Старообрядческая книжность

Главная Публикации История старообрядчества Старообрядческая книжность

Темы публикаций

Старообрядческая книжность

Книга как важнейший элемент культуры всегда имела на Руси высочайший авторитет. В сознании наших предков книга была самой большой ценностью, учебником духовной жизни. Здесь люди черпали главные представления об окружающем мире, смыcле бытия, жизни после смерти.

Старообрядческая книжность
Певческие книги, архив епархии

Рукописные книги с успехом прошли все испытания временем. Наиболее ранние из них принадлежат XI в. и представляют собой высочайшие образцы художественного искусства. Наиболее важными, а соответственно и более распространенными, были священные христианские тексты, в первую очередь Евангелие. Далее по степени важности — богослужебные книги, творения святых отцов, жития святых, учебники. Это было естественным положением вещей. К рукописной книге относились трепетно. В письменном слове должно было выражаться божественное слово.

В середине XVII века стали исправлять книги для лучшего соответствия греческим текстам. С тем, как были исправлены книжные тексты, была не согласна значительная часть русского народа, которая боролась за сохранение духовности. В том числе исправление книг привело к появлению старообрядчества. Раскол Церкви уничтожил и единство русской культуры, развивавшейся до того величественно и гармонично.

В условиях гонений на старообрядчество, запрета старообрядцам на книгоиздание развивалась именно рукописная книга. Существовали центры переписи книг. Один из наиболее известных — гуслицкий.

При том, что создание книги было делом очень трудоемким, требующим аккуратности и времени, книги непременно украшались. Элементов украшения могло быть несколько: рамки, буквицы, орнамент на полях, вязь в заголовках.

Вязь — характерное декоративное, иногда трудно читаемое письмо с орнаментальными мотивами. Вязью писали текст в начале главы. Она служила и смыслу, и украшению. Заглавную букву рисовали красной краской. Отсюда дошедшее до наших дней понятие красной строки.

Книги имели красивые прочные переплеты из тонких досок, обтянутых кожей. Переплет имел тиснение, нередко золотом.

Старинные книги несут на себе печать мастера, который писал эту книгу. В конце книг были записи, отражающие время написания, сведения том, кому была подарена эта книга, по какому случаю:

«Совершена же бысть в лето 7340 месяца октября в 18-й день трудами многогрешного купца Симеона сына Никифорова…»

Мастера, способные по древней технологии создать рукописную книгу, есть и сегодня.

«Меняются бумага, технологии, приемы, но принцип остается, — отмечает один из таких мастеров Павел Кисилишин. — Так было и есть в любом искусстве: кто знает суть вещей, способен добавить к знаниям творчество и создать что-то принципиально новое».

Со временем и в старообрядческой среде стало доступно книгопечатание. Напечатанные издания также имели свой особый стиль, который во многом перекликался со стилем рукописных книг: использование вязи, буквиц, украшений, все та же в сущности своей система переплета. Тиражирование сделало доступным для широкого круга читателей не только богослужебные, но и учительные книги, апологетические труды. В истории старообрядческой литературы можно выделить отдельные этапы. В целом же в старообрядческих семьях всегда любили, ценили и хранили книги, передавали их по наследству, преподносили в дар, в том числе храмам и монастырям.

Старообрядческая книжность

В некоторых храмах по сей день существуют библиотеки старопечатных и рукописных книг. Старинные книги активно используются в богослужении. Старообрядчество готово поделиться с обществом знаниями в области сохранения книжной культуры. В 2021 году открыт Книжный музей при храме Костромы. В 2020 году описан и частично отреставрирован книжный фонд Кировской старообрядческой общины. Возрождает искусство реставрации книг община г. Бендеры. Рукописи и старопечатные книги экспонируются в Музее старообрядчества Казани, Клинцов, Новосибирска, Ржева. Старинные книги являются неотъемлемой частью всех выставок, посвященных старообрядчеству.

Самым большим хранилищем старообрядческих книжных реликвий сегодня является Московская Митрополия. В книгохранилище на Рогожском насчитывается около семи тысяч редких рукописных и старопечатных изданий XVI–XVII вв., а также книг более позднего времени, преимущественно православной духовной и церковно-исторической тематики. Здесь ведутся работы по сохранению памятников книжности, их реставрации, описанию, оцифровке. У исследователей есть возможность взять в руки некоторые издания, поработать с ними в читальном зале.

Гуслицкая книга

Жестокие гонения на старообрядцев и запреты на издание старообрядческих книг на территории Руси повлекли за собой расцвет искусства рукописной старообрядческой книги. Один из ярких образцов старообрядческой рукописной традиции — гуслицкая книга.

Старообрядческая книжность

Гуслицы — край на востоке Подмосковья. Определение «гуслицкая» относилось тогда не к одной этой волости, а к большой территории по речке Гуслянке, входящей в современный Егорьевский и Орехово-Зуевский район. На этой территории сложился главный рукописный центр.

Особо прославился Беливский старообрядческий приход. Он включал в себя не только деревню Беливо, но и все окрестные селения. Место это славилось как важный центр гуслицкой культуры. Вокруг Белива среди лесов и болот находились тайные старообрядческие монастыри. Самым известным из них был монастырь старца Леонтия, ныне прославленного в лике святых. В этой обители была огромная библиотека.

Почти во всех гуслицких селениях жители знали крюки, которыми записывался знаменный распев — древнейший вид богослужебного пения. Не случайно гуслицкие книги большей частью певческие. Они выпускались в большом количестве и расходились по всей стране, попадая во все старообрядческие центры. Эти книги служат людям в храмах и сегодня.

О распространении гуслицких книг рассказывает доктор филологических наук главный научный сотрудник Отдела рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея Елена Михайловна Юхименко:

«Их конечно сохранилось достаточно много. Мне приходилось смотреть одно архивное дело середины XVII века. В это очень драматическое для старообрядцев время были различные формы притеснения. В этих местах хотели открыть следствие по моленным. И исправник доносил, что писание книг составляет непременную привязанность местных жителей: все пишут книги. И действительно, там известны не только династии, но и центры, где писали книги. это было достаточно массовое производство, с одной стороны, что обусловило такую хорошую сохранность, а с другой стороны, они были очень востребованны. То есть было много последователей этого направления старообрядчества, у которых бытовала эта книга».

Гуслицкие рукописи имеют свой особенный облик, который не спутаешь с другими книгами. Создается он благодаря особому орнаменту, получившему название гуслицкого. Это очень яркий орнамент, связанный с декорацией предметов народно-прикладного искусства. Узоры украшали крестьянский быт: одежду, посуду, предметы мебели. Судя по всему, именно они могли послужить источниками вдохновения для изографа. Узорные оконные наличники, вырезанные из дерева, скорее всего легли в основу книжных заставок-рамок.

Жизнерадостный узор в книге красноречиво говорил об отношении старообрядцев к Богу. Бог не был для них враждебной грозной силой, а был источником радости, счастья умиротворения. Гуслицкие мастера не скупились на украшение книг. Страницы богаты как заставками, так и инициалами, которые рисовались яркими сияющими красками: синим, голубым, розовым, бирюзовым в сочетании с обильным золочением. Такого нет ни в одной старообрядческой рукописной школе. Это подтверждают сотрудник книгохранилища Московской старообрядческой Митрополии Валерий Волков:

«Гуслицкий стиль отличается от стиля мастеров, к примеру, Средней Волги. У последних более спокойные тона, более скромное оформление. Здесь же все более пропитано праздничным духом».

Самая заметная особенность гуслицкого орнамента — цветная штриховка. Она использовалась художниками для моделировки объемов или при раскраске элементов украшений.

Важнейшие элементы украшений книги — заставки. Они зрительно разделяли текст на главы. Количество их зависело от богатства самой рукописи. В гуслицкой рукописи имеется два вида заставок. Вначале — большая на всю страницу заставка-рамка. Последующие главы — с небольшой на 1/5 часть страницы заставкой. Заставки исполнялись в гуслицком стиле с его характерным орнаментальным мотивом и цветовой гаммой.

Основной элемент в орнаменте — листья растения с округлыми резными краями, прототипом которого послужили листья чертополоха. И формы, и краски гуслицкие книжники брали из того, что их окружало: многообразие красок в травах, цветах, синь в небесах, сочная зелень лесов, золото яркого солнца.

Драгоценный вклад старообрядчество внесло в русское и мировое искусство книги.

Поделиться: