Годы жизни: 21 (31) мая 1632—2 (12) ноября 1675
Москва
Преподобномученице и исповеднице Феодоре молятся для родовспоможения
С детства маленькая Феодосия прилежала к чтению Божественных книг, молилась в ночное время. Святая Феодора (иноческое имя), или как закрепилось ее имя в народе — «Боярыня Морозова», была супругой Глеба Ивановича Морозова — боярина древнего боярского рода и родственницей царя Алексея Михайловича. Мученица Феодора была влиятельнейшей и богатейшей женщиной Руси после жены царя, очень многие земли остались ей в наследство от покойного мужа. Влиятельность, богатство, которым обладала боярыня, не смутили ее крепкую веру и добрую христианскую душу, ведь она отказалась от всякого богатства ради богатства в Царствии Божием. В первое время гонений боярыню Морозову не трогали, хотя она открыто исповедовала древнее церковное предание и так научала и других своих ближних и слуг. Потом, когда гонения на христиан стали сопровождаться казнями, то боярыня Морозова совсем перестала поддерживать общение с царем. Видя, что имение ее отбирают, ради ее прельщения новой верой, она стала раздавать милостыню. Потом она в последний раз видит своего сына Ивана. Ее вместе с сестрой отдают на пытки, где они страдают за веру Христову, не принимая новой веры. В 1675 году преподобный Иов Льговский посетил Москву и навестил в темнице инокиню Феодору. Он был допущен в тюремную клеть, где долго беседовал со страдалицей, принял от неё исповедь и причастив ее Тела и Крови Христовых. Ей предстояла мучительная смерть от голода и жажды в глубокой земляной яме в Боровске.
Еретицы, не терпяще твоея ревности и любви к Богу, нощию емше тя, сковаша узами железными, и вринуша в подклеть на томление (из канона преподобномученице).
От терпения и твердости сестер приходил в восхищение и другой великий исповедник – протопоп Аввакум. Не стеснявшейся строгости в выражениях к духовной дочери своей, когда она была на высоте блистательного светского положения, теперь он горячо восхвалял ее подвиги, ободряя и утешая в письменном послании, которое удалось передать из далекого Пустозерска: «О святая Феодора и блаженная Евдокия, мученицы и исповедницы Христовы, делатели винограда Христова! Кто не удивится и кто не прославит терпение и мужество выше противу козней врагов и разорителей церковных». Широко известно так же и особое его повествование «О трех исповедницах слово плачевное», полностью посвященное страдальческому подвигу боровских мучениц.
Юдуже ни свет, ни глас, ни воздух не поницаше, во оной смрадней темнице, тлею исполнней, гладом томима, мученически скончалася еси (из канона преподобномученице).
Святая Феодора недолго пережила свою сестру, которую заменила ей в соузницах Марья Данилова. От новообрядцев тогда была сделана еще одна безуспешная попытка «к увещанию»: в темницу был послан некий монастырский старец, но он и сам, прослезившись, пришел в ужас при виде мрачного их подземелья. Страстотерпица же оставалась непоколебимой до конца. Однажды, почувствовав сильное изнеможение, она призвала к себе одного из стрельцов, умоляя его о милосердии. Посем зело изнеможе преблаженная Феодора и призва единого от воин и рече ему: «Рабе Христов! Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися? И убо аще живы, помолимся о них и о тебе; аще же умроша — помянем их. Умилосердися, раб Христов! Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми калачика». Он же рече: «Ни, госпоже, боюся». И глагола мученица: «И ты поне хлебца». И рече: «Не смею». И паки мученица: «Поне мало сухариков». И глагола: «Не смею». И глагола Феодора: «Не смееши ли? Ино принеси поне яблоко или огурчик». И глагола: «Не смею». И глагола блаженная: «Добро, чадо, благословен Бог наш, изволивый тако! И аще убо се, яко же рекл еси, невозможно — молю тя, сотворите последнюю любовь: убогое сие тело мое, рогозиною покрыв, близ любезныя ми сестры и сострадальницы неразлучне положите». 2-го ноября 1675-го года святая преподобномученица и исповедница Феодора преставилась к вечным обителям. В декабре скончалась и Марья Данилова. Инокини Меланья и Иустина, близкие по жизни и разделявшие скорби гонений с преподобной Феодорой, были сожжены на костре. Так, «огнем и мечом», внедрялись на Руси богопротивные «никоновские затейки», расколовшие русский народ и погубившими десятки и сотни тысяч неповинных жизней, мученический подвиг которых служит нам теперь высоким примером к утверждению в истинной вере и благочестии.
Ежегодно, 24 сентября по новому стилю, к памятнику-часовне в Боровске устремляется крестный ход, а на день преставления, 2 ноября (15 по н/с) совершается молебен с пением канона.