Боровское священство (конец XIX — первые десятилетия ХХ вв.)

Главная Публикации История старообрядчества Боровское священство (конец XIX — первые десятилетия ХХ вв.) 

Темы публикаций

Боровское священство (конец XIX — первые десятилетия ХХ вв.) 

У каждого человека или группы людей в жизни бывает духовный и творческий подъем, который может быть кратковременным или занимает целое десятилетие. Так было и в боровском старообрядческом обществе последней четверти XIX — первого десятилетия XX вв. Боровские старообрядцы в условиях гонений сохраняли свою веру, тайно содержали моленные дома и священников, которые их окормляли. Накопленный предшествующими десятилетиями духовный и творческий потенциал боровских старообрядцев вылился в начале ХХ в. в создание общин и строительство храмов, которые на многие десятилетия стали силой притяжения старообрядческого общества, занимавшего активную позицию в общественной жизни города и своих единоверцев.  

Боровскому старообрядчеству в то время повезло со священниками, которые смогли «сами стать боровчанами» и всем сердцем приняли жизнь своих прихожан. Такими были старообрядческие священники о. Карп Тетеркин и о. Афанасий Ковшов.  

 

Карп Лазаревич Тетёркин

Карп Тетёркин (1861−1924) родился в 1861 г. в д. Коротковой Запонорской волости Богородского уезда Московской губ. Под руководством своих тетушек, инокинь Алевтины и Надежды, изучил богослужение и церковный устав. С 17 лет до времени рукоположения в сан священника он служил в живописном отделении фарфоровой фабрики т-ва М.С. Кузнецова в Дулеве Владимирской губернии. В сан священника о. Карп рукоположен архиепископом Саватием 9 ноября 1888 г. 21 ноября 1888 г. о. Карпом в храме Всех святых, который находился в моленном доме, было совершено первое богослужение.  

В годы служения о. Карпа вместо старого тесного молитвенного дома был построен новый великолепный обширный храм [3]. Храм поражал современников добротностью постройки (паровое отопление и т.д.) и роскошью отделки. Тем не менее в изданиях господствующей церкви он продолжал именоваться молельным домом [7, с. 109; 4, с. 12]. 29 июня 1908 г. состоялась закладка колокольни при храме Всех святых, строившейся на средства общины и добровольные пожертвования прихожан [9, с. 979]. 6 декабря 1908 г. на храме был торжественно установлен крест [14, с. 214–215], а 22 марта 1909 г. на отстроенную колокольню были подняты колокола [15, с. 631]. 

О. Карп много заботился об улучшении церковного пения в храме. 15 мая 1908 г. священником Карпом Тетеркиным при храме Всех святых было открыто училище церковного пения. Учителем пения был назначен И.Ф. Пучков. Пению обучалось до 30 человек, «успех очень благоприятный для церкви и прихожан; поют с хорошим познанием; учение происходит 1 ½ часа» [8, с. 592]. Церковное пение под руководством И.Ф. Пучкова было украшением всех церковных праздников, крестных ходов и событий, связанных с общиной [9, с. 979]. 

Но одной из главных заслуг о. Карпа было то, что он начал ежегодно 11 сентября совершать крестный ход на могилы мучениц и исповедниц Морозовой и Урусовой. Так, в заметке «Память боярыни Морозовой и княгини Урусовой», помещенной в журнале «Церковь» за 1908 г., было описано это событие: «По примеру минувших трех лет боровские граждане- старообрядцы 11 сентября с.г. почтили память страдалиц за веру Христову и за древние православные обряды княгини Евдокии Урусовой и боярыни Феодосии (во инокинях Феодоры) Морозовой крестным ходом на могилу. Около 11 часов утра в храм Всех святых, что на Успенской улице, народ начал стекаться со всех концов города. По обычном начале о. Карп выдал св. запрестольный крест и святые запрестольные иконы и благословил собравшийся народ идти на место упокоения мучениц. За святыней последовали в дорогих облачениях настоятель о. Карп и о. диакон Григорий, за ними с пением крестовоздвиженских ирмосов хор певцов и певиц местного храма во главе с учителем пения И.Ф. Пучковым. По прибытии на так называемое Городище, на место упокоение страдалиц, началось служение панихиды. По окончании оной о. Карп сказал трогательную речь и познакомил слушателей еще с житием священника Полиекта и 14 человек, с ним сожженных в граде Боровске за древние обряды. (Аввакум говорит: «Не по што в персы итти, пещы огненныя искать, но Бог дал дома Вавилон, в Боровске пещь холдейская». А.К. Бороздин, с. 253, в примечании). 

После речи и обычного начала православные христиане и все присутствующие стали поминать усопших страдалиц освященною кутиею. 

При благоприятной погоде крестный ход возвратился в храм Всех святых. Народу было очень много, и разных согласий, и все молились. Много было и от господствующей церкви» [11, с. 1299]. 

В 1912 г. архиепископ Иоанн назначил о. Карпа благочинным. В феврале 1913 г. о. Карп был возведён епископом Калужским и Смоленским Павлом в сан протоиерея и награждён камилавкою и палицею.  

21 ноября 1913 г. состоялось торжественное чествование о. Карпа по случаю 25-летнего служения в сане священника при храме Всех святых. На чествование к началу молебна прибыли протоиерей Покровской общины о. Афанасий Ковшов со своим клиром, певчими и членами совета. После молебна и многолетия председателем совета Всехсвятской общины А.П. Ежиковым с членами совета были поднесены юбиляру икона во имя священномученика Карпа, в дорогой ризе, и адрес, который был прочтён товарищем председателя П.В. Шутовым:  

«Глубокоуважаемый пастырь и духовный отец наш, Карп Лазаревич! Четверть века прошло с того времени, как Вы были посвящены архиепископом Саватием Московским в сан священника и пастыря к храму Всех святых в г. Боровск. В 1888 году, 21 ноября, в день Введения во храм Пресвятыя Богородицы, в первый раз в нашем старом храме совершили всенощное бдение и Божественную литургию. В настоящее время в этом новом храме, по приобретению которого было много положено Вами трудов и забот, твои духовные дети собрались почтить и поздравить тебя, глубокоуважаемый о. Карп, с праздником и торжественным днем двадцатипятилетия, при пожелании Вам еще много, много лет здравствовать и трудиться на благо нашего святого храма и на спасение душ твоих духовных чад. На память дня сего просим принять от общины сию св. икону священномученика Карпа, по молитвам которого да хранит тебя Господь Бог на много лет». 

О. Карп, перекрестившись, принял и поцеловал св. икону, поблагодарил общество за поздравление и драгоценное подношение. Затем группа женщин во главе с М.С. Саниной, поднесла юбиляру наперсный крест, сребровызлащенный, изящной работы. О. Карп принял и поцеловал св. крест и благодарил их за такое сердечное отношение к своему духовному пастырю.  

После о. диакону Григорию Георгиевичу Борзову за 25-летнее служение его в г. Боровске при храмах Всехсвятском и Покровском тоже была поднесена от общины икона св. Григория, папы старого Рима, и прочитан адрес.  

В конце подношений о. Афанасий Ковшов сказал слово о том, что такие «подношения пастырю пасомыми совершаются от любви и не противны Богу. В Св. Евангелии повествуется, что и Самому Исусу Христу женщина от любви сердечной преподнесла алавастр мира драгоценного и возлила на главу Его. И когда Иуда сказал: ,,Зачем такая трата? Ибо можно бы продать это миро за большую цену (300 динариев) и раздать их нищим?“ (Ин. 12, 3; Мф. 26,7; Лк. 7, 37), Господь сказал ученикам: ,,Что вы смущаете женщину? Она доброе дело сделала для меня: нищих вы всегда имеете с собою, а меня не всегда имеете“. Следовательно, Господь одобрил ее поступок, а поэтому, сказал о. Афанасий, и вы, христиане, совершив от любви такое подношение своему любимому пастырю, получите похвалу от Бога. Этим вашим подношением доказывается, что между вашим пастырем и вами, его пасомыми, существует мирное и духовное настроение. Дай Бог, чтобы так было и в будущем. Все благодарили о. Афанасия за сказанное низким поклоном и словами ,,Спаси Христос“». 

По окончании торжества члены совета, духовенство и прочие гости отправились в дом о. Карпа откушать хлеба-соли [17, с. 24–25].  

О. Карп был в числе тех, кто прилагал немало усилий к уничтожению церковного раздора, вызванного Окружным посланием, отправив в журнал «Церковь» открытое письмо к последователям епископа Иова («противоокружникам») с призывом прекратить вражду и «подумать о мире и соединении».  

После 1917 г. он продолжал служить в храме Всех святых. Его подпись стоит под анкетой от 5 января 1922 г. [1, л. 21].  

Умер о. Карп Тетеркин в конце 1923 г. (до февраля 1924 г.) (Точная дата смерти о. Карпа документально не установлена, но можно предположить конец 1923 г. – начало 1924 г., так как 20 февраля 1924 г. к храму Всех святых после его смерти был поставлен о. Симеон (С.М. Козлов). 

Второй священник, который оставил значительный след в истории боровского старообрядчества, о. Афанасий Ковшов. 

Афанасий Дионисьевич Ковшов

Афанасий Ковшов (1874 – 01.03.1915) — священник, окружник, настоятель храма Покрова 1-й старообрядческой общины в Боровске [5, с. 384–386; 6, с. 279–285; 13, с. 60−62] 

О. Афанасий был из крестьян д. Старово Богородского уезда Московской губернии. С 12 лет он помогал в алтаре отцу, который был священником в д. Кельч-Острог Волоколамского уезда. Повзрослев, он исполнял при отце обязанности дьячка. В 1901 г. он был рукоположен в сан диакона Иоанном, архиепископом Московским, в г. Иваново-Вознесенске и прослужил там пять лет. 

20 ноября 1905 г. он был рукоположен в сан иерея в г. Боровск Калужской губ. к храму Покрова Пресвятой Богородицы Ионой, епископом Смоленско-Калужским. Со дня своего поступления на службу в Боровск о. Афанасий трудился для блага общины. По его инициативе был создан любительский хор под руководством Павла Диевича Конюкова, в котором участвовали почти все его девять детей.  

Много сил о. Афанасий приложил для постройки нового храма [3]. 19 февраля 1908 г. была официально зарегистрирована Покровская 1-я старообрядческая община. 13 июля 1908 г. состоялась закладка престола в уже построенном храме [10, с. 1076]. И хотя колокольня была возведена позднее, с 16 ноября 1908 г. во временной звоннице зазвонили колокола, пожертвованные Ф.Е. Морозовой, Е.В. Провоторовой, М.Ф. Капыриной [12, с. 1636], а уже 18 декабря 1908 г. состоялось освящение храма [13, с. 59–61].  

По его призыву жертвовали все, кто имел возможность. За все 10 лет своего пастырского служения о. Афанасий неустанно трудился для блага Церкви Христовой и заслужил любовь не только своих прихожан, но и всех жителей Боровска, без различия вероисповедания. 

После освящения храма Покрова I-й общины, которое совершил архиепископ Московский Иоанн в сослужении епископа Ионы, Смоленского и Калужского, пяти священников и трех диаконов, пел московский хор, соединенный с местным мужским и женским. По окончании богослужения владыкою Иоанном была сказана речь. Затем настоятелю храма о. Афанасию Ковшову, строителям храма председателю совета общины Ф.И. Шокину и его товарищу П.Г. Капырину были поднесены следующие адреса. 

«1. Священнику о. Аф. Ковшову. 

Досточтимый батюшка, о. Афанасий Дионисьевич! 

Сегодня, в знаменательный для нас день, день торжества освящения новосозданного по воле Божией храма, мы почтительнейше просим Вас благожелательно принять искреннюю нашу к вам признательность. Три года тому назад избранием народа и утверждением архипастырским изволися Духу Святому освятить Вас, почтеннейший наш пастырь, благодатию священства. И вот, получивши этот великий дар Христа Господа и возгревая его, по слову апостола, в великий плод для Церкви, Вы полагаете всю Вашу жизнь на заботы и попечение о Вашей пастве, многотрудне служа делу спасения наших ближних. 

С учреждением же общины у нас, единогласно быв избраны настоятелем ея, Вы приложили труды, стараясь о возвеличении и благосостоянии внутренней жизни нашей общины. Когда же, волею Всевышнего Бога и с разрешения Императорского Величества, мы основали производство сооружения храма, вы, независимо от Ваших пастырских обязанностей, приложили к этому делу все Ваше тщание и попечение, энергию и труды, заботясь о благолепии и славе храма Божия. Мы видели, как Ваша благодарная и отзывчивая душа полагала все свои силы на это дело, стоя в то же время неусыпно на страже Вашей паствы. А поему всем этим Вы приобрели общую от всех нас без исключения признательность и любовь к себе. И что еще для нас отрадно и в высшей степени утешительно, так это то, что Вы приобрели к себе доверие и уважение всех разноверцев, нас окружающих. 

Итак, благоденствуй же, добрый наш пастырь, на долгие годы. Прилагай труды к трудам. Научи, запрети, умоли благовременнее и безвременнее. А за понесенные Ваши труды и заботы всеискреннейше приносим Вам, досточтимейший Афанасий Дионисьевич, нашу благодарность. Спаси Вас Христос. И в знак нашей признательности прими от нас земной поклон». 

Также был преподнесен адрес и попечителю храма Ф.И. Шокину и церковному старосте и строителю храма П.Г. Капырину. 

  1. « ГлубокоуважаемыйФеодор Иванович! 

В 1896 году Вы были избраны на пути церковно-общественной жизни быть попечителем при храме Покрова Пресвятыя Богородицы. И с тех пор, пользуясь почтительным доверием прихода, Вы неустанно и плодотворно проходите это жизненное поприще. Начав Вашу службу во дни плача и стенания народного, во дни гнета и притеснений религиозных, вы, движимые чувством духовного подвига, совместно с вашим сподвижником, решились хлопотать о разрешении на постройку нового храма. И по неисповедимым судьбам Божиим вам дано было разрешение, которое, как бы предвестник к началу новой жизни, предшествовало религиозной свободе. 

Когда же последовал указ о свободе религиозной, Вы еще более усугубили Ваши труды, заботясь о более благолепном величии храма Божиего, о благоприличествующем его виде. И вот, благодаря Вашим трудолюбивым попечениям и заботливости, Божий храм построением доведен до конца, и в сегодняшний день мы празднуем его освящение. А посему и считаем своею благотребною обязанностью вспомнить о Ваших трудах, которые Вы несли во время созидания нашего храма и за которые мы приносим Вам, достоуважаемый Феодор Иванович, всеискреннейшую нашу благодарность. Спаси Вас Христос. И в знак нашей с Вами признательности прими от всех нас образ твоего ангела святого великомученика Феодора Стратилата, да хранит он тебя во все дни живота твоего. 

Боровск, 18 декабря 1908 года». 

  1. «БлагоревностнейшийПоликарп Георгиевич!

Апостол Павел в одном из своих посланий говорит: ,,Поминайте братию, труждающуюся у вас“. И мы, последуя его наставлению, в настоящий достопамятный для нас день имеем честь, высокоуважаемый Поликарп Георгиевич, вспомнить о Ваших трудах как церковного старосты и как строителя церковного. Одиннадцать лет тому назад Вы доверием народа — прихожан призваны были на место блаженной памяти родителя Вашего Георгия Михайловича занять место старосты церковного. И с тех пор Ваша церковно-общественная деятельность занята заботами о благосостоянии и о благоукрашении храма Божия. И не только о существовавшем, но Ваша благая ревность в числе других сподвижников благоревностно хлопотали об устройстве нового благолепного храма, на что получивши разрешение правительства, Вы с неустанною энергиею принялись за сооружение его. 

Начавши постройку со скромными средствами общества, Вы приложили заботы о привлечении посторонних средств, что способствовало возвеличиванию храма и что, конечно, усугубляло Ваши труды, которые Господь Бог примет в дар, так же драгоценный, как драгоценна была лепта евангельской вдовицы, которую она опустила в сокровищницу, предназначенную для собрания средств на благоукрепление церковное. 

Мы видели Ваши досточтимые труды и энергию, Вашу заботу и попечение, за что и приносим Вам, многоуважаемый Поликарп Георгиевич, нашу всеискреннейшую благодарность. Спаси Вас Христос. И в знак нашей признательности прими от всех нас образ твоего ангела святого священномученика Поликарпа, епископа Смирнского, который да хранит тебя во вся дни живота твоего. 

Боровск, 18 декабря 1908 года» [13, с. 60–62]. 

В мае 1912 г. в Боровске прошел Съезд благочинных для избрания делегатов на Освященный Собор в Москву. Были избраны о. Афанасий Ковшов, от мирян П.Е. Капырин и кандидаты к нему П.И. Санин, И.В. Пашутин [16, с. 730–731]. 

Когда началась I мировая война, боровские старообрядцы со своими духовными отцами не остались в стороне: кроме молебнов, они активно оказывали материальную помощь раненым бойцам. 

Так, 8 августа, в день праздника явления Толгской иконы Божией Матери, был отслужен молебен, который возглавил старообрядческий епископ Павел, прибывший из Калуги. По окончании службы был крестный ход, и во главе хода шел вышеозначенный епископ в полном облачении, при колокольном звоне. Народу было много. Против здания городской управы был отслужен молебен о даровании христолюбивому воинству победы над врагами. За молебном присутствовали боровский исправский уездный воинский начальник и боровский городской голова Капырин [18, с. 822]. 

А 3 сентября 1914 г. старообрядцами Покровской 1-й общины было освящено здание под лазарет для больных и раненых воинов. Помещение было отремонтировано «из старого бывшего молитвенного дома, очень приличное, вместимостью на 15 кроватей,  вышеназванной общиной и доброхотными добротворителями — старообрядцами. Чин освящения совершал о. протоиерей Афанасий Дионисиевич Ковшов, совместно со своим причтом. При этом был совершен канон — молебен Господу Богу о даровании победы над врагами. По окончании молебна и по прочтении положенных молитв о. протоиереем была сказана трогательная речь о больных и раненых воинах. 

Затем о. диаконом Борзовым были провозглашены «многолетия ,,царское“ и победоносному христолюбивому воинству. При ограждении крестом была поставлена тарелка в пользу раненых воинов и собрана значительная сумма от православных христиан. При возвращении крестного хода в храм певцы пели: ,,С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог“» [19, с. 890]. 

В метрической книге боровского старообрядческого Покровского храма за 1915 г. записано, что 1 (13) марта 1915 г. в возрасте 41 года умер старообрядческий священник Афанасий Дионисович Ковшов. Причина смерти — порок сердца. Заявление о смерти сделано купцом г. Боровска Ив. Калашниковым, живущим на ул. Молчановской в собственном доме. Погребение совершено старообрядческим епископом Павлом Калужским и Смоленским, протоиереем Карпом Тетёркиным, Стефаном Лабзиным из г. Вереи и ещё пятью священниками. Запись была заверена членом Совета общины Иваном Поликарповичем Капыриным [2, л. 564 об. – 565; 5]. По просьбе общества и с разрешения властей покойный был похоронен в церковной ограде с восточной стороны алтаря. 

В 90-е годы ХХ в. была возрождена Боровская старообрядческая община и началось активная реставрация храма. Во время земельных работ возле алтаря 16 августа 2007 г. останки о. Афанасия были эксгумированы и 19 июня 2008 г. перезахоронены на Записном старообрядческом кладбище рядом с могилой старообрядческого священника о. Иоиля (Ульянова). 

Сейчас над могилами боровских священников поставлены кресты. Они ухоженны, и на них имеются мраморные таблички с надписью: 

  1. УЛЬЯНОВ Иоиль Родионович (1885 – 26.11.1970), старообрядческий священник храма Покрова Пресвятой Богородицы.  
  2. КОВШОВ Афанасий Дионисович(1874 – 1.03.1915), старообрядческий священник храма Покрова Пресвятой Богородицы.  

Вечная память боровским старообрядческим священникам, которые приложили много сил для сохранения и укрепления в Боровске старой веры. 

Источники и литература 

  1. Государственный архив Калужской области (ГАКО). ФР-1498. Оп. 4. Д. 39.
  2. ГАКО. Ф. 33. Оп. 4. Д. 592.
  3. Осипов В.И. Строительство в Боровске старообрядческих храмов в начале ХХ в. —http://rpsc.ru/publications/history/osipov_borovsk_hramy/)
  4. Отчеты братства преподобногоПафнутияза 1901/02 гг. Калуга, 1903. С. 12. 
  5. Старообрядческая мысль. 1915. №4.
  6. Старообрядческая мысль.1914. №3.
  7. Тихомиров И. Раскол в пределах Калужской епархии. Калуга, 1900.
  8. Там же. №16.
  9. Там же. №28.
  10. Там же. № 30.
  11. Там же. №38.
  12. Там же. №48.
  13. Церковь. 1909. №2.
  14. Там же. №6.
  15. Там же. №19.
  16. Церковь. 1912. №30.
  17. Церковь. 1914. №1.
  18. Там же. №35.
  19. Там же. №38.
Поделиться: