Не вредно ли верующим детям учиться светским наукам? | Русская православная старообрядческая Церковь

Главная Вопросы Не вредно ли верующим детям учиться светским наукам?

Рубрики вопросов

Задать вопрос

Учение Церкви в вопросах и ответах. На ваши вопросы отвечают сотрудники сайта РПСЦ. Чтобы задать свой вопрос, напишите на почту nrpsc@yandex.ru с пометкой для рубрики «Вопрос-ответ».

Не вредно ли верующим детям учиться светским наукам?

Прежде всего необходимо воспитывать детей в наказании и учении Господни, как наставляет св. апостол Павел (Еф., XVII, 4). “Все у вас должно быть второстепенным по сравнению с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в наказании и учении Господни” — говорит и св. Иоанн Златоуст (Творения его, XI, 186). Но необходимо дать им и другое воспитание, выдвигаемое требованиями современных жизненных условий. Такое воспитание достигается посредством школы, программа которой соответствует этим требованиям. Вы, конечно, не против того, чтобы ваши дети обладали необходимыми познаниями, и лишь недоумеваете: а можно ли получать эти познания в школе, руководимой чуждыми нам по вере людьми? Само собою понятно, что лучше было бы, если бы старообрядцы заботились об открытии своих школ, чтобы их дети обучались в своих школах, под руководством своих единоверных учителей и под наблюдением своих пастырей-законоучителей. Но если по каким-либо обстоятельствам такой школы нет, волей-неволей приходится пускать своих детей и в чужие школы. В этом поступке однако нельзя усматривать такое преступление, которое бы каралось отлучением от Церкви.

Мы знаем, что наши великие святители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, — не говорим о многих других великих мужах Церкви, — получили образование даже в языческих школах. Нужно страшиться не того, где будут учиться ваши дети, а того, чтобы они не получили воспитания худого, растлевающего. “Не безрассудно ли, — говорит св. Иоанн Златоуст, — учить детей искусствам, посылать их для этого в училище, ничего не жалеть для этого, а о воспитании их в наказании и учении Господни не заботиться? Сами же мы первые и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержными, непослушными, развратными” (там же, 185). Но, высказываясь так, святой отец однако же спешит оговориться: “Говорю это не с тем, чтобы запретить образование, но чтобы не привязывались к нему исключительно” (там же, 186).

Таким образом, великий светильник Церкви св. Златоуст не воспрещал обучения и светским наукам, находя лишь более необходимым обучение Божественным Писаниям. В том же духе высказывается и св. Василий Великий. Он говорит: “Собственное превосходство дерева — изобиловать зрелыми плодами; но оно носит на себе и некоторое украшение — листья, колеблющиеся на ветвях: так и в душе истина есть преимущественный плод, но не лишено приятности и то, если облечена душа внешнею мудростию, как листья, которые служат покровом плоду и производят не неприличный вид. Почему говорится, что и тот славный Моисей, которого имя за мудрость у всех людей было весьма велико, сперва упражнял ум египетскими науками, а потом приступил к созерцанию “Сущего”. А подобно ему и в позднейшие времена о премудром Данииле повествуется, что он в Вавилоне изучил халдейскую мудрость, и тогда уже коснулся “Божественных уроков”. Находя, что этим достаточно сказано, что сии внешние науки не бесполезны для душ, святой отец прибавляет наставление “в какой мере должно нам изучать их”. Он говорит: “Со всяким охранением должно оберегать душу, чтобы находя удовольствие в словах, незаметно не принять чего-нибудь худого, как иные с медом глотают ядовитые вещества… Кто гоняется не за одною сладостию и приятностию сочинений, тот может запастись некоторою пользою и для души. Ибо пчелы не на все цветы равно садятся, и с тех, на какие сядут, не все стараются унести, но взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым. И мы, если целомудренны, собрав из сих произведений (внешних писателей), что нам свойственно и сродно с истиною, остальное будем проходить мимо. И, как срывая цветы с розового куста, избегаем шипов, так и в сих сочинениях, воспользовавшись полезным, будем остерегаться вредного” (Беседа к юношам о том, как получить пользу из языческих сочинений). Нужно ли прибавлять к этому, что известный старообрядческий деятель, автор знаменитых “Поморских ответов”, Андрей Денисов, учился в школе такого явного врага старообрядчества, как Феофан Прокопович? “Знание делает человека религиозного не слабее, а сильнее в вере в истину” — говорит еп. Михаил. Если мы, исполняя слово апостола, позаботимся воспитать наших детей в наказании и учении Господни, то никакая школа не отнимет у них веры, не принесет вреда их душе.

Источник: “Церковь”, 1912, № 1

Поделиться: