В чём особенность личности Аввакума, почему он занял столь большое место в культуре староверов? | Русская православная старообрядческая Церковь

Главная Вопросы В чём особенность личности Аввакума, почему он занял столь большое место в культуре староверов?

Рубрики вопросов

Задать вопрос

Учение Церкви в вопросах и ответах. На ваши вопросы отвечают сотрудники сайта РПСЦ. Чтобы задать свой вопрос, напишите на почту nrpsc@yandex.ru с пометкой для рубрики «Вопрос-ответ».

В чём особенность личности Аввакума, почему он занял столь большое место в культуре староверов?

Протопоп Аввакум вдохновил старообрядцев как личность своим мученическим подвигом за Старую Веру, доказав этим самым истинность последней. Однако служение Аввакума не только мученическое. Оно еще пророческое.

Аввакум для старообрядцев имеет ту же значимость, что апостол Петр в первый век христианства, что Афанасий Великий во время арианских споров, что святой равноапостольный князь Владимир при Крещении Руси, что святой Ярослав Мудрый в эпоху первого христианского Просвещения Руси, что преподобный Сергий Радонежский во время монгольского нашествия.

В переломные для человечества (или для отдельного народа) моменты христианской истории Бог являет миру своих посланников, пророков и проповедников, устами которых вещает сам Творец, Создатель.

В христианстве пророк не есть в прямом смысле «предсказатель будущего», христианству противны астрология, магия, всякие зодиакальные несуразицы и бессмысленные чудеса экзальтированного характера. Пророк есть избранник Божий и избран он для обличения греха и всякого нечестия, попускаемого человеком по немощи своей. Пророк – в буквальном смысле слова борец за умы, благословенный Богом воин за души человеческие, сердца. Пророческие предсказания не имеют характера любопытства, но на них всегда лежит глубокая нравственная печать: не будет покаяния, не будет вразумления – в таком случае народ обречен. Истинное пророчество не всегда предсказание, а именно обличение, вразумление, предостережение и, что самое главное, видение объективного конца всему этому нечестию: бездуховность, мрак, грязь, разврат, болезни, войны, порабощения, смерть без Бога и вне Бога. Именно к этому призывал священномученик протопоп Аввакум.

Пророки посылаются людям в периоды массового безверия и развращённости. В эпохи общественных катаклизмов и бедствий. Именно в апогей бездуховности Аввакум посылается Богом накануне ломки Православия – российскому народу.

Поделиться: