Источники церковного права в древлеправославии. Часть 4

Главная Публикации Традиции Источники церковного права в древлеправославии. Часть 4

Темы публикаций

Источники церковного права в древлеправославии. Часть 4

Поделиться:

Большой потребник

Святая и божественная книга, именуемая «Потребник великии» (Большой потребник), вышла из печати в годы правления Русскою Церковью святейших патриархов  Филарета (1624 г.) и Иоасафа (1639 г.), по их благословению. В ней собраны важнейшие чинопоследования и молитвы, в том числе чины основания и освящения церкви, крещения, миропомазания, исповедания, елеосвящения, погребения, пострижения иноков, рукоположения клириков, молитвы на освящение дома, колодца, молитвы в пост и на разрешение постов, чин причащения великою агиазмой и многое другое.

Большой потребник 1639 года наиболее распространён в древлеправославии, поэтому далее мы будем рассматривать именно это издание. Оно содержит, кроме церковных чинов и молитв, также важные канонические постановления, на которые хочется обратить внимание читателя. Это «Соборное изложение святейшего кир Филарета патриарха Московскаго и всея Русии, и сущих с ним святаго собора святительскаго, како и которыя от ересей приходящая крестити» (глава 70), «второй чин» принятия отвергшихся от веры во Христа и кающихся (главы 75–78), «третий чин» принятия смешавшихся в молении с еретиками и кающихся (гл. 80), «Правила святых апостол, и святых отец вкратце, еже есть Номоканон» (гл. 86).

Итак, приступим к краткому обозрению этих глав Большого потребника.

Соборное изложение святейшего патриарха Филарета (глава 70 Большого потребника)

Этот важный церквно-канонический документ датирован 4-м декабря 7129 года «от Адама» (1620 г. по современному летосчислению). Собор под председательством святейшего патриарха Московского и всея Руси Филарета был посвящён вопросу о том, как допускать до моления в православных храмах разных иноземцев, называющих себя православными. В тот период русской истории, после великой Смуты, много людей из польских и литовских пределов («белорусцев») прибывало в столицу Московского государства. В связи с распространением латинской и униатской ереси приходилось разбираться в вопросе о крещении и вере каждого такого пришельца, ибо церковные правила запрещают православным соединяться в молитве с иноверными и некрещёными.

В западнорусских областях усилилось влияние папства и латино-римских обычаев, среди которых было обливательное (без погружения в воду) крещение. Русская Церковь, во исполнение 50-го правила святых апостол, признавала законным и действительным крещение трёхпогружательное, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, а обливание по латинскому обычаю за крещение не почитала. И Владимирский Собор в XIII веке, и Стоглавый Собор в 1551 году, и другие церковные постановления воспрещали обливательное «латинское» крещение.

Собор при патриархе Филарете тщательно разобрал противоречащие православному Преданию западно-римские обычаи и еретические новшества и постановил как латинствующих, так и крещённых униатами принимать в православную Церковь через полное крещение, ибо их крещение «несть крещение, но паче осквернение».

О «белорусцах» же, то есть о «приходящих от Польскаго и от Литовскаго государьства, в православную веру нашего греческаго закона, в державу Московьскаго государьства, и хотящих быти с нами вкупе християны» постановил производить расследование, чтобы определить, кого из них «крестити достоит, или миром помазовати, и како действовати о них, еже к просвещенным християном сочетовати их».

В соборном постановлении приведены критерии принятия «белорусцев» тем или иным образом. Священник должен подробно расспросить самого приходящего и приведённых им свидетелей (если таковые будут), где и в какую веру он крещён, каким образом произведено крещение, помазан ли он елеем и миром (ибо латиняне при крещении не помазывают), молится ли крестивший священник за римского папу и т.д. Если нет свидетельства о том, как сам лично приходящий крещен, но известно, как крестят в той местности, откуда он родом, то эти сведения  принимаются вместо свидетельства о его личном крещении.

И если окажется, что пришедший православной веры, и крещён в три погружения, и маслом и святым миром помазан, а крестивший священник молится за православных патриархов, то такого принимать как православного.

А если приходящий скажет, что крещён в православную веру, но в крещении у них обливают, то такого Собор постановил заново крестить погружательно.

Если же скажет, что крещён погружательно, а маслом или миром не мазан, то такого не погружать, а недостающее помазание восполнить.

Если же скажет, что и крещён погружательно, и маслом и миром мазан, но священник, крестивший его, молится за римского папу (то есть является униатом), то такого приходящего от униатов подобает полностью крестить, и маслом и миром мазать (по-видимому, из-за того, что униатские священники получали хиротонию от некрещёных латинских архиереев).

Отметим, что древлеправославные христиане, принимая в общение Церкви приходящих из других конфессий (в первую очередь, от новообрядцев), выясняют сведения о правильности формы их крещения и всех «обливанцев» крестят погружательно. В XVII–XIX столетиях, когда без погужения новообрядцы крестили только в восьми российских губерниях, рождённых в этих губерниях древлеправославные священники при присоединениии от никонианства крестили, а рождённых в иных местах — принимали от ереси через миропомазание.

Также заметим, что с блаженной памяти митрополитом Амбросием, когда он присоединялся к древлеправославию от греческой новообрядной иерархии, поступили согласно этому же соборному определению: выясняли у него и в той местности, где он был крещён, как там совершается крещение — в три погружения или через латинское обливание. Митрополит свидетельствовал о себе, что крещён погружательно, и привёл в подтверждение греческие канонические книги, запрещающие обливание. Также и наблюдения за греческим крещением подтвердили его слова, что сделало возможным присоединение его с прежним крещением и потому «в сущем сане» митрополита.

Так и до сих пор практикуется в древлеправославии. Представляется подлежащим решению следующий вопрос: не следует ли пересмотреть практику чиноприёма от Московского патриархата, в котором в настоящее время подавляющее большинство архиереев и священников, скорее всего, не имеют на себе погружательного крещения? Есть мнение, что они подлежат тому же чиноприёму, как крещённые от униатских клириков. Но для решения этого вопроса необходимо соборное рассмотрение Церкви.

Указания Великого потребника о принятии отрекшихся от веры во Христа и кающихся (главы 75–78)

Те, кто отвергся от веры во Христа и принял ересь «первого чина», подлежат при возвращении в Церковь Христову не повторному крещению, но только миропомазанию, совершаемому после определённой епитимии. Великий потребник усматривает, как и канонические правила, различные степени вины отрекшихся от Христа, предлагая каждой степени свою епитимию покаяния.

Вообще стоит отметить, что крещёные правильно христиане, даже отпавшие от Христа в ересь первого чина (язычество, магометанство, манихейство и т.п.) или в совершенное неверие, не подлежат повторному крещению. Общий принцип чиноприёма отпавших от Церкви таков: уклонившиеся в неверие или ересь «первого чина» возвращаются через покаяние, отречение от ереси и миропомазание (то есть «вторым чином»); уклонившиеся в ересь «второго» или «третьего» чина (а также в раздор  церковный) принимаются через покаяние, отречение от ереси (раздора) и очистительные молитвы (то есть «третьим чином»). А кто не знает, был ли он крещен во младенчестве, если приходит к православию (допустим, возвращаясь из языческого плена), должен креститься без всякого сомнения.

Итак, возвратимся к Большому потребнику. Он предусматривает такой способ возвращения в Церковь Христову через миропомазание тех, кто отрёкся от Христа:

  1. Если ребёнок будет пленён неверными и по страху или неразумию, или из-за «ненаучения» будет переведён в нехристианскую веру, то при обращении к Христовой Церкви он проклинает ересь, получает очистительные молитвы и заповедь от священника на семь дней поста и молитвы, а затем над ним совершаются таинства миропомазания и причащения Святых Христовых Таин. В течение же последующих семи дней не умывается и не вкушает мяса, а на восьмой день совершается омовение святого мира по церковному чину.
  2.  Если же человек, будучи уже в совершенном разуме (юноша, зрелый человек или старец) отрёкся от Христа из-за тяжких мучений, то принимается примерно так же, но епитимию несёт не 7, но 40 дней. Здесь положена ещё одна дополнительная очистительная молитва.
  3.  Если же кто из христиан добровольно, без принуждения отрёкся от Христа, то Большой потребник повелевает таковым поститься в течение двух лет от мяса, молока, яиц и вина, ежедневно совершая по 100 или 200 земных поклонов (поклоны же назначаются священником с учетом здоровья и сил кающегося), а по окончании этой епитимии совершаются отречение от ереси и очистительные молитвы (здесь положены три особых молитвы, которые ежедневно читаются над кающимся в течение 7 дней), и только потом совершается миропомазание и причащение Святых Таин (по рассуждению духовного отца). Следует отметить, что, согласно 11-му правилу Номоканона при том же Большом потребнике, таковые (волею отрекшиеся от Христа) должны допускаться до Святого Причащения только при смерти.

«Вторым» же чином (через отречение от ереси и миропомазание) Великий потребник повелевает принимать тех, кто крещён в ереси «второго чина», с отречением от ереси (общий чин отречения положен в главе 79).

«Третий чин» в Большом потребнике (гл. 80) предусмотрен для тех, кто был крещён в православии, но по какому-то случаю «водворялся» с разными еретиками и ел и пил с ними, и участвовал в их молении, но в веру их не переходил. Для такого человека предусмотрены отречение от ереси, с которой он смешался, с покаянием и очистительными молитвами с последующим причащением Святых Таин по рассуждению духовного отца.

Номоканон при Большом потребнике (гл. 86)

Эта часть является фактически приложением к Большому потребнику, и даже нумерация листов у неё отдельная.

«Номоканон вкратце» был создан, как считается, на святой горе Афон, в начале XV века. Позже он был переведён православными сербами на церковнославянский язык, и этот перевод был с небольшими редакторскими изменениями напечатан православными в Киеве  в 1620, 1624 и 1629 годах, затем во Львове в 1646 году.

Со второго киевского издания Номоканон был переиздан с некоторой редакторской правкой в Москве в 1639 году, при святейшем патриархе Иоасафе, и добавлен к Большому потребнику святейшего патриарха Филарета.

История «Номоканона вкратце» изучалась церковными историками XIX века (А.С. Павловым и другими), к сочинениям которых любознательный читатель может обратиться самостоятельно. Мы же проведём краткий обзор содержания этого важного для Русской Церкви канонического источника.

Начинается Номоканон с «Предисловия», в котором говорится об умножении в мире грехов и о погибельности невежества духовников для их паствы, о важности знания церковных канонов и предусмотренных ими епитимий за грехи для правильного духовного воспитания и исцеления душ пасомых. Перечислены книги православных канонистов, которые надлежит иметь и изучить духовникам, а далее сказано, что этот Номоканон вкратце передаёт содержание этих книг.

Текст Номоканона начинается с поучения о том, каким подобает быть духовнику: наученным в Святом Писании, смиренным, добродетельным, постоянно молящимся Богу, чтобы Он помогал ему наставлять свою паству, показывающим пример добродетельной жизни всем людям и т.д. Номоканон предупреждает : «Внимай себе, о духовниче! Зане аще погибнет едина овца нерадения ради твоего, от руку твоею взыщется. Внимай еже святыи Иоанн Златоустыи в Деяниях, в 3-м нравоучении, глаголет: Аще един токмо отыдет Таин непричащен, не все ли свое превратил есть спасение епископ или иерей! Души бо единыя погибель, толику имать тщету, елико никое же представити может слово!»

Далее говорится о недопустимости причащения недостойных (живущих в нераскаянных тяжких грехах).

Далее говорится о том, что на исповеди у человека духовный отец не должен спрашивать имён людей, с которыми тот вместе согрешал, но только их чин, «се бо предательству Июдину подобно».

Также к «июдиному греху» приравнивается причащение Святых Таин человека, который по грехам отлучён от причащения.

Отсчёт срока покаяния в грехе ведётся с того времени, когда человек оставил этот грех. Если же в течение срока епитимии человек впадёт в этот же грех, срок епитимии продлевается.

Далее указано, каким образом можно сократить длительный срок правильной епитимии, согласно усердию кающегося:

  1. Если человек благоговейный и произволяет несколко метаний (земных поклонов) творить каждый день и каждую ночь, можно сократить ему 1 год епитимии.
  2. Если изволит милостыню подавать по силе своей, можно сократить ещё один год.
  3. Если соблюдает пост среды и пятницы — ещё 1 год.
  4. Если в понедельник постится от мяса — ещё 1 год.
  5. Если в понедельник постится ещё и от молочных продуктов и яиц — ещё 1 год.
  6. Если ещё какую-то добродетель творит — ещё 1 год.
  7. Если грешник имеет возраст до 30 лет — ещё 1 год.
  8. Если же возраст до 20 лет — ещё более сократить срок епитимии.

Но если кающийся не соглашается исполнять вышенаписанные добродетели, должен исполнить полный срок епитимии по правилам (лист 8).

Далее приводятся слова святителя Иоанна Постника о том, что такие послабления даются только при длительных сроках епитимии. Например, 15-летняя епитимия может быть сокращена до трёх лет, если человек все три года постится сухоядением со многими ежедневными земными поклонами (кроме суббот и воскресных дней и больших праздников).

За блуд можно сокращать епитимию с 7 до 4 лет, но никак не более того.

Если грешник захочет постричься во иноки, епитимия сокращается на одну треть, а если в великую схиму — наполовину; если же после пострига опять согрешит, епитимия налагается в полном объёме (лист 9).

Женщина, выморившая плод во утробе своей, отлучается как убийца.

Если же по болезни случился выкидыш — отлучается от причащения на 1 год (л. 9 об.).

Если женщина предохраняется от беременности какими-то травами или волшебством, то по оставлении греха отлучается на 6 лет.

Если женщина кого-то свела на блуд, отлучается и сама как блудница.

Женщина во время отлучения не имеет права приготовлять просвир (лист 10).

Далее (лл. 10–11) помещено поучение о том, что епископы и священники имеют власть или сокращать, или продлевать епитимии, в зависимости от духовного и физического состояния кающихся.

Если исповедающийся не хочет исправляться и не слушает духовника, Номоканон повелевает духовнику оставить такое духовное чадо, приводя слова святителя Василия Великого: «Аще ли нецыи рече, неотступно держатся своих обычаев, и не престают согрешати, к таковым ни едино нам общение. Слышим бо от Писания, спасаяи спаси свою душу. И блюди, да не погубиши себе, не исправленым приобщаяся» (л. 11 и об.).

Несмотря на то что духовники имеют право сокращать епитимии, злоупотреблять этим правом нельзя. Номоканон приводит исторический пример неправильного сокращения епитимии: во годы правления святейшего патриарха Константинопольского Луки некий воин сотворил умышленное убийство, а некий епископ, отлучив его на очень краткое время, вскоре дал ему Святое Причащение. Собор архиереев отменил это решение, сказав: «Не подобает связывать паутинами то, что должно связать тремя канатами». Воин был отлучён на правильный срок, а с ним временно запрещён в служении и потакавший ему архиерей (л. 12).

Далее приводится как предупреждение от подобных злоупотреблений сокращениями епитимии ответ святейшего Николы, патриарха Константинопольского, на вопрос о том, «подобает ли правилы Иоанна Постника, правити некия»: «Таковая правила, многое схождение (снисхождение) приемшая, многих погубиша; но иже в разуме добра суть, да правят ими».

Далее приводятся древние правила о степенях покаяния отлучённых от причащения Святых Таин и сроках прохождения этих степеней (л. 12 об. — 13).

Далее вновь повторяются степени сокращения епитимии в зависимости от усердия кающихся.

После сего следует «пристяжание», то есть добавление для духовников о том, что нужно иметь в виду при наложении епитимий:

  1. Количество грехов: «кто много согреши, да многая постраждет».
  2. Качество греха: «Да противная противными врачуются —  чревонеистовство (обжорство) — воздержанием, и прочее».
  3. Время: «Долго кто согрешаше, да долго и казнится».
  4. «Паче же всех — желание и произволение в кающемся, зрительно есть».

После всех этих предварительных поучений следует собственно сам епитимийный «Номоканон, сиречь Законоправильник, имеяи правила по сокращению святых апостол, и Великаго Василия, и святых соборов» (л. 15), содержащий более 200 кратких правил.

Многие из этих правил предусматривают епитимии за разные грехи. Обращают на себя внимание некоторые из них.

В 13-м и последующих правилах указано, что чародеи  должны отлучаться на 20 лет, подобно убийцам. Чародеями считаются и те, кто при своём волхвовании использует псалмы и молитвы, и призывает имена святых мучеников и даже Пресвятой Богородицы. Если кто-то подмешивает в пищу человеку яд для убийства, в том числе по его собственной просьбе («эвтаназия»), или «любовное» зелье, равно несут епитимию умышленных убийц.

Гадание же разного рода, изготовление и ношение амулетов или талисманов, обращение к гадателям и прорицателям наказывается 6-летним отлучением. То же наказание предусмотрено для тех, кто по суеверию выкапывает из могил мертвецов, которых считают «вуркулаками» (вурдалаками, вампирами) и сжигает их.

Священники же, если совершат нечто подобное, извергаются из сана, даже если используют для гадания Евангелие и церковные святыни.

24-е правило: прелюбодей 15 лет не причащается.

25–27-е правила: мужеложники, скотоложники, птичеложники отлучаются на 15 лет. Отметим, что для скотоложников и птичеложников в Кормчей есть другая градация этих епитимий, в зависимости от их возраста, она может быть более длительной.

28-е правило: блудник отлучается на 7 лет.

Если же священник сотворит то же, или обратится к волхвам, или со своей женою сотворит содомский блуд, подлежит извержению из сана (29-е правило).

Правило 30: соблудивший с родной сестрой (в том числе сводной) отлучается на 20 лет (иная епитимия, по Матфею Правильнику: за блуд с родною сестрой отлучение на 15 лет, со сводною — на 12 лет).

Блуд с невесткой, тёщей, с матерью тёщи наказывается 20 годами отлучения (правило 31), с невестой брата, сестрой тёщи — 10 годами (правила 32, 33), с двоюродною сестрою — 9 годами (правило 34), с матерью крёстной матери — 11 годами (прав. 35), с крёстной матерью или с мачехой, или с сестрой от одного отца — 20 годами (прав. 36, 39), с сестрою жены — 11 годами (прав. 37), с двумя сёстрами (а женщине — с двумя братьями) — 11 годами.

Растление малолетней (до 12-летнего возраста) наказывается 12-летним отлучением (прав. 40).

Если кто-то содомским образом блудит со своею женой, подлежит 15-летней епитимии отлучения), также и жена, если это было по её воле (а если против её воли — более лёгкое наказание). То же — за содомский блуд с чужою женой (прав. 41).

Клятвопреступление исцеляется 10 годами отлучения (прав. 42), а если оно совершено по принуждению — 6 годами (прав. 43).  Лжесвидетель отлучается также на 6 лет (прав. 43).

Священник поклявшийся, даже и по принуждению, извергается (прав. 44).

Вор, который по своей воле покаялся, отлучается на 1 год, а если обличён против своей воли — на 2 года (прав. 45).

Принимающий воров отлучается на 1 год, а разбойник и принимающий разбойников несут епитимию вольного убийцы, то есть 20 лет отлучения (прав. 47).

Гробокопатель (могильный вор) отлучается на 10 лет либо постится 1 год сухоядением, совершая ежедневно по 200 земных поклонов (прав. 48).

Святотатец (крадущий святыни из церкви) отлучается на 15 лет (прав. 49).

Вступивший во второй брак отлучается на 1 или 2 года от святого причащения (прав. 50).

Вступивший в третий брак до 40-летнего возраста, если от первых браков не имеет детей, отлучается на 4 года; а если он старше 40 лет или детей имеет от первых браков, то третий брак не дозволяется (прав. 51).

Правило 52-е: брак православного с иноверной незаконен и расторгается, если иноверная не присоединится к православию. Кто же не последует сему правилу, отлучается от общения Церкви.

Если священник сознательно благословит запрещённый брак (в запрещённой степени родства или кумовства, или в запрещённом возрасте — жениху нет 15 лет или невесте нет 13 лет), то брак недействителен, а священник извергается из сана (прав. 53).

Примечание. Отметим, что это правило не позволяет заменять расторжение брака и извержение священника на какую-либо малую епитимию с сохранением незаконного брака (год воздержания от мяса или поста по понедельникам и т.п.). Те же, кто ныне ссылается в оправдание такого брака на «Краткий (епитимийный) номоканон» святителя Арсения Уральского (правило 43), неправы, ибо, во-первых, святитель Арсений приводит это мнение не как правило, а как своё личное предположение, и, во-вторых, он ссылается в подтверждение этого предположения на лист 562 (в современном переиздании ошибочно указан лист 568) Кормчей книги о том, что брак в седьмой степени родства не допускается, но если по ошибке он уже заключён, то его не нужно расторгать, но наложить двухлетнюю епитимию (поститься от мяса, а в среды и пятки — и от вина, причащаться только по большим праздникам), — однако этот обычай Церковь отменила соборным постановлением уже столетия назад, о чём сообщают как церковные историки, так и известный канонист Матфей Властарь (Синтагма, состав В, гл. 8, раздел «О седьмой степени кровного родства»), так что браки, заключённые в любой запрещённой степени родства расторгаются беспрекословно, после чего виновные несут епитимию (Соборное постановление святейшего патриарха Луки Хрисоверга).

Если кто с обручённой своею невестой соблудит прежде венчания, отлучается на 1 год от святого причащения, и во священство в будущем не ставится (прав. 54).

Если жених соблудит прежде брака с матерью своей невесты, то несёт епитимию блудника, а брак с этой невестой не допускается (ибо это будет кровосмешением). Если же после совершения брака это произошло, то брак не расторгается, а виновные в прелюбодеянии отлучаются на 15 лет (прав. 55), а тёщу, развратившую зятя, святитель Никита Ираклийский повелевает отослать в отдалённое место (Кормчая, л. 583 об.).

Священник, который пляшет и поёт на брачном пиру, лишается сана, а мирянин — отлучается до покаяния (прав. 56). Когда на брачном пиру начинаются «глумления», священник должен сразу же его покинуть (прав. 57).

Сотворивший малакию (ручной блуд) сам с собой отлучается на 40 дней сухоядения, со 100 земными поклонами ежедневно (кроме суббот, воскресений и больших праздников), либо на 1 год с 50 ежедневными земными поклонами (прав. 58), а инок — на 60 дней сухоядения (прав. 61). Сотворившие же малакию друг с другом, наказываются вдвойне: 2 года отлучения и 50 земных поклонов ежедневно (прав. 59).

Сотворивший малакию прежде рукоположения должен исполнить епитимию, после чего может быть поставлен во священство. После же рукоположения сотворивший малакию по неведению несёт годичную епитимию с запрещением служения, а если сделал это не по незнанию — извергается (прав. 60).

Жена во время месячных болезней до 7 дней не входит в церковь и не причащается, и не смешивается с мужем своим, в остальное же время супруги да не лишают себя друг друга кроме времени святого причащения или употребления антидора в воскресные дни и праздники, и то по взаимному согласию (прав. 63).

Женщина, родившая в Страстную седмицу, в этот день может вкушать растительное масло и вином (прав. 64).

Миряне не должны входить во святой олтарь (кроме православного царя, когда он на литургии приносит к престолу драгоценные дары), а инокиня в женском монастыре входит для уборки олтаря и исполнения обязанностей пономаря (прав. 65).

Правило 66-е говорит, что если инокиня или иная женщина подверглась изнасилованию, то следует при назначении епитимии исследовать прежнее её поведение: если оно было безукоризненно, то отлучается на 14 дней (сухоядения) или на 1 год, а если она ранее блудила, то отлучается как блудница. Если раба насилована от своего господина против своей воли, не несёт епитимии, а если по согласию — отлучается как блудница.

То же правило повелевает соблудившего с женою священника или диакона отлучать на 18 лет.

Если родители не окрестят больного младенца и он умрёт некрещеным, то отлучаются на 3 года, творя ежедневно по 200 земных поклонов. Если же они обратились за крещением к священнику, а он не окрестил, а ребёнок умер, священник отлучается на тот же срок, с теми же поклонами (прав. 67).

Женщина, во сне нечаянно удавившая своего младенца, отлучается на 7 лет (прав. 68).

Если женщина по своей вине рожает на пути и ребенок умрёт, наказывается как убийца, а если из-за великой нужды или её слабоумия это произойдёт, то не отлучается (прав. 69, 70).

Убившая младенца в своём чреве отравою отлучается на 10 лет, также и давшая ей отраву (прав. 71, 72). То же наказание убийцы предусмотрено для подкидывающих своих детей на перекрёстках и в других людных местах (прав. 73).

Если выкидыш произошёл невольно (из-за болезни или нечаянной травмы), жена отлучается на 1 год от причащения (прав. 74).

Женщина, дающая своему младенцу колдовские снадобья от болезней, отлучается на 1 год (прав. 75).

Далее следуют правила об иноках и инокинях, об их пострижении, взаимоотношениях с игуменами и т.д. (прав. 76–118). В связи с малочисленностью нынешнего древлеправославного иночества оставим эти правила для самостоятельного изучения желающих. Отметим только некоторые, относящиеся не только к монашествующим.

Правило 87: если инок или священник не читает часа 1-го, и 3-го, и 6-го, и 9-го, то недостоин принимать в этот день пищу.

Неграмотный или не имеющий книг инок творит молитвы Исусовы по вервице (лестовке): за полунощницу 10 вервиц, за утреню — 10, за часы 3-й и 6-й — 10, за 9-й час с вечерней — 10, за павечерницу — 10, то есть 50 лестовок (без поклонов)  за всю церковную службу, а за келейное правило — 300 земных поклонов (схимник же — 600) (прав. 87).

Священноинок, постригшись в великую схиму, продолжает служить литургии, а архиерей — от всякого архиерейского или священнического служения отстраняется (прав. 90).

Следующие правила касаются духовничества и взаимоотношений мирян и лиц священного чина.

Духовник не имеет права разрешать суд иного духовника: тот, кто связал, долен и разрешить (прав. 119).

Если духовник разгласит грех своего духовного чада, сообщённый ему на исповеди, то запрещается в служении на два года (только причащается один раз в месяц), и ежедневно творит по сто земных поклонов (прав. 120).

То же правило запрещает епископам отлучать кого-либо от святого причастия за те действия, отлучение за которые не предусмотрено святыми правилами, под страхом запрещения в служении на один год.

121-е правило Номоканона говорит о том, что простецу нельзя укорять священника, или запрещать, или поносить, или клеветать на него, или в лицо его обличать в чём-то (личных грехах), даже если в чём-то и правдиво. Если простолюдин дерзнёт такое сотворить, «да есть анафема, и да изгнан будет из церкви, отлучен бо есть от Святыя Троицы, и послан будет во Июдино место. Писано бо есть: князю людии своих да не речеши зла. Такожде и настоятеля безчествуяи».

Это правило имеет отсылку к Четвертому Собору, по-видимому, из-за того, что оно представляет собою обобщённую компиляцию из 18-го и 21-го правил Четвёртого Вселенского Собора о клевещущих на клириков и тем самым вызывающих церковные возмущения и раздоры, а также составляющих соумышления (сговоры) против клириков. Это же правило известно в других источниках издревле и имеет авторитет в Христовой Церкви. Несомненно, что в данном правиле Номоканона идёт речь о церковных мятежниках, публично клевещущих на настоятелей и иных клириков с целью их последующего извержения либо смещения с должности, что влечет отлучение от Церкви, согласно 18-му правилу Четвертого Вселенского Собора. Таким образом, те авторы, которые объявляют данное правило «подложным» и якобы «не основанным на правилах Четвёртого Вселенского Собора», заблуждаются. Так же заблуждаются противопоставляющие это правило последующему 126-му правилу Номоканона, которое за укорение священника отлучает простеца на 1 год, а за нанесение ему удара — на 3 года, даже если священник его и простит. Несомненно, что 121-е правило говорит о соумышляющих против священника с целью его лишения места служения, и они отлучаются от Церкви бессрочно (проклинаются), и 126-е правило трактует о личных ссорах между одним мирянином и священником, которые являются менее опасными для церковного благочиния проступками.

123-е правило Номоканона повелевает человеку, имеющему неисцельную вражду против христианина, не входить в храм на молитву, запрещая вынимать за него просфору на проскомидии, пока не примирится с ближним, «ибо молитва его в клятву и грех вменяется», и заставляет провинившегося ежедневно совершать по 50 земных поклонов, пока не примирится.

124-е правило запрещает причащаться на литургии мирянину, находящемуся во вражде с ближним, а священника, который литургисает во вражде, запрещает в служении на 60 дней.

Если кто-то укоряет и проклинает ближнего, должен смириться с ним и поститься сухоядением 3 дня, прежде чем причаститься (правило 125).

126-е правило определяет: если двое враждуют между собою и один из них умрёт во вражде, то оставшийся в живых должен быть отлучён на один год, и в течение 40 дней должен ходить на могилу брата и говорить над нею: «Прости ми, брате, и Бог тя да простит».

128-е правило запрещает детям досаждать своим родителям, давая право архиерею определять епитимию за этот грех индивидуально, по своему усмотрению.

Если кто-то разделяет наследство не равно между своими детьми, отлучается и от причащения, и от церковного общения, до исправления (прав. 129).

130-е правило отлучает того родителя, который лишает наследства своего ребёнка, принявшего иноческий чин.

131-е, 132-е и 133-е правила отлучают на 2 года мирян и лишают сана священников, если они едят кровь, удавленину, звероядину (животных, убитых хищниками), а также тех, кто ест мясо или молочное в Великий пост, а также по средам и пятницам всего года (разумеется, кроме установленных «сплошных седмиц» и двунадесятых Господских праздников), и тех, кто либо сам ходит к язычникам или еретикам на их праздники и вкушает их жертвы, либо принимает от них жертвенную пищу.

134-е правило воспрещает христианам обращаться за лечением к врачам-иудеям, а также прочим еретикам, колдунам и ворожеям, шаманам и т.п., или моется с ними вместе в бане (ради исцеления). Священник за подобный грех извергается, а простолюдин отлучается.

Если священник охотится на дичь или ловит птиц, запрещается от служения на 3 месяца (прав. 135).

Клирик или простолюдин, берущий на свою потребу из церкви воск или елей, временно отлучается (прав. 136).

Занимающийся ростовщичеством епископ или клирик, если не откажется от скверного промысла, подлежит извержению (прав. 137), а иноки отлучаются от причащения (прав. 138).

Священник пьянствующий, или регулярно блюющий от опоя, или «деющий куплю» (точнее: берущий на откуп чужие имения — см. 3-е правило Шестого Вселенского Собора), если не перестанет, да извергнется (прав. 139).

Священник, если попросит за причащение Святых Таин золотую монету или что-то иное, извергается (прав. 140).

Если христианин после причащения вследствие пьянства «изблюет», то отлучается от причащения на 40 дней и ежедневно читает псалом 50-й (прав. 143).

Если кто-то из христиан войдёт в «сонмище» иудейское или еретическое капище, чтобы помолиться, то, если священник, подлежит извержению, а если простец — отлучению от Церкви (прав.152).

Молящийся со отлученным от Церкви, даже вне церкви или вне дома, сам да будет отлучен (прав. 154).

Маслосвящение (таинство соборования) не должно применяться вместо епитимии (отлучения за тяжкие грехи) для здоровых, но только над больными совершается (прав. 160).

Умирающий может причаститься и после принятия пищи, после исповеди (прав. 163).

Правило 166-е гласит, что во время святок (12 дней по Рожестве Христовом), и во всю Четыредесятницу (Великий пост, кроме субботних дней, по Уставу), и в Светлую седмицу, и в воскресные дни и великие праздники поминовения усопших не бывает (кроме 40-го дня).

Драгоценные сосуды и завесы, принесенные христианами в церковь, никто не имеет права обратить на свое личное употребление (167).

В храмах устраивать пиры не дозволяется (прав. 168).

В церкви при пении нельзя кричать, но петь тихо и со умилением (прав. 171).

Правило 174-е воспрещает христианам изменять свою внешность (украшать).

Самоубийцу не погребают церковным чином и не поминают за упокой, кроме убившего себя в помешательстве рассудка (прав. 175).

