Митрополит Алимпий (в миру — Александр Капитонович Гусев) стал первым старообрядческим Московским митрополитом после учреждения Митрополии в 1988 году. Будущий первосвятитель родился в 1929 г. в Нижнем Новгороде, в благочестивой семье коренных старообрядцев — Капитона Ивановича Гусева и его верной спутницы жизни Александры Ивановны. Во святом крещении ему было наречено имя Александр. Вскоре семья Гусевых переехала г. Лысково Нижегородской области, где и обосновалась на многие годы.
С ранних лет Александр был окружен атмосферой древлеправославного благочестия. Постоянно посещая церковь, боголюбивые родители сумели воспитать своих детей в духе христианской нравственности, страха Божия, смирения и любви. Сама жизнь Капитона Ивановича и Александры Ивановны стала для их детей примером безкорыстного, жертвенного служения Господу. Не пустыми словами назидаемые, но видевшие христианский подвиг родителей, дети учились служить Христу.
В Лыскове действовала старообрядческая церковь. Но власти безбожников была ненавистна церковная молитва. В 1936 г. церковь закрыли, иерея Иерофея Горшкова арестовали, и вскоре он скончался в тюрьме. Семья Гусевых, невзирая на опасность оказаться в числе «врагов народа», приютила в своем доме жену о. Иерофея — матушку Марфу.
Церковь разорили. Христиане, как могли, спасали церковную утварь, книги и иконы. Сосед и родственник Гусевых, Виктор Дмитриевич Бармин, в подвальном помещении своего дома устроил моленную, где тайно проводились богослужения в узком кругу людей, которым особенно доверяли.
В начале войны Лысково посетил иерей Стефан Хапугин, служивший в с. Красный Яр Горьковской области. Видя бедственное положение лысковских христиан, он предложил семье Гусевых устроить в их доме домовую церковь для восстановления служения божественной литургии. В наше время трудно даже представить себе опасность, которой подвергалась семья, посмевшая тайно от властей основать церковь! Сколь велика была ответственность, которую брали на себя родители шестерых несовершеннолетних детей! Но, помолясь и благословясь, уповая на заступление и помощь Господа Бога, Гусевы всей семьей принялись за это благое дело. Убрали печь, устроили алтарь и клироса. Вскоре тайно проживавший в Лыскове иерей Кирил Бушуев по малому чину освятил домовую церковь во имя св. славнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова и совершил первую литургию.
С 1942 по 1945 г. семья Гусевых — Александр, Леонид, Евгений, Зоя, Софья, Евстолия и, конечно же, Александра Ивановна (Капитон Иванович находился на трудовом фронте) — была самой непосредственной участницей воскресных богослужений, Господских и Богородичных праздников, крещений, венчаний и отпеваний. Жизнь семьи непосредственно слилась с дыханием и жизнью Церкви и предопределила дальнейшую стезю не только Александра и его младшего брата Леонида, но и следующего ее
поколения.
Некоторая свобода, дарованная Церкви в послевоенные годы, позволила старообрядцам открыть в 1945 г. в Горьком церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы. Туда со всей округи потянулись христиане, хранящие древлее благочестие. Частым прихожанином нижегородского Успенского храма был и Александр. Сто километров от Лыскова до Горького приходилось преодолевать со значительными трудностями: где на попутках, а где и пешком. Летом до Горького ходили лишь два парохода, билеты на которые достать было нелегко. Но и это не могло остановить стремящегося к соборному служению Александра. Уже в 1946 г. ревность о Бозе молодого человека была замечена нижегородскими христианами. В том же году Александр был возведен архиепископом Иринархом в первую духовную степень — в стихарные чтецы.
Потом была служба в армии. Четыре года он прослужил в военно-морской строительной части в Кронштадте. Домой вернулся в 1953 г. с серьезно подорванным здоровьем.
Особой страницей его биографии стали три года служения уставщиком в с. Дурасово Костромской области под началом весьма уважаемого в старообрядчестве протоиерея Алексея Сергеева. Там, из чистого кладезя самоотверженной веры и истинного понятия долга священнослужителя, черпал молодой уставщик знания и опыт. У о. Алексея Александр учился преданности Церкви Христовой и готовности жертвовать собою ради своей паствы. Позднее Нижегородская община, помня и любя своего стихарного чтеца, пригласила Александра на церковное служение, и в 1967 г. он был рукоположен архиепископом Иосифом в сан диакона.
Еще в молодые годы Александра настоятель нижегородского Успенского храма о. Петр Селин советовал ему тайно придерживаться иноческого молитвенного правила. Ревностный о Бозе юноша принял этот совет за Божие произволение и всею душею устремился к иноческому житию. И по его усердию и смирению Господь уготовал Александру не только иноческий путь, но и будущее святительство.
К середине 80-х годов в древлеправославной Христовой Церкви возникла опасность архипастырского сиротства. Двоих из трех бывших тогда в России епископов сковал тяжелый недуг. Группа иереев и мирян (во главе со старейшим по возрасту еп. Анастасием Донским и Кавказским), осознавшая всю серьезность сложившейся ситуации, стала прилагать усилия для ее исправления. Многих трудов стоило найти кандидата в епископы, а когда выбор пал на смиренного нижегородского диакона, еще больше усилий потребовалось, чтобы убедить его дать согласие на возведение в архипастырское достоинство.
Но можно ли человеку избежать того, что предопределил Бог? По благословению архиепископа Никодима в конце 1985 г. в Старой Добрудже еп. Анастасий рукоположил диакона Александра Гусева в иереи. В том же году с наречением имени Алимпий он принял иноческий постриг, а 5 января 1986 г. в кафедральном Преображенском соборе г. Клинцы Брянской области священноинок Алимпий был возведен в архипастырское достоинство. Хиротонию (по благословению в то время болящего архиепископа Никодима) совершил владыка Анастасий в сослужении с епископом Евтихием Киево-Винницким.
Вновь поставленного епископа ждали серьезные испытания. Через месяц после его поставления преставился архиепископ Никодим, еще через два месяца Господь призвал к Себе владыку Анастасия. Епископ Евтихий был болен. Фактически весь груз по управлению Церковью и вся ответственность за Нее легли на плечи епископа Алимпия, который стал местоблюстителем архиепископа Московского и всея Руси.
В это время течение событий приобрело значительное ускорение. В 1986 г. владыка Алимпий при участии преосвященного Киприана, епископа братской Румынской старообрядческой Церкви (с которой на долгие годы связь по политическим причинам была прервана), возводится в достоинство архиепископа.
С первых же дней своего первосвятительского служения владыка Алимпий, невзирая на телесные недуги (открытые раны на ногах), начал посещать приходы, разбросанные на тысячи километров, включая и те, где по нескольку десятков лет не было архиерейского служения. Во время этих посещений владыка Алимпий после каждого богослужения произносил проповеди, призывая православных христиан к соблюдению заветов страдальцев и исповедников истинной веры, отдавших жизнь за древлее благочестие, к исполнению Христовых заповедей и законов христианской жизни. В 1987 году владыка Алимпий первым из московских первосвятителей совершил богослужение на престольный праздник святых Козмы и Дамиана в приходском храме села Белая Криница на Украине в сослужении с Преосвященнейшим митрополитом Тимоном и сопровождавшим его духовенством из Румынии. Таким образом были восстановлены добрые христианские отношения между двумя братскими церквами, насильственно прерванные в мрачные десятилетия государственного атеизма. Эти труды увенчались всемирным Освященным Собором, прошедшим в Белой Кринице (Украина) осенью 1996 г. при участии духовенства и мирян обеих митрополий.
В 1988 году владыка Алимпий возглавил юбилейные торжества по случаю тысячелетия принятия христианства на Руси. Праздник проходил в Москве — духовном центре нашей Церкви, в Киеве — месте крещения Руси, и в Белой Кринице — священном месте для старообрядцев, приемлющих иерархию, происходящую от митрополита Амвросия.
На Освященном Соборе 1988 года, проходившем в Москве в дни празднования 1000-летия крещения Руси, принимается решение об учреждении Московской Митрополии, и владыка Алимпий возводится в сан митрополита Московского и всея Руси.
За годы архипастырского служения митрополита Алимпия в России освящены десятки храмов, открыто более 100 новых общин, рукоположено семь епископов, десятки иереев и диаконов и более сотни чтецов. Начинает развиваться старообрядческое книгоиздательство, возникает ряд периодических изданий. По его благословению начала работу первая частная старообрядческая типография в с. Бородулино Пермской области. Создаются и постепенно возрождаются монастыри: Николо-Улейминский женский (близ г. Углича Ярославской области), Куничский женский (Молдавия) и Белокриницкий женский (Украина).
Владыка Алимпий никогда не говорил о своих телесных недугах, близко знавшим его запрещал упоминать о них даже в виде сочувствия. Он неустанно посещал храмы всех епархий, совершал в них богослужения и в своих проповедях старался донести до христиан живительное Слово Божие. Истинные христианские добродетели и отзывчивая душа владыки притягивали к нему людей. Его простота, доброта, незлобие, его непрестанная молитва воистину творили чудеса. Плечи его повседневной мантии были буквально пробиты до дыр усердным возложением крестного знамения.
31 декабря 2003 года на 75-м году земного бытия, Господь призвал душу владыки Алимпия. Митрополит Алимпий похоронен на архиерейских могилах Рогожского кладбища.
По материалам церковных
календарей 1996, 1999, 2005 гг.