Главная Вопросы Кто «проводил в жизнь» церковную реформу XVII в.?

Рубрики вопросов

Задать вопрос

Учение Церкви в вопросах и ответах. На ваши вопросы отвечают сотрудники сайта РПСЦ. Чтобы задать свой вопрос, напишите на почту nrpsc@yandex.ru с пометкой для рубрики «Вопрос-ответ».

Кто «проводил в жизнь» церковную реформу XVII в.?

Вопрос: Кто непосредственным образом проводил задуманные царём реформы?

Ответ: Данный вопрос — один из самых интересных в истории раскола. Те личности, руками которых творилось настоящее разорение православия в России, достойны сравнения с чуть ли не с самыми ловкими и пронырливыми гоголевскими персонажами, цель которых — обогатиться и исчезнуть навсегда. Хлестаковы и чичиковы в иноческих одеяниях наводнили Москву. Хитрость и почти математический расчёт выгоды являлись главным мотивационным вектором «справщиков». Одно дело — наёмные сотрудники типографий, работа которых заключалась в техническом издании книг. Иной характер носила деятельность людей, в чьих руках сосредоточились все инструменты книжной справы, все разрешения и одобрения свыше в деле свершения реформ. Необходимо отметить, что непосредственно к книжной справе не был допущен ни один человек из кружка «ревнителей древлего благочестия», что уже странно, ибо непосредственная практическая деятельность членов этого кружка позволяла видеть все текстовые и культовые неурядицы изнутри. В противоположность этому, для осуществления реформы, православную Москву заполонили выходцы из Греческой Церкви и учёные монахи — воспитанники Киевского Могилянского училища. Вся эта заезжая публика походила более на побирушек и заезжих гастролёров, нежели на серьёзных экспертов в области церковной истории, богословия, литургики, устава, чтобы принять на себя проведение реформы. Так, Арсений Грек, выходец из униатства, окончивший Падуанский университет, несколько раз менявший свои религиозные убеждения, будучи то в православии, то в латинстве, то в магометанстве. Не менее интересный своими связями с латинством митрополит Газский Паисий Лигарид, ни дня не проведший среди своей епархиальной паствы, прошедший выучку в Риме, попавший под влияние папы Урбана VIII, принявший священный сан от униатов, отлучённый от православия патриархом Нектарием и оказавшийся влиятельным богословским авторитетом при дворе Алексея Михайловича. Заслуживает внимание деятельность монаха-малоросса Симеона Полоцкого. Филолог, литератор, поэт. Получил образование, окончив Виленскую униатскую академию и подобную ей по духу и учению Киево-Могилянскую. По некоторым сведениям, монах Симеон был практикующим астрологом и учил астрологии инока Димитрия, будущего новообрядческого митрополита Димитрия Ростовского (Туптало), отличавшегося по отношению к старообрядцам болезненной, патологической ненавистью, что чёрным по белому отображено в его сочинениях. Братья Лихуды, Иоанникий и Софроний, прошли образцовую выучку в Падуанском университете Венеции — кузнице униатства, были не сколько справщиками, их руками стало меняться образование в России, по духу и принципу латинского (Славяно-греко-латинская академия), тактика и стратегия нового преподавания принесла «нужные» для господствующей Церкви результаты.