Как беспоповцы решают вопрос супружества при отсутствии священников, совершающих таинство венчания? | Русская православная старообрядческая Церковь

Главная Вопросы Как беспоповцы решают вопрос супружества при отсутствии священников, совершающих таинство венчания?

Рубрики вопросов

Задать вопрос

Учение Церкви в вопросах и ответах. На ваши вопросы отвечают сотрудники сайта РПСЦ. Чтобы задать свой вопрос, напишите на почту nrpsc@yandex.ru с пометкой для рубрики «Вопрос-ответ».

Как беспоповцы решают вопрос супружества при отсутствии священников, совершающих таинство венчания?

Таинство браковенчания совершается только лицом, имеющим духовный сан. Убеждение в прекращении на земле православного священства породило вопрос о возможности совершения брака мирянином-наставником. Если два «основных» таинства, крещение и исповедь, с большими условностями и оговорками может совершать мирянин, то относительно таинства брака беспоповцы испытали самое настоящее затруднение (это послужило причиною основного разделения в беспоповстве на «брачников» и «небрачников». Более последовательная часть староверов-беспоповцев настаивала на положении, при котором брак невозможен в современных реалиях. В строгом каноническом смысле слова это считается более правильным. Но большинство беспоповцев не захотели мириться с подобной безнадёжностью и выработали некий «церковный компромисс». «По нужде» таинство брака, совершаемое священником, может быть «заменено» молебном Спасу, совершаемым наставником, и благословением родителей. В начале XIX в. у беспоповцев-брачников вырабатывается учение о «бесвященнословном браке», начётчик Гавриил Скачков составляет «Канон, певаемый во время сочетания брака». Таким образом проблема совершения брака разрешилась. Подобной практики сегодня придерживаются Древлеправославная Поморская Церковь и часовенное согласие. Феодосеевское согласие продолжает исповедовать учение о невозможности совершения брака.

Поделиться: