Семипоклонный начал

Главная Публикации Традиции Семипоклонный начал

Темы публикаций

Семипоклонный начал

Любое богослужение в храме и дома начинается и заканчивается «началом». Эти молитвы называют также приходными и исходными поклонами, семипоклонным началом:

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне́, гре́шному (поклон).

Созда́выи мя́, Го́споди, и поми́луй мя́ (поклон).

Без числа́ согреши́х, Го́споди, прости́ мя́ (поклон).          

Досто́йно есть, я́ко вои́стину блажи́ти Тя́ Богоро́дице, при́сно блаже́нную и пренепоро́чную, и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую вои́стину серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждьшую, су́щую Богоро́дицу Тя́ велича́ем (земной поклон).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свя́тому Ду́ху (поклон).

И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).

Го́споди поми́луй, Го́споди поми́луй, Го́споди благослови́ (поклон).

Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́, и свята́го а́нгела моего́ храни́теля, и все́х ра́ди святы́х, поми́луй и спаси́ мя́, я́ко Бла́г и Человеколю́бец, ами́нь (земной поклон без крестнаго знамения).

Если молитва только начинается, нужно помолиться еще 3 поклона:                                                                    

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне́, гре́шному (поклон).

Созда́выи мя́, Го́споди, и поми́луй мя́ (поклон).

Без числа́ согреши́х, Го́споди, прости́ мя́ (поклон).   

Семипоклонный начал
Коленопреклонные молитвы

Почему эти молитвы называются именно семипоклонным началом, хорошо разъясняет журнал “Златоструй”, 1912, №6:

“Боже милостив” — один поклон, “Создавый мя” — другой поклон, “Без числа согреших” — третий поклон — все поясные (в зависимости от церковного календаря могут быть и земными). “Достойно есть” — четвертый поклон земной всегда; “Слава Отцу” — пятый поклон, “И ныне” — шестой поклон, “Господи помилуй (дважды), Господи благослови” — седьмой поклон (эти три поклона так же, как и первые, могут быть либо поясными, либо земными). Потом отпуст: “Господи Исусе Христе” и проч. Здесь уже поклон до земли без крестного знамения, ибо этот поклон относится к настоятелю, т.е. священнику, если в храме, а дома — мысленно к своему духовному отцу. Таким образом, семь поклонов полагаются с крестным знамением, почему начал и называется семипоклонным, а отпуст уже сюда не причисляется, т.к. этот поклон относится не к молитвенному приглашению, а к отцу духовному или настоятелю, который обыкновенно, ободряя молящихся надеждою на то, что они получат от Бога просимое, говорит: “Благодатию Своею Бог да спасет и помилует всех нас”.

После начала семипоклонного, если это в храме Божием, христиане, собираясь участвовать в общественном богослужении, приготовляют себя к этому еще тремя поклонами поясными с крестным знамением и тогда уже внимают молча совершающемуся богослужению.

     

Поделиться: