Главная Публикации Персоналии Епископ Горьковско-Костромской, позже Волжско-Донской и Кавказский Александр (Чунин)

Темы публикаций

Епископ Горьковско-Костромской, позже Волжско-Донской и Кавказский Александр (Чунин)

Будущий епископ Александр (в миру Алексей Петрович Чунин) — епископ Горьковско-Костромской, а затем Волжско-Донской и Кавказский родился 18 /5 февраля 1904 года в Петербурге в семье Петра Ивановича Чунина и Евдокии Яковлевны (урожденной Затравкиной). Семья в то время проживала в Петербурге на ул. 7-й роты Московского полка (позже улица называлась 7-я Красноармейская), д. 4.

Епископ Горьковско-Костромской, позже Волжско-Донской и Кавказский Александр (Чунин)

Наречен именем в память св. митрополита Алексия, Киевского и всея Руси (день тезоименитства – 25 февраля н.ст.).

Учился в гимназии, в Петербургском техникуме путей сообщения, работал экономистом на железной дороге; кроме этого, с 20-ти летнего возраста по выходным добровольно нес службу уставщиком левого клироса в храме Воскресения Христова, что на Глазовой улице в СПб.

В 1927 г. сочетался браком с Александрой Федоровной Коноваловой, родились двое детей.

В 1932 г. вместе с еп. Геронтием (Лакомкиным) и многими другими петербургскими старообрядцами был арестован и репрессирован. Третий его сын родился, когда А.П. Чунин уже полгода был в заключении.

Алексей Петрович получил три года лагерей, работал на строительства Красновишерского ЦБК, на Беломорканале и на строительстве железных дорог в Подмосковье. Участвовал в пуске Московского метро (1935 г.).

В 1937 г. семья Чуниных из-за болезни Александры Федоровны переезжает в Воронеж, и вскоре Алексей Петрович присоединяется к семье.

В ноябре 1941 г. А.П. Чунин призван на фронт, в течение двух лет был на передовой. По причине сильной близорукости — писарем при штабе полка. Награжден медалью «За оборону Сталинграда».

В 1943 г. по болезни легких комиссован из действующей армии и направлен в жел-дор. войска.

В 1944 г. А.П. Чунин демобилизован по инвалидности и вернулся к семье (к этому времени семья перебралась в г. Йошкар-Ола).

В 1946 г. Александра Федоровна скончалась от туберкулеза в возрасте 42 лет. Похоронена в Йошкар-Оле на кладбище «Марково».

В 1944-57 гг. Алексей Петрович работает в Йошкар-Оле на различных должностях вплоть до зав. отделом Совмина Марийской республики.

В послевоенные годы Алексей Петрович по работе и в личном порядке часто бывает в Москве, много и плодотворно общается с еп. Геронтием. Владыка уговаривает его принять священный сан, а тем временем ведет переговоры о возможном привлечения А.П. к церковному служению – в частности, в Ленинграде (в эти годы ленинградские христиане активно ходатайствуют о возрождении церковной жизни в Северной столице). Однако этим планам не суждено осуществиться.

30/17 марта 1958 г. в Покровском соборе в Москве состоялась хиротония А.П. Чунина во епископа Горьковско-Костромского (за несколько дней до этого Алексей Чунин был рукоположен во диаконы и во иереи, пострижен во иночество с именем Александр).

Вскоре после хиротонии разыгрался конфликт с уполномоченным Совета по делам религий г. Горького — тот не хотел давать разрешение на прописку еп. Александра в Горьком, и требовал получения разрешений на каждый приезд епископа Александра в Горьковскую область и на каждое его архиерейское служение. В свою очередь, еп. Александр считал подобные требования не соответствующими законодательству СССР и действовал по своему усмотрению.

Московская архиепископия не раз обращалась в Совет по делам религий за помощью в решении данного вопроса, но горьковский уполномоченный смог настоять на своем. В июне 1958 г. под давлением Совета по делам религий при Совмине СССР на заседании Совета Старообрядческой Архиепископии принимается решение о изменении границ и состава приходов епархии. Фактически, это означало перевод архиерейской кафедры епископа Александра из г. Горький в г. Ростов-на Дону.

Всё усиливающееся давление на еп. Александра со стороны властей. Попытки принуждения его к повиновению чиновникам – «как это делают все».

2 апреля 1960 г. — тяжелая беседа с уполномоченным по Волгоградской области Н.М. Тихоновым (о правах и обязанностях епископа).

25 декабря 1960 г. почил архиепископ Флавиан; местоблюстителем назначен епископ Иосиф (Моржаков).

Год 1961-й. В середине февраля в Москве созывается Собор по избранию предстоятеля на место почившего архиепископа Флавиана. Епископ Александр частью духовенства выдвигается в качестве кандидата на пост архиепископа, но отклоняет свою кандидатуру. Состоялось избрание епископа Иосифа (Моржакова).

19 февраля в Покровском соборе в Москве епископ Александр участвует в хиротонии избранного на Московскую кафедру епископа Иосифа (Моржакова).

Продолжается тяжба с непокорствующими христианами в приходах Ессентуков и Волгограда. (Как позже стало известно, непокорники дерзко жаловалась в Совет по делам религий на действия еп. Александра и разными путями добивалась его отстранения).

25 августа 1961 г: — тяжелая беседа с уполномоченным по Волгоградской области Н.М. Тихоновым (о путях смещения епископа – предупреждение?).

3–6 октября — активное участие в деятельности Освященного Собора в качестве епископа Волжско-Донского и Кавказского.

Апрель 1962 г: — вызов к ростовскому уполномоченному и лишение регистрации «до рассмотрения»… Вынужденное прекращение архиерейского служения.

19 мая в Егорьевске – встреча и долгая беседа с архиепископом Иосифом. (по слову архиепископа, еп. Александр – человек «решенный») Предстоятель Церкви отказывается ходатайствовать перед властями о возобновлении архиерейского служения еп. Александра.

В конце мая 1962 г. — еп. Александр возвращается в Ростов «собирать вещи», с прощальным визитом посещает Ессентуки.

1–2 июня — новочеркасские события; власти возлагают на еп. Александра подозрение в соучастии в мятеже, но к следствию не привлекают.

В 1962–1967 епископ Александр «на покое», попеременно проживает у сестер в Петербурге или у сына Петра в Горьком. В Горьком постоянно ходит в храм (стоит в правом приделе), много встречается с молодежью; не раз получает предупреждение от властей о «прекращении незаконной общественной деятельности». Через недругов в церкви организуется травля еп. Александра — с целью добиться извержение его из священного сана. Собираются кляузы и доносы. Владыка Александр, зная об этом, пишет ряд писем в Москву архиепископу Иосифу и пару раз приезжает для личной встречи с архиепископом.

24 января 1968 г. на Освященном Соборе ставится вопрос «О деятельности находящегося на покое епископа Александра». Телеграмма с вызовом на Собор была отправлена умышленно поздно, и пришла в Горький накануне вечером — после отправления последнего поезда на Москву. Дело нужно рассмотреть в отсутствие епископа Александра. На соборе недруги требуют извержения из сана, но Собор выносит запрещение.

Тяжело больной еп. Александр (онкология) последние месяцы жизни находится у сына Петра в Сормове.

В апреле 1970 г. в Успенский храм в Горьком по почте приходит из Москвы постановление о снятии с еп. Александра запрещения; о. Михаил Шашков и д. Александр Гусев посещают болящего еп. Александра и вручают ему постановление о снятии запрещения.

11 мая земной путь вл. Александра окончился. 14 мая состоялось погребение епископа Александра в Успенском храме в Нижнем Новгороде, которое возглавил еп. Иоасаф, в сослужении протоиерея Феодора Моржакова, о. Михаила Шашкова, о. Леонида Гусева, протод. Михаила, д. Александра Гусева, д. Евгения Бобкова. Могила епископа Александра находится в Нижнем Новгороде, на Бугровском кладбище.