Преподобный отец наш Иоасаф с юного возраста был келейником преподобного Иова Льговского. Преподобный Иов когда-то был в Москве келейником святейшего патриарха Филарета, но потом решил оставить славу мира сего временного и удалиться в пустыню. Исходя из Москвы, он взял юношу с собою в странствие. Они переходили вместе из одного монастыря в другой. Наконец, в окрестностях города Льгова, что под Курском, преподобный Иов основал монастырь. Там он и постриг Иоасафа во иночество и послал его на рукоположение к знакомому ему Тверскому архиерею Иоасафу.
Архиерей официально считался новообрядцем, но придерживался «новой веры» вынужденно — тайно симпатизировал старообрядцам. По просьбе преподобного Иова он совершил по дониконовским книгам богослужение, рукоположив Иоасафа в сан священника. Затем, вследствие усиления гонений на христиан, преподобный Иов ушёл на Дон, где на реке Чир построил обитель, а отец Иоасаф решил укрыться за границей, в польских владениях. Он пришёл к староверам в слободу Вылев, но они не приняли о. Иоасафа, поскольку он был «рукоположен отступником от веры».
Отец Иоасаф решил вернуться к преподобному Иову и отправился на Дон. К моменту его приезда отец Иов уже скончался, передав руководство монастырём преподобному священноиноку Досифею. Тот принял о. Иоасафа на покаяние и не мог решить, что же делать с его хиротонией. Помолившись Богу, преподобный метнул жребий о том, служить Иоасафу священником или не служить. Господь услышал молитву и, как прежде через жребий показал апостолам на Матфея, который занял среди двенадцати Христовых учеников место отпавшего Иуды предателя, так и ныне так же через жребий указал, чтобы Иоасаф служил.
Преподобный Досифей благословил отца Иоасафа священнодействовать и, снабдив его запасами святого мира и запасного причастия, отправил назад в Польшу. Тот поселился в семи верстах от прежней слободы. Вылевские христиане, узнав о возвращении преподобного, неожиданно возрадовались и стали его приглашать переселиться поближе к ним, чтобы совершать священнодействие. Преподобный согласился, и ему построили келию вблизи Вылева.
В те времена в польских же пределах на Ветке (в 20 километрах от современного Гомеля) оскудело священство: умерли прежде жившие там священники Козьма и Стефан. Ветковцы попросили отца Иоасафа посетить их на праздник Святой Пасхи и возглавить торжественное богослужение. После пасхальных торжеств ветковцы обратились к преподобному с просьбой не оставлять их, но поселиться здесь навсегда. Старец согласился и решил построить здесь монастырь с церковью. Запасные Святые Дары, полученные им от отца Досифея, постепенно истощались, ибо на Ветке жили тысячи христиан, нуждавшихся в причащении. Чирская обитель с церковью были уже разорены, получать святыню оттуда стало невозможно. Нужна была церковь со святым алтарём и престолом, чтобы служить литургию и причащать верующих. Антимис для освящения имелся дониконовский, переданный преподобному старицей Меланией (Александрой Григорьевной), духовной наставницей боярыни Морозовой.
По благословению о. Иоасафа на Ветке выстроили церковь и при ней мужской и женский монастыри. Со всей России сюда потянулись искатели духовного подвига, постригавшиеся во иночество. Не успев освятить церковь, в 1695 году преподобный Иоасаф, уже доживший до глубокой старости, преставился ко Господу. Через 22 года произошло обретение его честных мощей. И тело преподобного, и одежда были найдены целыми и неповреждёнными.
В 1735 году, на страстной седмице, по приказу императрицы Анны Иоанновны полковник Сытин с войском вторгся на территорию Польши для разорения ветковской обители. Вместо пасхальной радости скорбь охватила ветковских христиан. Церковь была разорена, нетленные святые мощи преподобного Иоасафа и других подвижников были отняты и в опечатанных новых гробах вывезены в слободу Святскую. Затем эти гробы были публично сожжены на речке Колоске, недалеко от Новгорода-Северского. Киевский генерал-губернатор Вайсбах, отдавший распоряжение об изъятии мощей, умер в том же году, а князь Шаховской, сжигавший гробы, скончался в муках от тяжёлой горячки чуть позже, 27 мая 1736 года.
Высказывалось предположение, что нетленные мощи святых ветковских подвижников всё-таки не были уничтожены, но их тайно переложили из гробов в некое укромное место, а позже выдавали за останки новообрядческих епископов, канонизированных господствующей церковью в XVIII веке. Но об этом мы вряд ли когда-либо точно узнаем.
Память сего святого 19 ноября по церковному стилю (2 ноября по гражданскому стилю).
Тропарь преподобному, глас 6-и. Преподо́бне о́тче Иоаса́фе, ты́ и́з млада оста́вил еси́ ми́ра красоты́, и спо́стник яви́ся блаже́нному И́ову, в моли́твах посте́х и труде́х непреста́нных, Бо́гови угоди́л еси, и яви́ся па́стырь до́брыи духо́вным ча́дом своим́, те́м же и н́ас наста́ви ко спасе́нию мо́лимтися, моли́твами твои́ми ко́ Господу.
Кондак, глас 8-и. Те́ло твое́ трудолю́бное, просла́ви Госпо́дь нетле́нием, преподо́бне о́тче на́ш Иоаса́фе, ду́хом же пребыва́еши на́ Небесех, иде́же предстоя́ Святе́й Тро́ице, моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Икос. И́мя носи́л еси́ блаже́нне Иоаса́фе, е́же глаго́лется Бо́г собра́, и я́ве по и́мени твоему́ житие́ твое́ бы́сть, собра́ бо Госпо́дь тобо́ю мно́гия лю́ди, и соста́ви обите́ли и́ноком, и це́рковь Пречи́стой Ма́тери Того́ ты́ устро́и, и со́ньмы христия́н упра́ви ко спасе́нию, те́мже мо́лимтися свя́тче, моли́ спасти́ся душа́м на́шим.