В Вытегорском районе на Вологодчине есть древнее Курженское (современное написание — Куржинское) озеро с небольшим заросшим зеленью островом. В середине далекого XVII столетия, когда началась на Руси церковная реформа, здесь поселился старец Евфросин, ушедший из одного из монастырей, чтобы убежать от «Никоновых новин». Еще в XIX веке на острове сохранялась могила старца и некий «памятник» над нею. Ныне же только развалины деревянной Троицкой церкви да топоним «Курженская пустошь» напоминают о том, что здесь когда-то была обитель православных монахов-«старолюбцев».
Курженская обитель была названа так по имени озера, на острове внутри которого она находилась. Также она именовалась и Андомской, по названию рядом протекающей реки. Посвящен же монастырь был Пресвятой Троице.
Святой старец Евфросин, первым обживший Андомскую «пустыню», был прилежным постником и молитвенником, прославился как строгий ревнитель древлеотеческой православной веры. К нему приходили из других монастырей подвижники «старой веры»: кто-то оставался надолго, кто-то, прожив год, уходил в другие необжитые места для усугубления подвига, как, например, преподобномученик Епифаний Соловецкий, который оставил в своем «Житии» такой рассказ об этом святом:
«О преподобном Ефросине, который во Андомскую пустыню забежал от никониянской ереси и скончался там о Христе Исусе. Мне он, грешному, друг был любимый; я у него в пустыне год жил во единой келии, и правило с ним вместе говорили; весьма христолюбивый человек был, безмолвие очень любил. Однажды я, грешный, сидел в безмолвии [1] в пустыне моей, и пришел ко мне в пустыню странник-старец, именем Варлам. И сказал он мне умильно и со слезами: ,,Отче Епифаний! Друг наш, и брат, и отец Ефросин святый преставился и ныне дивные чудеса творит благодатию Духа Святаго. Я у него больше году жил, укрывался от никониянской ереси. Чюдный муж житием был. Христа Бога весьма любил и безмолвие’’. Так сказал мне брат. Я же, грешный, от того времени начал тужить и скорбеть в сердце моем, говоря: ,,Как избегу муки вечной и получу Царство Небесное?! Господи, Господи Владыко Вседержителю! Очисти меня от всякой скверны плоти и духа и будь мне Правитель и Наставник, и Вождь ко спасению моему! И спаси мя, грешного раба твоего, какими Ты знаешь судьбами!’’ Так же и Богородице, и святому ангелу-хранителю моему, и преподобного Ефросина в помощь призывая, и всех святых, да помолятся о мне ко Христу Исусу, Свету, чтобы избежать мне вечной муки и улучить царство со святыми его.
И в этом помысле много дней препроводил, молясь постоянно Богу: да избегу мук и найду рай со святыми в будущем веке. Об этом только и думаю, сидя, и ходя, и на одре моем лежа, и правило говоря, молитвы, и каноны, и псалмы, и поклоны, и рукоделие делая. Молюсь, когда умом, когда языком: да избегну муки вечной и получу царство вечное со святыми.
И однажды после канонов, и после молитв и поклонов ночных, думаю, что полуночи, я возлёг от трудов на одре моем и тотчас впал в лёгкий сон. И вижу в келейке моей сердечными очами моими гроб, а во гробе лежит старец Ефросин, друг мой любимый и сердечный, мертв. Я же гляжу в гроб на Ефросина и удивляюсь, помышляя в себе: ,,Как оказался в келии моей друг мой и гроб его? А погребен он во Андомской пустыне, а ныне оказался в Виданьской пустыне у меня и в келии моей. Что же это будет?’’ И гляжу на него прилежно. И начал преподобный Ефросин помалу-малу оживать. И ожил, и восстал от гроба. Я же, грешный, с великой радостью обняв его руками моими, начал лобызать и целовать его с любовью Христовою, и говорить: ,,О, свет мой и друг мой любимый Ефросинушко! Знаю я, что ты давно умер, преставился на тот свет, а ныне вижу тебя, снова ожил ты. Скажи мне, свет мой, Бога ради, как там царство небесное, где святые, и праведные, и преподобные, и все святые водворяются, и царствуют, и живут, как там на том свете? Да и грешникам как приготовлена мука та горькая и лютая, огонь, и червь, и смола, и всякая горесть и беда? Скажи мне, Христа ради, Ефросинушко, по порядку всё! Боюсь я, грешный, муки вечной и беды тамошней».
Преподобный же Ефросин светлым лицом и веселым взором взглянул на меня и сказал мне тихим, и любовным, и смиренным гласом так: ,,Брат мой и друг мой любимый Епифаний! Молись ты прилежно Пречистой Богородице, так от всех бед избавишься и получишь радость».
И, не знаю как, святой из рук моих исчез и стал невидим. Я же, грешный, пробудился, как от сна: а сердце мое наполнено великой радости, ибо Бог показал мне друга моего любимого, и брата, и отца, преподобного старца Ефросина, и учения святого от уст его услышать сподобил меня, что повелел он мне молиться прилежно Пречистой Богородице. За всё это слава Христу Богу, Свету, и Богородице, Матери его истинной, и всем святым во веки. Аминь».
Преставился преподобный Евфросин в первой половине 1660-х годов, мощи его погребены в основанной им обители. Современники свидетельствовали о посмертных чудесах и исцелениях при гробе преподобного.
Имя преподобного Евфросина указано в известной книге «Описание о Российских святых» (конец XVII — начало XVIII века).
Удивительно, что Курженского подвижника почитают не только старообрядцы, но и последователи «господствующей церкви», и лик его написан на иконе «Собор Карельских святых», находящейся в новообрядческом соборе г. Петрозаводска.
Память сего святого 21 июля старого стиля.
Тропарь преподобному Евфросину, ку́рженскому чудотворцу. Глас 1-й. Удали́вся бе́гая вся́кия пре́лести, и удали́вся в пусты́ню Андо́мскую, преподо́бне о́тче на́ш Евфроси́не, и соста́ви та́мо оби́тель сла́вную, иде́же подвиза́вся Христа́ ра́ди, насле́дова Небе́сное Ца́рьствие, и ны́не непреста́й о́тче моля́ся, спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 8-й. Мы́сленаго стре́лы сопоста́та, разжже́ныя огне́м пре́лести, ве́ры щито́м отрази́л еси́ прехва́льне, иско́рене исто́рг грехо́вныя плевелы́, и очи́стив ду́шу свою́, оби́тель сотвори́ся Пресвяте́й Тро́ице, Ея́ же престо́лу ны́не предстоя́, помина́й на́с чту́щих па́мять твою́, мо́лим тя́ преподо́бне о́тче на́ш Евфроси́не.
Икос. Ве́ждама не дава́ше сна́, ни дрема́ния очи́ма свои́ма, при́сно подвиза́яся на моли́тву ко Христу́ Бо́гу, пло́ть изнури́в по́стническими натрижне́нии, порабо́тил ю́ вои́стину ду́хови, те́м и Бо́г тебе́ возлюби́, дарова́ ти́ Ца́рьство Небе́сное, и мо́щи твоя́ просла́ви чудесы́ и исцеле́нии, и ны́не предстоя́ престо́лу Влады́чню, помина́й на́с чту́щих па́мять твою́, мо́лим тя́ преподо́бне о́тче на́ш Евфроси́не.
[1] В одиночном отшельничестве. — Авт.