Главная Публикации Церковь и мир Старообрядческие учебники

Темы публикаций

Старообрядческие учебники

В процессе организации учебных заведений старообрядцы допускали для преподавания общеобразовательных предметов использование существующих общеупотребительных учебников и методических пособий. Главная сложность заключалась в отсутствии старообрядческих материалов по вероучительным предметам: Закону Божию, катехизису и т.д.

Старообрядческие учебники

Первый старообрядческий учебник по Закону Божию был издан в Черновцах в 1886 г. Он назывался «Начальное христианское учение». Составил его старообрядческий инок Пафнутий (Овчинников). Учебник был результатом переработки книги митр. Филарета (Дроздова) «Начатки христианского учения, или Краткая Священная История и краткий Катехизис». Пафнутий не скрывал этого, в книге было указано: «Заимствовано из источников кафолической церкви в духе старообрядчества». На VI съезде учебник Пафнутия признали неприемлемым, «так как он представлял дословную перепечатку синодального»[1].

Старообрядческие авторы попытались издать более уместные и адекватные пособия. Самым плодотворным автором старообрядческой учебной литературы был свящ. Григорий Карабинович. В 1907 г. он издал учебник «Начальное учение человеком»[2]. Эта книга пользовалась успехом и выдержала несколько переизданий. В 1910 г. Гр. Карабинович разработал и издал двухтомное пособие по Закону Божию. Первый том составляли «Руководственные советы», в которых автор делился своим опытом и методикой преподавания этого предмета, во второй части был изложен материал по программе Священного Писания[3]. Эта книга выдержала два издания. В этом же году из печати вышла его брошюра «О религиозном воспитании детей»[4]. Кроме этого, Гр. Карабинович опубликовал в старообрядческом журнале «Златоструй» «Историю древлеправославной старообрядческой Церкви (со времен бывшего патриарха Никона)»[5]. В 1916 г. отец Григорий издал еще один учебник по Закону Божию – «Краткое христианское учение»[6].

О. Григорий в своих педагогических воззрениях не был оригинален: он опасался государственной школы с ее возможным атеизмом, светского образования не отрицал, но особую роль отводил изучению святоотеческого наследия, современное религиозное воспитание тесно связывал с воспитанием древнерусским, находя здесь достойные примеры для подражания. Он был убежден, что религиозный фундамент необходимо закладывать в детстве.

Следует заметить, что первые два учебника Гр. Карабиновича подверглись резкой критике за стиль изложения и компилятивность[7]. Один критик приводил места, заимствованные из учебников новообрядческого священника А. Темномерова. Книги Карабиновича он называл написанными на грани литературного воровства. Другой рецензент старообрядческий священник Федор Гусляков критиковал стиль, содержание, манеру подачи материала[8]. Но в условиях тотального дефицита специальной литературы эти учебники пользовались в старообрядческой среде спросом и уважением вплоть до конца XX в.

Помимо Гр. Карабиновича старообрядческие учебники по Закону Божию выпускали еще ряд авторов. Все они были старообрядческими священниками и служили в качестве законоучителей. В 1908 г. безымянная группа священников за счет А.И. Морозова подготовила и издала в двух частях учебник по Закону Божию[9]. В городе Богородске свящ. М. Сторожев составил и опубликовал учебный Катехизис.[10] В Санкт-Петербурге настоятель Чубыкинской общины свящ. И. Волощук выпустил свой учебник по Закону Божию[11]. Следует заметить, что учебники И. Волощука и М. Сторожева также были резко раскритикованы. Как считали рецензенты, в деле компиляции и заимствований по сравнению с учебником Гр. Карабиновича, они «превзошли все мыслимые пределы». Учебник И. Волощука критиковал и сам Карабинович[12]. По его словам, учебник не просто содержал массу неточностей, ошибок и представлял собой пеструю компиляцию, но даже и благословение старообрядческого архиеп. Иоанна, которое было указано в этом издании, фактически было сфальсифицировано.

Среди авторов старообрядческой учебной литературы по Закону Божию следует также упомянуть законоучителя старообрядческого училища в г. Городце свящ. Георгия Турылева, который в 1911 г. издал свой учебник[13]. По мнению старообрядческого критика Л. Туманова, учебное пособие было написано достаточно квалифицированно и доступно[14].

А. Рыбаков относился к этим учебникам крайне скептически. Он считал, что все это «макулатура, учебники, которые лишь внешним образом будут считаться старообрядческими, совершенно не соответствуя духу старообрядчества»[15]. Он называл авторов этих учебников некомпетентными. По его мнению, вопросом издания старообрядческих пособий должны заниматься не отдельные авторы, а коллегиальные авторитетные общества. Такие, как Собор епископов, Совет съездов или Московская община Рогожского кладбища.

Большую роль в издании материалов для преподавания Закона Божия сыграл еп. Михаил (Семенов). В 1911 г. он подготовил «Методику преподавания Закона Божия»[16]. Эта книга отличалась авторским стилем и основательной разработкой поднятых в ней проблем. «Методика» включала в себя «Письма о преподавании Закона Божия», а также материал по преподаванию литургических основ — «Святая Литургия». Кроме этого, еп. Михаил написал отдельную программу для 1-го года обучения Закону Божию[17]. Это пособие было одобрено Министерством народного просвещения[18].

Кроме белокриницкого согласия, свои учебники по Закону Божию издавали и другие старообрядцы. Два преподавателя старообрядческого училища в Саратове издали учебники для старообрядцев-поморцев. Это выдержавший два издания учебник по Закону Божию директора саратовского старообрядческого училища Т.А. Худошина[19] и пособие по истории Церкви издателя и публициста, поморца В.З. Яксанова[20]. Эти книги были рекомендованы для преподавания в старообрядческих школах Министерством народного просвещения[21].

В 1911 г. В. Яксанов выпустил книгу «Стихи» – поэтический сборник «духовного содержания для старообрядческой семьи и школы». Впоследствии эта книга выдержала три переиздания. Вступительная статья называлась «Духовная поэзия в старообрядческой семье»[22].

В серии старообрядческих учебников следует отметить издание старообрядцев-федосеевцев. В 1912 г. федосеевская община на Преображенском кладбище издала свой учебник по Закону Божию[23]. Таким образом были обеспечены потребности этого согласия в учебной литературе.

С развитием старообрядческого образования возникла потребность в учебниках не только по Закону Божию, но и в учебных книгах по другим богословским дисциплинам. В 1913 г. в Старообрядческом институте было начато издание серии учебников по богословским предметам. Были изданы учебник по литургике[24], истории Церкви[25] и катехизису[26]. Учебник по литургике подвергался здравой и конструктивной критике[27]. Кроме этих учебников, институт издал учебную хрестоматию, составленную директором А.С. Рыбаковым[28].

Таким образом, за период 1905–1917 гг. старообрядцы издали более 20 учебников и учебных пособий по Закону Божию, литургике, катехизису и истории Церкви. При анализе этой деятельности приходится констатировать, что учебники создавались на основе существующих пособий Российской Церкви. Старообрядческие авторы, как правило, компилировали материалы из уже имеющихся книг, добавляя в основной массив элементы старообрядческой специфики. Можно предположить, что обилие старообрядческих учебников было вызвано коммерческим интересом издателей. При этом единого для всех старообрядческих согласий учебника даже по Закону Божию не получилось.

Источники

[1] Труды Шестого Всероссийского съезда старообрядцев в Н. Новгороде 2–5 августа 1905 г. — С. 566.

[2]Карабинович, Г.М. Начальное учение человеком, хотящим учитися книг Божественного Писания, с изъяснением молитвы Господней, исповедания (Символа) отеческия древлеправославныя веры и десяти заповедей. — 232 с.

[3] Он же. Закон Божий для старообрядческих школ. — 430 с.

[4] Он же. О религиозно-нравственном воспитании детей: речь, произнесённая в Старообрядческом Братстве Честнаго Креста Господня в Москве свящ. Г.М. Карабиновичем — 2-е изд. исп. — М.: Московская старообрядческая книгопечатня, 1913. — 29 с.

[5] Он же. История древлеправославной старообрядческой Церкви (со времен бывшего патриарха Никона). — 178 с.

[6]Карабинович, Г. Краткое христианское учение: учебник по Закону Божию для старообрядческих школ в объеме начальных народных училищ. — М.: Тип. Рябушинского. — 1916.

[7][Макаров, В.Е.] Добросовестный критик // Старообрядческая мысль. — 1911. — № 2. — С. 134–146; № 6. — С. 472–478.

[8][Гусляков Ф.М.], свящ. «Критик» // Слово Церкви. — 1915. — № 25. — С. 579–583; № 26. — С. 606–610; № 28. — С. 645–648.

[9] Старообрядческий начальный учебник по Закону Божию. Ч. 1 / Сост. старообряд. свящ. Св.-Никольской церкви, что при фабрике Захара Морозова иждевением Ар. Ив. Морозова. — М.: Тип. Г. Лисснера, 1908. — 112 с.; Старообрядческий начальный учебник по Закону Божию. Ч. 2: Ветхий Завет/ Сост. старообряд. свящ. Св.-Никольской церкви, что при фабрике Захара Морозова. — М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1909. — 80 с. 

[10] Сторожев М.В., свящ. Катехизис древлеправославной русской церкви / Составил законоучитель Богородского реального училища свящ. Михаил Васильевич Сторожев. — 143 с.

[11] Волощук И.П. Старообрядческий учебник по Закону Божию. — 135 с.

[12] Карабинович, Г.М., свящ. Еще предостережение: («Новый учебник» для старообрядцев) // Церковь. — 1910. — № 14. — С. 36З–366.

[13] Наставление в Законе Божием: Учебник для старообрядцев по программе народных училищ / Сост. законоучитель Городецкого старообрядческого училища священник Г.А. Турылев. — Балахна: Тип. Ф.П. Волкова, 1911. — 106 с.

[14] Туманов Л. О новых книгах. Наставление в Законе Божием // Старообрядческая мысль. — 1911. — № 11. — С. 988–990.

[15] Рыбаков А. О старообрядческих учебниках Закона Божия. — С.1060–1061.

[16] Михаил (Семенов), еп. Методика Закона Божия. — 97 с.

[17] Михаил (Семенов), еп. Первый год обучения Закону Божию в старообрядческой школе — М.: Братство Честнаго и Животворящего Креста Господня, 1914. — 42 с.

[18] Об учебнике епископа Михаила (Семенова) // Церковь. — 1913. — № 50. — С. 1207.

[19] Худошин Т.А. Учебное руководство по Закону Божию для детей христиан-старообрядцев. — 164 с.

[20] Яксанов В.З. История церкви Христовой. От апостольских времен до патриарха Никона: Учебное руководство для старообрядческих училищ и самообучения. — 94 с.

[21] Отзыв Министерства народного просвещения об учебниках В.З. Яксанова // Щит веры. — 1917. — № 1. — С. 41–43.

[22] Яксанов В. Стихи. Сборник стихов духовного содержания. Для старообрядческой семьи и школы. Второе издание. — Саратов: Старообрядческая типография «Сотрудник школы», 1911. — 79 с.

[23] Учебная книга по Ветхому и Новому Завету. — М.: Тип. при Преображенском богаделенном доме, 1912. — 102 с.

[24] Учение о богослужении Христовой Церкви (Старообрядческой). — 204 с.

[25] История восточной и западной Церквей после их разделения. — 60 с.

[26] Катехизис, или Краткое изложение христианской веры: Учебник для старообрядческих училищ. Изд. Московского старообрядческого института. — М.: Тип. Рябушинского, 1916. — 89 с.

[27] Туманов Л. Новые книги: Рецензия на учебник Старообрядческого института // Старообрядческая мысль. — 1914. — № 1. — С. 117–120.

[28] Рыбаков А.С. Старая вера: Старообрядческая хрестоматия / Сост. А.С. Рыбаков, К.Н. Швецов, П.Г. Носов. Под общ. ред. директора Московского старообрядческого ин-та А. С. Рыбакова. — М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1914. — 400 с.