Епископ Канадский Михаил (Семенов)

Главная Публикации Персоналии Епископ Канадский Михаил (Семенов)

Темы публикаций

Епископ Канадский Михаил (Семенов)

Епископ Михаил (Павел Васильевич Семенов) родился в Симбирской губернии в крестьянской новообрядческой семье. Путь его к старой вере, к подлинному православию, хранящему заветы дониконовской Русской Церкви, не был простым.

Епископ Канадский Михаил (Семенов)

Первоначальное духовное образование Павел получил в Симбирской духовной семинарии. 26 ноября 1899 г. года пострижен в иноки с наречением имени Михаил, 28 ноября посвящен в иеромонахи. Уже в это время о. Михаил заинтересовался старообрядчеством и полюбил его, ибо в старообрядчестве он увидел истинное православие, соблюдающее обычаи, устои и соборность первохристианства.

С 26 августа 1900 года преподавал в Воронежской духовной семинарии. Будучи переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию, он активно влился в интеллектуальную жизнь столицы, участвовал в Религиозно-философских собраниях, а вскоре принял самое активное участие в подготовке так называемой Записки 32 священников, предлагавшей широкую программу реформ синодальной церкви.

В 1905 году иеромонах Михаил был посвящен в сан архимандрита. Архимандрит Михаил открыто выступил против антиканонических начал в управлении господствующей церкви. В 1906 году он знакомится со старообрядческим епископом Иннокентием (Усовым), публикует в нижегородском журнале «Старообрядец» статьи — конечно, под псевдонимом.

В августе 1907 года архимандрит Михаил направляет в редакцию нижегородского журнала «Старообрядец» свою статью, содержание которой свидетельствует о полном признании им истинности Старообрядческой Церкви. 23 октября 1907 года архимандрит Михаил присоединяется к старой вере.

22 ноября 1908 года Совет Всероссийских съездов старообрядцев получил письмо из Канады, в котором говорилось, что многие христиане, живущие там, имеют желание присоединиться к старообрядчеству. Епископ Иннокентий единолично рукоположил архимандрита Михаила в сан епископы для поездки и проповеди в Канаде. Вскоре, однако, выяснилось, что паства там не так велика, как сообщало письмо. По этой и другим причинам епископ Михаил вынужден был вернуться, доехав только до Гавра (Франция). Единоличное рукоположение стало впоследствии предметом рассмотрения на Освященных Соборах. Владыка Михаил не получил епархии в России, оставаясь епископом-проповедником.

Епископ Михаил был одним из ярких апологетов православия начала XX века. Он был пламенным проповедником Слова Божия, и дело его не расходилось с его словом. На этом святом поприще он трудился, не щадя своих сил и здоровья.

На самые животрепещущие и больные вопросы современности откликался епископ Михаил и бичевал личное и общественное зло во всех его проявлениях, о чем свидетельствуют написанные и изданные им книги: «Христос в век машин», «О вере и неверии», «Апология старообрядчества», «Церковь, литература и жизнь», «Церковь и евангельские лилии», «Жизнь и совесть», «Новые и старые пути», «В праведную землю», «О счастье и мещанстве» и многие другие.

Исторические повествования «На заре христианства», «Перед Стоглавым собором», «Великий разгром», «Боярыня Морозова», «Горящий огнем» показывают в епископе Михаиле серьезного историка, вдумчивого психолога и художника слова. С тонким пониманием церковной истории, с глубоким и искренним чувством воссозданы им образы стойких борцов и самоотверженных страдальцев за правую веру.

Большое внимание епископ Михаил уделял Московскому старообрядческому богословско-учительскому институту, для которого им написаны шесть учебников по богословским дисциплинам, истории Церкви и несколько журнальных статей о методике преподавания и постановке воспитательной работы.

Сотни глубоких, ярких и оригинальных по стилю и содержанию статей епископа Михаила в старообрядческих журналах за девять лет его сотрудничества в них вместе с названными выше его книгами составляют золотой фонд старообрядческой литературы. Блестящие статьи епископа Михаила были украшением старообрядческих журналов, просвещая и утоляя духовную жажду ищущих Бога и правды Его.

Епископ Михаил был переутомлен напряженной писательской работой, откликаясь на все события, волновавшие Россию. Особенно сокрушали его страдания окружающих, терявших на войне самых дорогих и близких.  Он заболел тяжелой формой нервного истощения и однажды по пути в Москву пропал. Какое-то время его не могли отыскать. Как выяснилось впоследствии, одним из вечеров он подвергся нападению неизвестных преступников.

18 октября владыка был доставлен в одну из московских больниц в бессознательном состоянии, тяжело избитым и изувеченным. Только через неделю вернулось к нему сознание и он смог назвать себя. 24 октября в больнице он исповедовался и был причащен Святых Тайн о. Иоанном Гришенковым.

Когда священник приложил к устам святителя Святой Крест, он сжал его правою рукою и долго прижимал к своим устам. Видимо, он понимал и чувствовал, что в земной жизни последний раз лобызает Святой Крест. Крест Христов, святой и спасительный, любимая тема его проповедей, бесед и слов. 25 октября умирающий владыка был перевезен в больницу Рогожского кладбища.

В два часа пополудни 27 октября 1916 года (9 ноября по новому стилю) горячее и благородное сердце святителя-проповедника и христианского писателя, пылавшее искренней любовью к Богу и ближним, — перестало биться. Апостол двадцатого века отошел в вечность к своему божественному Учителю — Христу.

В воскресенье 30 октября (12 ноября по новому стилю) было совершено в Христорождественском храме Рогожского кладбища торжественное отпевание и погребение тела почившего епископа Михаила при большом стечении духовенства и народа. Безвременная смерть епископа Михаила вызвала множество откликов в старообрядческой прессе, достаточно посмотреть журналы «Слово Церкви» и «Старообрядческая мысль» тех дней. В них есть ценнейшие воспоминания о покойном владыке.

Поделиться: