Неделя о мытаре и фарисее

Главная Публикации Традиции Неделя о мытаре и фарисее

Темы публикаций

Неделя о мытаре и фарисее

В этот день Церковь начинает молитвенное приготовление к Великому посту с уроков смирения — той добродетели, которая необходимо сопутствует всем другим духовным достоинствам и без которой ни одно из них не может быть угодным Богу. Эту истину, неотъемлемую от всех помыслов и дел истинного христианина, Господь наш Исус Христос поясняет евангельской притчей, читаемой на божественной литургии:

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: ,,Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди — грабители, обидчики, прелюбодеи — или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю”. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: ,,Боже! милостив будь мне, грешнику!” Сказываю вам, что он пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»

(Лк. 18, 10–14).
Неделя о мытаре и фарисее

Надо знать, что мытари — сборщики податей в пользу римской власти с покоренных римлянами народов — покупали это право за деньги; внося в казну определенную сумму, они собирали затем с людей намного больше, с целью окупить свои расходы и получить прибыль. Понятно, что этот промысел был по самой сути связан с большими злоупотреблениями, насилиями и обидами. Запятнан многими подобными грехами, вероятно, был и пришедший в храм мытарь. Сознавая множество своих прегрешений, он не просил ни о каком земном благополучии и успехе, но молил лишь о помиловании. И эта полная смирения и покаяния молитва удостоилась очищающей и освящающей Божией благодати. Напротив, фарисей, возможно, был человеком, свободным от тяжких грехов и искренне стремившимся угодить Богу. Но гордый, самодовольный помысел о себе и своих делах, вместе с осуждением ближнего, лишил его оправдания в очах Всевышнего.

Оба — и многогрешный мытарь, получивший оправдание, и самодовольный фарисей, праведность которого оказалась бесплодной, — примеры для каждого, кто вступает на путь веры, покаяния и очищения души. Пример мытаря учит нас никогда не отчаиваться в милосердии Божием, даже если мы впадем в бесчисленные грехи. Фарисей же служит нам предупреждением о том, как губительна для духовного подвига гордость.

Неделя о мытаре и фарисее

Св. Иоанн Златоуст учит, что если в основу духовной жизни не положено смирения, то «хотя бы кто до небес возвышался жизнью, все это легко разрушится и будет иметь худой конец. Хотя бы ты отличался постом, молитвой, милостыней, целомудрием или другой какой добродетелью, все это без смирения разрушится и погибнет. Так и случилось с фарисеем. Взойдя на верх добродетели, он ниспал с него и потерял все потому, что не имел смирения — матери всех добродетелей. Как гордость есть источник всякого нечестия, так смирение есть начало всякого благочестия» (Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 15-я).

Потому-то слова мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному» являются началом всякой церковной и домашней молитвы христианина, и, произнося их, каждому из нас надлежит иметь и глубокое сокрушение о грехах всей своей жизни, независимо от их давности, и крепкую веру в милосердие Господа, сказавшего устами пророка: «Не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему» (Иез. 33, 11). И как учит нас Спаситель в нынешней притче, непременным спутником всех наших молитв и добрых дел должно быть решительное и твердое неосуждение ближних — даже тех из них, кто кажется нам весьма грешным перед Богом и людьми. Будем твердо держать в памяти слова Господа нашего: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1).

«Даже если и грешник брат твой, откуда ты знаешь, каковы будут его последние деяния? — пишет прп. Анастасий Синаит. — Ибо многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал» (Слово о святом собрании). Еще строже высказывается прп. авва Дорофей: «Грех осуждения настолько тяжелее всякого другого греха, что Сам Христос сказал: ,,Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего” (Лк. 6, 42), и грех ближнего уподобил сучку, а осуждение — бревну. Вот сколь тяжко осуждение, превосходящее всякий грех. Посему, умоляю, не будем […] судить никого из людей, пока не придет Праведный Судия, ,,Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения” (1 Кор. 4, 5)» (Поучение 6-е. О том, чтобы не судить ближнего).

Не собственным добрым изволением и усердием, не своими собственными силами приносит человек Богу угодный Ему дар веры и добродетели, но Господней спасительной благодатью. Поэтому ни один человек — будь он даже великим подвижником или страдальцем за веру — не должен ни хвалиться своими духовными достоинствами, ни осуждать тех, кто их не стяжал. «Кто ты, осуждающий чужого раба? — восклицает ап. Павел. — Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14, 4).

Итак, только положив начало смирения, и никак иначе, можем мы приступить к очистительному подвигу Поста.

Стихера на «Господи возвах», глас 1-и

Фарисей тщеславиемъ побеждаемъ, и мытарь покаяниемъ преклоняемъ, приступиста къ Тебе единому Владыце: но овъ убо похвалився, лишися благихъ: овъ же ничтоже вещавъ, сподобися даровании. И въ того воздыханиихъ утверди мя, Христе Боже, яко Человеколюбецъ.

Поделиться: