Главная Публикации Персоналии Симеон, исповедник тобольский

Темы публикаций

Симеон, исповедник тобольский

Никонова церковная реформа, сопровождавшаяся хулой и проклятиями на древлецерковные обычаи и предания, вызвала протест и сопротивление у многих русских христиан. Не только простые люди, но и некоторые князья и бояре, представители всех слоев древнерусского общества отказывались бездумно и безвольно согласиться с дерзостью новолюбцев. И если из мирского чина многие противились безчестию, которому подвергалось древлецерковное Предание, тем паче подобало священникам Христовым постоять за Его правду.

Симеон, исповедник тобольский
Тобольск. Гравюра XVIII в.

Одним из таких священнослужителей был иерей Симеон, окормлявший многочисленную паству в окрестностях тогдашней «столицы Сибири» — города Тобольска. Был он «муж великой ревности о благочестии и строгий блюститель отеческих преданий». Нрав у о. Симеона был очень кроткий и смиренный, и он являлся для своей паствы образцом смиренномудрия и чистоты христианской жизни. Священник неустанно заботился о своих духовных чадах, открыто проповедовал об истинности древнего Предания Церкви. Он странствовал из города в город, из острога в острог, по многим местам и слободам обширной сибирской страны, поучая и наставляя людей ко спасительной вере, более же всего действовал в окрестностях Тобольска.

Духовные и светские власти узнали о священнике-«бунтаре» и долгое время вели его розыск, который оказался для них успешным. О. Симеона схватили и доставили к тобольскому архиерею, стороннику реформы Никона. Архиерей пытался уговорами склонить исповедника на отречение от отеческой веры, но напрасно. Тогда, озлобившись еще больше, архиерей повелел предать святого телесным мучениям, а потом заточить в темнице. И «многа озлобления подъя, и на заточение в некии монастырь послан бысть, и тамо безчисленная скорби и томления претерпе, гладом и всяческим злостраданием изнурен, скончася». Отец Симеон прожил долгую жизнь, наполненную опасностями и лишениями. Преставился священник-страдалец в начале XVIII столетия, а через много лет его тело было обретено «нетленно и исполнено неизреченного благоухания».

Память сего святого 27 апреля.

Тропарь святому Симеону Исповеднику, презвитеру тобольскому, глас 4-й. Испове́дниче Симео́не, стране́ Сиби́рстей ты́ яви́ся па́стырь нело́жныи, ве́ру небла́знено соблюда́я, и лю́ди приводя́ ко спасе́нию, вся́ зла́я в ми́ре се́м претерпе́ ра́дуяся, Христо́ву долготерпе́нию подо́бяся, и взы́де ко пре́столу возлю́бленнаго Го́спода, Ему́же непреста́й моля́ся, спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8-й. Мощи́ твоя́ нетле́нныя, покрове́ни су́ть в земли́ Сиби́рстей, душ́а же изведе́на из темни́цы, лику́ет на́ Небеси с со́ньмы пра́ведных, сла́вне испове́дниче Симео́не, с ни́миже моли́ся Го́сподеви, спасти́ся душа́м на́шим.

Икос. Свиде́тель нело́жныи яви́ся, Христо́ву уче́нию всеблаже́нне, и сро́днику Того́ тезоиме́нне, свобо́дным язы́ком пропове́даше в лю́дех, е́же оша́ятися злове́рнаго хуле́ния, на святоцерко́вныя преда́ния, и мно́гих приведе́ ко спасе́нию, те́мже на я́рость подви́же хули́тели, и я́т бы́сть от беззако́нных муже́й, и льще́ние законопресту́пных до конца́ отри́ну, сего́ ра́ди и заточе́нию преда́ша тя́, и томле́нием мно́гим и ра́нам, и гла́дом тя́ озло́биша, во хла́днем узи́лищи ско́рбнем, но Го́сподь изведе́ из темни́цы ду́шу твою́, мо́щи же твоя́ просла́ви нетле́нием; вше́дыи в воню́ благоуха́ния Влады́чня, и в селе́ниих пра́ведных упоко́ився о́тче на́ш Симео́не, с ни́ми моли́ся Го́сподеви, спасти́ся душа́м на́шим.