В библиотеке древних книг Троице-Сергиевой лавры хранится старинная рукопись под названием «Книга, глаголаемая описание о российских святых, где и в котором граде или области, или монастыре и пустыни поживе и чюдеса сотвори всякого чина святых». Этот церковно-исторический труд составлен в конце XVII столетия и разошелся по Руси-матушке во многих списках. Безымянный автор-книжник постарался собрать в одном манускрипте краткие сведения о всех святых Русской земли.
Среди последних по времени русских святых в этой книге упомянут «преподобный Илия, архимандрит Соловецкия обители, чудотворец».
История сохранила об этом святом совсем немного биографических сведений. Известно, что он носил от рождения фамилию Петриков, а мирского имени мы точно не знаем. Святой прошёл послушнический «искус» и был пострижен в иноки в Соловецком монастыре, где нёс великие подвиги воздержания, был молитвенником и постником. Видя его усердие к Богу, братия избрала отца Илию игуменом обители в 1645 году. Став настоятелем обители, святой не ослабил, но ещё усилил своё воздержание. Современники вспоминали, что он скрывал свой подвиг постничества от братии: на общей трапезе вместо горячих щей наливал себе в чашку кипятка и хлебал его ложкой с хлебом, как будто варево, так что братия видели пар, поднимавшийся над его миской, и думали, что он вкушает ту же пищу, что и все остальные.
31 мая 1646 года святого Илия по повелению святейшего патриарха Иосифа совершил открытие мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, погребенных в земле, в могиле, которую он сам для себя приготовил ещё при жизни (туда его тело было перенесено из Тверского Отроча монастыря в 1591 году). Молясь у гроба святителя, до смерти пострадавшего от царского гнева за правую проповедь, игумен Илия тогда еще не знал, что очень скоро и ему придётся пойти против царской неправедной воли, не приняв грядущую церковную реформу…
2 марта 1651 года по повелению царя Алексея Михайловича игумен Соловецкий Илия посвящен Никоном, митрополитом Новгородским и Великолуцким, во архимандрита с повелением «литургисать ему полною архимандрической службою», то есть облаченным в шапку (митру), с трикирием и дикирием, подобно архиерею.
В 1652 году царь Алексей Михайлович и святейший патриарх Иосиф (который вскоре умер) повелели перенести мощи святителя Филиппа с Соловков в Москву. За мощами прибыл в обитель Новгородский митрополит Никон (будущий патриарх и реформатор). В Духов день была открыта рака с мощами. Никон зачитал, обращаясь к мощам, покаянное послание царя Алексея, который просил прощения у святителя Филиппа за то, что он был убит «его дедом царем Иоанном»… Святой архимандрит со всею братию слёзно просили оставить в монастыре хотя бы частицу мощей святителя. Просьба была исполнена, часть святых мощей отделена для хранения в монастыре, при этом вся церковь наполнилась чудесным благоуханием, а сами святые мощи отправились в путь к первопрестольной. Никон ехал с мощами, чтобы занять только что освободившийся патриарший престол. Братия плакала, расставаясь с мощами святителя Филиппа, ещё не зная, что вскоре многим из них и самим придется пострадать до смерти от царя, лицемерно просившего прощения у святителя за его убийство…
Но святому архимандриту не суждено было вкусить мученической смерти, он стоял только у начала борьбы соловецких монахов за сохранение «старой веры». Когда в 1653 году Никон начал свою реформу, сведения о ней не сразу докатились до далёких Соловков. В 1654 году Никон созвал церковный собор для утверждения своей реформы. На соборе побывал и Соловецкий архимандрит Илия. По-видимому, только тогда он и узнал о церковных преобразованиях Никона и его хуле на старые обряды Русской Церкви. Там же он увидел и сопротивление «новинам» со стороны епископа Павла Коломенского. Архимандрит разделял позицию епископа Павла, но, в отличие от него, не был сразу подвержен опале. Видимо, это было связано с тем, что он привез царю значительную сумму денег, собранную в Соловецкой обители на военные расходы.
Возвратившись на Соловки, преподобный Илия продолжил служить по старым книгам, ограждаться и благословлять старым двоеперстным крестным знамением.
В августе 1655 года из монастырского заключения бежал протопоп Иоанн Неронов, пострадавший от Никона за приверженность старой православной вере. Он прибыл в Соловецкую обитель, и архимандрит Илия устроил ему самую торжественную встречу, величая его страдальцем за истину и добрым воином, дал ему припасов и отпустил обратно на материк в монастырской ладье. Об этом донесли патриарху Никону, который наложил на своевольного архимандрита временное запрещение.
Никон стал печатать в Москве новые служебники и прочие богослужебные книги, а старые объявил испорченными и негодными. Он рассылал новые книги по церквам и монастырям, насильно заставляя их покупать за дорогую плату. Это было одним из источников доходов патриаршей казны. В течение шести лет было напечатано шесть изданий служебника, каждое из которых объявлялось «самым правильным», с запрещением служить по любым другим изданиям, но все шесть изданий имели разницу не только со старыми книгами, но и друг с другом… 30 августа 1657 г. прибыл в Холмогоры церковный чиновник Иван Малгин, развозивший по церквам и монастырям Новгородской епархии новопечатные церковные книги, и передал здесь Иосифу, приказному старцу Соловецкого подворья, для отсылки в монастырь пятнадцать новых служебников да три другие церковные книги, взяв за них «23 рубля, 8 алтын и 3 деньги». Это были огромные по тем временам деньги. В октябре старец Иосиф переслал книги в Соловецкий монастырь, но архимандрит Илия, не объявив никому, положил их в «казенную палату», не повелев их использовать в служении.
Нашлись в монастыре и сторонники Никона, которые, прознав о произошедшем, стали требовать начать службу по «новоисправленным книгам». Но соборный строй жизни Соловецкой обители стал препятствием для их потуг. Все важные вопросы в монастыре решались «малым чёрным (то есть иноческим) собором», состоявшим из полутора десятка самых уважаемых старцев во главе с архимандритом, а самые важные — «большим чёрным собором», то есть собранием всей монастырской братии. Преподобный 8 июня 1658 года созвал «большой чёрный собор», на который пригласил не только иноков обители, но и настоятеля и других представителей Анзерского скита, и стал со слезами им говорить: «Видите, братия, последнее время, и восстали новые учители, и от веры православныя и от отеческаго предания нас отвращают, и велят нам служить на ляцких крыжах по новым Служебником, неведомо откуда взято: помолитеся, братия, чтоб нас Бог сподобил в православной вере умереть, якоже и отцы наши, и чтоб латынской службы не принимать». И вся братия, к ужасу сторонников новшеств, единодушно отвергла новоприсланные книги. В «соборном приговоре» было написано: «И келарь, и казначей, и соборные старцы, и болничные и вся братия тутож в трапезе всем чорным собором архимандриту Илие сказали: будет священницы учнут служить по новым Служебникам, и мы от них и причащатца нехотим, а милости у Бога просим, чтоб скончатца також, якож и отцы наши во обители; а будет на отца нашего архимандрита Илию изыдет какая кручина, или жестокое повеление от великого государя святейшаго патриарха, или от преосвященного митрополита Новгородского, и нам всею братиею великому государю святейшему патриарху и преосвященному митрополиту бити челом своими головами, и стояти всем заодно и ни в чем отца своего архимандрита Илии не подать».
Сторонники новшеств убоялись открыто выступить на соборе, но немного погодя тайно от всех послали патриарху Никону клеветнический донос на святого Илию, чтобы отстранить архимандрита от управления обителью. Однако Бог не попустил сбыться их планам: Никон внезапно оставил патриаршество, донос так и остался без последствий, и преподобный не потерпел от властей никакого вреда.
1 июля 1659 г. Соловецкая обитель осиротела: добрый её пастырь архимандрит Илия преставился от бренной земной юдоли в вечные Небесные чертоги, окончил многотрудное житие, сохранив веру, и получил уготованный от Христа венец. С плачем и молитвенными песнопениями погребла братия его многотрудное тело с восточной стороны часовни-гробницы преподобного Германа, основателя соловецкого монашества. И молились за него панихиды и обедни в храмах, и обращались к преподобному Илии в келейных молитвах, почитая его как святого. И сам усопший подвижник являлся им в видениях и укреплял на подвиги веры и благочестия.
Инок Епифаний Соловецкий, постриженник святого Илии, сам великий подвижник веры и мученик, взятый во время огненной казни с телом на небо, записал при жизни о таком своем видении: «Явился мне во сне прежде почивший преблаженный архимандрит Соловецкого монастыря Илия, который меня когда-то и постриг. Я же взял и показал ему ведёрки, мною изготовленные; он же повелел их вынести вон, сказав, показуя перстом на киноварницу (чернильницу): вот это, говорит, твоё дело». И святой инок Епифаний, получив такое благословение, написал, собрав из Святого Писания и других божественных книг, челобитную («книжицу») к царю в защиту старой православной веры, которую потом вручил в Москве в руки самодержцу (и за это был сразу схвачен и арестован, и по многолетних истязаниях сожжен в срубе)…
Преподобный Илия Соловецкий — один из сонма праведников, просиявших на Русском Севере во второй половине XVII столетия.
Память его совершается 1 июля по церковному стилю.
Тропарь преподобному отцу нашему Илии, архи́мандриту Соловецкому. Глас 5-й. Преподо́бне о́тче, па́стырь яви́ся и́ноком, и наста́вник ко спасе́нию; бде́нии и посто́м те́ло изнури́в, и пло́ть порабо́тил еси́ ду́хови, до́бре тече́ние сконча́в, и ве́ру соблюл еси, те́мже восприя́т вене́ц от руки́ Госпо́дни, Его́ же престо́лу при́сно предстоя́, Илие́ прехва́льныи, моли́ о спасе́нии ду́ш на́ших.
Кондак, глас 2-й. Ле́ди неве́рия, растопи́л еси́ пла́менем ве́ры своея́, посрами́в ерети́ческая мудрова́ния, и ве́рен до конца́ яви́ся, сего́ ра́ди стяжа́ вене́ц живота́ ве́чнаго, от десни́цы Влады́чни, и н́ам пра́зднующим па́мять твою́, испроси́ у Христа́ очище́ния грехо́в, ми́ра и ве́лия ми́лости.
Икос. Уподо́бився ко́рмчии всепрему́дрому, вла́ему бу́рею кораблю́ церко́вному, упра́вил ча́да своя́ ко спасе́нию, преподо́бне о́тче на́ш Илие́, уча́ше бо презрет́и плотска́я мудрова́ния, прехо́дят бо, прилежа́ти же па́че о душе́вном спасе́нии, его́ же никто́ же восхи́тити не смо́жет, от ру́к упова́ющих на Христа́, и Того́ путе́м при́сно ше́ствующих, и храня́щих древлецерко́вная преда́ния, и яви́ся и́стинныи во́ин Христо́в, и добропобе́дник изря́дныи, и на́м пра́зднующим всечестну́ю па́́мять твою, испроси́ у Христ́а очище́ния грехо́в, ми́ра и ве́лия ми́лости.