Главная Публикации Традиции Милостыня в память об усопшем

Темы публикаций

Милостыня в память об усопшем

Добре и благопотребне за них (усопших) литургии совершати, жертвы приносити, милостыня и пространная нищих питания творити.


Книга о вере, гл. 13

Заупокойную молитву подкрепляет милостыня. Милостыня, сотворенная при жизни, ходатайствует о прощении грехов. Милостыню раздают ближние усопшего как из его имения, так и от собственных трудов. Древний и всеобщий христианский обы­чай — жертвовать на храмы и монастыри, подавать деньги, одежду и еду нуждающимся.

Милостыня в память об усопшем
Милостыня на Руси. Художник Наталья Климова

Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя Евангелие, пишет: «Будем приобретать себе друзей в нищих <…> дабы, когда умрем и переселимся из здешней жизни, они приняли нас там в вечные обители».

Сегодня, особенно в больших городах, бывает сложно отличить действительно нуждающегося человека от попрошайки-тунеядца. Церковь утешает: если милостыня попадет недостойному человеку, ее невидимо прини­мает Христос. Но вообще надобно стараться давать тому, кто в этом действительно нуждается. Внимательный христианин может распознать нуждающихся не только в тех, кто стоит с протянутой рукой, но и среди тех, кто молча терпит нужду, бедность, одиночество, болезни. Блаженный Симеон советует творить милостыню через опытных и достойных доверия духовных отцов: «Тогда и дающий не будет тщесла­виться, и милостыня будет распределена наилучшим образом».

Важно, чтобы милостыня творилась от праведных трудов, тогда она угодна Богу и спаси­тельна. Если же, к великому несчастию для умершего, оставленное им наследство было добыто не­достойным путем (обманом, ростовщичеством, во­ровством), ближние должны не жалеть и своего собственного, праведного, достояния. Упомянутый в Евангелии мытарь Закхей в подтверждение покаяния половину имения отдал нуждающимся, а из оставшегося четверицею воздал тем, кого обидел.

Наиболее потребна милостыня от тех, кому Бог благоволил быть в достатке и обладать большим имением. Святые отцы неустанно учили этому в своих проповедях, обращенных к сильным мира сего. В славные страницы истории старообрядчества вписаны имена купцов-предпринимателей Морозовых, Солдатенковых, Соловьевых и многих других семей, которые считали своим долгом обустройство больниц для бедных, школ для малоимущих, домов для сирот и стариков.