Главная Публикации Традиции Родительские субботы

Темы публикаций

Родительские субботы

Церковь еженедельно молится об усопших, каждый субботний день. Суббота — седьмой день творения, в который Господь почил от дел Своих и назначил его для покоя от суеты мирской и для молитвы, о чем боговидец Моисей и написал в ветхозавет­ном законе. Христиане, понимая Моисеев закон духовно, молятся в субботы о вечном покое для своих усопших вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом, с праотцами, пророками и всеми святыми.

Преподобный Макарий Великий имел о субботе от­кровение. Найдя однажды в пустыне человеческий череп, он спросил его о загробной участи: имеет ли душа этого умершего и ей подобные некоторую от­раду по смерти. Череп, который принадлежал языческому жрецу, ответил на это: «Когда христиане молятся в субботу за прежде отшедших христиан и бывает на них свет от вечера пятницы до рассвета понедельника, тогда и мы (души неверных) имеем некоторую отраду».

Родительские субботы

Вселенские родительские субботы

Особо почитаются в церкви Христовой вселен­ские родительские субботы и дни всеобщего поми­новения умерших православных христиан.

Суббота мясопустная бывает за 8 дней до начала Великого поста. Ее значение тесно связано со следующим за нею днем — Неделей Мясопуст­ной, посвященной воспоминанию Второго пришест­вия и Страшного Суда Божия. Каждый год память о нем должна все больше подвигать христиан на молитву о тех, кто уже умер и не может предва­рить этот день добрыми делами и покаянием.

В Великий пост поминовению усопших посвя­щаются вторая, третья и четвертая субботы. В иные дни этого поста не совершаются ни заупокойные литургии, ни панихиды, однако ежедневно, кроме вечера субботы, совершается заупокойная лития. Если на Великий пост приходятся третины или девятины, то поминовение откладывают до бли­жайшей субботы (Бол. Устав, л. 937). В сороковой день по усопшему совершают панихиду, однако поминальный стол откладывают до ближайшей субботы.

Перед праздником Пятьдесятницы совершается Троицкая родительская суббота. Воспоминаемое в этот праздник сошествие Св. Духа на апостолов облекло их силою свыше (Лк. 24, 49). Вдохновл­енная этим, Божия Церковь с особой благодатной силой дерзает в сей день молиться о праведных и грешных, и даже о еже во аде держимых (Бол. Потребник 5-го лета патр. Иоасафа, л. 92 об., молитва 3-я).

Родительские субботы
Лития на архиерейских могилах Рогожского кладбища на Светлой седмице, 2010 г.

Поминальные дни в русской традиции

Установленный на Руси день памяти умерших — суббота перед днем святаго великомученика Димитрия. Она установлена князем Димитрием Донским. Победа русского войска над татарской ордой Мамая досталась ценой обильно пролитой крови. Князь Димитрий, сам чудом уцелевший в жестоком бою, дал обет ежегодно творить память о павших соратниках в ближайшую субботу перед днем свое­го тезоименитого святого — великомученика Димит­рия Солунского. С тех пор этот обычай нерушимо сохраняется в русском христианстве, причем в сей день преимущественно поминают воинов, павших за родную землю и правую веру. В отличие от других родительских суббот, Димитриевская суббота может быть перенесена на неделю вперед, если на ближайшую к Димитриеву дню субботу прилучается праздник Казанской иконы Пресвятыя Богородицы или иконы Богородицы «Всем скорбящим Радость» (Еп. Арсений Уральский. Краткий практический устав).

Почти повсеместно распространено в России поминовение усопших на второй неделе по Пасхе, во вторник Фоминой седмицы (по обычаю некото­рых местностей — в понедельник или субботу). Этот день в народе называют радоницей. Заупокойное поминание в этот день ограничивается служением панихиды, а основная служба совершается рядовая.

Имеется также благочестивый обычай во дни Св. Пасхи христианам посещать места погребения, петь канон Пасхе или стихеры со стихами Да во­скреснет Бог у могил родных, христосуясь с умер­шими, как с живыми. Такое пасхальное молитвенное поми­новение тоже восходит  глубокой древности. Есть свидетельство в проповедях св. Иоанна Златоуста: «Для чего отцы наши установили, оставив молит­венные храмы в городах, собираться сегодня вне города и на сем именно месте? — говорит великий святитель. — Для того, что сегодня Исус Христос сошел во ад к мертвым, чтобы возвестить победу над смертию» (Слово 62-е).

Киево-Печерский патерик сохранил следующее предание. В 1463 г. начальник пещеры Дионисий во время пасхальной заутрени сошел в пещеру пока­дить усопших братий, похороненных в ней, и с лю­бовью воскликнул: «Святые отцы и братья! Сегодня Великий день, Христос воскресе!» Со всех сторон раздался громогласный ответ: «Воистину воскресе!» (Киево-Печерский патерик, сл. 38).

Старинным русским обычаем, который во мно­гих местах сохранялся до начала нашего века, но теперь почти забыт, было поминовение в так назы­ваемый семик — четверг 7-й недели по Пасхе, за два дня до Троицкой родительской субботы. В этот день наши предки оказывали свое милосер­дие усопшим не только молитвой, но и делом. В этот день они вместе с духовенством, с крестами, с божественным пением ходили к так называемым «убогим домам» — открытым братским могилам, где с зимы лежали безвестные мертвецы — нищие, бездомные, замерзшие в пути. Почти каждый, кто имел возможность, считал своим долгом по-хри­стиански похоронить кого-то из этих несчастных за свой счет и часто своими руками. Даже русские царевны принимали самое деятельное участие в этом трогательном обряде, который поражал ино­странцев, посещавших Россию триста-четыреста лет назад. Поскольку «убогие дома» (их другое назва­ние — скудельницы) обычно находились близ церквей, то в этих церквах совершалась и заупо­койная служба: накануне в среду панихида, а в сам четверг заупокойная литургия. В осталь­ных же городских храмах служба шла как обычно.