Главная Публикации Персоналии Архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин)

Темы публикаций

Архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин)

Архиепископ Иоанн (Иустин Авксентьевич Картушин; 1 июня 1837— 24 апреля 1915 гг.) происходил из казацкой семьи станицы Островской, Попкова хут., обл. Войска Донского. Двоюродный брат архиепископа Московского Мелетия. Дом его семьи был местом молитвенных собраний хуторских старообрядцев. В 1868 г. во дворе Картушиных была выстроена моленная. Обязанности уставщика и головщика в ней исправлял Иустин Авксентьевич.

К 30-летнему возрасту он стал и весьма известным начетчиком, много беседовал с миссионерами господствующей церкви, а также с беспоповцами и беглопоповцами. Во время поездок на Дон известного единоверческого игумена Павла Прусского он в собеседовании с ним весьма достойно противостоял ему и сумел одержать верх в прениях. Имея 35 лет от роду, овдовел, оставшись с двумя малолетними детьми.

До 1882 г. жил с отцом и братом, помогая им в ведении хозяйства. Еще в 1875 г. архиепископ Антоний призывал его принять епископский сан. В 1885 г. Иустин Авксентьевич вел беседы с баптистами, появившимися тогда в Донской области, во главе которых стоял бывший старообрядческий священник с. Казинки Ростовской губ. В.И.Гамаюнов. Итогом собеседований стало возвращение отступников в лоно Церкви.

В том же году Картушин получил приглашение епископа кавказского Силуяна занять должность секретаря епископии. 21 июля 1890 г. он принял иночество и поступил в Пятипский монастырь.

В апреле 1895 г. старообрядцы хут. Гурова Донской области пригласили инока Иоанна для собеседования с его родным братом — единоверческим миссионером Калиной Картушиным. Состоялись две беседы, по результатам которых инок Иоанн написал книгу «Разбор ответов миссионера Калины Картушина» (М., 1908).

В августе 1898 г. Освященный собор избрал его сначала епископом на Донскую епархию (хиротонисан 9 августа в Н. Новгороде епископом Арсением уральским), а в октябре того же года Освященным собором он был избран на московскую кафедру. Возведен в сан архиепископа московского Освященным собором во главе с епископом Арсением уральским 16 октября (по другим данным, 16 авг.) 1898 г.

Возведение состоялось в Москве, в домовом храме Михайлова. Через два года правительство потребовало от него дать подписку в том, что он не будет впредь именоваться архиепископом московским и всея Руси. Зная церковные каноны и имея пример архиепископа Саватия, он рассудительно написал, что он не именуется московским и всея Руси, а только старообрядческим архиепископом. Неудовлетворенное этим правительство выслало архиепископа Иоанна под надзор полиции на Дон. Через три года, по ходатайству московских купцов, архиепископ был освобожден и возвращен в Москву. Весну и лето 1901 г. московский обер-полицмейстер Треповвновь пытался добиться  от архиепископа Иоанна подписки с отречением от своего титула. 12 августа владыка Иоанн был вызван в полицию и в течение трех часов выслан в Тулу под гласный надзор полиции.

В 1903 г. ему было предложено избрать место жительства по своему усмотрению, исключая Москву с губернией. В феврале 1905 г. ему последовало разрешение проживать где угодно, не исключая столиц, и владыка Иоанн поселился в Москве, сначала в доме, принадлежащем старообрядческой общине в Николо-Ямском тупике, а затем на Рогожском кладбище, в специально отстроенном для него верхнем помещении при лечебнице имени Сергея Ивановича Морозова (ныне здание стоматологической поликлиники). Но совершать открытые богослужения старообрядцам еще не было позволено.

Лишь 22 октября 1905 г., полгода спустя после распечатания алтарей на Рогожском кладбище, было разрешено архиерейское служение в Покровском храме, которое и совершил архиепископ Иоанн в сослужении множества священников. Освященный собор, состоявшийся в апреле 1906 г., принял решение об учреждении в Москве митрополии, а на сентябрьском соборе того же года было постановлено «возвести господина Иоанна, московского архиепископа, в сан митрополита Российской старообрядческой области».

Но решение это не удалось провести в жизнь из-за противодействия правительства. Известно также, что и сам владыка настойчиво отказывался от возведения его в этот сан. В 1906 — 1907 гг., после смерти епископа Анастасия измаильского, архиепископ Иоанн временно управлял его епархией.

В 1906 г. новообрядческий архиепископ волынский Антоний (Храповицкий) писал к архиепископу Иоанну с целью склонить его к объединению старообрядцев с господствующей церковью, на что владыка дал ответ, ясно выразив, на каких условиях возможно такое объединение:

…единение весьма желательно… Предприятие Ваше к восстановлению единства русского христианства может осуществиться только посредством полного возвращения вашего к дониконовскому православию, при отмене всех новшеств и при отречении от тех порицаний и клятв, каковыми за двухвековой период обогатилась господствующая в России церковь.

Владыка Иоанн много потрудился в деле умирения раздора неокружников. В 1912 г. он неоднократно предлагал встретиться для беседы с неокружническим епископом Иоасафом, причем на самых невыгодных и непочетных для себя условиях. Встреча не состоялась, но не по вине владыки Иоанна. С началом Первой мировой войны архиепископ Иоанн освободил свои покои для нужд лазарета, а сам переехал в находящийся неподалеку дом Соловьевых на Рогожском же кладбище, где и скончался.

За время своего предстоятельства владыка Иоанн освятил более 100 новых храмов, рукоположил 15 епископов, 92 священника и восемь диаконов. При нем были открыты следующие новые епархии: Ярославская, Томская, Петроградская, Киевская, Рязанская и Иркутская.

Близ хут. Калач области Войска Донского с благословения Освященного собора 1906 г. им был основан мужской монастырь, в котором перед революцией 1917 г. находилось более 40 иноков. Огромная заслуга принадлежит архиепископу Иоанну в примирении раздора неокружников.

Погребен на Рогожском кладбище 27 апреля 1915 года. Прижизненный портрет архиепископа Иоанна (холст, масло) находится в помещении Митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви.