Кто помимо известных всем боярыни Морозовой и протопопа Аввакума выступил против реформы? | Русская православная старообрядческая Церковь

Главная Вопросы Кто помимо известных всем боярыни Морозовой и протопопа Аввакума выступил против реформы?

Рубрики вопросов

Задать вопрос

Учение Церкви в вопросах и ответах. На ваши вопросы отвечают сотрудники сайта РПСЦ. Чтобы задать свой вопрос, напишите на почту nrpsc@yandex.ru с пометкой для рубрики «Вопрос-ответ».

Кто помимо известных всем боярыни Морозовой и протопопа Аввакума выступил против реформы?

Вопрос: Кто открыто выступил против церковной реформы и какова судьба русских христиан, не принявших «новую веру»?

Ответ: В широком смысле слова, против церковной «реформы» выступила самая лучшая часть церкви, самые ревностные и преданные христиане, являвшиеся, по сути, не среднестатистическими прихожанами, а составляющие цвет церкви, олицетворяющие её ум, честь и совесть. Проведение церковной реформы, с точки зрения высшего Божественного смысла, есть отделение пшеницы от плевел, пастырей от наёмников, формальных членов Церкви от реальных. Реформа явила готовность новых мучеников к страданиям за Христа, уход лучшей части русского христианства в леса, пустыни, за границу, лишая крови то, что осталось. Они не были экзальтированными религиозниками, наподобие капитоновцев, зарывшихся в норы и со дня на день ожидавших антихриста, смешивавшими воедино духовный опыт и умопомешательство. Миссионеры господствующего вероисповедания постоянно пытались придать старообрядцам именно такой образ. Это в корне неверно. Уходили от ереси независимо от образованности и социального положения, но с ясным и трезвым ощущением духовного подлога, люди думающие, не безразличные к судьбе русского православия.

Известно, что первыми противниками реформы были умнейшие и образованнейшие люди своего времени, члены кружка «ревнителей древлего благочестия». Выступали против реформы не только единично, но целыми группами, приходами и поселениями. Бывало так, что «старообрядческими» являлись географические области. Однако далеко не везде и не всегда сопротивление выдерживало. Вся очевидность лжи реформ привела к массовому недовольству, погашение которого было возможно только силой. Жестокой и беспринципной.

В русской истории самым ярким и одновременно самым трагическим примером стойкости за веру является так называемое, Великое Соловецкое сидение. Когда в 1657 году в Соловецкий монастырь привезли первые «исправленные» книги и указания на новые «обряды» — собор монахов этого монастыря открыто обвинил Москву в ереси. Восемь лет продолжалась вооружённая осада Соловецкого монастыря, до тех пор пока посредством предательства монастырь не был взят, а его насельники были не просто лишены жизни, а замучены самыми изощрёнными способами, которые может измыслить враг рода человеческого.

Современники отмечают весь ужас, которым наполнилась русская земля. Вторая половина XVII века в России в отношении старообрядцев ничем не отличалась от времен средневековой инквизиции в Западной Европе. Многие, ратовавшие за «старый обряд», не выдержав кошмара пыток, смертей, ссылок, тюрем, сходили с ума, говорили о конце света и пришествии антихриста. Отдельные люди добровольно шли на костёр или принимали самосожжение, которое не одобрялось старообрядческим движением в целом.

Поделиться: