Была ли непогрешимо идеальной церковная и духовная жизнь до реформы XVII в.? | Русская православная старообрядческая Церковь

Главная Вопросы Была ли непогрешимо идеальной церковная и духовная жизнь до реформы XVII в.?

Рубрики вопросов

Задать вопрос

Учение Церкви в вопросах и ответах. На ваши вопросы отвечают сотрудники сайта РПСЦ. Чтобы задать свой вопрос, напишите на почту nrpsc@yandex.ru с пометкой для рубрики «Вопрос-ответ».

Была ли непогрешимо идеальной церковная и духовная жизнь до реформы XVII в.?

Поделиться:

Вопрос: Старообрядцы идеализируют православие в Древней Руси, да и саму эту эпоху?

Ответ: Ничего подобного. Так сложилось, что старообрядцы применяют самый критический подход к истории и различным церковным явлениям. В XVII веке наши предки христиане справедливо восстали против незаконных преобразований в Русской Церкви, и считали своим долгом обосновать противозаконность этих реформ, исследуя каждую йоту. Именно в старообрядческой среде возникли первые письменные сочинения, обладающие критерием научности: беспристрастности исследования и критического подхода к информации. Подобное умонастроение старообрядцы сохраняют по сей день и отнюдь не исполнены иллюзиями о безмятежном бытии Русской Церкви.

Старообрядцам известны и тёмные страницы истории, когда Церковь сотрясали ереси. Одна из самых известных — ересь так называемых стригольников, зародившаяся в XIV веке в городе Пскове, основателями которой были некие Никита и Карп («стригольник», то есть парикмахер). Многие историки рассматривают стригольников не как ересь, а как раскол, ибо поводом для возникновения и распространения данной церковной смуты был протест против поставления кандидатов в священники и епископы в обмен на материальную выгоду, фактически — продажи-покупки сана (симонии). Однако, рассуждая далее, стригольники вместо отрицания греха симонии начали отрицать само священство и, избегая причастия от руки симонистов, дошли до отвержения таинства Евхаристии как такового. Со стригольниками как с еретиками, что в ту пору было равносильно государственному преступлению, долго не церемонились. Всем зачинщикам ереси было присуждено пожизненное заключение. До этого митрополит Киевский Фотий в своих посланиях долго увещевал стригольников, призывая к покаянию.

Не менее известна на Руси ересь так называемых жидовствующих, возникшая в последней четверти XV века в Новгороде Великом, а затем и в Москве. Если первичная подоплёка ереси стригольников — каноническая, говорившая о недопустимости поставления в священный сан за деньги, то жидовствующие, с догматической точки зрения, были несоизмеримо опаснее. Некий проповедник Схария не без влияния иудейства распространял учение, в котором отрицал Богочеловечество Исуса Христа и все догматы, с этим связанные, акцентировал внимание на соблюдении законов Ветхого Завета и современного иудаизма. Огромных трудов стоило Церкви искоренение данной ереси, для этого было проведено два Освященных Собора. В процессе борьбы с жидовствующими раскрылись богословские таланты архиепископа Новгородского Геннадия и игумена Иосифа Волоцкого.

Таким образом, история Русской Церкви была полна различных событий, и старообрядцы не идеализируют ее.

Поделиться: