Главная Вопросы Каким образом решались проблемы организации церковной жизни первых старообрядцев?

Рубрики вопросов

Задать вопрос

Учение Церкви в вопросах и ответах. На ваши вопросы отвечают сотрудники сайта РПСЦ. Чтобы задать свой вопрос, напишите на почту nrpsc@yandex.ru с пометкой для рубрики «Вопрос-ответ».

Каким образом решались проблемы организации церковной жизни первых старообрядцев?

Вопрос: Каким образом решались проблемы организации церковной жизни первых старообрядцев?

Ответ: Христиане, не принявшие реформы, оказывались в положении вне закона и вне государства. Приходилось выживать самостоятельно, порой в самых экстремальных условиях. Если бытовые трудности гонимые старообрядцы мужественно претерпевали и приспосабливались к любым условиям, то организация церковной жизни доставалась тяжелее. Тем не менее старообрядцам всегда был присущ оптимизм.

«Старый обряд» был под запретом, за проведение богослужений по дореформенному чину можно было просто поплатиться жизнью. Но сохранение великого наследия дораскольного русского православия древлеправославные считали своим долгом. Сбережение своей исконной культуры стало эквивалентом исповедания веры.

Старообрядцы всегда чётко следовали Священному Преданию и в организации своей церковной жизни строго придерживались канонов: постановлений Вселенских и Поместных Соборов, святоотеческих правил. Этим обусловлено стремление первых старообрядцев в полной мере восстановить церковность.

До 1846 года старообрядческая Церковь не имела собственных епископов, и пришлось довольствоваться священниками, переходящими из официальной Церкви. Было решено принимать таковых как еретиков второго чина, через миропомазание. Мира, сваренного еще при патриархе Иосифе, у старообрядцев сохранилось предостаточно, при крайней необходимости его разбавляли маслом. Старообрядческих священников было сравнительно немного, они были на вес золота и трудились буквально на износ. Для совершения литургии необходимы были антимисы, которые также забирало с собой несогласное с реформами духовенство. В качестве образца богослужебных текстов использовались книги, выпущенные при патриархе Иосифе. Старопечатные книги, как и иконы благочестивого письма, свято сохранялись старообрядцами. Не забывали старообрядцы про запас святой воды, масла, многие держали при себе запасной Агнец для причастия в случае крайней необходимости. Подобно первым христианам, старообрядцы чаще всего совершали литургию ночью, в лесной глуши или безлюдных местах, дабы лишний раз не навлечь на себя опасность.

Часто, при отсутствии священника, службы проводились на основе Соловецкого иноческого устава, где священнические тексты и молитвы опускались. В таком случае вместо литургии служилась обедница мирским чином. В посты христиане молились так называемое «Скитское покаяние» и причащались запасным Агнцем. Не в качестве нормы, а «нужды ради» за отсутствием священника исповедоваться можно было у любого духовно опытного благочестивого мирянина.

Таким образом, в эпоху очередных гонений православная Церковь дониконовского благочестия быстро сориентировалась в новых реалиях и продолжала жить.