Смерть близкого человека — это повод задуматься о том, какому смыслу и каким идеалам подчинена наша жизнь. Всё ли мы делаем для того, чтоб достойно подойти к концу нашей жизни? Живем мы ради Бога и блага ближних или для нас важнее наше лично благо? Регулярно ли ходим в церковь? Бываем ли на исповеди? Причащаемся ли? В вере ли растим детей? Самое главное — в память об усопшем постараться хотя бы немного изменить свою жизнь к лучшему. Стать добрее, терпимее, внимательнее к нуждающимся и чужому горю. Если память об усопших близких делает нас лучше, для Бога это ценнее свечей и сотен слов.
Жития святых приводят многие случаи, когда умерших грешников избавляла от муки частная молитва их близких. Но во всех случаях эта молитва была связана с подвигом, с самоотвержением, соединена с постом, бдением и милостыней. Особую благодать молитвы за умерших имели именно те, кто трудился во всех этих добродетелях — отцы-пустынники Макарий Великий, Паисий Великий, Павел Препростый, Христа ради юродивый Андрей и другие.
В среде христиан вошло в обычай молиться об избавлении от мук умерших без покаяния преимущественно прп. Паисию Великому и мученику Уару. Их жития содержат замечательные примеры истинной молитвы к Богу. Преподобный Паисий, всю жизнь трудившийся в иноческих подвигах, не желал иметь никакого воздаяния за них ради того только, чтобы была избавлена от наказания душа молодого грешника. И Господь милостиво принял бдения и слезы Своего раба, явившись ему: О угодниче Мой, добро есть, любви Моей подобяся, печешися о грешных, изволяяи муки прияти за их избавление.
Бывает, что усопший отошел от жизни во вражде, кого-то не простив, или сам не получил прощения от тех, кого он обидел. Близким усопшего нужно сделать все для того, чтобы не осталось последствий этой вражды: удовлетворить обиженных, простить обидевших, самим смириться со всеми врагами.
Известно, как слезно царь Феодосий Младший просил прощения у гроба св. Иоанна Златоуста — не за себя, но за свою мать, царицу Евдоксию, неправедно изгнавшую святителя. Когда в IV веке во время языческого мятежа в сирийском городе Апамее был убит епископ Маркел, то его родные Христа ради простили убийц, уговорив судей не предавать их казни.
О важности прощения врагов говорит и следующее правило Номоканона, авторство которого приписывают самому апостолу Павлу: если два человека имеют между собою вражду и один из них умирает, то другой на год отлучается от причастия Св. Тайн и в качестве епитимии должен сорок дней ходить на могилу умершего, говоря: Прости мя, брате, а тебя Бог простит.