Старообрядческое пение

Главная Публикации Традиции Старообрядческое пение

Темы публикаций

Старообрядческое пение

Когда говорят о старообрядческом пении , часто сужают его границы, говоря лишь о пении знаменном. В действительности старообрядческое пение — гораздо более широкое понятие. В старообрядческом храме можно услышать и простое речитативное пение , и пение «на глас» в соответствии с древним принципом осмогласия , и, конечно, пение знаменное, которое также следует осмогласию, но расширяет, украшает его и даже выходит за его пределы .

Старообрядческое пение
Женский хор

Знаменным пение называется потому, что записывались песнопения специальными знаками: знаменами, или крюками (поэтому знаменное пение иногда ещё называют крюковым). Как само пение, воспринятое при крещении Руси , так и знамена, служащие для его обозначения, достались нам в наследство от древней греческой, византийской, церкви . К настоящему времени и древнее пение , и знамена , хотя и несколько изменились по отношению к византийским , все же сохранились в живой старообрядческой традиции лучше, чем у самих греков .

Почему так случилось? Потому, что и в годы духовной разрухи XVII века, и в годы последующих гонений старообрядцы старались сохранять не только букву, но и весь образ, всю совокупность древнего церковного богослужения.

Главной особенностью знаменного пения (как, впрочем, и любого старообрядческого) является его унисонность, или единогласие. Все певцы одновременно поют звук одной и той же высоты . Единство певцов передается молящимся; единство в пении образно свидетельствует о единомыслии верных, уцеломудривает мятущийся ум, помогает ощутить себя частью единого тела Христова
— Церкви. Знаменному пению чужда чувственная манера исполнения; голоса певцов должны звучать без аффектации, естественно и без напряжения. Всё это ведет к созданию созерцательного, свободного от эмоций и страстей молитвенного настроя.

И хотя церковные реформаторы XVII века не отменяли и не запрещали знаменного пения, тем не менее оно уже не сочеталось с новым духом, который захватил русскую церковь. Древнерусское строгое и спокойное пение по своему эстетическому содержанию было чуждо западной культуре, которая открыто пришла на Русь, духовно ослабленную церковным расколом. Реформированная Никоном и его сторонниками церковь стала опираться на инославные обычаи. В ней итальянское партесное пение и связанная с ним светская нотная грамота стали решительно вытеснять как знаменное пение, так и сами знамена .

В прежние времена в храмах пели только мужчины. В нынешнее время великого оскудения мужских голосов, как правило, не хватает и нередки смешанные хоры. Высота звука у певцов при этом может отличаться лишь на октаву. При возможности смешения хоров стараются избегать: мужчины поют на одном клиросе, женщины
— на другом .

К началу XVIII века господствующая церковь в основном перешла на пятилинейную нотацию, что существенно облегчило дальнейшее проникновение новых мелодий. В конце концов в господствующей церкви от знаменного пения сохранилось очень немного. Зато появилось большое количество произведений, подражающих светской западноевропейской музыке. Нестарообрядческая часть русского народа лишилась важной составляющей своей культуры и большинство русских никогда не слышали настоящего знаменного пения.

Только в XIX веке среди новообрядцев появились исследователи и знатоки знаменного пения (Д. В. Разумовский , С. В. Смоленский , В. М. Металлов ). Старообрядцами древнее пение бережно сохранялось на протяжении веков гонений . И как только стало возможно, хранители древних традиций поспешили возвестить миру о сохраненном искусстве. В начале прошлого века Певческие книги, ранее переписываемые, стали издаваться печатно.

Осмогласие — система организации русского церковного пения , единство текстов и напевов, упорядоченных в соответствии с восемью мелодическими закономерностями, или гласами. Каждые семь дней недели (с воскресения по субботу) в церковной службе преобладают тексты и напевы, соответствующие определенному гласу. Первый глас начинается в Неделю Фомину (первое воскресение после Пасхи ), в следующее воскресение начинается глас второй и т. д.

Однако при этом глас некоторых песнопений, исполняемых на службе, может отличаться от текущего гласа. Мелодии гласов, хотя восходят ко времени преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век) и претерпели некоторые изменения за более чем тысячелетнюю историю, сохранили свое духовное содержание и музыкальный рисунок .

Стали выходить азбуки знаменного пения, руководства для его изучения. В этом деле особо потрудились И. А. Фортов, М. Д. Озорнов и Л. Ф. Калашников, певческие издания которого в настоящее время многократно переиздаются и являются наиболее употребительными в Русской Православной Старообрядческой Церкви. Особенная заслуга в деле ознакомления русского общества с древней певческой традицией принадлежит хору старообрядческой церкви святителя Николы на фабрике Богородско-Глуховской мануфактуры. По имени церковного благодетеля и владельца мануфактуры Арсения Ивановича Морозова этот хор известен как Морозовский. Под руководством П. В. Цветкова хор провел ряд публичных выступлений, явившихся неожиданностью для публики того времени. Эти выступления сопровождались лекциями П. В. Цветкова о знаменном пении. Пение Морозовского хора было записано на граммофонные пластинки .

Последствия октябрьского переворота 1917 года тяжело отразились как на церковной жизни вообще, так и на певческом искусстве в частности. Но и при безбожной власти старообрядческое пение не смолкло. В деле его сохранения и популяризации в эти годы велика заслуга Я. А. Богатенко (1875 — 1941) — руководителя церковного хора Братства Честнаго и Животворящего Креста, преподавателя пения в Московском старообрядческом учительском институте, который был также известным иконописцем. В послевоенные годы особую известность получил хор храма Покрова Пресвятыя Богородицы села Стрельникова Костромской области. Начало ему положил епископ Геронтий (Лакомкин; 1872 — 1951), ныне прославленный во святых. Стрельниковский хор донес высокую культуру исполнения до современного поколения.

Ныне время возрождения старообрядческого певческого искусства . Священноначалие Русской Православной Старообрядческой Церкви следит за состоянием церковного пения в приходах. Во многих старообрядческих общинах поют замечательные певцы. Особенно известны хоры Нижегородской и Новосибирской общин . Новосибирский хор продолжает традиции Морозовского хора , выступая с концертами и свидетельствуя о православном певческом искусстве в среде нестарообрядцев не только в России, но и за рубежом. В Москве в Неделю св. Жен-мироносиц регулярно стали проводиться вечера духовных песнопений, а с 2005 года в Неделю всех святых проводятся Дни древнерусского православного церковного пения.

Изучение знаменного пения является обязательным в Духовном училище при старообрядческой московской митрополии. Но знаменный роспев, хотя и является одной из наиболее характерных старообрядческих богослужебных традиций, тем не менее не является единственным видом духовного пения .

Рассказывая о знаменном пении, нельзя обойти вниманием сами знамена, или крюки, — знаки для записи напева. Их названия очень поэтичны: голубчик борзый, змейца, два в челну, стрела мрачная, стрела громосветлая … Каждому слогу текста соответствует одно или несколько знамен (крюков); каждое знамя обозначает от одного до девяти звуков — их последовательность, относительную высоту и длительность. Слева от знамени стоят красные «пометы» , обозначающие высоту самого высокого звука в знамени. Но не все так просто. В зависимости от гласа некоторые знамена поются по-разному; кроме того, они то и дело образуют устойчивые сочетания (т. н. «полевки »), имеющие свой собственный распев, также изменяющийся в зависимости от гласа. Некоторые сочетания знамен (они называются «фиты », от знамени, напоминающего букву «фита» ) хотя и поются одинаково независимо от гласа, но зато распеваются в несколько десятков звуков .

Отдельные молитвословия не имеют знаменной записи, и их поют по мелодиям, которые передаются на слух из поколения в поколение («по напевке»). Напевки могут быть не одинаковыми в разных старообрядческих общинах. Иногда напевку используют даже для тех молитв, для которых знаменная запись имеется . Как правило, длительность исполнения молитвы по напевке гораздо меньше, чем по знамени. Напевки составляют особый пласт старообрядческой певческой культуры .

Демественное пение можно услышать в старообрядческих храмах значительно реже, чем знаменное . Все вышесказанное об особенностях знаменного пения можно отнести и к демественному . Оно в целом имеет несколько иной ритм, иную эмоциональную окраску , в целом более напряженно, торжественно .
Одни и те же молитвословия могут быть изложены как в знаменном , так и в демественном варианте. Какой из них выбрать — решает настоятель храма или уставщик.

Демественное пение имеет свою письменность для записи напева , впрочем внешне весьма похожую на знаменную. Но старообрядческое пение — это не только пение богослужебное. Благочестивые православные христиане не считают для себя позволительным петь светские, мирские песни, содержание которых, как правило, далеко не благочестиво, а порой и прямо кощунственно.

Но жизнь без песни не соответствует духу русского человека. Поэтому издавна в народной среде рождались благочестивые духовные песни . Иногда использовались стихотворения светских поэтов. Они обретали напев (который часто записывался крюками) и с благодарностью принимались православными христианами. Под названием духовных стихов они до сих пор бытуют среди старообрядцев. Среди духовных стихов есть весьма древние, а есть и созданные нашими современниками. Редкая праздничная трапеза обходится без пения духовных стихов. Старообрядческие хоры, выступающие для внешней аудитории, охотно включают их в свой репертуар .

Источник: «Иллюстрированная энциклопедия Старообрядчество»

Поделиться: