Репрессии против старообрядческого духовенства

Главная Публикации Жертвы репрессий Репрессии против старообрядческого духовенства 

Темы публикаций

Репрессии против старообрядческого духовенства 

В годы советской власти репрессиям подверглись представители разных конфессий, в том числе и старообрядцы, как священнослужители, так и миряне. Сегодня, благодаря относительно свободному доступу к архивным материалам, любой человек может ознакомиться с делами на репрессированных родственников или же совершенно посторонних людей.

Священноиерей Маркел Крюков

1 августа 1872 года в деревне Острая Лука Медынского уезда Калужской губернии (ныне не существует) в семье крестьян Крюковых родился мальчик, которого нарекли Маркелом. Будучи подростком, он обучился грамоте, хорошо знал знаменное пение и Священное Писание. В 1890-х гг. Маркел взял в жены девицу Елену, которая была 1873 года рождения. Маркел Крюков посвятил себя занятию крестьянским трудом, а зимой работал пассажирским извозчиком в Москве.1
В семье Крюковых родилось четверо детей: в 1897 году сын Петр, в 1902 году Семен, в 1907 году Виктор, и в 1914 году дочь Марьяна.2 Проживали Крюковы в деревне Фокино Медынского уезда Калужской губернии (сейчас — Износковский район Калужской области). Хозяйство семьи было немалым, состояло из дома, двух лошадей, трех коров, двадцати десятин надельной земли и четырех десятин купленной земли.3

О. Маркел с супругой Еленой
О. Маркел с супругой Еленой

Фокинский священник

Фокинские старообрядцы неоднократно просили поставить Маркела во священника к местному Свято-Троицкому храму.4 8 ноября 1923 года (26 октября по ст. ст.) епископом Савой (Симон Иванович Ананьев, 1870-е–1945 гг.) Калужско-Смоленским Маркел Крюков был рукоположен во священника на приход Троицкой церкви.

Репрессии против старообрядческого духовенства 
Иерей Маркел Крюков

Начало антицерковного гнета

Ноябрьским вечером 1929 года в доме Маркела Крюкова сотрудниками Окружного отдела ОГПУ был произведен обыск.5 5 декабря о. Маркела вызвали на допрос. Стандартные вопросы об имущественном положении, роде занятий до революции, службе в царской армии или у белых и многое другое. Священнику предъявили обвинение в контрреволюционной агитации. Вместе с о. Маркелом по делу проходил старообрядческий священник села Износки Иоанн Афанасьевич Вишняков (1863/1865–1930 гг.).

«Я являюсь верующим человеком и за Христа готов жизнь отдать. Против Советской власти я никогда ничего не говорил, так как считаю, что любая власть поставлена Богом, и в связи с этим мы должны ей подчиниться, но я недоволен вмешательством советской власти в церковные дела, потому что Церковь отделена от государства»,6 — отвечал на допросе Маркел Крюков. 5 декабря его поместили в Исправдом. В деле на двух старообрядческих священников №П-8177 замазаны «штрихом» имена практически всех следователей и карателей, причем сделано это в оригинальном документе, чтобы часом не «накрыл» их исторический позор, но их страшную роль в жизни многих людей Калужского края просто так не стереть «штрихом».

Репрессии против старообрядческого духовенства 

Обычный церковный совет, молебны, общение духовенства и мирян были названы кратко — контрреволюционной агитацией: «С августа месяца 1928 года, и в особенности в 1929 году, в Секретное отделение Вяземского Окротдела ОГПУ систематически поступали сведения о том, что старообрядческий священник — благочинный деревни Фокино, Износковского уезда, Крюков Маркел Григорьевич часто посещает квартиру другого старообрядческого священника, проживающего на станции Износки — Вишнякова Ивана Афанасьевича, которые путем хождения по Износковскому району Вяземского округа систематически ведут антисоветскую агитацию, а также в некоторых селах устраивают нелегальные собрания совета церкви и на своих собраниях выносят распоряжения о том, чтобы бороться против Советской власти. Помимо этого, среди крестьян пускают подстрекательские сообщения о том, что скоро сюда приедет старообрядческий епископ из города Калуги Савва, чтобы проклясть неверующих в Бога, и тому подобное».7

Ссылка в Северный край

18 января 1930 года состоялось Особое совещание при Коллегии ОГПУ. Осужденные старообрядческие священнослужители Крюков Маркел и Вишняков Иоанн были приговорены к трем годам ссылки в Северный край.8 Отец Маркел Крюков отбывал наказание в селе Усть-Цильма на Печоре.9

Гонения на священника

Отбыв три года ссылки, отец Маркел вернулся в деревню Фокино. Шли годы. Священноиерей Маркел возглавлял богослужения, исполнял требы, трудился, но это в очередной раз было прервано. 13 сентября 1937 года он был арестован сотрудниками НКВД и заключен в Медынскую тюрьму.10

Репрессии против старообрядческого духовенства 
Протокол допроса М.Г. Крюкова 16.09.1937 г. Д. П-13138. Л. 13

Уже 21 сентября 1937 года было составлено обвинительное заключение:

«Я, Помощник Опер. Уполномоченного 4 Отдела УНКВД Западной области (затерто), рассмотрев 21 сентября 1937 года дело по обвинению старообрядческого священноиерея Крюкова Маркела Григорьевича, 1872 года рождения, уроженца деревни Острые Луки бывшей Ореховенской волости Медынского уезда, до ареста проживавшего в деревне Фокино Фокинского сельсовета Износковского района, Установил следующее: Крюков Маркел Григорьевич 1872 года рождения, грамотный, беспартийный, по социальному происхождению крестьянин-кулак, по положению служитель религиозного культа — старообрядческий поп. В 1929 году был арестован органами ОГПУ и привлекался к уголовной ответственности по ст. 58 п. 10 УК. Решением тройки ПП ОГПУ Западной области был выслан на 3 года в Печерские лагеря. По возвращении из ссылки Крюков не прекратил своей контрреволюционной преступной деятельности, а, наоборот, на почве своей ненависти и злобы к Советской власти повел среди населения ярую антисоветскую пропаганду. Ходя по домам граждан фокинского сельсовета, распространял клеветнические слухи о голоде колхозников, доказывая превосходство единоличного хозяйства над колхозами, склонял граждан выходить из колхоза и работать единолично, пропагандировал религию. Вел упорную контрреволюционную работу среди граждан, чтобы последние своих детей обязательно заставляли ходить в церковь и веровали Богу, изолировали бы их от политических собраний и митингов. В предъявленном обвинении виновным себя Крюков не признал. Вся же его контрреволюционная деятельность доказана показаниями свидетелей, а на основании вышеизложенного постановил: следственное дело по обвинению попа Крюкова Маркела Григорьевича направить на рассмотрение тройке УНКВД Западной области по первой категории».11

Приговор Тройки

Заседание Тройки УГБ УНКВД Западной области, которая вершила судьбы, проходило 18 октября 1937 года. Приговор — высшая мера наказания. Имущество священника было конфисковано. Вечером 23 октября старообрядческий священник Маркел Крюков был расстрелян:

«Постановление Тройки УНКВД СССР по Западной области от «18» /X 1937 года о расстреле Крюкова Маркела Григорьевича, 1872 года рождения приведено в исполнение «23»/X 1937 года в 20 часов. Секретарь Тройки УНКВД Западной области (неразборчиво)».12

Репрессии против старообрядческого духовенства 
Д. П-13138. Л. 17.

Честное имя

По заключению прокуратуры Калужской области от 29 января 1993 года, на основании ст. 3 и ст. 5 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года, Крюков Маркел Григорьевич реабилитирован по первому приговору от 18 января 1930 года.

Репрессии против старообрядческого духовенства 
Памятник жертвам политических репрессий. Город Калуга, Золотая аллея (над Березуевским оврагом)

Согласно заключению прокуратуры Калужской области от 12 апреля 1989 года, на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий, имевших место в период 30–40-х и начала 50-х годов», Крюков Маркел Григорьевич реабилитирован.

Священноиерей Иоанн Пугачев

Будущий старообрядческий священник иерей Иоанн Андреевич Пугачев родился 4 декабря 1872 года в селе Письмянке Белебеевского уезда Уфимской губернии в старообрядческой семье. В 1890-х годах Иоанн женился на Анне Александровне, которая была старше его на два года. В 1893 году у Пугачевых родилась дочь Анна, в 1894 году дочь Феодосия, в 1888 году сын Василий, в 1907 году Петр, в 1912 году Григорий, дочь Евдокия.13  В 1914 году Иоанн Пугачев был рукоположен во священника. Данные о хиротонии неизвестны. В этом же году в семье священника родился сын Иван.

Служение в деревне Санин Ключ

Известно, что в 1920–1930-х годах Пугачевы переехали в деревню Санин Ключ (ныне деревня Вязовка Бугульминского района Республики Татарстан). В 1930 году в деревню Санин Ключ приезжал Казанский старообрядческий епископ Филарет (Феодор Никандрович Паршиков; около 1860–1930 гг.).14

Репрессии против старообрядческого духовенства 
Старообрядческий епископ Филарет Казанский и Астраханский

Старообрядческий календарь, 1915 год
Служа в деревне Санин Ключ, отец Иоанн также окормлял старообрядцев в деревне Староверке, селе Красновидове, селе Письмянке ТАССР.15

Волна репрессий

В 1931 году небольшое хозяйство священника было раскулачено, а сын священника был осужден «за террор над активистом».16 В 1932 году в деревне Санин Ключ бывал епископ Самарский Иринарх (Иоанн Васильевич Парфенов, 1881–1952 гг.), будущий архиепископ Московский и всея Руси.17

Репрессии против старообрядческого духовенства 
Старообрядческий епископ Самарский Иринарх, будущий архиепископ Московский и всея Руси

В 1932 году старообрядческая церковь в деревне Санин Ключ была закрыта.18 Вероятно, после закрытия храма о. Иоанн совершал богослужения в своем доме, исполнял требы.

12 октября 1937 года о. Иоанн был арестован сотрудниками УГБ НКВД Татарской АССР. «Утверждаю: Начальник Бугульминского РО НКВД ТАССР Младший Лейтенант Г/Б Савостин 12 октября 1937 года. Постановление об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения. Город Бугульма 1938 января г. «1» дня, Помощник Опер. Уполномоченного УГБ Бугульминского Отдела Управления Государственной Безопасности УНКВД по Татарской республике Сержант г/б (неразборчиво), рассмотрев следственный материал по делу №9860 и приняв во внимание, что гражданин Пугачев Иван Андреевич, 1872 года рождения, уроженец деревни Письмянка Белебейского района Башкирской республики, проживал в поселке Санин Ключ Бугульминского района ТАССР, служитель религиозного культа. В 1931 году раскулачен, изъято все имущество, беспартийный, грамотный, в РККА не служил, ранее не судимый, семейный, на иждивении один человек.

Репрессии против старообрядческого духовенства 
Следственное дело №9860 по обвинению Пугачева Ивана Андреевича

Достаточно изобличается в том, что преступлением, предусмотренным ст. 58 п. 10 УК РСФСР. Постановил: Гражданина Пугачева Ивана Андреевича привлечь в качестве обвиняемого по ст. ст. 58 п. 10 УК РФСФСР, мерой пресечения способов уклонения от следствия избрать (содержание) под стражей Бугульминской тюрьмы. О чем копией сего поставить в известность 8 Отдел УГБ НКВД ТАССР, районного прокурора для сведения, начальник тюрьмы для исполнения. Помощник Опер. Уполномоченного УГБ. Сержант Госбезопасности: /Кислинский/. «Согласен» Начальник отделения. Настоящее постановление объявлено. Подпись обвиняемого: Пугачев».19

Репрессии против старообрядческого духовенства 
Постановление об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения из следственного дела №9860

Начались допросы, отец Иоанн обвинялся в контрреволюционной деятельности. Неизвестно, какими способами можно было «выбить» из старообрядческого священника совершенно нелепые показания:

«Вопрос: Следствию известно, что Вы являетесь руководителем нелегальной сектантской организации Белокриницкой иерархии. Подтверждаете ли Вы это? Ответ: Да, подтверждаю, что я действительно являюсь руководителем организации Белокриницкой иерархии с центром в селении Санин Ключ того же сельского совета Бугульминского района. Данной организацией я до 1932 года руководил вполне легально, с 1932 года после ликвидации по линии советских органов существования последней я перешел на нелегальное положение и продолжал руководить религиозной организацией вплоть до моего ареста, то есть до 12 октября 1937 года. Вопрос: Следствие располагает данными о нелегальных сборищах членов секты в Вашей квартире. Дайте по существу этого Ваши показания. Ответ: В 1933 году в своей квартире организовал нелегально подпольную церковь, в которой совершались богослужения и религиозные требы. Как богослужения, так и религиозные требы в этой церкви-квартире я совершал исключительно в ночное время, преследуя этим конспиративность нашей деятельности от органов власти и населения, не входившего в нашу организацию. С моего личного разрешения религиозные моления группами по четыре-пять человек совершались и в квартирах членов секты Куликова Егора Петровича и Соколовой Варвары Потаповны. Такой метод богослужения проводился мною также исключительно в интересах конспирации и большего охвата нашим идейным влиянием рядового состава религиозной организации. Пугачев».20

Репрессии против старообрядческого духовенства 
Анкета Пугачева И.А. из следственного дела №9860

Из дела становится известно о том, где на 1937 год находились старообрядческие общины: в селе Санин Ключ Бугульминского района, в городе Бугульме Татарской АССР, в селении Красновидове Теньковского района, в Казани, Куйбышеве, Саратове, в деревне Староверке Бугурусланского района Оренбургской области, в деревне Письмянке Белебеевского района Башкирской АССР21.

Следствие длилось больше полугода. 21 апреля 1938 года прозвучало обвинительное заключение:

«Пугачев Иван Андреевич, 1872 года рождения, уроженец деревни Письмянка (неразборчиво) Белебевского района Башкирской АССР, житель села Санин Ключ Бугульминского района Татарской Республики, русский, бывший поп, священник-старообрядец, грамотный, гражданин СССР. Обвиняется в том, что, являясь организатором и руководителем нелегальной старообрядческой общины, проводил нелегальные молитвенные собрания в подпольной церкви, путем разжигания религиозных предрассудков старообрядцев и шовинистической антисоветской агитации организовывал столкновения между русскими и татарами; вел антисоветскую антиколхозную агитацию, распространял антисоветскую клевету об экономическом и правовом положении населения СССР, истолковывал в антисоветском понимании Сталинскую Конституцию, т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58-10 ч. II УПК РСФСР. В порядке ст. 208 УПК настоящее дело направить на рассмотрение Специальной коллегии Верховного суда Татарской республики. Обвинительное заключение составлено в городе Казани 5/IV 1938 года. Начальник 4 Отделения УГБ Младший Лейтенант Г/Б (Блинов). Согласен: Заместитель Начальника 4 Отделения УГБ НКВД Татарской Республики Старший Лейтенант Г/Б (Крохичев)».22

Смерть священника

Находясь в тюрьме, 7 мая 1938 года старообрядческий иерей Иоанн Пугачев умер:

«Народный Комиссариат Внутренних Дел (неразборчиво) Татарской республики. Бугульминская тюрьма. «17» V 1938 года. №788 Бугульминского РО НКВД (неразборчиво). Казань. Прокурору специальных дел Татарской Республики, сообщаю, что числящийся за Вами по перечислению 23/IV 1938 г. №9860/8 8 отд. УГБ заключенный Пугачев Иван Андреевич умер 7 мая 1938 года. Начальник тюрьмы (неразборчиво)».23

23 мая 1938 года дело по обвинению Пугачева Ивана Андреевича было прекращено:

«Постановление. — 1938 года 23 мая, город Казань. Помощник Прокурора ТАССР по специальным делам Суровцев, рассмотрев уголовное дело №483/9860, по обвинению Пугачева Ивана Андреевича в преступлении, предусмотренном I ч. 58/10 УК, нашел: установлено, что Пугачев, как священник-старообрядец, используя религиозные предрассудки среди населения, проводил активную контрреволюционную деятельность, распространял контрреволюционную клевету об экономическом и правовом положении в СССР, за что и был привлечен по ст. I ч. 58/10 УК. Находясь в Бугульминской тюрьме, Пугачев Иван Андреевич умер 7 мая 1938 года, как о том сообщил Прокуратуре Начальник названной тюрьмы от 17/5-38 г. за №788. На основании изложенного и п. I ст. 4 и 221 ст. УПК постановил: дело Пугачева Ивана Андреевича, обвиняемого по I ч. ст. 58/10 УК, за смертью обвиняемого дальнейшим производством прекратить. Помощник Прокурора ТАССР по специальным делам. — (Х. Суровцев) Утверждаю: Заместитель Прокурора ТАССР по специальным делам. — /Писцов/».24

Восстановление честного имени

19 ноября 1996 года старообрядческий священник Иоанн Андреевич Пугачев был реабилитирован посмертно: «Утверждаю, исполняющий обязанности Прокурора Республики Татарстан государственный советник юстиции 2 класса С.Х. Нафиев 19 ноября 1996 года. Заключение в отношении Пугачева Ивана Андреевича по материалам архивного уголовного дела №2-133: Пугачев Иван Андреевич, 1872 года рождения, Башкирская АССР, деревня Санин Ключ Бугульминского района, служитель культа, арестован органами НКВД 12 октября 1937 года по обвинению в преступлении, предусмотренном ст. 58-10 УК РСФСР. Находясь по стражей, умер 7 мая 1938 года. Уголовное дело прекращено по п. 1 ст. 4 УПК РАСФСР 23 мая 1938 года. Из материалов дела видно, что Пугачев Иван Андреевич репрессирован по политическим мотивам, в его действиях нет состава преступления. На основании Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года Пугачева Ивана Андреевича считать реабилитированным. Прокурор отдела Н.М. Самосов. Начальник отдела юрист 1 класса А.В. Аполлонов».25

Репрессии против старообрядческого духовенства 
Памятник жертвам политических репрессий в СССР. Республика Татарстан, г. Казань, Ленинский сад

Священноиерей Петр Изотов

Петр Федорович Изотов родился 16 января 1869 года в селе Слава Русская Бобадакской волости Тульчакского (Тульчинского) уезда Румынии. По достижении совершеннолетия Петр женился на Пелагее, которая была младше его на два года. В 1907 году Петр Изотов был рукоположен во священника в село Слава.26

В 1909 году переехал в Россию. Согласно архивным материалам, Петр Изотов с семьей и вместе с другими старообрядцами-переселенцами из Румынии поселились на реке Селемдже Амурской области, где образовали поселок27. Первым делом переселенцы построили церковь, затем уже дома. Поселок назвали Славой (Мазановский район) в честь Славы Русской, убрав из названия последнее слово. Известно, что в семье Петра и Пелагии Изотовых была дочь Евдокия.28 Сведения о других родственниках в материалах дел П-92620 и П-87837 отсутствуют.

Служение в Хабаровском крае

В поселке Слава Изотовы проживали до 1919 года, а затем отец Петр был переведен на приход в деревню Самаро-Орловка Биробиджанского района. С октября 1920 года по июнь 1922 года отец Петр служил в старообрядческом Успенском храме Хабаровска, а проживал в поселке Красная Речка Некрасовского района ДВК. Успенский храм в Хабаровске был деревянным и располагался по адресу: улица Барабашевская, дом 60. В 1931 году Изотовы поселились в деревне Смирновка Хабаровского края.29

Аресты священника

11 апреля 1932 года отец Петр был арестован органами ОГПУ по ДВК как участник контрреволюционной организации. Ему было предъявлено обвинение по статьям 58-11, 58-12 УК РСФСР, которое в процессе следствия не было доказано. Постановлением ПП ОГПУ по ДВК от 4 августа 1932 года дело в отношении Изотова Петра Федоровича следствием прекращено, подписка, отобранная о невыезде с места постоянного жительства, аннулирована.30
В 1933 году отец Петр был вновь арестован. 17 июля 1933 года Тройкой ОГПУ приговорен к трем годам ссылки в Зейский район Амурского края.

Последний арест

27 августа 1933 года отец Петр был арестован органами местного ОГПУ как участник организованной контрреволюционной деятельности. 11 января 1934 года он был осужден Тройкой ПП ОГПУ по ДВК по обвинению в том, что «состоял одним из руководителей контрреволюционной организации и возглавлял нелегальные «братства» Хабаровского района, присутствовал на нелегальных совещаниях контрреволюционной организации, проводил агитацию антисоветского характера с использованием религиозных предрассудков масс, то есть обвинен в преступлениях, предусмотренных статьями 58-10, 58-11 УК РСФСР» и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в городе Хабаровске. Данные о дате приведения приговора в исполнение в материалах дела отсутствуют.31 Вероятно, Петр Изотов похоронен на Хабаровском городском кладбище в одной из общих могил. На месте массовых захоронений в память жертв политических репрессий 20 ноября 1990 года построена часовня. Над входом в нее надпись: «Вечная память невинно убиенным».

Реабилитация священноиерея Петра

Постановлением Президиума Хабаровского краевого суда от 4 марта 1960 года дело на Изотова Петра Федоровича производством прекращено по статье 3 УПК РСФСР.32 Изотов Петр Федорович посмертно реабилитирован. По материалам первого дела П-92620 отец Петр также был реабилитирован.33

Поделиться: