Главная Вопросы Против каких церковных изменений выступили противники реформы?

Рубрики вопросов

Задать вопрос

Учение Церкви в вопросах и ответах. На ваши вопросы отвечают сотрудники сайта РПСЦ. Чтобы задать свой вопрос, напишите на почту nrpsc@yandex.ru с пометкой для рубрики «Вопрос-ответ».

Против каких церковных изменений выступили противники реформы?

Вопрос: Против каких церковных изменений выступили противники реформы?

Ответ: Первые челобитные в адрес Алексея Михайловича пошли в 1654 году, в Великом посту, когда патриарх Никон выпустил указ о введении троеперстия и отмене земных поклонов. Справедливое возмущение выразили протопопы Иоанн Неронов и Аввакум. Упразднение двоеперстного крестного знамения как формы исповедания Богочеловечества защитники старого обряда посчитали святотатством. Точно так же отмена земных поклонов — символа смирения и покаяния, аскетических устремлений — чувств, осознание которых для православного христианина столь важно в Великий пост, с точки зрения несогласных протопопов было шагом ошибочным.

В ходе небрежной, недобросовестной книжной справы появились смысловые, а стало быть вероучительные изменения в Символе веры. Был убран термин «Истиннаго» («Духа Святаго, Господа Истиннаго и животворящаго»). В молитве Святому Духу Третью ипостась Св. Троицы стали называть не «Духом Истинным», а «духом истины».

Само имя Бога Сына Христа превратилась в филологическую несуразицу. Слепо копируя греческий текст, Христа стали называть «Иисус», вместо «Исус». Абсолютно бессмысленная вторая «и». А почему? Только потому, что так написано по-гречески. Вот и правили книги лишь бы как, только не по-русски. В новых никоновских потребниках обнаружено просто огромное количество ошибок, смысловых несостыковок и просто нелепиц. Филологи это знают. Таким образом, первые старообрядцы восстали против недобросовестной преступной книжной справы, творимой чужими людьми с сомнительной репутацией.

Немалое возмущение вызвало почти насильственное внедрение четвероконечного крыжа — символа католицизма, вместо православного, восьмиконечного креста. Недовольство также вызвала новая манера в иконописи, положенная Симоном Ушаковым, и партесного пения, привезённого из Польши киевскими спеваками, которые «заразили» им московские храмы. Ещё один повод для несогласия с реформами — смягчение чиноприёма по отношению к католикам (с крещения на миропомазание) и признание канонически преступного обливательного крещения нормальным и законным.

В середине XVII века произошло не просто «изменение обрядов», данная точка зрения примитивна и далека от истины. Произошло самое настоящее разорение Русской Церкви, причём разорение систематическое и целенаправленное, инициаторы реформ и их справщики вели себя как слоны в посудной лавке. А если внимательно присмотреться к смыслу всех этих перемен — не останется сомнений, что корень преобразования кроется в латинстве. Богослужение новообрядной церкви утеряло сакральность, аскетическую наполненность и благоговение. Нет высоты духа. Вместо этого чувственные протяжные мотивы, умиленные стояния на коленях, вместо неземных ликов святых — чувственные изваяния, источающие плотскую, земную красоту.