Главная Публикации Персоналии Протоиерей Валерий Шабашов

Темы публикаций

Протоиерей Валерий Шабашов

Валерий Шабaшов родился 3 июня 1950 года в городе Дзержинске Горьковской области. Отец его, Павел Андреевич, был потомком стрельцов, высланных из Москвы на реку Сердобу, в Сердобский острог. По преданию, эти стрельцы были тайными старообрядцами.

Протоиерей Валерий Шабашов

Мать Валерия была глубоко верующей. В ее доме всегда были иконы и крест. Но наибольшее духовное влияние на отрока оказала двоюродная бабушка Анастасия, которая твердо держалась старой веры, соблюдала обряды и традиции христиан-федосеевцев. Она первая заложила в душе Валерия основы веры, и ее стараниями он был крещен в моленной старопоморцев.

В 1967 г. Валерий окончил школу №8 города Дзержинска. В 1969 г. был призван в армию. После прохождения воинской службы работал на заводе и одновременно поступил в 11 класс вечерней школы, окончив ее в 1972 г.

О старообрядчестве я много узнавал от своей бабушки, — вспоминает о. Валерий. — Бабушка жила в деревне, меня к ней отправляли на лето. В 14 лет я отказался вступать в комсомол. Перестал скрывать, что я старовер, и по причине этого меня начали «гнобить» преподаватели: ни слова не говоря, занижали оценки. Пришлось перевестись из этой школы в другую, а потом, когда за «поведение» меня оттуда исключили, — в вечернюю».

В свободное время юноша стал посещать церковь на Бугровском кладбище в г. Горьком (Нижний Новгород). Эта Церковь принадлежала белокриницкому согласию, и после посещения богослужений к Валерию пришло осознание неспасительности пребывания без священных таинств и церковной иерархии в беспоповстве. Вскоре он обратился к настоятелю храма о. Федору Моржакову с просьбой довершить крещение. Таинство было совершено в Прощеное воскресение, после чего Валерий не пропускал ни одной церковной службы. В 1975 Валерий Шабашов обвенчался с девицей Агриппиной Свешниковой.

Валерий продолжал работать в миру. В 1976 г. о. Феодор Моржаков рекомендовал его кандидатуру для рукоположения во иереи в качестве настоятеля храма села Чернуха Арзамасского района Горьковской области. Местные власти, узнав об этом, стали притеснять молодого кандидата в священники, вызывали на «собеседования» и предлагали отказаться от дальнейшей церковной деятельности. Дошло до того, что на работе начальник цеха потребовал от Валерия сбрить бороду. В результате пришлось написать заявление на увольнение. После этого случая было непросто найти новую работу. После долгих поисков его приняли на водозаборную станцию, где он проработал три года.

Диаконская хиротония Валерия Шабашова состоялась в 1979 г. во время архиерейской литургии на праздник Пресвятой Троицы, а священническая — на следующий день. Рукоположение молодого человека в священный сан в то время было редкостью. Все священство было не моложе 60 лет. Рукоположение совершил архиепископ Никодим (Латышев), ему сослужил о. Симон Килин, будущий епископ Силуян.

О. Валерий был поставлен ко храму Покрова Пресвятыя Богородицы в г. Минусинске Красноярского края, куда он переезжает вместе с семьей в июне 1979 г. За три месяца стараниями местной общины был возведен деревянный храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Освятил его о. Феодор Моржаков в сослужении диакона Александра Гусева, будущего митрополита Алимпия. В Минусинске о. Валерий прослужил до 1983 г.

За годы нелегкой службы в Восточной Сибири о. Валерием было создано четыре прихода: в городах Минусинске, Кызыле, Новокузнецке, Красноярске. За годы служения о. Валерию удалось объехать множество удаленных мест, включая районы Казахской ССР. Там он общался с поколением староверов, хранящим традиции древлеправославия с дореволюционных лет.

В 1983 г. о. Валерий переехал в Кишинев, где прослужил при владыке Никодиме около двух лет.

В 1985 г. состоялось назначение о. Валерия в г. Верещагино. Здесь о. Валерию суждено было продолжить главное дело его жизни — вернуть как можно больше чад в лоно церкви Христовой. История Пермского края неразрывно связана со старообрядчеством. До 30-х годов Пермь являлась центром Пермско-Тобольской старообрядческой епархии, последний епископ которой, Амфилохий, был арестован в 1932 г., а церковное имущество конфисковано. Старообрядцы вынуждены были ездить молиться в окрестные города и деревни, из них наиболее значимыми центрами в предвоенные и послевоенные годы были приходы в г. Верещагино и деревне Агеево. Однако к середине 80-х гг. христианская молитвенная жизнь в городе и его окрестностях едва теплилась.

К моменту своего назначения о. Валерий оказался единственным старообрядческим священником на весь Урал. Его главной задачей стало просвещение и возвращение людей в Церковь Христову.

Вскоре в Верещагине началось строительство нового храма во имя святителя Николы. Взялись за капитальную реконструкцию своей церкви и староверы г. Очера. Также был создан приход в селе Бороду­лино. Уроженец города Лысьва Вадим Матяш успешно окончил факультет механизации пермского сельхозинститута и мог бы возглавить любое аграрное предприятие, но о. Валерий смог убедить молодого человека пойти по иной стезе: о. Вадим стал священником бородулинского прихода, организовал детскую воскресную школу, а вскоре стал окормлять прихожан в соседних селах Сепыч и Путино, где тоже были восстановлены храмы.

Трудами о. Валерия по благословению митрополита Алимпия в 1986 г. была зарегистрирована пермская старообрядческая община, а в 1987-м была освящена домовая церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, располагавшаяся на улице Новоильинской в микрорайоне Южном.

Поначалу в храме не было постоянного священника. Общину окормлял приезжающий батюшка — отец Георгий из Саратова. Но с 1996 г. и в Перми служит о. Никола Татауров. Создание прихода стало, можно сказать без преувеличения, историческим событием в жизни города. Домовая церковь во время богослужений наполнялась все новыми и новыми прихожанами, и скоро тесное помещение уже не могло вместить всех молящихся. В 2000 г. неподалеку от домовой церкви было начато строительство епархиального собора во имя святителя Стефана Пермского. Грандиозная стройка осуществлялась в неверо­ятно тяжелых условиях на средства самих старообрядцев и благотворителей. Пришлось пережить все: недостаток средств и стройматериалов, отсутствие должного понимания проблемы со стороны властей, нехватку рабочих рук и многое другое. Организатором и душой стройки стал председатель общины Николай Трифонович Мальцев, благодаря его усилиям удалось с успехом решить многие практические вопросы. Его примеру последовали другие энтузиасты, и Господь не оставил Своей помощью. По окончании строительства храм был освящен митрополитом Московским и всея Руси Корнилием.

О. Валерий не забывает о воспитании новых кадров священнослужителей. Помимо непосредственно церковного устроения он активно занимается просветительской и воспитательной деятельностью: работает с молодежью, ведет борьбу с пагубными пороками в российском обществе — алкоголизмом, табакокурением, наркоманией.