Главная Публикации Персоналии Отрок-схимник: преподобный Боголеп Черноярский

Темы публикаций

Отрок-схимник: преподобный Боголеп Черноярский

В последние времена, как и на заре русской святости, Господь явил своих святых не только в каждом чине и сословии на Руси, но также во всяком возрасте. И старцы, и юноши, и даже малые дети просияли во благочестии.

Отрок-схимник: преподобный Боголеп Черноярский
Прп. Боголеп Черноярский. Фрагмент иконы

Необычно житие сего святого, ибо он преставился в возрасте 7 лет и прославлен святостию. Родился он 2 мая 1647 года у благочестивых родителей боярского рода: Якова Лукича Ушакова и его супруги Екатерины Васильевны. Нарекли младенца в честь князя-страстотерпца Бориса, излюбленного русского святого. Когда мальчику было около четырёх лет, семья переехала на Нижнюю Волгу, в город Чёрный Яр, где Яков Ушаков стал воеводою.

Ребёнок рос болезненным, но на удивление набожным. Он с грудного возраста по средам и пятницам отказывался от молока, а заслышав церковные колокола, начинал плакать, показывая тем желание, чтобы его несли в церковь.

В 7-летнем возрасте болезни ребёнка усилились. На ноге открылась язва, потом она затянулась, но язвы появились на лице, причём состояние его становилось всё хуже день ото дня. По-видимому,  у него развился сепсис — «заражение крови». Однажды, когда Борис молился в церкви (до Черного Яра Никоновы новшества ещё не дошли), он увидел Ангела в образе прекрасного юноши. Посланец держал нечто в руках и говорил: «Здесь дар Божий за твое терпение, прими его». Это было длинное одеяние, похожее на одеяние самого Ангела, на котором виднелся крест. Господь призывал отрока в Свое воинство.

Однажды отрок увидел странствующего инока-схимника и стал просить о постриге в монашество. Схимник пришёл в город из пустыни не случайно: ему было об этом Божие повеление. С собою он нёс свёрток с облачением инока-схимника маленького, детского, размера. Родители, видя близость смерти ребёнка, дали своё согласие на постриг. Отрок, опираясь на палку, в сопровождении родных и близких пришёл в церковь, где и был пострижен в «великую схиму», с именем Боголеп. Первые три дня после пострига отрок-схимник провел в алтаре храма, молясь о своих родных и о городе Чёрный Яр.  Выйдя из храма, он сказал родителям: «Я теперь не ваш, а Божий. Господь укрепит вас, мои милые батюшка с матушкой. Вы не будете больше скорбеть обо мне, ибо у вас появятся еще дети, и вы ими утешитесь».  За время пребывания во алтаре язвы на лице мальчика исчезли.

Выйдя из храма, отрок осенил двоеперстно город на все четыре стороны и сказал: «Господь поставил меня вашим заступником. Всё, с чем будете обращаться ко мне в молитвах, исполнится. Я отныне хранитель вашего града и молитвенник о земле Русской». Сказав это, он упал без сознания. Его охватила «огневица» (лихорадка), и 1 августа 1654 года он скончался. Отрока-схимника похоронили у соборной церкви, с северной стороны алтаря.

После преставления Бог прославил святого отрока множеством чудес. Так, в 1671 году разбойное войско Степана Разина прошло через Чёрный Яр, пытаясь набрать охотников в свои ряды, но горожане не захотели. Тогда разинцы угнали всех черноярцев в плен. Дойдя до Астрахани, разинцы решили всё-таки вернуться и сжечь опустевшую крепость, послав на Чёрный Яр отряд конных татар. Они подъехали к городским стенам и не обнаружили на них никакой стражи, лишь заметили некоего отрока в монашеском одеянии. Он посмотрел на них и грозно сказал: «Уходите, окаянные, вон. Бог поставил меня стражем месту сему, и вы не сумеете сотворить городу зла». Татары посмеялись речам отрока и приготовились к штурму. Отряд с разных сторон подошел к стенам, и тут произошло нечто необычайное: плотная тьма опустилась на воинов, и они в ужасе начали кричать и звать друг друга на помощь. Только отступив на несколько вёрст, ошеломлённые татары обрели вновь зрение.

Услышав о происшествии, разинский воевода Шелудяк не поверил и послал казаков на разорение Чёрного Яра. Но и с теми произошло то же самое, на радость пленным черноярцам, которые знали, что заступником города был святой отрок-схимник Боголеп.

Позже разинцы были разбиты и черноярские пленники освобождены. С тех пор в Черном Яре стали особенно почитать святого Боголепа.

В 1689 году отрок не позволил отряду кубанских татар захватить город, явившись им и сказав: «Если дерзнете на град сей, злою смертью погибнете». Татары сразу же повернули вспять, уйдя не только от Черного Яра, но и вообще с Русских земель. После этого события благодарные горожане выстроили над могилой святого часовню. И много исцелений стало совершаться по молитвам праведного отрока.  Святой отрок и впредь защищал город от татарских набегов. Завели книгу для записи сведений о чудесах преподобного Боголепа. Только в одном XIX веке таких знамений и исцелений было записано около пятидесяти…

 В 1722 году Чёрный Яр посетил Пётр I, осмотрел могилу отрока и запретил петь панихиды над его гробом, а также приказал уничтожить часовню. Но древлеправославные христиане-старообрядцы продолжали почитать отрока Боголепа как святого и как защитника города.

Память сего святого 24 июля по церковному стилю (6 августа по гражданскому стилю).

Тропарь преподобному отроку Боголепу, глас 1-и. Боголе́пе Бо́жии избра́нниче, не в числе́ ле́т ста́рость твоя́ изочте́на бы́сть, но в соверше́нии ра́зума духо́внаго, те́мже по преста́влении исцеля́еши о́троче неду́жныя, и источа́еши зна́мения неоску́дне; сла́ва Да́вшему ти́ кре́пость, сла́ва Венча́вшему Тя́, сла́ва Де́ющему тобо́ю все́м исцеле́ния.

Кондак, глас 2-и. Я́коже многопло́дная ма́слина, насажде́на при Бо́жии исто́чнице, стори́чен пло́д Го́сподеви прине́сл еси́, преподо́бне о́троче Боголе́пе, источа́я еле́й ми́лости все́м притека́ющим, и моля́щимтися ве́рою несуме́нною, те́мже мо́лим тя́, моли́ о на́с Еди́наго Человеколю́бца. Икос. Моско́вское роже́ние, черноя́рское же воспите́ние, о́троче ста́рче Боголе́пе, гра́д тво́й о тебе ́хва́лится вельми́, я́ко возрасте́ в не́м шипо́к всекра́сныи, облагоуха́я вселе́нныя концы́, и я́коже Во́лга многово́дная, источа́я пото́ки исцеле́нием, и я́ко стена́ необори́мая, защища́я при́сно сво́й гра́д, те́мже ве́рою несуме́нною мо́лим тя́ блаже́нне, моли́ о на́с Еди́наго Человеколю́бца.