Преподобный Елеазар — один из древнерусских святых, заставших при жизни Никонову реформу и не предавших древлего благочестия. Родился он в конце XVI века в городе Козельске под Калугой в семье купца Афанасия, по прозвищу Севрюкова, и его супруги Татианы. С юного возраста вожделея иноческого подвига, молодой купеческий сын оставил всю славу и наслаждения мира сего и направил свои стопы в прославленную Соловецкую обитель, находившуюся на суровых островах Белого моря. Прибыл он в монастырь с двумя братьями Романом и Михаилом, но Роман вскоре заболел и умер, а Михаил покинул обитель. Преподобный Елеазар проводил свои дни и ночи в трудах и молитве. Освоив в монастыре искусство резьбы по дереву, преподобный участвовал в украшении иконостаса Спасо-Преображенского храма. Пострижение во иноки он принял от святого игумена Иринарха Соловецкого в 1613 году.
Осенью 1614 года инок Елеазар услышал от некоего христианина о необитаемом Анзерском острове, где стояла заброшенная деревянная церковь святителя Николы Чудотворца (она была в 1583 году перенесена на остров из Соловецкого монастыря, для того чтобы в ней могли время от времени молиться приезжие рыбаки). Преподобный воспламенился желанием уединиться на этом острове для усиления своих молитвенных трудов. Приплыв на остров в день Покрова Пресвятой Богородицы, он поставил деревянный крест у озера Круглого и построил рядом келью, в которой стал жить в молении и рукоделии, вырезая из дерева своими руками различную домашнюю посуду. Преподобный относил свои изделия на океанский берег и удалялся. Время от времени мореплаватели забирали с берега труды рук преподобного, оставляя вместо платы хлеб, квашеную капусту и другие съестные припасы. Диавол же, древний супостат рода человеческого, весьма противился пребыванию святого на острове. С первых дней пустыннику стали являться полчища бесов в образе стрельцов, пугавших его копьями, луками и огнестрельным оружием, которые кричали: «Уходи отсюда, то издавна наше место!» — и из тысяч пищалей с грохотом стреляли в преподобного. Святой же не устрашался, но отвечал им: «Не ваше, Христа Бога нашего, а Бог изволил быти мне на месте сем». И читал псалом 67-й: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…» И тотчас бесы исчезали.
Ни днем, ни ночью не имел преподобный покоя от нападений врага до самого праздника Рожества Христова, когда явилась ему во сне Сама Пресвятая Богородица. Он сказала измученному борьбой пустыннику: «Мужайся и крепися, Господь с тобою. И напиши в келии своей на стенах: «Христос с нами уставися». И дала ему посох и лестовку (чётки). Он же, восстав от сна, сразу же написал сказанное на стенах, и нападения бесов ослабли. С той поры на Соловках повёлся обычай помещать на стенах келий листы с подобной надписью, и обычай этот сохранялся в старообрядчестве, например, в Черемшанских монастырях вплоть до их разгрома в советское время.
Однажды вечером, молясь и борясь со сном, услышал преподобный ангельское псалмопение на мелодию церковного 4-го гласа: «Вознесу Тя, Господи Боже мой, яко подъял мя и не возвеселил еси враги моя, Господи Боже мой!» И святой ответил пением на тот же глас: «Бу́ди имя Господне благословенно отныне и до́ века». И решил тогда пустынник Елеазар облечься в «совершенный великий иноческий образ», то есть принять высшую степень монашества — святую схиму, что и сделал в 1616 году. Схимнический постриг совершил поселившийся на острове престарелый священноинок Фирc.
К старцу стали присоединяться другие пустынники, он стал их расселять в отдельные келии, которые строились на расстоянии не менее версты между собою. Пустынники жили и молились уединенно, и только на воскресные и праздничные службы собирались на совместное богослужение, которое первое время проводили «простецким чином», то есть без священника. Священник для исповеди и причащения посещал их время от времени, прибывая из Соловецкого монастыря.
В 1620 году святой Елеазар устроил себе новую келью в другой части монастыря, где издревле находилась заброшенная Никольская церковь. Рядом с нею на присланные царём Михаилом Федоровичем деньги был построен и освящён новый храм во имя Живоначальной Троицы с приделом в честь преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя царя. Денег на храм никто из анзерских иноков не просил, но Бог вложил благую мысль царю, случайно услышавшему о подвигах пустынножителей. Храм был освящён, и в нём служили время от времени священники из Соловецкой обители, сам же преподобный Елеазар по смиренномудрию своему предпочитал оставаться во иноческом чине, а не священническом, не желая человеческой славы.
Бездетный царь Михаил передал отцу Елеазару просьбу помолиться о даровании ему сына — наследника престола. По молитвам преподобного Бог дал царю наследника — царевича Алексея Михайловича, с чьим именем будет связана злосчастная церковная реформа, принесшая неисчислимые беды русским православным людям. Но в то время никто ещё о грядущих бедах не знал.
Отец Елеазар, кроме рукоделия, занимался еще и писанием святых икон, перепиской церковных книг, а также составил на основе афонской рукописи устав Елеазарского скита и письменные наставления к братии. Описал он в пергаментном свитке и те чудеса и божественные явления, которые были ему в течение жизни. А чудес было немало. Являлись ему и ангелы Божии, и Пресвятая Богородица, и Сам Бог в Троице (в виде Ветхого Деньми Отца, и Сына — Господа Исуса Христа, и Святаго Духа в виде голубя, как это нередко изображают на иконах). Диавол пытался и своими ложными чудесами прельстить пустынника, но старец Елеазар молитвой и двоеперстным крестным знамением разрушал его козни, и враг становился невидим.
Святой Елеазар изнурял своё тело тяжкими веригами и постными подвигами, вкушая сухую пищу один раз в неделю. И таким образом очистив душу и тело, преподобный стяжал от Бога дар прозорливости и пророчества. Например, когда в Анзерском скиту поселился и стал служить постоянный священноинок Никон, то на литургии отец Елеазар увидел на плечах его черного змея и прорёк братии, что Никон станет патриархом и много бед учинит всей Русской земле, что и случилось впоследствии. Никон после того случая, в 1639 году, сбежал из скита, никем не гонимый. Пророчество старца Елеазара сбылось через 14 лет: весной 1653 года Никон, ставший уже патриархом, начал свою обрядоборческую реформу. Он объявил, что все церковные книги, чины и обряды на Руси «испорчены ересями», и ввел новые обряды и книги, а противников реформы объявил раскольниками и начал жестоко преследовать. Преподобный же Елеазар, как и другие мужественные христиане, не принял Никоновых новшеств и остался неуклонным приверженцем древлеправославного благочестивого предания.
В 1656 году, 13 января, преподобный Елеазар, впавший в недомогание, попрощался с братией и благословил своих спостников, увещевая их жить добродетельно, не изменять устава и древних благочестивых обрядов и обычаев скита и обещая им благодатную помощь Божию. Наконец подвижник наименовал своим преемником в попечении о братии своего ученика Никодима и, причастившись святых Христовых Таин, мирно преставился ко Господу. Он умер в той вере, которая теперь уже называлась «старой», в противовес «новой вере» Никона патриарха.
И после смерти Бог прославлял преподобного Елеазара чудесами. Он спасал терпевших кораблекрушение соловецких иноков, исцелял тяжело болящих, явился иноку-иконописцу, который его никогда не видел и затруднялся написать образ преподобного Елеазара, чтобы помочь ему в создании иконы…
Скит долгое время не принимал Никоновой реформы, помня завет своего основателя о неуклонном следовании древним обычаям. В 1658 году анзерские иноки приняли участие в «черном соборе» Соловецкого монастыря, который постановил не принимать «исправленных» по приказу Никона служебников. Когда царь Алексей Михайлович вел 8-летнюю военную блокаду Соловецкого монастыря за непринятие иноками Никоновой реформы, ученики преподобного Елеазара тайно привозили на лодках пищу голодающим страдальцам, надеясь на помощь Божию и заступничество преподобного Елеазара. Во время кровавого разгрома Соловецкой обители был разорён и Анзерский скит, иноки бежали с острова от преследований «нового ирода-царя»…
Позже на остров завезли других иноков, покорных церковной реформе, которые вместо древлеправославной обители создали монастырь «новой веры», нарушив заветы преподобного Елеазара. В 1757 году они начали строить часовню над могилой великого старца и при закладке основания обрели нетленные мощи преподобного Елеазара. Бог как бы напоминал им этим чудом о той старой вере, в которой жил и угодил Богу святой основатель Анзерского скита, дабы и они ступили на путь покаяния и возвращения к исконному Православию. Может быть, кто-то из них и вернулся в веру святого Елеазара, но прошедшие столетия стёрли об этом земную память…
После большевистской революции святые мощи преподобного были изъяты безбожными властями и исчезли в неизвестности.
Православные староверцы свято чтут память святого Елеазара и призывают его имя в молитвах к Богу.
День памяти сего святого 13 января по церковному стилю.
Тропарь прп. Елеазару Анзерскому, глас 8-й. Ко́рмчии Всеблаго́му прилепи́вся от ю́ности, преплы́л еси́ жите́йскую пучи́ну му́дре, и на́ острове пусты́нном всели́вся, отгна́л еси́ де́монския полки́, и со́брав ученики́ и спо́стники, наста́вник яви́ся ко пути́ спасе́ному, преподо́бне о́тче на́ш Елеаза́ре, моли́ о спасе́нии ду́ш на́ших.
Кондак, глас той же. Дне́сь ве́рнии пра́зднуем, в па́мять преподо́бнаго отца́ на́шего, то́й бо вся́ кра́сная ми́ра оста́вль, и Бо́гу всекра́сно порабо́тився, и яви́ся вели́кии купе́ц, измени́в тле́нными нетле́нная, и ны́не на́ Небесех чи́сте зри́ши Святу́ю Тро́ицу, о́тче наш Елеаза́ре, и от все́х ве́рных слы́шиши всегда́: ра́дуися преподо́бне Елеаза́ре о́тче на́ш.
Икос. Мирски́я красоты́ оша́явся, и пусты́нному жи́тельству вда́в себе́ блаже́нне, во о́строве морсте́м всели́ся, еди́н Еди́ному Бо́гу бесе́дуя, и отгоня́я бесо́вская ополче́ния, и оте́ц и́ноким бы́в, и наста́вник ко спасе́нию, те́мже о́т Бога вели́ких даро́в сподо́бився, и в Небе́сныя оби́тели всели́вся, слы́шиши от почита́ющих святу́ю па́мять твою́: ра́дуися пра́вило и́ноком изве́стное, ра́дуися прогони́телю сопоста́том, ра́дуися ве́рным огражде́ние и укрепле́ние, ра́дуися храни́телю церко́вным преда́нием, ра́дуися разори́телю ересе́м, ра́дуися Бо́жиим виде́нием тайнозри́телю, ра́дуися бесо́вским ко́знем разруши́телю, ра́дуися в мо́ри бе́дствующим ско́рыи помо́щниче, ра́дуися к пути́ спасе́ному наста́вниче, ра́дуися неду́жным до́брыи врачу́, ра́дуися по сме́рти жи́зни сподо́бивыися, ра́дуися моли́твенниче о прибега́ющих к тебе́, ра́дуися преподо́бне Елеаза́ре о́тче на́ш.