казнех».
  40. «О разделении корысти» (о распределении военной добычи).

58. [Лл. 494 – 520 об., сс. 1101–1154] «Леона царя Премудраго, и Констанина, верною царю, главизны о совещании обручения, и о брацех, и о иных различных винах. Глава 50».

Изложенные в данной главе градские законы императоров Льва Премудрого и Константина разделены на следующие «зачатки», или «зачала» (разделы):

  1. «О совещании обручения, и о распущениих, и о сирых обручении и раскающемся».
  2. «О брацех повеленных и возбраненных первому и второму написанному, и распущениях их».
  3. «О написании пристроя, и не победнем и о праведнем пристрои».
  4. «О послушестве и о совещании написанном простаго пристроения».
  5. «О завещании».
  6. «О воинских особь стяжаных вещех, на неже завещати кто может, аще и возбранено есть; и о клирицех, и халтуларии, и о иных воинствующих».
  7. «О сродьстве степеней, о незаветующих естественных наследницех наследии».
  8. «О сирых оставленых, и о тех старейшине».
  9. «О свобождении написанном и ненаписанном».
  10. «О продании и куплении писаном и не писаном».
  11. «О займе всяком писанем и ненаписаннем, на земли и на море даемем, и о закладе погибшем».
  12. «О всяком залозе».
  13. «О найме написаннем или ненаписаннем».
  14. «О послусех [свидетелях] верных и неверных, и о недолжных восприятии, и о преждебывающих послусех далече».
  15. «О разрешении бывающем и разоряющем».
  16. «О разделении корысти».

59. [Лл. 521 об. – 552, сс. 1154–1217] «О тайне супружества, си́есть законнаго брака. Глава 51».

В начале данной статьи говорится о брачном розыске, который должен производить приходской священник о женихе и невесте, хотящих заключить брак: нет ли канонических препятствий для их брака, не находятся ли они в родстве между собою (плотском или духовном),   по своей ли воле вступают в брак, достигли ли они брачного возраста, православны ли они, знают ли Символ веры и важнейшие молитвы, заповеди Божии. Указано, что венчание должно происходить в том приходе, где живёт жених (кроме тех местностей, где принято венчать в приходе невесты). Особую осторожность священник должен соблюдать, когда к нему обращаются для венчания пришельцы из других местностей, или не имеющие постоянного места жительства, или хотящие вступить в повторный брак жены воинов, или пленных, или странствующих. Перед обручением и венчанием священник должен в три праздничных дня после божественной литургии объявить людям о хотящих вступить в брак, чтобы если кто-то знает о препятствиях к их браку, возвестил священнику. Если же они живут в разных приходах, то это должно быть сделано в храмах обоих приходов. Если будут возвещены препятствия к браку, надлежит провести расследование, с привлечением двух или трех свидетелей. В сложных случаях священник должен обращаться за решением к епископу. Без расследования же иерей да не дерзнет совершать обручение и венчание. И если по окончании расследования в течение двух месяцев брак не состоится, расследование должно быть повторено, если только епископ не повелит иного.

Обручение и венчание должно совершаться приходским священником либо по его повелению другим священником.

Священник должен научить обручившихся, чтобы не жили в одном доме до венчания и не жили по-супружески. Перед венчанием жених и невеста должны исповедаться, а также по возможности приготовиться к причащению постом и молитвами. Венчание же должно производиться до обеда, сразу после божественной литургии или часов.

В этой же главе указаны дни в течение года, когда запрещены браковенчания, а также заповедано брачные пиры совершать благочестиво, без пьянства и плясания и бесчинных песен.

Далее идёт «Главизна о сродстве яже от крове», в которой говорится о степенях кровного родства и о разрешенных и запрещённых для брака степенях, с приведением схем родства.

Далее следует «Главизна о сродстве яже от двуродных, сиесть, исходящая от родства мужа, и от родства жены», с указанием дозволенных и недозволенных к браку степеней двухродного родства, со схемами конкретных случаев.

После этого следует раздел «О сродстве, от трех родств исходящем», также с указанием дозволенных и недозволенных для брака степеней родства и приложением схем конкретных ситуаций.

Далее – раздел «О сродстве еже от святаго крещения», в котором указано, что между крестным родителем (восприемником от купели) и крестником (крестницей) существует духовное родство, простирающееся от обоих по прямой нисходящей лини до 8 степени, и между их потомками в пределах 8 степеней браки запрещены. Также и между кумовьями возникает подобное родство. Приложены схемы конкретных вариантов «крестного» родства, при которых допустимы и недопустимы браковенчания.

Следующий раздел данной главы носит наименование «О усыновлении». В нем рассматривается родство, происходящее от усыновления через совершение священнических молитв, и о препятствиях к браку, связанных с усыновлением. Также говорится о незаконности и недействительности «братотворения» (побратимства), которое не создает никакого родства и не препятствует браку.

Далее идет изложение «О возбраненных брацех» из книг Матфея Властаря и Константина Арменопула «Ответ святаго патриарха Антиохийскаго господина Феодора Вальсамона» о браках.

60. [Лл. 552 об. – 567, сс. 1218–1249] «О беззаконных брацех, сиречь о кровосмешении. Глава 52».

Данная глава говорит о недопустимости заключать браки в близких степенях родства. Она содержит «Соборныи свиток о беззаконных брацех» Константинопольского Собора под председательством патриарха Сисиния 21 февраля 6509 года «от Адама» (1001 года по современному летосчислению). К соборному деянию приложены примеры конкретных ситуаций родства, «Писание патриарха» об некоторых случаях запрещенных браков», «Устав о брацех».

51. [Лл. 567 об. – 576 об., сс. 1250–1268] «Изложение, рекше воспоминание бывшаго церковнаго соединения, при Константине и Романе: овому убо царьствующу, овому же тогда цареву отцу саном почтену сущу. Глава 53».

Данная глава содержит «Свиток соединения» – постановление Константинопольского «Собора единения» 920 года по гражданскому стилю.  Предыстория Собора такова. Император Лев IV, прозванный Премудрым, или Философом, после трех браков оставался бездетным и потому вступил в четвертый брак. Патриарх Никола Мистик отлучил императора от Церкви. Тогда последний в 907 году созвал собор архиереев, который под давлением императора, в нарушение церковных правил, разрешил ему вступить в четвертый брак. Патриарх Никола вместе со своими сторонниками участвовать в беззаконном Соборе отказался. Этот Собор объявил патриарха низложенным и возвел на Константинопольский престол престарелого архиерея Евфимия. Бо́льшая часть греческих архиереев, во главе с законным патриархом Николой, не признала решения этого Собора и отделилась от общения с новым патриархом Евфимием. Так начался длительный раздор в Константинопольском патриархате (длился он не менее 90 лет).

После смерти императора Льва патриарх Евфимий был низложен, и на престол вновь взошёл святитель Никола Мистик. Евфимий со своими сторонниками проклинал сторонников патриарха Николы и остался в раздоре. Патриарх много лет увещевал евфимиан к примирению. Наконец, в 920 году обе «партии» собрались в Константинополе на общий Собор, который получил название «Собора единения». Собор восстановил церковное единство, провозгласил анафему на тех, кто будет учить о законности 4-го брака или клеветать на Церковь, будто она признаёт четвёртый брак законным. Все архиереи обеих сторон конфликта были признаны в своих санах, несмотря на то что прежде предавали друг друга проклятиям. Очень малая часть «евстафиан» не признала этого Собора, но к концу столетия она сошла на нет. Позже, в 995 году, при патриархе Николе Хрисоверге, Константинопольский Собор провозгласил вечную память патриархам Николе Мистику и Евфимию и всем архиереям обеих сторон церковного раздора.

В 1940-е годы святитель Геронтий (Лакомкин) писал о том, что Собор единения и примирение и взаимное признание всех архиереев обеих сторон раздора, с провозглашением вечной памяти всем им, должно быть образом преодоления раздора между Белокриницкой и «беглопоповской» иерархиями, то есть нужны взаимное признание с забвением всех претензий и провозглашение вечной памяти усопшим с обеих сторон бывшего разделения…

Итак, данная глава Кормчей книги содержит томос, или свиток, Собора единения 920 года. Там говорится о недопустимости 4-го брака, о епитимиях второбрачным и третьебрачным, содержатся и другие указания о брачном праве. Кроме того, Собор акцентирует внимание на необходимости непреложно соблюдать правила Святой Церкви и церковное Предание в целом. В «Кормчей» на полях при этом сделаны сноски: «Тать есть и разбойник, не от Писания глаголяи»,  «Зри: егда святыя церкви без мятежа в мире бывают, тогда вся благая от Бога бывают подаема», «Преслушания ради заповедей Господних, вся злая приходят на ны».

62. [Лл. 577 – 582 об., сс. 1269–1280] «Главы церковныя, и вопросы правилныя, и ответы святаго собора, бывшаго во дни преосвященнаго и вселеньскаго патриарха Николы Константиня града, вопрошение и Иоанна, мниха и Молчальника, иже во Святей горе, и сущих с ним черноризец. Глава 54».

В данной главе говорится о посте среды и пятницы в течение года (здесь изложен строгий устав, но в Русской Церкви издревле применяется иной устав, допускающий ослабление поста среды и пятка в определённые праздники и периоды церковного года), о вхождении нерукоположенных иноков во святой алтарь (могут входить ради возжигания свечей и поддержания чистоты помещения), о земных поклонах в субботу, об Успенском посте, о недостойно поставленных в священные степени; о причащении бесноватых; как потреблять оставшиеся от литургии лишние просфоры; можно ли разрешать пост среды и пятка в канун Господского праздника (нельзя); об иноках, уходящих из монастыря, где приняли постриг; может ли игумен, умирая, назначить себе преемника, связывая его угрозой отлучения в случае оставления игуменства (не может, и эта клятва незаконна); о неграмотном в правилах старце-иноке, который принимал исповеди и разрешал служить священникам, которые впали в смертные грехи (это большой соблазн и погибель душ); может ли изверженный за грехи или отрекшийся из-за греха от священства иерей совершать что-то священническое (не может); может ли принимать исповеди священник, добровольно оставивший священническое служение (не может); может ли принимать исповеди и разрешать грехи простой инок, не имеющий священного сана (не может); что значит «осквернение устами» (блудный грех); что такое «малое благословение» (освященная просфора); можно ли вкушать антидор тем, кто отлучен от святого причащения (нельзя); можно ли принимать просвиры на службу от тех, кто отлучен от святого причащения; можно ли читать житие святого Нифонта и Климентовы книги (житие Нифонта признано апокрифом и запрещено, а «святых же славных и всехвальных апостол заповеди, Климентом исписанныя [«Постановления апостольские»], подобает чести, но не пред всеми, многих ради немощи, рекше неразумия»); подобает ли использовать некие правила святителя Иоанна Постника (эти правила весьма сильно сокращают срок отлучения от причащения в случае, если кающийся усердствует в подвигах строгого поста, земных поклонов и иных добрых дел; тем, кто действительно усердствовал в этом, эти правила были на пользу, но многим – нерадивым – весьма навредили).

 63. [Лл. 583 – 586 об., сс. 1281–1288] «Ответы преблаженнаго митрополита Никиты Ираклийскаго, предложенным ему вопрошением, от Константина Памфилийскаго. Глава 55».

Здесь изложены вопросы и канонические ответы на них.

В частности, если муж, будучи в отъезде в течение трех лет, завел себе наложницу, жена его не имеет права выйти замуж, а муж должен оставить наложницу и вернуться к законной жене.

Если жених сразу после венчания, не быв еще с женою, соблудит с её матерью, то брак не  расторгается, а тёща отсылается на жительство в удалённую местность (и оба несут епитимию прелюбодеяния).

Если блудница даже с клятвою обвиняет священника в том, что она родила от него ребенка, но не представляет достоверных свидетелей, веры ей нет.

Священник, не постриженный в схиму, не должен постригать в схиму другого.

Епископ, постриженный в великую схиму, отрешается от епископского служения, также и священник и диакон.

Священноинок не должен приходить в чужое место и постригать там неизвестных ему (неиспытанных) людей во иночество, в противном случае да извержется.

Духовное чадо священноинока может принять иноческий постриг и от другого священноинока, в этом нет греха.

Поставленный по ошибке в священники, имея неисповеданный тяжкий грех, а потом исповедав его, должен быть извергнут.

Ребенок, рождённый от второго брака обоих родителей (или от прелюбодеяния), может быть поставлен во священство, ибо за грех родителей не отвечает.

Обвиняемый в переписывании на себя церковных книг и вещей книгохранитель, если сам не признается, должен быть обличен свидетелями на суде и лишиться своей степени.

64. [Лл. 587 – 594 об., сс. 1289–1304] «Святаго Мефодия патриарха Константиня града, завещание о отвергшихся и оскверньшихся различными образы и возрастом. Глава 56».

Эта глава Кормчей толкует о нескольких разрядах христиан, после крещения отвергшихся от веры во Христа, и о сроках их покаяния и едином для всех способе возвращения в Церковь (через миропомазание).

1-й разряд – крещёные дети, попавшие в плен к неверным и по юности, неразумию или отсутствию христианского воспитания приступившие к язычеству или ереси 1-го чина. Таких принимают, совершив сразу же очистительные молитвы, а на восьмой день – таинство миропомазания.

2-й разряд – юноши и взрослые или старцы, и священники, которые отверглись веры после мучений. Они принимаются с человеколюбием после шестилетнего покаяния, с постом, прилежными молитвами (ежедневно – сто молитв «Господи помилуй») и с некоторым количеством земных поклонов. За восемь дней до приёма над ними совершаются очистительные молитвы. На восьмой же день помазуются святым миром, после чего в течение восьми дней ежедневно причащаются на божественной литургии.

3-й разряд – добровольно отрекшиеся от веры, что есть более тяжкий грех. Им устанвлен 10-летний срок покаяния, с постом (не вкушать мяса, сыра, яиц и вина), ежедневными 100 земными поклонами (если молоды и здоровы) и 200 молитвами «Господи помилуй». Потом совершаются очистительные молитвы, а на восьмой день – миропомазание, после чего 8-дневное причащение на литургиях.

Далее говорится о том, что духовник, назначая епитимии,  должен смотреть не только на совершенные грехи, но и на возраст, пол, духовную опытность, состояние здоровья,  сан и другие особенности согрешивших, соизмеряя наказание с их состоянием и степенью вины.

Если кто-то настолько погряз в привычных грехах, что в течение многих лет из-за них не может причаститься, данная глава Кормчей советует причащать такового после Великого поста, если хотя бы в пост удержится от согрешения.

Далее говорится о четырех степенях покаяния (отлучения), по святителю Василию Великому, и даются иные поучения духовным отцам.

65. [Лл. 595 – 596, сс. 1305–1307] «Правило иереом, иже не облачаются во вся священныя ризы, или неразумием, или гордостию, или леностию. Глава 57».

Это поучение взято из жития святителя Иоанна Милостивого, который запрещал подчиненным ему иереям надевать фелонь без стихаря, в том числе на вечерне и утрене и на крестных ходах, то есть требовал служить в полном облачении.

Примечание. Стоглавый Собор процитировал это правило, но истолковал парадоксальным образом, применяясь, очевидно, к устоявшемуся издавна  обычаю: вечерню, панихиду, павечерницу, полунощницу, утреню в мирских храмах служить в фелоне и эпитрахиле, а литургию, водоосвящение, крещение и венчание – в полном облачении; в монастырских же храмах облачаться по иноческому уставу, то есть большую часть времени священноинок в мужском монастыре пребывает на службе вообще без облачения, по временам, для чтения молитв, облачаясь в эпитрахиль, а при каждении и входе в царские врата – еще и в фелонь, и лишь литургию совершая в полном облачении (Стоглав, глава 15-я, и указания древлеписьменных и старопечатных Служебников). Также и устав «Церковное око» повелевает в некоторые моменты службы облачаться иереям в патрахиль и фелонь, а не в полное облачение.

66. [Лл. 596 об. – 598, сс. 1308–1311] «Святаго Никифора, [патриарха] Константиня-града, Исповедника, и иже с ним святых отец, правила о церковных счинениях».

Святитель Никифор Исповедник, пострадавший от еретиков-иконоборцев, предал эти правила Церкви.

Поскольку они в настоящее время редко вспоминаются, кратко изложим их содержание.

  1. Если антимис будет по ошибке выстиран, он не оскверняется и не теряет освящения.
  2. Двоеженец (то есть вступивший во второй брак) не венчается (по чину первобрачного)  и несет епитимию отлучения от причастия 2 года, а троеженец – пять лет.
  3. Кто по великой нужде (в непогоду) переночует в церковном притворе, не осуждается, но кто будет этим злоупотреблять и там дольше нужды задерживаться, изгоняется и несет епитимию.
  4. Если праздник Благовещения случится в Великий Четверг или Великую Пятницу, вкушаем масло и вино.
  5.  Священноинок-игумен может рукополагать чтеца и иподьякона для своего монастыря.
  6.  Блудников не рукополагать, даже если творят дела добродетели.
  7. Больного можно причащать и после принятия им пищи.
  8. Непогрешительно за двух или трех человек вжигать одну лампаду или вынимать одну частицу из просфоры на проскомидии.
  9. Без теплоты литургия не совершается, кроме великой нужды.
  10. Над отрекшимися от иночества и покаявшимися заново иноческих молитв не совершать, но просто облечь их во иноческие одежды.
  11. Не подобает инокиням входить во святый олтарь для уборки или вжигания лампад. Примечание. В других списках этого правила сказано наоборот: в женском монастыре инокиням подобает это делать.
  12. В Великий пост инокам и инокиням, даже и занятым на тяжёлых работах, не подобает вкушать пищу дважды в день или вкушать вино и масло.
  13. Инок может покинуть свой монастырь по трём причинам: если игумен еретик; если женщинам открыт доступ в монастырь; если мирские дети учатся в общежительном монастыре, – ибо этого не должно твориться во обители.
  14. Инокиня, насилованная варварами или бесчинными мужами, если прежнее её житие было назазорным, не причащается 40 дней, если же зазорным – несёт епитимию прелюбодеяния (15 лет).
  15. Если кто-то в шутку или под страхом призыва на воинскую службу самовольно оделся во иноческие одежы, а потом их снял, несет отлучение от причащения 40 дней.
  16. Игумен не имеет права снять с ученика куколь и изгнать из обители.
  17. Тяжело больного, просящего об иноческом постриге, следует постригать немедленно.
  18. Священноинок не может совершать богослужение без мантии. Примечание: Малая мантия должна надеваться священноиноком под стихарь, согласно Уставу Ветковской церкви.
  19. Кто отлучен от причащения Святых Таин за тайные согрешения, не должен отлучаться от стояния с верными.
  20. То же говорится о прелюбодеях, скотоложниках, убийцах, чей грех неизвестен среди людей. Им повелевается состоять в храме до литургии верных, а потом исходить с оглашенными. Если же грех известен людям – отлучаются по правилам на определенные сроки и от стояния со оглашенными.
  21. Инок, оставивший иночество и женившийся и вкушающий мясо, если не покается и не возвратится ко иночеству, подлежит анафеме [либо] насильному заключению в монастыре.
  22. Даже единожды соблудивший не рукополагается в клир, даже если своей молитвой и мёртвого воскресит.
  23. Если кто блудит явно и всем напоказ, такого отлучать от церкви и не иметь общения даже в пище.

67. [Лл. 598 об. – 601, сс. 1312–1317] «Ответи Иоанна, священнейшаго епископа Китрошьскаго, к священнейшему епископу Драчьскому Кавасилу. Глава 59».

Эти известные канонические ответы святителя Иоанна Китрского  входят в различные сборники правил, в том числе в книгу Константина Севаста Арменопула, в славянские списки «Алфавитной Сигнтагмы» Матфея Правильника. Текст ответов сформулирован в виде правил.

1-е правило толкует об антимисах: они освящаются по чину освящения церкви и полагаются для совершения литургии там, где нет освященного престола (наример, в походных условиях, на кораблях и т.п.). Антимис, как и святое миро, не ограничивается пределами епархии, в которой освящен, но может посылаться при  необходимости и в другие места.

2-е правило – о том, что в воскресные дни и в Великий пост христианам следует воздерживаться от супружеского совокупления.

3-е правило – о том, что если митрополит служит в храме подвластного ему епископа, то на литургии не митрополит не поминает имя последнего, но только патриарха.

4-е – инструменты, использованные для ремонта священных сосудов, не уничтожать, но обжечь огнем, после чего они могут быть использованы как обычные инструменты.

5-е правило – о том, что подобает за усопших возжигать в церкви и на гробах свечи и лампады и кадить фимиамом. Масло же в лампадах нужно возжигать только то, которое отжато из маслин (оливковое), но не из других плодов и семян.

6-е – в освященной церкви, где положены мощи святых, не погребать умерших, но только в часовнях без освященного олтаря.

7-е – кто изблюет после причащения из-за пьянства, должен наказываться строго, а кто по болезни – легче.

8-е – о степенях наказания священников, проливших Святые Тайны (до освящения их и после освящения).

68. [Лл. 601 об. – 606, сс. 1318–1327] «О хиротонии, сиречь о рукоположении святительском, на новопоставленом иереи, выписано из правил святых апостол, и святых отец. Егда отстоит новосвященныи поп урок свой у соборныя церкве, тогда наказав его святитель, и прочет ему свиток сей, положит во олтаре, на престоле, и вели ему взяти от престола ведения сего память, священнаго рукоположения и наказания. Глава 60».

Это очень важное поучение нужно знать каждому священнику. Вызывает сожаление тот факт, что ныне обычай вручения этого «свитка» священнику после его рукоположения почти забыт.

В этом поучении говорится о важности изучения Закона Господня и священных правил, о необходимости для духовного пастыря часто их прочитывать, чтобы спасти и себя, и пасомых. Пастырь должен не только словом, но и делом исполнять Закон Божий, быть примером для паствы. Говорится об одежде священника: она должна быть длинной, до щиколотки, и строгой, без пестроты и мирских украшений. Иерей должен избегать азартных игр и позорных занятий. Говорится о почитании святого олтаря, о тех, кто может и кто не должен в него входить, о поддержании чистоты в храме и олтаре. На святой престол, кроме Евангелия и Святых Таин, ничего постороннего не полагать. Со отлученными не служить. Недостойных не причащать. Не позволять мирских бесед в церкви. Не принимать приношения во олтарь от неверных и еретиков, воров и разбойников или грабителей, от немилосердных властей, от корчемников и ростовщиков, клятвопреступников, клеветников, лжесвидетелей, волхвов и гадателей, актёров, от находящихся во вражде, от мучающих своих подчинённы голодом и ранами – если только не покаются и начнут исправляться.

На проскомидии поминать подобает своих духовных детей, «ведая житие их». Духовных детей учить закону Бодию, отлучая за тяжкие грехи от причащения, давая епитимии, а кто не покорится и продолжит бесстыдно грешить – отлучать от церкви и отгонять от себя, пока не исправится. Изгнанного другим духовником не принимать.

К убогим болящим или роженицам, или умершим, идти для совершения потреб даже и без приглашения, ради Христа.

При крещении сразу давать причащении, также и каждому умирающему, но уже умершему не давать. Если кто умрет без причастия по вине твоей, сказано, «мука их на тебе взыскана будет».

Слушаться и почитать епископа, приходить на соборы для исправления церковных дел. Не лениться в служении, добрых делах и проповеди. И Бог исполняющих все это сподобит жизни будущего века.

69. [Лл. 606–609, сс. 1327–1333] «Ответы правильныя Тимофея, святейшаго архиепископа Александрийскаго. Глава 61».

Первый ответ – о том, что приходящих к православию из ереси (2-го или 3-го чина) не крестим, но принимаем его бывшее в ереси крещение, чтобы не отвратить его от православия ради повторного крещения, поскольку и через возложение рук презвитера и молитву обязательно приходит Дух Святой. Примечание. Этот ответ часто цитировали древлеправославные начетчики в спорах с беспоповцами, отрицавшими правильность приема еретиков без повторного крещения.

Ответ второй: если кто-то пред причащением, споласкивая уста, случайно проглотит воду, это не мешает ему приступить ко святому причащению.

Ответ третий: если Святые Дары как-либо испортятся (например, заплесневеют) – чему не подобает быть! – то их нужно священнику потребить со сладким вином, а не сжигать и не вметать в реку.

Ответ четвертый: хоть мы слово Божие слушаем, но дела творим неподобающие, однако должны себя укорять, и это есть «часть спасения».

Ответ пятый: помышления человеческие судятся от Бога с учетом развития ума человека: кого-то с возраста 12 лет, кого-то – и старше.

Ответ шестой: соблазнившийся во сне в ночь перед причащением, если из-за похоти женской это произошло, не должен причаститься, а если без похоти, но  по зависти диавола – то должен причаститься, чтобы враг не продолжил и впредь такими уловками удерживать его от причащения Святых Таин. К ответу добавлено указание из книги преподобного Никона Черногорского: это сказано о мирских причастниках, иноку же в любом случае после ночного осквернения не причащаться. Также даю ссылки на правила святителя Дионисия Алексадрийского (3, 4) и Тимофея Александрийского (5, 11, 12, 13). Далее помещен ответ святого Варсонофия, который рекомендует после ночного осквернения с сердечным сокрушением после молитв приступить к Святым Тайнам, как кровоточивая ко Христу. При этом иноку полезно исповедовать свой грех хотя бы перед неким братом, но не юным, чтобы не быть ему соблазном, и попросить его молитв за себя. Также и самому помолиться правило – 49 земных поклонов с молитвою к каждому поклону: «Согреших, Господи, прости мя за́ имя Твое святое» (а если болезнь препятствует совершению земных поклонов или по уставу они запрещены ради праздника или воскресного дня, то сотворить 70 тех же молитв без поклонов).

70. [Лл. 609 – 613 об., сс. 13339–1342] «Святаго и великаго Василия запрещение иноком. Глава 62».

Здесь содержатся указания о епитимиях для иноков за различные грехи и дисциплинарные нарушения в виде 74 правил.

71. [Лл. 614–615, сс. 1343–1345] «Правила того же святаго Василия о инокинях. Глава 63».

В данной главе Кормчей изложены 20 правил для инокинь.

72. [Лл. 615 об. – 616, сс. 1346–1347.] «На трапезе запрещения различна святых отец. Глава 64».

Здесь указаны 16 правил о поведении иноков во время монастырских трапез.

73. [Лл. 616 об. – 618, сс. 1348–1351] «В ту же меру от новаго закона о черньцех».

Эта глава представляет собою поучение ко инокам о благочестивой монашеской жизни.

74. [Лл. 618–619, сс. 1351–1353] «О Аронях ризах и скимном образе, и о стихаре, и о поясе, и о подири, и о ефуде, и четвероскутней ризе, и о омете и о кидаре. Глава 66».

В данной главе дается христианское истолкование символики одежд ветхозаветного священства.

75. [Лл. 619 – 620 об., сс. 1353–1357] «Разум о сложении обою Закону, Христова иерейства, и образа скимнаго. Глава 67».

Здесь говорится о том, что ветхозаветные обряды и облачения прообразовали явление в мир Христа во плоти и евангельские события. Приводятся многообразные примеры таких прообразов.

74. [Лл. 621 – 622 об., сс. 1357–1360] «Сказание о мантии патриархове, и митрополитове, и архиепископове, и что есть именование патриархово, и митрополита, и архиепископа, и епископа, и архимандрита, и игумена, и протопопа, и протодиакона, и презвитера, и диакона. Глава 68».

Заголовок достаточно говорит о содержании этой главы «Кормчей».

77. [Лл. 622 об. – 633 об., сс. 1360–1382] «Святаго Анаста́сия синайскаго, вопроси о различных винах. Глава 69».

Здесь даются ответы о достойном и недостойном причащении Святых Таин, о добродетельных иудеях и эллинах (спасутся ли они), о времени (длительности) покаяния для прощения греха (необходимы и время, и творение добрых дел, и пост, и слёзы), о том, какой грех делает неприятными наши молитвы к Богу (гордость и злопамятность); о том, что такое истинное смиренномудрие; о необходимости покаяния, даже если человек многократно впадает в грех; о том, что значит евангельское слово: «Сотвори себе други от мамоны неправды» (раздать неправедно нажитое имущество нуждающимся); принимается ли Богом милостыня, поданная с неохотой и самопринуждением (принимается, но не так же, как чистая и охотная); принято ли Богом покаяние долго грешившего, если он пообещает больше не грешить и в скором времени умрет (принимается); почему в наше время не бывает многих знамений и чудес, как было в древности; что значит выражение: «Бог не причина зла»; какой грех наиболее опасен и трудно прощаем (злой и продолжительный привычный грех); как человеку узнать, простил ли Бог его грехи; страдало ли Божество при Распятии Христовом (не страдало).

78. [Лл. 634–637, сс. 1383–1389] «Тимофея презвитера Великия церкве, и сосудохранителя, Пречистыя Богородицы в Халкопратии, о различии приходящих от ересей к благочестивей нашей вере. Глава 70».

Это очень важная для древлеправославных глава «Кормчей книги», в которой разъясняется, что все ереси подразделяются на три чина. Первый – те, кого при присоединении к Церкви положено крестить, ибо их крещение и прочие таинства недействительны. Второй чин – те, которые принимаются с их собственным крещением и таинствами, проклиная ересь и принимая миропомазание. Третий чин – те, кто принимается в Церковь без нового крещения и миропомазания, но через простое проклятие ереси и очистительные молитвы, с признанием совершенных над ними в ереси таинств. Новообрядческое священство таким образом принималось в Древлеправославную Церковь Христову «вторым чином» (через миропомазание), в сущем сане, что  дало возможность сохраниться древлеправославному священству в период, когда личного присутствия епископов в Церкви временно не было.

79. [Лл. 637 – 641 об., сс. 1389–1388] «Преподобнаго Никона, игумена Черныя горы, Первыя книги, от шестьдесят третьяго слова, и от предисловия Вторыя книги, изглашение от Божественых правил, от Богоносных соборов, и особь святых отец бывших, яко един Дух Святыи действова, в поместных же и Вселенъских соборех, и подобает даже и до кончины века христианом Божественая тех хранити правила, а не непщевати вины о гресех. И аще кто, некая от Божественых правил истощевати, или возбраняти начнет, повинен есть по таковому правилу и запрещение приимати. Глава 71».

Эта заключительная глава «Кормчей книги» содержит фрагменты сочинений преподобного Никона Черногорского. Он пишет, что все священные правила написаны святыми апостолами и отцами, святоцерковными соборами не по человеческому мудрованию, но по просвещению Святого Духа, поэтому те, кто не желает их исполнять, навлекают сами на себя великую беду. Переиначивать или упразднять эти правила беззаконно, ибо и Павел апостол предает анафеме тех, кто будет приносить иное благовествование, паче преданного. И Шестой Вселенский Собор подтверждает прежде принятые правила и говорит о необходимости исполнения их. «Аще ли кто обрящется правило некое от предреченных истощая, или возбранити начиная, повинен будет по таковому правилу, яко же той сказует, запрещение приемля, и с тем, в нем же согрешает, да уврачуется». Приводятся и слова из Свитка Собора единения: «Вся яже чрез церковнаго предания и учительства и воображения святых, и приснопамятных отец, ново сотвореная и соделаная, или посем содеятися хотящая, анафема». И еще: «Иже в небержение полагающим божественых отец наших, яже Церковь утверждают, и все християнское жительство украшают, и к божественому наставляют благобоязньству, анафема». И далее: «Последуяи же прежде его святым собором, той собор свят есть. Не последуяи же прежде его святым собором, не свят, но и сквернен есть, и отвержен». Эта мысль очень важна. В истории Церкви было немало ложных, еретических Соборов, которые отменяли постановления Соборов православных и вводили незаконные новшества. Эти Соборы церковь отвергла как не святые, но скверные, поскольку они не последовали в своих решениях прежде бывшим святым Соборам. И наоборот, православные Соборы (например, 6-й и 7-й Вселенские) подчеркивали, что они принимают и подтверждают постановления и правила прежде бывших святых Соборов. Таким образом сохраняется преемство Предания Церкви из поколения в поколение.

В конце главы приводится высказывание Евлогия, папы Александрийского: «Аще кто от угодных Богоносным отцем поколебает что, не ктому се смотрение (икономию) нарицаем, но преступление предания велению, и к Богу нечестие». Завершается же текст правил «Кормчей книги» такой цитатой из книги преподобного Никона Черногорца: «И сия правила, якоже предрекохом, подобно и градстии закони, сице глаголют: «Яко еретик есть, и еретическим подлежит законом, аще и мало что уклоняяися от православныя веры. Первая же заповедь, третияго гранеса от Новых, еретики глаголет вся не сущия приобщены» (то есть все не причащающиеся во Святой Соборной и Апостольской Церкви).

80. [Лл. 642–647, сс. 1399 об. – 1408] «Описание книге сей, глаголемей Кормчей, и к любезным читателем».

Заключительный раздел Иосифовской Кормчей, в котором описано, кем, с какой целью и когда она издана.

81. [Лл. 648 – 679 об., сс. 1411–1474] «Каталог по азбуце, сиречь съчисление слов изряднейших вещей в книзе сей, глаголемей Кормчей».

Это справочный аппарат Кормчей в виде алфавитного тематического указателя.

После него дается оглавление книги гражданским шрифтом (в издании П.П. Рябушинского).

***

Итак, мы завершили обозрение важнейшего и наиболее авторитетного из письменных источников церковного права в древлеправославии – «Кормчей книги». Знание её правил необходимо для каждого епископа, священника, диакона, да и вообще для каждого христианина.

Книгу эту (репринтные издания) можно свободно приобрести в церковных лавках либо найти в электронном виде в интернете, что и советуем сделать боголюбивому читателю для её непосредственного изучения.

В следующих главах нашего обозрения мы, с Божией помощью, более кратко рассмотрим ряд других канонических книг, авторитетных в древлеправославии. Они либо разъясняют правила «Кормчей книги», либо содержат дополнительные к ней канонические церковные установления.

Источники церковного права в древлеправославии. Часть 1 (читать)

Источники церковного права в древлеправославии. Часть 2 (читать)

Источники церковного права в древлеправославии. Часть 4 (читать)Источники церковного права в древлеправославии. Часть 5 (читать)


[1] По изданию: М.: Тип. Рябушиского, 1913 г.