Никонова церковная реформа, сопровождавшаяся хулой и проклятиями на древлецерковные обычаи и предания, вызвала протест и сопротивление у многих русских христиан. Не только простые люди, но и некоторые князья и бояре, представители всех слоев древнерусского общества отказывались бездумно и безвольно согласиться с дерзостью новолюбцев. И если из мирского чина многие противились безчестию, которому подвергалось древлецерковное Предание, тем паче подобало священникам Христовым постоять за Его правду.
Одним из таких священнослужителей был иерей Симеон, окормлявший многочисленную паству в окрестностях тогдашней «столицы Сибири» — города Тобольска. Был он «муж великой ревности о благочестии и строгий блюститель отеческих преданий». Нрав у о. Симеона был очень кроткий и смиренный, и он являлся для своей паствы образцом смиренномудрия и чистоты христианской жизни. Священник неустанно заботился о своих духовных чадах, открыто проповедовал об истинности древнего Предания Церкви. Он странствовал из города в город, из острога в острог, по многим местам и слободам обширной сибирской страны, поучая и наставляя людей ко спасительной вере, более же всего действовал в окрестностях Тобольска.
Духовные и светские власти узнали о священнике-«бунтаре» и долгое время вели его розыск, который оказался для них успешным. О. Симеона схватили и доставили к тобольскому архиерею, стороннику реформы Никона. Архиерей пытался уговорами склонить исповедника на отречение от отеческой веры, но напрасно. Тогда, озлобившись еще больше, архиерей повелел предать святого телесным мучениям, а потом заточить в темнице. И «многа озлобления подъя, и на заточение в некии монастырь послан бысть, и тамо безчисленная скорби и томления претерпе, гладом и всяческим злостраданием изнурен, скончася». Отец Симеон прожил долгую жизнь, наполненную опасностями и лишениями. Преставился священник-страдалец в начале XVIII столетия, а через много лет его тело было обретено «нетленно и исполнено неизреченного благоухания».
Память сего святого 27 апреля.
Тропарь святому Симеону Исповеднику, презвитеру тобольскому, глас 4-й. Испове́дниче Симео́не, стране́ Сиби́рстей ты́ яви́ся па́стырь нело́жныи, ве́ру небла́знено соблюда́я, и лю́ди приводя́ ко спасе́нию, вся́ зла́я в ми́ре се́м претерпе́ ра́дуяся, Христо́ву долготерпе́нию подо́бяся, и взы́де ко пре́столу возлю́бленнаго Го́спода, Ему́же непреста́й моля́ся, спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 8-й. Мощи́ твоя́ нетле́нныя, покрове́ни су́ть в земли́ Сиби́рстей, душ́а же изведе́на из темни́цы, лику́ет на́ Небеси с со́ньмы пра́ведных, сла́вне испове́дниче Симео́не, с ни́миже моли́ся Го́сподеви, спасти́ся душа́м на́шим.
Икос. Свиде́тель нело́жныи яви́ся, Христо́ву уче́нию всеблаже́нне, и сро́днику Того́ тезоиме́нне, свобо́дным язы́ком пропове́даше в лю́дех, е́же оша́ятися злове́рнаго хуле́ния, на святоцерко́вныя преда́ния, и мно́гих приведе́ ко спасе́нию, те́мже на я́рость подви́же хули́тели, и я́т бы́сть от беззако́нных муже́й, и льще́ние законопресту́пных до конца́ отри́ну, сего́ ра́ди и заточе́нию преда́ша тя́, и томле́нием мно́гим и ра́нам, и гла́дом тя́ озло́биша, во хла́днем узи́лищи ско́рбнем, но Го́сподь изведе́ из темни́цы ду́шу твою́, мо́щи же твоя́ просла́ви нетле́нием; вше́дыи в воню́ благоуха́ния Влады́чня, и в селе́ниих пра́ведных упоко́ився о́тче на́ш Симео́не, с ни́ми моли́ся Го́сподеви, спасти́ся душа́м на́шим.