Главная Устав Богослужебный устав на воскресные и праздничные дни января 2013 г.

Богослужебный устав на воскресные и праздничные дни января 2013 г.

Понедельник, 1 января
(здесь и далее все даты — по старому стилю)
Обрезание Господне и память св. Василия Великаго
Служба по Минее, праздн. и свт. (Пл).
Вечерня. Каф. 1-я, «Блажен муж», 1-я «слава». Возв. на гл. 8-и. Стих. на 8: праздн. 4 и свт. 4, сл., свт., и ныне, праздн. Прок. дню, «Се ныне», паремии 3. Литии несть. Стихов. (со славн.) свт., и ныне, праздн. По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. свт., сл., и ныне, праздн. Отп.: «Приемыи по закону осмодневное Обрезание, Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, и иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии каппадокийския, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».
Павечерница малая. Канона несть, по Трисв. конд. свт., сл., и ныне, праздн. Отп. мал., прощение, помянн. за упокой несть.
Утреня. «Бог Господь» на гл. 1-и, троп. праздн. 2жды, сл., свт., и ныне, праздн. Каф. 4-я, 5-я. По них сед. праздн., сл., и ныне, той же. Пл. и велич. свт., пс. «Услышите сия». Антиф. 1-й 4-го гл., «От юности». Прок. и Ев. свт., Ин. 36. По 50-м пс. «слава», «Молитв ради святителя». Стих. свт. Каноны: праздн. со ирм. на 6, ирм. 2жды, запев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», троп. на 4 (2 по 2жды) и свт. на 8 (где 5 троп., 1-е 3 по 2жды, где 6, 1-е 2 по 2жды, проч. по един.). Запев свт.: «Святителю Христов Василие, моли Бога о нас». Катав. Богоявл., ирм. обоих творцов по клир. По 3-й п. конд. праздн., сед. свт. 2жды, сл., и ныне, праздн. По 6-й п. конд. и ик. свт. На 9-й п. «Честнейшую» не поем, но припевы (по Ирмосам или Обиходу). Ирм. 9-й п. с покл. поясн., в кан. свт. к Богор. припев «Величай душе моя Честнейшую». По 9-й п. на сходе к 1-й катав. припев праздн. и ирм. «Недоумеет», ко 2-й «Величай душе моя Честнейшую», ирм. «О выше ума» и покл. земн. Свет. свт. 2жды, сл., и ныне, праздн. Хвалитн. стих. на 4 наряду, со славн. По Славосл. вел. троп. свт., сл., и ныне, праздн., и пр. обычн. Отп. пред 1-м ч. иже на веч.
Часы. Троп.праздн.,сл.,свт., конд. праздн.и свт. премен. По 1-м ч. отп. мал., прощения несть, т.к. не Бд.
Полунощница повседневная, каф. 17-я, по 1-м Трисв. троп. праздн., по 2-м конд. Отп. мал., прощение, помянн. за упокой несть.
По часех пред лит. отп. обычн., помин. «и иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии каппадокийския», и прощение.
Литургия св. Василия Великаго. Блаж. на 8: свт. п. 3-я и 6-я; ин устав: праздн. п. 3-я, свт. 6-я. По входе троп. праздн., свт., сл., конд. ему, и ныне, конд. праздн. Прок. и аллил. Недели пред Просвещением и свт. (см. Большой Устав, л. 365 об.; здесь и далее ссылки на посл. изд.: Верещагино, 2009), Ап. той же Недели и общий праздн. и свт., Тим. 298, Кол. 254. Ев. тако же, Мр. 1, Лк. 6. Ряд. Ап. и Ев. оставл. ввиду отступки. Задост. «О Тебе радуется». Прич. «Хвалите» и «В память вечную», отп. иже на веч.

Пятница, 5 января
Крещенский сочельник.
Служба Царских часов.

На веч., павеч. и утр. служба вся в Минее наряду, Предпраздн. Богояв., свв. мч. Феопенту и Феоне и прп. Сигклитикии.
Вечерня. Каф. 15-я, возв. пс. — чтением, до ст. «Аще беззакония назриши». Стих. на 6: прп. 3 и мч. 3, сл., и ныне, Предпр., «Готовися Иордане». Выхода несть, «Свете тихии» чтением. Прок. дню, «Помощь моя»(3жды,полн.).Абие «Сподоби, Господи», и ект. «Исполним вечерняя». Стихов. Предпр. наряду. По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. Предпр., «Возвращашеся». Ект. «Помилуй нас, Боже», и отп.: «Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святых мученик Феопента и Феоны, и преподобныя матере нашея Сигклитикии, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».
Павечерница малая. Канон Предпр., иже в Минее на павеч. наряду, на 8, ирм. «розники» (см. Ирмосы в конце, «5 янв. на павеч.») по 2жды, троп. на 6 (кажд. по 2жды). Запев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к предпосл. троп. — «слава», к посл. — «и ныне». По кажд. п. катав., ирм. той же. По 3-й и 6-й п. чтений несть. В 7-й п. 4 троп., 1-е 2 по 2жды, проч. по един. Пред 3-м троп. 8-й п. запев «Благословим», по 8 п. «Хвалим, благословим», катав. и покл. поясн. Ирм. 9-й п. с покл. поясн. По 9-й п. катав. и покл. земн. По Трисв. и Отче наш конд. Предпр., «Во струях днесь». Отп. малый, «преподобных и богоносных», прощение, помянника за упокой несть.
Утреня. Начало вседневное, по Часослову, от Трисв. и 2-х пс. «Бог Господь» на гл. 4-и, троп. Предпр. 3жды (2жды, сл., и ныне, той же). Каф. 19-я, 20-я, по них сед. в Минее наряду (сед., сл., и ныне, другии). По посл. сед. (по второй (20-й) каф., «Велие Солнце») — пс. 50 и возглас пред каноном, «Милостию и щедротами». Канона 3: Предпр. с ирм. на 6, ирм. 2жды, троп. на 4 (запев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»), прп. на 4 (запев «Преподобная мати Сигклитикие, моли Бога о нас») и мч. на 4 (запев «Святии мученицы Феопенте и Феоно, молите Бога о нас»). В каноне Предпр. 3 троп., 1-й чтем 2жды. Катав. ирм. посл. канона (мч.). По 3-й п. сед. прп., «Постных превозшла», сл., мч., «Богопосланник явлься», и ныне, Предпр., «Великии дождь». В Большом же Уставе (л. 388 об.) указан по 3-й п. пред сед. сей конд. Предпр.: «Иорданскими водами очищая мир Господь, днесь восходити начиная, тайная сокровенная, очищение являя сущим в мире, разума сияние. Дух бо родителев послушествова, яко се есть возлюбленныи Мой Сын, и вкупе соприсносущныи». По 6-й п. конд. Предпр., «Во струях днесь», и ик. Или конд. Предпр. «Всех Христе» ( в Часосл. 5 янв.), с ик. от конд. «Во струях» (Большой Устав, л. 389). По 8-й п. поем «Честнейшую», по катав. 9-й п. — «Достойно есть». Свет. Предпр., «Яко виде Тя», сл., и ныне, той же. Хвалит. стих. на 4, Предпр., в Минее наряду, и «слава», и «и ныне», там же. Таже чтец: «Слава показавшему нам свет», и чтет Славословие по Часослову. Ект. «Исполним заутренняя». На стихов. стих. Предпр. в Минее наряду. «Благо есть» и Трисв. по Отче наш, по возгл. троп. Предпр., «Возвращашеся». Ект. «Помилуй нас, Боже» и отп., иже на веч. 1-й же час не присовокупляем, понеже заутра поем Царския часы, начиная с 1-го.
Аще в сей день литургия, иерей совершает входное и начинает проскомидию до полунощницы, при чтении ея продолжает просфиромисание, прерывает его на время Царских часов, а завершает, покрывает Предложение и кадит, в начале великой вечерни, при пении возвашных псалмов и стихер. Аще же между Царскими часами и вечерней — расход на довольное время, входное и начало проскомидии могут совершаться пред вечерней, покрытие же Предложения и каждение — якоже выше указася. Неции же покрывают Предложение во время чтения паремий на вечерни, и тогда каждение св. алтаря по окончании проскомидии совершается на Апостоле.
Полунощница повседневная, троп. обычн., отп. малый, «преподобных и богоносных», прощение и помянник за упокой.
Часы Царския поем по Минее, якоже тамо наряду указася. Пред началом часов отверзаются Царские врата, чрез них иерей выносит св. Евангелие (аще есть диакон, предходит с кадилом), пред ним – пономарь со свещею выносной, и полагает на аналое среди церкви. Царские врата остаются отверстыми до прочтения св. Евангелия на 9-м ч., после чего св. Евангелие вновь относится во св. алтарь Царскими вратами и они затворяются. Пред каждым часом возгл. «Благословен Бог», далее на 1-м ч. «Царю Небесныи», и прочее до «Приидите, поклонимся», на 3-м — Трисвятое, и до «Приидите, поклонимся», на 6-м и 9-м — абие «Аминь. Приидите, поклонимся». На 1-м ч. в начале, на псалмах, бывает каждение св. Евангелия на аналое (крестообразно, «якоже престол»), св. алтаря, иконостаса, клирошан, образов по всему храму и молящихся. В нач. 3-го, 6-го и 9-го ч. каждения не бывает (Устав свт. Арсения Уральск., л. 93 об.). Аще есть диакон, на 1-м часе и на Ап. кадит он; ин устав: в нач. 1-го ч. кадит иерей (аще есть диакон – предходит со свещею), на Ап. же — диакон. Во время чтения Ап. на 3-м и 6-м ч. кадят точию Евангелие на аналое (указанным выше образом), иконостас и клироса (аще диакон — в конце кадит иерея). На 9-м ч. во время чтения Ап. (и Ев. – Большой Устав, л. 344) — каждение св. алтаря, всего храма и молящихся, якоже на 1 ч.
Ин устав каждения на Царских часах (календарь изд. Донской и Кавказской еп. на 2009 г., с. 109). Пред начальным возгласом 1-го часа, «Благословен Бог», — каждение образа праздника (справа от аналоя со св. Евангелием, или перед ним, посреди церкви) и св. Евангелия — крестообразно, «якоже престол». Полное каждение, якоже выше указася на псалмах 1-го ч. — на 1-м и 9-м часах, и на Ап. этих часов. Краткое каждение, якоже выше указася на Ап. 3-го и 6-го ч., — на псалмах этих часов, а также на их Ап.
По «Приидите, поклонимся» на каждом часе чтем три псалма. Посем сл., и ныне, «аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (3жды, с покл.), сл., троп. Предпр., и ныне, Богородичен (1-я часть). Таже поют троп. Царск. часов, по 2жды: 1-й — без стихов, 2-й — со стихами, 3-й — со «слава» и «и ныне». На 9-м ч. посл. троп. (стихеру), «Руку Твою», первее чтет канонарх, таже сл., и ныне, поет клирос (или оба лика на сходе). Многолетия царю (и прочие, иже в Минее на 9-м ч. наряду) в современной практике опускаются. По троп. иерей (или диакон) возгл. «Вонмем!», иерей: «Мир всем!», чтец: «И духови твоему!». Иерей (или диакон): «Премудрость!», чтец: «Глас (иже тамо наряду)» (сказывается точию «глас», понеже по прокимне чтется паремия, якоже в будничных службах Великаго поста), и возгл. прокимен. Певцы повторяют его пением (на глас). Затем чтец — стих, певцы повторяют прокимен. Таже чтец — прокимен до половины, певцы — вторую половину прокимна. Чтец – заглавие паремии («От пророчества …»), иерей (или диакон): «Вонмем!», и чтется паремия. По окончании ея иерей (или диакон): «Премудрость!», чтец — надписание Ап., иерей (или диакон): «Вонмем!». Ап. на Царск. часех в навеч. Богоявл.: Деян. 33, Деян. 42, Рим. 91, Тит. 302. Неции же пред прок. возгл. «Вонмем!» и пр. не говорят, но абие «Премудрость!» и пр., якоже выше указ. По окончании Ап. иерей (или диакон): «Премудрость прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «От (именует евангелиста) святаго Евангелия чтение». Певцы: «Слава Тебе, Господи» (напевом, иже на утрени и молебне), иерей (или диакон): «Вонмем!». Ев. на Царск. часех в навеч. Богоявл.: Мф.5, Мр.1, Мр.2, Мф.6. По Ев. лик — «Слава Тебе, Господи» (тем же напевом), и на клиросе чтут 2-ю часть Богор. часом. Таже Трисв. по Отче наш, возгл. «Яко Твое есть царство» и конд. Предпр., «Во струях». «Господи, помилуй», 40, «Иже на всяко время», и далее по обычаю, якоже на часех всего лета, и якоже наряду в Минее указася. По «именем Господним благослови, отче» на 1-м и 9-м ч. возгл. «Боже, ущедри ны», на 3-м и 6-м, — «За молитв».
На «славе» 9-го ч. по молитве «Владыко Господи Исусе Христе» — «Благослови душе моя Господа», сл., «Хвали», и ныне, «Единородныи Сын». Таже «Во царствии Си», и блаженна «скоро без пения. Не глаголем же на блаженнах песней, иже в Минеи, ни Ап., ни Ев.» (Большой Устав, л. 394 об.). Таже «Помяни нас, Господи», и прочее Обедницы по Часослову. По «Ослаби, остави» и Отче наш конд. Предпр., «Во струях», «Господи, помилуй», 40, и «Всесвятая Троице». Аще несть литургии, посем «Буди Имя», 3жды, и пс. 33-й. При конце его (аще же литургия — при конце молитвы «Всесвятая») иерей (или диакон) отверзает Царские врата и возгл.: «Премудрость!», певцы — «Достойно есть» (до полу). Иерей: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас» Певцы: «Честнейшую херувим и славнейшую…», и покл. земн. Иерей: «Слава Тебе, Боже наш, упование наше, слава Тебе», певцы: «слава, и ныне (полностью), Господи, помилуй (2жды), Господи, благослови» (с покл. поясн.). Иерей – отп., иже на веч. (аще лит., и расхода по часех несть, помин. и «иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии каппадокийския», и прощение, якоже обычн. пред лит.). Певцы: «Аминь, Господи, помилуй» (3жды).
Более пространный указ служения Царских часов, по чину «честных и великих монастырей, иже в велицей России»: Большой Устав, лл. 342 – 348 об., 390 – 394 об., календарь изд. Донской и Кавказской еп. на 2009 г., с. 109 — 110.
Посем, где принято, бывает расход. А где расхода не бывает, абие начинаем великую вечерню (она же и литургия св. Василия Великаго). Возгл. «Благословенно Царство», и абие чтец: «Аминь, Царю Небесныи» и пр., до «Приидите, поклонимся» (аще по Царск. часах расхода не было, по нач. возгл. иерея чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся»), пс. 103 чтением. Пред псаломом, по «Приидите, поклонимся», иерей затворяет Царские врата (завеса же остается отверстой) и исходит на амвон северной дверью иконостаса, творит пред Царск. вратами 3 покл. поясн., и по одному, без крестнаго знамения, — на кажд. из клиросов, таже (от обычая, осенив себя крестным знамением) чтет вечерние молитвы по Служебнику. По великой ект. каф. несть, но абие «возвахи» на гл. 2-и. Возв. стих. на 8, в Минее наряду (4 по 2жды), и славн. там же, «Преклонил еси». Выход с Евангелием, «Свете тихии» пением, прок. великии, «Бог наш на небеси и на земли», со ст. его, 5-ю (возгл. обычн., «псалом Давыдов»; писан в Минее л. 121 об. и в Ап., прок. дню оставл.: Большой Устав, л. 408). И абие иерей (или диакон): «Премудрость!», чтец — заглавие первой паремии («От Бытия чтение»), иерей (или диакон): «Вонмем!», и чтется паремия. Царские врата затворяются. По 3-х паремиях чтец: «Глас пятыи. Явился еси…», и прочее тропаря до конца. Иерей (или диакон) отверзает Царск. врата, конец тропаря, «Да просветиши», первый раз поют в алтаре. Чтец чтет стихи, и «слава», и «и ныне», а к ним по клиросам припевают «Да просветиши». В конце чтец вновь чтет троп. «Явился еси»,и сам поет конец его. Царские врата затворяются. Чтутся следующ. 3 паремии. По них паки отверзаются Царские врата и чтется ин троп., гл. 6-и, и стихи, с пением концов «Где бо бы имел» в алтаре, на клиросах и в конце самим чтецом, якоже выше указася. Затем следуют оставшиеся 7 паремий. Их чтут при закрытых Царск. вратах, при конце же последней паремии Царск. врата отверзаются, иерей (или диакон) глаголет ект. малую, «Паки и паки». По ней иерей — возгл. Трисвятому, «Яко свят еси», и певцы — Трисвятое, на напев обеденный, и прочее литургии св. Василия Великаго. Ап. Кор. 143 (прок. и аллил. во Ап. наряду), Ев. Лк. 9. Задост. «О Тебе радуется», прич. един, «Хвалите». По заамвонн. молитве (по «Аминь») иерей возвращ. в Царск. врата, от обычая, творит 3 покл. поясн. с мол. «Боже, очисти» и пр., запевает «Глас Господень» и, обходя справа св. престол, исходит северной дверью иконостаса «на воду», неся св. Крест на блюде на главе. И абие совершается Чин освящения великия воды по обычаю своему, якоже указася в Служебнике и в Большом Уставе (лл. 398 – 399 об.). По стих. «Воспоем вернии» — «Буди имя Господне», 3жды, пс. 33-й и оконч. лит. обычн. Отпуст праздничный: «Крестивыися от Иоанна во Иордане, Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». По отп. иерей исходит со св. Крестом на амвон, обращается на восток, и запевает троп. праздн., «Во Иордане» (пред иереем поставляют выносной подсвечник с горящей свещею). Таже певцы на сходе продолжают пение троп., затем — сл., и ныне, — конд., «Явился еси днесь», и «Иже Крестом ограждаеми» (на клиросе). Подходящих ко Кресту, по целовании его, иерей (или диакон) окропляет св. водой.
Аще же несть литургии, вечерня нач. возгл. «Благословен Бог», и совершается по чину своему, якоже выше указ. По посл. паремии ект. малая и возгл. Трисвятому, «Яко свят еси» (инии же аще несть лит. рекут зде возгл. иже на веч. по каф.), но «Трисвятое не поем, занеже не совершается божественная литоргия» (Большой Устав, л. 401). По возгл. лик: «Аминь», иерей: «Мир всем», чтец: «И духови твоему». И далее по обыч. прок., Ап. и аллил. (во Ап. наряду). Пред посл. «Аллилуия» сказываем прич., «Хвалите Господа с небес». Таже Ев., «Слава Тебе, Господи» — «обеденное». По Ев. абие мол. «Сподоби, Господи» и ект. «Исполним вечерняя» (Большой Устав, л. вышеуказ.; а по Минее (л. 98) по Ев. ект. «Рцем вси», таже «Сподоби» и «Исполним»). По возгл. «Буди держава» иерей запевает в алтаре «Глас Господень» и исходит «на воду», якоже выше указ. И соверш. освящ. великия воды по чину своему. По стих. «Воспоем вернии» ект. «Помилуй нас Боже» (согл. и Большому Уставу, л. 401 об.,и Минее, л. 99) и отп. праздн., «Крестивыися», и проч. по вышеуказ.
Аще несть литургии, и служба без бдения, по Ев. ект. «Рцем вси», мол. «Сподоби», ект. «Исполним», по возгл. «Буди держава» лития и стихов. праздн. По «и ныне» на стихов. «Глас Господень» и освящ. воды, по стих. «Воспоем вернии» абие «Ныне отпущаеши», Трисв. по Отче наш, возгл. и троп. праздн., «Во Иордане». Таже «Премудрость! Пресвятая…» и проч., и отп. праздн. Пения же троп. и конд. по отп. несть, занеже троп. праздн. был пред отп. Тогда вечером вместо великой — малая павечерница без канона, по «Достойно» и Трисв. конд. праздн., помянника за упокой несть. Утреню нач. от Трисв. и 2-х пс. (Большой Устав, лл. 401 об. — 402).

Суббота, 6 января
СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Служба вся точию празднику, в Минее наряду (Бд).
Иерей отверзает завесу Царск. врат, исходит северной дверью иконостаса на амвон и полагает приходные поклоны. Затем входит в алтарь южной дверью иконостаса и в полном облачении совершает каждение св. алтаря, вновь исходит северной дверью на амвон и возгл.: «Востаните!» Затем кадит Царск. врата и образа Спасителя и Богородицы справа и слева от них, полагает 3 покл. поясн. (с мол. втай «Боже, очисти…» и пр.) и возгл. «Благословен Бог». Чтец начинает нефимон (великую павечерницу): «Аминь. Царю Небесныи», до «Приидите, поклонимся», псалом «Внегда возвах» и проч. по Часосл. Аще служба с диаконом, иерей с ним исходят Царскими вратами, диакон возглашает: «Востаните!». По каждении Царских врат и образов по сторонам их молятся 3 покл., диакон: «Благослови, владыко!», иерей: «Благословен Бог» (Большой Устав, л. 354 об.). Во Уставе же свт. Арсения Уральскаго (л. 163 об.) иерею указано и без диакона исходить Царскими вратами в нач. вел. павеч. Во время чтения начальных псалмов нефимона совершается каждение всего храма и молящихся. Затем, аще иерей служит один, он возвращается во св. алтарь южной дверью иконостаса. Аще же с диаконом (или и без него, согл. Уставу свт. Арсения) — через Царск. врата, которые после этого затворяются (завеса же остается отверстой).
По пс. «Живыи в помощи» поем «С нами Бог». Чтец сказывает стихи, 1-й — отдельно, проч. же, до «славы», по 2. От обычая первый стих поют в алтаре, при открытых Царск. вратах, которые по окончании всей песни «С нами Бог» затворяются. По «Верую» «О, Пресвятая» поем по 2жды, с покл. поясн. Также при открытых Царск. вратах в алтаре по знамени поют по 1-м Трисв. троп. праздн., а по 2-м — конд. По «Слава в вышних» — окончание великой вечерни: лития со своими прошениями и молитвами и стиховна. По «Ныне отпущаеши», Трисв. и Отче наш троп. праздн. 3жды и, где бывает, благословение хлебом. Затем «Буди имя Господне…», 3жды, и пс. 33-й, «Благословлю Господа», до «не лишатся от всякаго блага». Возгл. «Благословение Господне…» и екса-псалмы (начинается утреня). Где принято, «Слава в вышних» и «Господи, устне» поют («Слава в вышних» — 1-й раз в алтаре).
На утрени «Бог Господь» на гл. 1-и, троп. праздн. 3жды (2жды, сл., и ныне, той же). Каф. 16-я, 17-я. Сед. праздн. по 2жды (сед., сл., и ныне, той же). Пл. и велич. праздн., пс. избр. «Боже, ущедри ны». По полиел. сед. праздн. 2жды, якоже по каф. Антифон 1-й 4-го гл., «От юности моея». Прок. праздн., «Море виде и побеже», «Всяко дыхание», Ев. Мр. 2. По 50-м пс. — «Слава. Всяческая днесь…» и пр., по Обиходу. Стих. праздн., «Бог Слово», молитва «Спаси, Боже, люди Своя», «Господи, помилуй», 12 (в нач. 3 покл. поясн.) и возгл. «Милостию и щедротами». Каноны праздн. 2, ирм. обоих по 2жды, запев «Слава, Господи, Богоявлению Твоему». Троп. в кажд. из канонов на 6, катав. — ирм. обоих творцов по клиросам. Где в каноне 3 троп., чтем кажд. по 2жды, где 2 — по 3жды. По 3-й п. ипакой праздн. единожды. По 6-й п. конд. и ик. праздн. По 8-й п. «Хвалим, благословим» поем ко 2-й катав., по ней покл. поясн. На 9-й п. «Честнейшую» не поем, но припевы по Обиходу. Ирм. 9-й п. обоих творцов с покл. поясн., к 1-му припеву после ирмоса в каждом из творцов — также покл. поясн. На сходе к 1-й катав. припев праздн., ко 2-й — Богор. («Величай душе моя Честнейшую»), таже ирм. «О, выше ума» и покл. земн. Светилен праздн. 3жды (2жды, сл., и ныне, той же; от обычая первые 2 раза чтением, 3-й пением). Хвалитн. стих. на 4, «слава» и «и ныне» наряду. Славословие великое, по возгл. троп. праздн. Ект. 2 и пр. обычн. Отп. указ. выше 5 янв. на веч. (она же — лит. св. Вас. Вел.).
На 1-м ч. и проч. часех троп. и конд. праздн. По 1-м ч. отп. малый, «преподобных и богоносных», и (аще служили Бд) прощение.
Полунощница субботняя. Каф. 9-я, по 1-м Трисв. троп. праздн., по 2-м конд. Отп. малый, «преподобных», прощение, помянника за упокой несть.
Литургия св. Иоанна Златоустаго. Окончание «славы» 9-го часа: по молитве «Владыко Господи» чтем пс. «Благослови душе моя Господа», таже без «славы» — «Хвали», «Во царствии Си» и Блаженны, все до конца (Большой Устав, л. 151 об.). Затем «Помяни нас, Господи» и проч. обычн. На лит. антифоны праздн., во Ап. и Минее наряду (аще же несть лит., блаж. от канона праздн. на 8: п.3-я 1-го творца, п. 6-я 2-го творца, каждая на 4). Входн. стих: «Благословен грядыи во имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог Господь и явися нам». На входе поем «крестивыися во Иордане», по входе троп. праздн., сл., и ныне, конд. Вместо Трисвятаго «Елицы». Прок. и аллил. праздн., во Ап. наряду. Ап. Тит. 302, Ев. Мф. 6. Задост. праздн., 2 припева и «О, выше ума», прич. праздн., «Явися». Отп. праздн., указ. выше 5 янв. на веч. (она же — лит. св. Вас. Вел.). По отп. хождение «на иордань» (Большой Устав, л. 405 и об.). Молебен праздн., 1-й канон с ирм. на 8, ирм. 2жды, троп. на 6, катав. ирм. обоих канонов по клиросам. По 6-й п., по Ев. Мр. 2 и стих. по 50-м пс., «Бог Слово», — вынос Креста и освящ. воды по чину Сочельника. На нем от обычая иерей не чтет 2-ю из 2-х молитв «втай» (об их чтении в Сочельник: Большой Устав, л. 398 об.). По указу же некоторых древлепис. Служебников XVI в. сия 2-я молитва не чтется в Сочельник, при 2-м же освящ. воды на само Крещение она едина чтется «втай», вслух же тогда чтем мол. 1-ю, «Господи Исусе Христе Единородныи», вместо мол. «Велии еси Господи», ради исключения связанных с последней действий, для большего отличия между освящ. «великой» воды и «годовой». По стихере «Воспоем вернии», — 7-я п. канона, и проч. молебна по обычаю. Вместо «Владычице, приими» 2 припева и задост. праздн., «О, выше ума». По Трисв. и Отче наш троп. праздн., сл., и ныне, конд. Ект. «Помилуй нас, Боже» и отп. праздн., иже на лит. Неции же, аще исхождения вне церкви «на иордань» несть, молебна не поют, но соверш. освящ. воды якоже в Сочельник по заамвонн. молитве, по чину вышеуказ. Аще же несть лит., и без хождения «на воду» подобает пети молебен праздн. непременно.
По отп. — славление праздн.: возгл. «Благословен Бог», таже ирм. «Глубине открыл есть дно» (где принято, поют и ирм. 2-го творца, «Путь морскии»), троп. праздн., сл., и ныне, конд., 1-й припев «Величай душе моя», ирм. «Недоумеет», 2-й припев, ирм. «О, выше ума» и покл. земн. Возгл. «Слава Тебе, Боже наш, упование наше…», певцы: «Слава, и ныне…» и пр., с покл., и отп. праздн., иже на лит., посем стих. «Иже Крестом ограждаеми». Подходящих ко Кресту окропляют св. водой, якоже указ. выше в Сочельник.

Воскресение, 7 января
Неделя по Просвещении, 33-я по Пятьдесятнице. Глас 8-и.
Собор св. Иоанна Предотечи.

Служба воскр. во Окт. и в Минее Попраздн. Богоявл. (6) и Предот.(4), по уставу иже в Минее на лл. 127 об. — 128 об.
Малая вечерня. Все во Окт. гл. по обыч.
Малая павечерница. Канона несть (неции же чтут Богор. во Окт.),по Трисв. конд. воскр., сл., Предот.,и ныне, Богоявл. Ин устав (Минея, л. 128, и предисл. во Окт. и Минее праздн.): конд. Предот., сл., и ныне, Богоявл. Отп. мал., прощение, помянн. за упокой несть.
Великая вечерня. Возв. на гл. 8-и. Стих. на 10: воскр. 3, Богоявл. (с вел. веч. самого праздн. возв.) 4 и Предот. 3 («Видев тя» и пр. 2). Сл., Предот., «Во плоти», и ныне, догм. 8-го гл., «Царь Небесныи». На литии 1-я стих. храму, проч. же вси с литии самого праздн., пред. славн., — стих. от 7 янв.: возв. славн. «Бог Слово», веч. стихов. вся, без славн., и хвалитн. славн. «Днесь Христос». Стихов. воскр., сл., Предот., «Яко Духови», и ныне, Богоявл., «Еже от Девы». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. «Богородице Дево», Богоявл. и Предот. по един.
Утреня. «Бог Господь» на гл. 8-и. Троп. воскр. 2жды, сл., Предот., и ныне, Богоявл. Каф. 2-я, 3-я, 17-я, по них сед. во Окт. По 1-х сед. (каф. 2-я) сл., и ныне, Богор. воскр. 8-го гл., «Иже нас ради». Пл. несть. До канона все воскр. по обыч., Ев. 11-е, Ин. 67. Каноны: воскр. со ирм. на 4 (ирм. един.), Богоявл. оба кан. на 6 и Предот. на 4. Запев ему: «Святыи великии пророче Иоанне Предотече, Крестителю Господень, моли Бога о нас» (Устав свт. Арсения Уральск., л. 63 об.). Где в каноне Предот. 5 троп., 1-е 2 чтем за един. Катав. праздн., ирм. обоих творцов по клир. По 3-й п. конд. и ик. Богоявл. (по указу предисл. в Минее праздн.) и Предот., сед. ему, «Иордан водою», 2жды, сл.,и ныне, ипакой Богоявл., «Егда явлением». По 6-й п. конд. и ик. воскр.; инии же чтут их по 3-й п., зде же Богоявл. По 8-й п. поем «Честнейшую» (и тако бывает по вся недели, кр. особо указ. случаев). По 2-й катав. 9-й п., «О, выше ума», «Достойно есть» и покл. земн. «Свят Господь Бог наш» (поем по вся недели, кр. особых случаев) на гл. 8-и. Свет. воскр. 11-и, сл., Предот., «Стезю», и ныне, Богоявл., «Явися Спас». Хвалитн. стих. на 8: воскр. 4 и Богоявл., хвалитн. с самого праздн., без славн., 4. Посл. 2 — со ст. стихов. Богоявл. Таже канонарх возгл.: «Глас 6-и. Возвеселится праведник о Господе». Певцы: «И уповает нань», и хвалитн. славн. Предот., «Ангел от неплодных». Сл., Ев. стих. 11-я, и ныне, «Пребл. еси». По Славосл. вел. троп. «Воскрес из гроба». Отп. пред 1-м ч.: «Воскрес из мертвых, Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, честнаго и славнаго пророка и Предотечи, Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостол и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».
На 1-м ч. и проч. часех троп. воскр., на «славу» Богоявл. и Предот. премен. По Отче наш конд. Богоявл., воскр. и Предот. (или Предот. и воскр.) премен.
Полунощница воскресна, 8-го гл., конд. воскр. и пр. обычн.
По часех пред лит. отп. обычн., помин. св. Иоанна Златоустаго, и прощение.
Литургия. Блаж. на 12: воскр. на 4 (троп. нараспев, 3 за един,2 за един, и Троич.,а Богор. оставл.), Богоявл. от обоих кан. п. 1-я на 4 (1-е 2 троп. за един, проч. по един.), и Предот. п. 6-я на 4. По входе троп. воскр., Богоявл. и Предот., конд. воскр., сл., Предот., и ныне, Богоявл. По образу же Недели свв. Богоотец по Рожестве Христове, аще прилучится в Собор Пресв. Богор., возможно чести сице: троп. воскр., Богоявл., храму Богор., Предот., храмом свв., конд. воскр., храму Богор., Предот., сл., храмом свв., и ныне, Богоявл. (или конд. Богоявл. абие по воскр., а «и ныне» — храму Богор.). Прок. и аллил. Недели по Просвещ. и Предот., Ап. Еф. 224 (от полу), Деян. 42. Ев. Мф.8, Ин. 3 ; ряд. Ап. и Ев. не чтем ввиду отступки. Задост. Богоявл.: 2 припева и ирм. «О, выше ума». Прич. Богоявл., «Явися» и Предот.,«В память вечную», отп. иже на утр. пред 1-м ч.

Воскресение, 14 января
Неделя 34-я по Пятьдесятнице. Глас 1-и.

Служба воскр. во Октае и в Минее Отданию Богоявл. (8); указ: Большой Устав, лл. 424 — 425, Минея, лл. 243 об. — 244. Прп. отцем избиенным служба в Минее 13 янв., свт. Саве, аще не храм его, — 12 янв. или егда рассудит церкви начальник (Большой Устав, л. 420 об., Минея, л. 244).
Малая вечерня. Возв. стих. воскр. 4, сл., и ныне, Богоявл. (из славн., не задейств. в проч. службе,по выбору церкви начальника; неции же поют хвалитн. славн. «Днесь Христос», или Богор. гл. мал. веч.). На стихов. (согл. предисл. в Минее праздн.) едина стих. воскр., таже Богоявл. стихов. вел. веч., кр. славн., сл., и ныне, Богоявл., 2-й хвалитн. славн., «Днесь» (аще же он был пет на возв., зде стих. по 50-м пс., «Бог Слово», или Богор. гл., иже на стихов. мал. веч.).
Малая павечерница. Канона несть (неции же чтут канон Богор. во Окт.), по «Достойно», Трисв. и Отче наш конд. воскр.,сл.,и ныне, Богоявл. Ин устав (Предисл. во Окт. и Минее праздн.): един конд. Богоявл. Отп. мал., «преподобных», прощение, помянника за упокой несть.
Великая вечерня. Возв. на гл. 1-и, стих. на 10: воскр. 4 и Богоявл., с вел. веч. самого праздн. возв., 6 (1-е 2 по 2жды, проч. по един.). Сл., там же, «Преклонил еси», и ныне, догм. гл., «Всемирную славу». На литии 1-я стих. храму, таже Богоявл. лития вся (аще несть Бд., пред славн. поем стихов. вел. веч. праздн. всю, без славн.). Стихов. воскр. ,сл., и ныне, Богоявл., со стихов. самого праздн., «Еже от Девы». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. «Богородице Дево» 2жды, и Богоявл. троп. един.
Утреня. «Бог Господь» на гл. 1-и, троп. воскр. 2жды, сл., и ныне, Богоявл. Каф. 2-я, 3-я, 17-я. По 1-х сед. (каф. 2-я) сл., и ныне, Богор. воскр. 1-го гл., «Гавриилу провещавшу». Пл. не поем. До канона все воскр. по обыч. Ев. 1-е, Мф. 116. Каноны: воскр. со ирм. на 4 (ирм. един.), Богор. на 2, и Богоявл. обоих творцов на 8. Катав. Богоявл., ирм. обоих творцов по клир. По 3-й п. конд. и ик. воскр., сл., и ныне, ипакой Богоявл., «Егда явлением». По 6-й п. конд. и ик. Богоявл. (согл. Предисл. в Минее праздн.). По 2-й катав. по 9-й п., «О, выше ума», — «Достойно есть». Светильны: воскр. 1-и, 2жды, сл., и ныне, Богоявл., «Явися Спас». Хвалитн. стих. на 8: воскр. 4, и Богоявл., хвалитн. с самого праздн., со славн., 4 (1-е 2 — за едину); посл. 2 со ст. праздн., иже на его веч. стихов. Сл., 1-я стих. Ев., и ныне, «Пребл. еси». По Славословии великом троп. «Днесь спасение». Отп. пред 1-м ч.: «Воскрес из мертвых, Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых славных и всехвальных апостол, и преподобных отец наших, иже в Синаи и Раифе избиенных, и иже во святых отца нашего Савы, перваго архиепископа и учителя Сербскаго, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».
На 1-м ч. и проч. часех троп. воскр., на «славу» Богоявл., по Отче наш конд. Богоявл. и воскр. премен. (согл. Предисл. во Окт. и Минее праздн.). По 1-м ч. отп. мал., «преподобных», и прощение.
Полунощница воскресна, 1-го гл., якоже обычн.
На литургии блаж. в Большом Уставе и Минее указ. на 14: воскр. 6 и Богоявл. 8. Но от обычая поют якоже указ. в предисл. Минеи праздн., на 10: воскр. на 6 (вси троп. по един., точию 2 иже пред Троичн. за един, Богор. оставл.) и Богоявл. от обоих канонов п. 9-я на 4 (1-е 2 троп. за един, проч. по един.). По входе троп. воскр. и Богоявл., сл., конд. воскр., и ныне, Богоявл. А храмом троп. и конд. несть. Прок. и аллил. точию Богоявл., Ап. един, Кол. 257 (ввиду отступки, 29-й Недели), Ев. едино же, Лк. 85 (также 29-й Нед.). Задост. Богоявл. Прич. един, «Явися благодать», отп. иже на утр. пред 1-м ч.
Аще же служба воскр., Отданию и свт. Саве Сербскому (Бд), зри с рассмотрением указ: Большой Устав, лл. 423 — 424, Минея, лл. 242 об. — 243.

Воскресение, 21 января
Неделя 35-я по Пятьдесятнице. Глас 2-и (Пл).

Служба воскр. во Октае и в Минее свв. Максиму исп.(4) и мч. Неофиту (4).
Свв. мч. Евгению и иже с ним на павеч.
Малая вечерня. Стих. воскр. и Богор. во Окт. гл., и проч. все по обыч.
Малая павечерница. Канона 2: Богор. во Окт. и в Минее свв. мч. Евгению и иже с ним. Запев свв.: «Святии мученицы, молите Бога о нас». Где в каноне им 3 троп., 1-й 2жды. По 3-й п. сед. свв., иже по 6-й п., «Красота», сл., и ныне, Богор. в той же гл. и подобен, в Минее на л. 377,в службе свв. Трием свт., «Предстательнице». По 6-й п. сед. в каноне Богор. наряду. По 9-й п. чтем стих. мч. 2, с запевами канона, сл., 3-я, «Закон спасеныи», и ныне, «Достойно есть». По Трисв. конд. воскр. и пр. обычн.
Великая вечерня. Возв. на гл. 2-и. Стих. на 10: воскр. 4, прп. 3 и мч. 3. Сл., прп., «Преподобне отче», и ныне, догм., гл. 2-и, «Прейде сень». На литии 1-я стих. храму. Таже во Окт. стих. Богор. Аммореевы 3. Сл., и ныне, Богор. со стихов. мал. веч., «За всех молишися». В храме же Христовом и Богор., сл., и ныне, стих. храму, иже на «и ныне» на литии его. Стихов. воскр., сл., прп., славн. веч. стихов.,«Инок множества», и ныне, Богор. от воскр. стихов. по гл., «Безневестная Дево». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. «Богородице Дево радуися», 3жды, и пр. обычн.
Утреня. «Бог Господь» на гл. 2-и, троп. воскр. единожды, таже прп., сл., глас 4-и, мч., и ныне, Богор. по гл., «Иже от века». Каф. 2-я, 3-я, 17-я, сед. воскр.наряду. По 1-й (2-й) каф. по сед. сл., и ныне, Богор. воскр. 2-го гл., «Вся паче смысла». По 17-й каф. «Ангельскии собор», ект. и ипакой гл. И абие Пл. без велич. В конце его поем «слава», «и ныне» и «аллилуия» (полностью, 3жды) с обычн. полиел. припевами пс. 135-го. Таже антиф. и прок. пред Ев. воскр. 2-го гл. Ев. 2-е, Мр. 70, и проч. до канона воскр. Каноны: воскр. со ирм. на 4, Богор. на 2 (где 3 троп., 1-е 2 за един), прп. на 4 и мч. на 4. Запевы свв.: «Преподобне отче и исповедниче Максиме, моли Бога о нас», «Святыи мучениче Неофите, моли Бога о нас». Катав. «Отверзу». По 3-й п. конд. прп. по Часосл., «По Троице», конд. и ик. ему же, иже по 6-й п. наряду, сед. ему, «Гонения», сл., мч., «Якоже новорасль», и ныне, Богор. наряду. По 6-й п. конд. и ик. воскр. Свет. воскр. 2-и, сл., прп., и ныне, Богор. во Окт. Хвалитн. стих. воскр. вси, сл., 2-я стих. Ев., и ныне, «Пребл. еси».По Славосл. троп. «Воскрес из гроба», и пр. обычн. Отпуст: «Воскрес из мертвых, Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых славных и всехвальных апостол, и преподобнаго отца нашего Максима исповедника, и святаго мученика Неофита, и святых мученика Евгения трапезонскаго и дружины его, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».
На 1-м ч. и проч. часех троп. воскр., на «славу» прп. и мч. премен., по Отче наш конд. точию воскр. По 1-м ч. отп. мал., «преподобных» (в нач. «Воскрес из мертвых»), и прощение.
Полунощница воскресна, 2 — го гл., конд. воскр. и пр. обычн.
Литургия. Блаж. воскр. на 8. По входе троп. воскр., храму Богор., храмом свв., прп.и мч. Конд. воскр., храмом свв., прп. 1-й («По Троице»), сл.,2-и («Свет»), и ныне, храму Богор. Где храма Богор. несть, и ныне, конд. «Заступнице християном». Прок. и аллил. гл. и прп. Ап. Кол. 258 (ввиду отступки, 30-й нед.), Евр. 330. Ев. Лк. 91 (также 30-й нед.), Мф. 38 (с преступкой в Лк. 64).
Прич. «Хвалите» и «Радуйтеся»,
отп. иже на утр.
пред 1-м ч.

Четверг, 25 января
Иже во свв. отца нашего Григория Богослова

Служба по Минее (Пл).
Вечерня. Нач. от «Царю Небесныи», «Блажен муж» — 1-я «слава». Возв. на гл. 4-и, стих. на 6 (3 по 2жды). Сл., наряду, «Бодрыи язык», и ныне, догм. по гл., «Царь Небесныи». Выход, «Свете тихии» пением, прок. дню, «Боже во Имя» (поем 3жды полн.), и паремии 3. Литии несть, стихов. в Минее наряду. Сл., там же, «Сердца верных», и ныне, Богор. по гл., «Безневестная Дево». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. свт., сл., и ныне, Богор. по гл.,«Гавриилу провещавшу». Возгл. «Премудрость! Пресвятая…» и проч. Отпуст: «Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, и иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константиня — града, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».
Павечерница малая. Канона несть, по «Достойно» и Отче наш конд. свт., отп. мал., «преподобных», прощение, помянника за упокой несть.
Утреня. Нач. от Трисв. и 2-х пс. «Бог Господь» на гл. 1-и, троп. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. по гл., «Гавриилу провещавшу». Каф. 13-я, 14-я. По 1-й каф. сед. свт. 2, по един.,сл.,и ныне, Богор. наряду. По 2-й каф. сед. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. наряду. Пл. и велич. свт. (якоже свт. Николе, точию поем «Григорие Богослове»). Пс. избр. свт., «Услышите».По Пл. сед. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. наряду. Таже 1-й антиф. 4-го гл., «От юности». Прок. свт., «Уста», Ев. Ин. 35 (от полу). По 50-м пс. «слава» — «Молитв ради святителя». Стих. свт., «Излияся благодать». Каноны: Богор. 8-го гл., ирм. «Поем Господеви», в Минее наряду, со ирм. на 6, ирм. 2жды, троп. на 4 ( 1-й троп. 2жды), и свт. на 8 (1-й троп. 3жды, 2-й и 3-й по 2жды и Богор. един.). Запев свт.: «Святителю Христов Григорие Богослове, моли Бога о нас». Катав. «Отверзу». По 3-й п. сед. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. наряду. По 6-й п. конд. и ик. свт. По 9-й п. свет. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. его. Хвалитн. стих. на 4 (1-я 2жды), сл., наряду, гл. 1-и, «Цевницу духовную», и ныне, Богор. по гл. «от малых», в кон. Минеи, л. 405, «в четверток на утрени», «Радуися Богородице». По Славосл. троп. свт. и Богор., якоже на веч. по «Ныне отпущаеши». Ект. 2 и пр. обычн., отп. иже на веч., и час 1-и.
На 1-м ч. и проч. часех троп. свт., по Отче наш конд. свт., отп. мал., «преподобных» (в нач. «Христос, истинныи …»), прощения несть (т.к. Пл, а не Бд).
Полунощница повседневная, троп. обычн., отп. мал., прощ. и помянник за упокой.
Литургия. Блаж. на 8, от канона свт. п. 3-я и 6-я, обе по 4 (в 3-й п. Богор. оставл.) . По входе троп. храму Христову, храму Богор., храмом свв. и свт. Конд. храму Христову, храмом свв., сл., свт., и ныне, храму Богор. Аще несть храма Богор., и ныне, конд. храму Христову. Аще несть храмов ни Христова, ни Богор.,и ныне, конд. «Заступнице християном». Прок. и аллил. дню (четвергу, во Ап. в прок. дневн.) и свт. (во Ап. 25 янв.), Ап. Ияк. 51 (ввиду отступки, четв. 31-й седм.), Кор. 151, Ев. Мр. 45 (четв. 31-й седм.), Ин. 36. Прич. дню, «Во всю землю», и свт., «В память вечную», отп. иже на веч.

Суббота, 27 января
Возвращение мощем св. Иоанна Златоустаго
Служба по Минее (Пл).
Вечерня. Нач. от «Царю Небесныи», «Блажен муж» — 1-я «слава». Возв. на гл. 4-и, стих. на 6 (3 по 2жды), сл., наряду, «Не подобаше ти»,и ныне, догм. проходящ. 2-го гл., «Прейде сень». Выход, «Свете тихии» пением, прок. дню, «Боже заступник». Паремии 3, литии несть. Стихов. наряду, сл., там же, «Преподобне треблаженне»,и ныне, Богор. по гл., «Творец и избавитель» (Большой Устав, л. 439 об.; а по Минее (л. 430 об.) «Богородице, Ты еси Лоза», тогда поем «молися, Владычице, со святителем»). По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. свт.,сл.,и ныне, Богор. проходящ. 2-го гл., «Вся паче смысла». Возгл. «Премудрость! Пресвятая…» и проч. Отпуст: «Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, и иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, патриарха Царя-града,и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».
Павечерница малая. Канона несть, по «Достойно» и Отче наш конд. свт., отп. мал., «преподобных», прощение, помянника за упокой несть.
Утреня. Нач. от Трисв. и 2-х пс. «Бог Господь» на гл. 8-и, троп. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. проходящ. 2-го гл., «Вся паче смысла». Каф. 16-я, 17-я, по них сед. свт. по 2жды, сл., и ныне, Богор. их. Пл. и велич. свт. (якоже свт. Николе, точию поем «Иоанне Златоусте»).Пс. избр. свт., «Услышите». По Пл. сед. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. его. Таже 1-й антиф. 4-го гл., «От юности». Прок. свт., «Уста», Ев. Ин. 35 (от полу). По 50-м пс. «слава» — «Молитв ради святителя». Стих. свят., «Труба златогласна». Каноны: аще храм Христов или Богор., 1-й канон храму, со ирм. на 6, ирм. 2жды, троп. на 4. Аще же ин храм, 1-й канон Богор. 8-го гл. «Воду прошед», в Минее наряду, такоже со ирм. на 6, ирм. 2жды, троп. на 4, и в Минее свят. на 8 (где 5 троп., 1- е 3 по 2жды, проч. по един., где 4 — 1-й троп. 3жды, 2-й и 3-й по 2жды и Богор. един.). Запев свт.: «Святителю Христов Иоанне Златоусте, моли Бога о нас». Катав. Сретению, «Сушу глубородительную землю». По 3-й п. аще храм Христов или Богор., конд. и ик. храму, конд. свт. «Возвеселися тайно», по Часосл. (Большой Устав, л. 439 об.),сед. ему 2жды, сл.,и ныне, Богор. наряду. Аще же храм Христов или Богор., сл., и ныне, сед. или ипакой храму. По 6-й п. ин конд. свт., «С небес прием», и ик. По 9-й п. свет. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. его. Хвалитн. стих. на 4, сл., наряду, и ныне, Богор. по гл. «от малых», в кон. Минеи, «в суботу на утрени», л. 406 об., «Едина Чистая». По Славосл. троп. свт. и Богор. проходящ. 2-го гл., якоже указ. на веч. по «Ныне отпущаеши», и пр. обычн., отп. иже на веч.
На 1-м ч. и проч. часех троп. свт., по Отче наш конд. свт. 2, «Возвеселися тайно» (в Часосл. 27 янв.) и «С небес» (в Часосл. 13 нояб.) премен.
Полунощница субботняя, каф. 9-я, троп. обычн.,отп. мал.,прощение и помянник за упокой.
Литургия. Блаж. на 8, от канона свт. п. 3-я и 6-я, по 4 (в 3-й п. Богор. оставл.). По входе троп. храму Христову, храму Богор., храмом свв. и свт. Конд. храму Христову, храмом свв., свт. 1-и, сл., свт. 2-и, и ныне, храму Богор. Аще несть храма Богор., и ныне, конд. храму Христову. Аще несть храмов ни Христова, ни Богор., и ныне, конд. «Заступнице християном» (Часосл., л. 131). Прок. и аллил. свт. (во Ап. 13 нояб.) и дню, Ап. Евр. 318 (1-е), Кол. 249 (от полу; ввиду отступки, субб. 31-й седм.). Ев. Ин. 36, Лк. 81 (субб. 31-й седм.). Прич. «В память вечную» и «Радуйтеся», отп. иже на веч.

Воскресение, 28 января
Неделя 36-я по Пятьдесятнице. Глас 3-и (Пл).
Служба воскр. во Октае и в Минее прп. Ефрему сирину (6).
Служб прп. Исааку сирину и Ефрему новоторжскому в Минее несть.
Малая вечерня. Возв. стих. воскр. и пр. все по обычаю.
Малая павечерница. Канон Богор. во Окт. гл., по 6-й п. сед. наряду. По «Достойно» и Трисв. конд. воскр. Отп. мал.,прощение, помянника за упокой несть.
Великая вечерня. Возв. на гл. 3-и, стих. на 10: воскр. 6 и прп. 4 (1-я 2жды). Сл., прп., «Смыслено», и ныне,догм.,гл.3-и,«Како не дивимся». На литии 1-я стих. храму, таже во Окт. стих. Богор. Аммореевы 3. Сл., прп., с утр. стихов., «Яко финик», и ныне, Богор. по гл., «О, чудесе новаго». Стихов. воскр., сл., прп., «Пророчески», и ныне, Богор. по гл., «Подаждь утешение». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. «Богородице Дево радуися», 3жды, и пр. обычн.
Утреня. «Бог Господь» на гл. 3-и, троп. воскр. 2жды, сл., прп., «Слезами», и ныне, Богор. по гл., «Иже нас ради». Каф. 2-я, 3-я, 17-я, сед. и ипакой во Окт. наряду. По 1-й каф. по сед. сл., и ныне, Богор. воскр. 3-го гл., «Тебе ходатаицу». По 17-й каф. «Ангельскии собор», ект. и ипакой гл. во Окт. И абие Пл. без велич. В конце его поем «слава», «и ныне» и «аллилуия» (полностью, 3жды) с обычн. полиел. припевами пс. 135-го. Таже антиф.и прок. пред Ев. воскр. 3-го гл. Ев. 3-е, Мр. 71, и пр. обычн. Каноны: во Окт. воскр. со ирм. на 4, Крестовоскр. на 2 (Богор. оставл.), Богор. на 2 (где 3 троп., 1-е 2 за един) и прп. на 6 (где 4 троп., 1-е 2 по 2жды, проч. по един.; где 5, 1-й 2жды, проч. по един.; где 3, 1-й 3жды, 2-й 2жды (к посл. запев «слава») и Богор. един.). Запев ему: «Преподобне отче Ефреме, моли Бога о нас». Катав. «Сушу глубородительную». По 3-й п. конд. прп., «Час присно», и ик. (иже по 6-й п.), сед. ему, «Сокровище», 2жды, сл., и ныне, Богор. наряду. По 6-й п. конд. и ик. воскр. Светильны: воскр. 3-и, сл., прп., «Чаша», и ныне, Богор. во Окт. Хвалитн. стих. воскр. вси, сл., 3-я стих. Ев., и ныне, «Пребл. еси». По Славосл. троп. «Днесь спасение», и пр. обычн. Отпуст: «Воскрес из мертвых, Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых славных и всехвальных апостол, и преподобнаго отца нашего Ефрема сирина, и преподобнаго отца нашего Исаака сирина, и преподобнаго отца нашего Ефрема архимандрита, новоторжскаго чудотворца, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».
На 1-м ч. и проч. часех троп. воскр., сл., прп. (аще хощеши, премен. 2 троп., 2-й в Большом Уставе, л. 440, «Изо уст»), по Отче наш премен. конд. воскр. и прп. По 1-м ч. отп. малый, «преподобных» (в нач. «Воскрес из мертвых»), и прощение.

Полунощница воскресна, 3-го гл., конд. воскр. и пр. обычн.

Литургия. Блаж. на 10: воскр. на 6 (2 троп. пред «славой» за един, Богор. оставл.) и прп. п. 3-я на 4 (1-е 2 троп. за един, проч. по един.). По входе троп. воскр., храму Богор., храмом свв. и прп. (аще хощеши, рцы 2 троп.), конд. воскр., храмом свв., сл., прп., и ныне, храму Богор. Где храма Богор. несть, и ныне, конд. «Заступнице християном». Прок. и аллил. гл. и прп. Ап. Тим. 280 (от полу; ввиду отступки, 31-й нед.), Гал. 213, Ев. Лк. 93 (также 31-й нед.), Мф. 43. Прич. «Хвалите» и «В память», отп. иже на утр. пред 1-м ч.
Вторник, 30 января
Свв. триех свт. Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго
Служба по Минее свт. (по Большому Уставу, л. 443 об., Бд, в Минее же наряду Пл).
Малая вечерня. Возв. Стих. на 4, от возв. вел. веч. посл. 3 (1-я 2жды), сл., там же, «Человецы Божии»,и ныне, Богор. по гл.,«Богородице, Ты еси Лоза» (поем «молися, Владычице, со святители»). Стихов. стих. 3, с хвалитн., а стихи со стихов. вел. веч. Сл., с хвалитн., «Добрии раби», и ныне, Богор. по гл. «от малых»,в кон. Минеи, «в понедельник вечер», л. 407, «Никтоже притекая». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. свт., сл., и ныне, Богор. по гл., «Иже от века», и пр. обычн.
Павечерница малая. Канон един,св. Ипполиту Римскому, на 4, запев: «Святыи священномучениче Ипполите, моли Бога о нас». По 3-й п. чтений несть, по 6-й сед. св.,«Светильник», сл., и ныне, Богор. в той же гл. и под., в Минее на л. 280, в службе преп. Макарию егип., «Настави нас». По 9-й п. чтем стих. св. с запевами канона ему, сл., 3-я, «Яко дерзновение» , и ныне, «Достойно есть». По Трисв. конд. 3-м свт., «Священныя», и пр. обычн.
Великая вечерня. «Блажен муж», 1-я «слава». Возв. на гл. 4-и, стих. на 8 (1-е 2 по 2жды, проч. по един.; аще Пл, стих. на 6, вси по един.: Большой Устав, л. 444), сл., наряду, «Человецы Божии», и ныне,догм.по гл.,«Кто Тебе не блажит». Выход, «Свете тихии» пением. Прок. дню, «Господь услышит мя», и паремии свт. 3. На литии 1-я стих. храму, таже свт. стих. наряду, и славн. там же, и ныне, Богор., под.«Тридневно»,«Покров Твой».Стихов. наряду, сл., там же, «Апостольским преданием», и ныне, Богор. по гл., «Без семене». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. свт. 2жды, и «Богородице Дево, радуися», един., и пр. обычн.
Утреня. «Бог Господь» на гл. 4-и, троп. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. по гл., «Иже от века». Каф. 7-я, 8-я, по них сед. свт. по 2жды, сл., и ныне, Богор. их. Таже Пл. и 3 велич.: 1 — е — св. Василию, 2-е — св. Григорию, 3 — е – св. Иоанну, по Обиходу, с каф. 17-й.Каждая ея «слава» — пс. избр. для одного из велич. На всех «славах» — каждения, нач. от образа Триех свт. посреди церкви, на 1-й — св. алтаря и всего храма, на 2-й и 3-й — «токмо в началех», т.е. иконостаса и клиросов, а прочего и молящихся — с амвона, после чего возвращ. к образу и заверш. кажд. На 3-й «славе» прикладываемся к образу свт., целуем благословляющ. десницы каждого из свт. по отдельности, в порядке их прославления в службе: св. Василия, св. Григория, таже св. Иоанна. По последн. велич. ект. и сед. свт., иже по Пл., 2жды, сл., и ныне, Богор. его. Таже 1-й антиф. 4-го гл., «От юности». Прок. «Во всю землю», Ев. Ин. 36 (Большой Устав, л. 447, и Ев. служебн.; а по Минее, л. 374 об., прок. «Честна пред Господем», Ев. Ин.35,от полу). По 50-м пс. «слава» — «Молитв ради Триех святителей». Стих. «Преподобнии отцы». Каноны: Богор. на 6, в Минее наряду, ирм. «Тристояще крепкии», 2жды, троп. на 4 (2 троп. по 2жды; где 3 троп., 1-й 2жды, проч. по един.). И свт. каноны 2-х творцов на 8, кажд. на 4 (где 3 троп., 1-и 2жды). Запев свт.: «Святии велиции Трие святителие, Василие Великии, Григорие Богослове и Иоанне Златоусте, молите Бога о нас». Катав. «Сушу глубородительную». По 3-й п. сед. свт. 2жды. сл., и ныне, Богор. его. По 6-й п. конд. и ик. свт. В 7-й п. канона Богор. посл. троп. Троичен. По 9-й п. катав. «В законнем», таже «Достойно есть», свет. свт. 2жды, сл.,и ныне, Богор. его. Хвалитн. стих. на 4 (1-я 2жды), сл., наряду, «Добрии раби», и ныне, Богор. по гл. «от малых», «Богородице, Ты еси Лоза» (поем «молися, Владычице, со святители»). По Славосл. троп. свт., сл., и ныне, Богор. «Иже от века», и проч. обычн. Отпуст: «Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, и иже во святых отец наших триех святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, и святаго священномученика Ипполита, папы Римскаго, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». .
На 1-м ч. и проч. часех троп. свт., по Отче наш конд. свт. На 1-м ч. отп. мал., «преподобных», и, аще пели Бд., прощение.
Полунощница повседневная, каф.17-я,троп.обычн., отп. мал., прощение и помянник за упокой.
Литургия. Блаж. на 8: от канона 1-го творца п. 3-я на 4 (Богор. оставл.), от канона 2-го творца п. 6-я на 4. По входе троп. храму Христову, храму Богор. и свт., конд. храму Христову, сл., свт., и ныне, храму Богор. Аще несть храма Богор., и ныне, конд. храму Христову. Аще несть храмов ни Христова, ни Богор., и ныне, конд. «Заступнице християном». Аще не Бд, но Пл, пред троп. и конд. свт. чтем троп. и конд. храмом свв. Прок., аллил. дню и свт., Ап. Ияк. 54 (ввиду отступки, втор. 32-й седм.), Евр.334, Ев. Мр. 50 (также втор. 32-й седм.), Мф.11.Прич. «В память» и «Во всю землю», отп. иже на утр. пред 1-м ч.