Эта дружина добропобедных страдальцев Христовых была собрана новообрядческими мучителями в Каргополь из разных мест. Святой Андрей с дочерью своей Гликерией, и мужественный Никита со своею женою Неонилою, и дивные Иоанн и Афанасий единомысленно на подвиг дерзнули, ради единого истинного Бога и веры Его. И Никита с юной Гликерией, имевшей всего тринадцать лет о́т роду, от избиений и тяжкого путешествия изнемогли и скончались, предав чистые души Создателю своему. Прочие же пять страдальцев приведены были на судилище. И сначала испытание назначено было Андрею, Афанасию и благоревностной Неониле, но ни уговорами и притворной лаской, ни угрозами не смог злочестивый воевода одолеть веры праведников. Они дерзновенно отвечали: «Мы от древнего благочестия, которому научились от прародителей и отцов своих, не отступим, и к церкви вашей, помутнённой новшествами, не приступим! Мы новшеств Никоновых не примем, хоть и тысячекратно причинишь нам мучения и смерть за древлецерковное благочестие, мы их сладостно претерпим!» И осеняли себя двоеперстным знамением Христовым, вопия: «Мы за это готовы страдать, за это всерадостно души свои предадим, чтобы тщательно сберечь непорочное благочестие!»
И когда так прорекли дивные страдальцы, воевода, надувшись гневом, палкою стал избивать их по святым главам, проливая неповинную кровь христианскую. Потом, и по спинам их жестоко избив, заключил снова в темницу. Приготовил же мучительные орудия и вновь приводит страдальцев на увещание. И грозно говорит им: «Видите эти орудия пыток? Они и на ваших телах без милости будут испытаны!» Страстотерпцы же мужественно отвечали: «Не боимся мы видимых сих мучений, но будущих, в геенне, устрашаемся. Не ужасаемся кратковременных ран, но от бессмертных во аде содрогаемся! Не трепещем пред огнём вещественным, но бесконечного пламени, которое сожжёт грешников, боимся. Да будет нам, испытание прошедшим сими кратковременными муками, избавление от будущего пламенного огня, и да сподобимся вечной жизни в Царствии Небесном!»
Разъярившись от услышанного, воевода-мучитель на тяжелейшие пытки отдаёт страдальцев. Тотчас, обнажив их от одежды, бесстыдные воины повесили их на дыбы, с яростью выворачивая их руки из суставов, нанося им кровавые раны по спинам. Учащаются раны, умножаются удары, заливаются кровью святые тела предобрых страдальцев. Кровь изливается, как из источника, и мученические тела, и землю обильно обагряя.
И таким мучениям судья-злодей предает блаженных, что и суставы страстотерпцев расходились, и кости многоболезненно трещали, и даже жилы мучительно разрывались от великой тяжести мучений.
Но доблественные подвижники в таковых испытаниях показали твёрдость, словно алмазы, непрестанно держа во устах всеблаженное имя Христово, ограждаясь им с великой благою надеждой. Но не прослезился их судья и только рассвирепел, увидев терпение страдальцев. К этим лютым пыткам и тяжелейшие добавляет: пламенем всепожирающего огня и разожжёнными клещами безжалостно опаляет рёбра и бока страстотерпцев, повелев долгое время их обжигать. Однако страстоносцы в той же ревности и непреложном благочестии пребывали. И посрамившись, злотворитель повелел их ввергнуть опять в темницу.
И через немного дней снова выводит страдальцев на мучение, и те же пытки и подобные раны к прежним добавляет, опаляя тела, раздробляя суставы, разрывая члены, но ничего не добился, ибо страдальцы всё это сносили, укрепляемые благодатию Христовой, и непобедимою силой Честнаго и Животворящаго Креста стойко одолевали все его коварства и злобу.
И тогда новейшую и нестерпимую пытку замыслил мучитель для страдальцев: обвязывает их головы тонкою верёвкой, продевает в неё рычаг и закручивает, так что трепетали их жилы, кости трещали, мозги повреждались, глаза страдальцев наливались кровью и выступали из орбит.
Но и этим не насытился мучитель, повелел обрить волосы с голов страдальцев и лить на темена их ледяную воду многими часами. О нестерпимое мучение! О всекрепкая Твоя помощь, Христе мой, которую подаёшь Ты Своим страдальцам в терпении их! Видевшие это предстоящие люди плакали и рыдали от такого ужасного мучительного зрелища.
Но предивные страдальцы показали себя настолько твёрдыми, настолько благодерзновенными и всерадостными, что украшались ранами будто золотом, драгоценными гранатами, будто пречудными цветами и ясно проповедовали древлецерковное благочестие. И устал воевода изобретать для них раны и пытки и повелел отослать чудных страдальцев снова в темницу.
Однако повелел привести прочих двоих — Андрея и Иоанна. И посулами увещевал их к новшествам в вере, но те не пожелали. Тогда предаёт их прелютым биениям и нестерпимым ранам, и неслыханным мучениям. И как первых страдальцев, так и этих подвижников и на дыбу поднимали, и избивали, и ранили, и огнём опаляли, и терзали суставы и члены всего тела. Но и умножив такие пытки и суровые мучения, не смог нечестивый всекрепких ни оторвать от благочестия, ни даже слегка поколебать.
И тогда добавляет злейшее мучение: сжимание голов петлями, и обритие темени, и многочасовое поливание клокочущей водою, — и чем дольшее в этих пытках трудился, тем более посрамлялся всекрепким терпением подвижников всехрабрых. И ничего более не мог с ними сотворить он, ибо непреклонны во благочестии они были и великодушны в Божией ревности. И потому сей злодейственный судья, окончательно от всего изнемогая, до конца побеждённый и постыжённый терпением страдальцев, окончательный им приговор произносит: безжалостно вместе с прежними мучениками лишив жизни чрез сожжение в срубе, в будущий век их отпустить.
И так великодушная пятерица этих страдальцев, украсившись страдальческими за древнее благочестие обагрениями и благоревностно испекшись огненными опалениями, как чистая жертва святая и богоугодная, в Пренебесную торжествующую Церковь возложились на бессмертный жертвенник Христа и Бога.
Память сих великих мучеников совершается 7 февраля по церковному стилю (29 февраля по гражданскому стилю).
Тропарь мученикам Каргопольским, глас 4-и. Добропобе́днии му́ченицы, претерпе́вше бие́ния до́ крове, и лома́ние соста́вов, сокру́шисте ерети́ческая шата́ния, и Тро́ице Святе́й уго́дницы бы́сте, Е́й же при́сно моли́теся поми́ловати душа́ на́ша.
Кондак, глас 2-и, подобен «Вышних ища». Стра́шную пучи́ну многоразли́чных му́к небоя́знено преплы́вше святи́и испове́дницы, с весе́лием достиго́сте приста́нища поко́йна Ца́рствия Небе́снаго, и моли́теся Христо́ви спасти́ душа́ на́ша.