Явный (общеизвестный и наглый) блудник или прелюбодей не допускается к общему молению в церкви, и милостыня и просфоры от него не принимаются, пока не оставит греха (прав. 176), также и связавший себя браком в запрещённой степени родства, а по расторжении такого брака отлучается от причащения на 15 лет (прав. 177). Также и вступивший в четвёртый брак, но ему положена 8-летняя епитимия по расторжении законопреступного брака (прав. 178).

Вступавший во второй брак не может быть ни священником, ни низшим клириком (прав. 179).

Правила 180–185, 189–196 указывают грехи, возбраняющие рукоположение в клирики, а также подвергающие извержению уже рукоположенных.

Правило 199-е указывает правильный порядок погружения в таинстве крещения и возбраняет кому-либо, кроме крестящего священника, простирать руку в купель (в том числе и восприемнику).

Правило 200-е повелевает извергать из сана священника, который совершает крещение не в три погружения: первое — во имя Отца, второе — Сына, третье — Святого Духа.

Если кто-то, будучи в младенчестве, пленён язычниками и не знает, был ли крещён, либо по другой причине не знает, был ли крещён в детстве, такого человека подобает крестить (прав. 201).

Турецкие (магометанские) дети, крещённые не по вере, а по суеверию (чтобы отогнать дурной запах), если, повзрослев, захотят стать христианами, подлежат крещению (прав. 202).

Правило 203 говорит: если кто-то, не будучи священником, ложно будет себя выдавать за него, то крещённые им подлежат полному крещению, а не довершению. Но если инок, или диакон, или простец, не выдавая себя за священника, в отсутствие священника по великой нужде окрестит (больного ребёнка или умирающего взрослого), то такое крещение приемлется. Более подробно этот вопрос рассматривается в другом месте Номоканона, чуть позже, но для слитности повествования перескажем это сейчас. Если по нужде человека крестил простолюдин или инок, то «аще умрет крестивыися, прежде нежели постигнути священнику, Божественая благодать совершает и́ (его). Аще ли жив будет, да паки поставит и́ священник в купель, и молитвы и миро по обычаю творит» (л. 67 и об.) — здесь кратко описан чин довершения священником крещения, совершённого по нужде простецом: совершается весь чин крещения, кроме погружения в воду (человек вместо погружения, которое уже было совершено простецом по нужде, просто ставится в купель с освященною водою и выводится из нее, а затем совершается миропомазание и продолжается чин крещения до конца).

Священник после вкушения пищи не крестит, кроме великой нужды (прав. 205) — например, если обратится за крещением умирающий.

Если священник станет крестным отцом своего ребенка, должен развестись со своей супругой, которая стала ему кумою (прав. 208), также и супруги простецы, покумившись, то есть если один из них или оба примут от крещения собственного ребёнка, либо оба станут крестными родителями одного и того же чужого ребёнка. Если же дерзнут сожительствовать по-супружески, то отлучаются на 17 лет, с сухоядением по средам и пятницам и 100 метаниями (малыми земными поклонами) ежедневно, а прощающий их без епитимии священник да будет проклят (л. 49 об.).

Между крестными детьми одного кума и их потомками браки не дозволяются до 8-й степени родства (л. 50).

Исповедь отрокам и отроковицам следует производить с 7-летнего возраста (л. 50).

Если епископ, клирик или мирянин не постится во святую Четыредесятницу или по средам и пятницам всего года, то священнослужитель да извергнется, а простец да отлучится, за исключением тяжелобольных. От священника, не постящегося по средам и пятницам, христианам не следует принимать причастие (прав. 213, 214). Не постящийся в среду и пятницу «распинает Господа, якоже иудее», по святому Афанасию Великому. Только в определённые церковным уставом праздники и седмицы допускается не поститься в среду и пяток (прав. 215).

Правило 224-е определяет, в какие дни всего года разрешается пост среды и пятка.

225-е правило определяет, что праведно живущии и соблюдающие узаконенные посты, в том числе пост среды и пятка, должны причащаться Пречистых Таин «в Великую Пасху, в день Рожества Христова, в праздники святых апостол, и Богородицы». А кто постов Рожества Христова и святых апостол, и Успения Пресвятой Богородицы не постится, «в церковь сего да не приемлеши, ниже чад его».

Явный и общеизвестный блудник, когда покается и отстанет от греха, два года во время богослужения стоит в разряде плачущих (вне церкви, прося входящих за него помолиться), два года — в разряде слушающих (стоит сзади вместе с оглашенными, не совершая видимых молитвенных действий, и исходит с оглашенными во время литургии), два года — с припадающими (во время литургии лежит ниц в центре храма и оплакивает свои грехи), один год — с верными (молится со всеми, но не причащается), а на восьмой год допускается до Святого Причащения. Женский же пол, если блуд не известен в народе, все семь лет стоит с верными, не причащаясь (прав. 225).

После этих правил, имеющих порядковые номера, следует раздел под названием «Различныя главизны, собранныя от иного номоканона, о тайнах святых». Здесь предлагается разрешение различных трудных вопросов священнической практики и богослужения.

Тут же говорится, что если священник был недостойно рукоположен либо по рукоположении совершил смертный грех, за который правила повелевают извергать из сана, но до тех пор, пока он не извержен, все совершаемые им священнодействия и таинства действительны, ибо не он даёт освящение, но Бог через него как через орудие, но горе тому орудию, которое действует против воли Божией. И нет спасения такому священнику, и покаяние его в грехах Богом не принимается до тех пор, пока он не оставит служение (лл. 56–57).

Если же кто-то дерзнёт без всякого рукоположения объявить себя священником или епископом, то уподобляется диаволу, претворяющему себя в светлого ангела. И такой человек ответит не только за свои  собственные грехи, но и за всех тех, кого погубил своим богохульным мнимым священнодействием, ибо рукоположенные от него не рукоположены, и крещеные — не крещены (л. 57 и об.).

«Неправедно (не по святым паравилам) налагаемая запрещения (отлучения), у Бога не связуют, аще я́ (их) и архиерей положит, кольми паче аще меньшии, якоже глаголет святыи Дионисии. Иже убо неразсудным изречением, и невоздержным сердцем от верных кого отлучи, сего не токмо не коснуся, но и на главу его возвращается, якоже и святии собори провещавают, но сия запрещения связуют, яже по Божественым правилом и законом наложишася, а не по своей воли. Безсловесне бо казнь налагаяи, сам отлучается, и сам сию казнь должен есть соблюдати, якоже Божествении и святии правила усмотряют. Такоже и великии Петр (апостол) к Клименту: ,,Ты убо свяжеши яже достоит связати, и разрешиши яже достоит разрешити”. Глаголет бо и святыи патриарх Никола Богом произведенныи: ,,Имут бо архиерее власть запрещати и решити, якоже и святыи собор определи, яко закон вязати и решити от Бога приемшии”. Аще убо архиерей чрез волю Божию кому запретит, Бог ему не последует, и се обретается запрещение его неправедное, и сего ради некрепкое… Бог бо неправедно связаннаго возбраняет и отмщает» (лл. 63–63.2). Согласно сему все отлучения и запрещения, извержения, проклятия, которые неправедно были наложены новообрядческими архиереями на древлеправославных священнослужителей и мирян за их отказ подчиниться Никоновым беззаконным новшествам — недействительны и пред Богом ничтожны, и проклятия возвратились на головы самих проклинающих.

На листах 68 об. — 70 пересказывается правило святителя Иоанна Милостивого о священниках, «иже не облачаются во освященныя ризы», которое мы рассматривали выше, при обзоре Кормчей книги.

Священник до 40-летнего возраста не должен принимать людей на исповедь, «яко диявол в нем ликует, и уязвляется на всяк день», то есть может легко соблазняться и разжигаться грехом, что опасно для его души (л. 71 и об.).

Исповедь перед духовно икусным иноком не возбранена, однако не является таинством отпущения грехов, а просто духовным советом, ибо отпускать грехи имеют власть от Бога архиереи и священники (лл. 71 об. — 72).

Далее помещены многие правила для иноков, которые мы снова оставляем без подробного рассмотрения.

Если навечерие (канун) господского праздника случится в среду или пяток, то вечером среды или пятка (после вечерни) пост не отменяется ради завтрашнего праздника (л. 81). Отсюда следует, что неправы те, кто считает, что после вечерни нужно вкушать пищу по завтрашнему уставу, а не уставу текущего календарного дня. Устав о пище соблюдается в течение календарных суток, без учета богослужебного суточного круга.

Подделывающие гири или меры для купли-продажи ради обмана ближнего проклинаются (отлучаются от Церкви), а после раскаяния отлучаются на 4 года с сухоядением и поклонами, также и ростовщики (л. 85 об.).

При церковном пении запрещены бесчинные крики и  многогласие, то есть партесное пение (л. 86 об., 87 об.).

На листах 88–89 помещено поучение к духовнику о том, что при исповеди и назначении епитимии для кающегося необходимо исследовать и принимать во внимание 8 важных вещей: 1) личность согрешившего (возраст,  опытность, разум); 2) каков грех (тяжесть греха, привычность его, пораженность этим грехом семьи и ближайшего окружения кающегося и т.д.); 3) место совершения греха (во святом месте или простом и т.д.); 4) с кем вместе совершен грех (привлёк ли других ко греху примером своим или уговорами, или подкупом); 5) количество греха (сколько раз согрешил, приобрел ли привычку ко греху); 6) причина или повод для греха (по немощи, страсти, по незнанию); 7) как согрешил (естественный или противоестественный грех, намеренный или случайный и т.п.; при убийстве: своими руками убил или каким-либо орудием — палкой, мечом и т.п.); 8) когда согрешил (в пост, в праздник, днем или ночью, во время церковной службы и т.д.). Всё это нужно исследовать духовнику для правильного понимания души кающегося, чтобы назначить ему епитимию во спасение, а не на погибель им обоим (и кающемуся, и принимающему исповедь).

На обороте листа 89 и далее приведена молитва, читаемая архиереем при возведении священника в чин духовика (в древней греческой Церкви не все священники были духовниками, но только те, над которыми совершена такая архиерейская молитва).

Завершается Номоканон при Большом потребнике разъяснением сотрудников Московского печатного двора о том, что им неизвестно, имеются ли в Великой России книги греческих толкователей церковных правил, указанные в начале Номоканона (сочинения Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона, Фотия патриарха, Алексия Аристина, Матфея Правильника), поэтому они перед публикацией сверили этот Номоканон со священными правилами и иными святыми книгами.

На этом мы заканчиваем обозрение Номоканона и переходим к рассмотрению иных авторитетных источников церковного права в древлеправославии. По отношению к Кормчей книге и Номоканону они имеют вторичное значение, поэтому их обзор будет более кратким.

Источники церковного права в древлеправославии. Часть 1 (читать)

Источники церковного права в древлеправославии. Часть 2 (читать)

Источники церковного права в древлеправославии. Часть 3 (читать)Источники церковного права в древлеправославии. Часть 5 (читать)

Поделиться: