Главная Публикации Церковь и мир Сохранение объектов религиозного назначения

Темы публикаций

Сохранение объектов религиозного назначения

Как сохранить объекты религиозного назначения в целости и сохранности, правильно проводить ревизию, реставрационные мероприятия и формировать каталог церковного имущества? Обо всем этом в настоящей статье.

От автора

Чтобы за несколько месяцев собрать всю информацию по этой стороне церковной жизни и создать эту статью, мне понадобилось познакомиться с трудами заслуженных реставраторов, принять многие их советы, а также вложить в нее собственный опыт наблюдения и участия в созидательной жизни приходов, собранный за несколько лет. Сия работа будет переиздаваться, и наше общее дело — передать следующему за нами поколению духовные и церковные сокровища, взрастив и укрепив в нем любовь к храму.

Даниил Ермохин

Цели и задачи сохранения церковного имущества религиозного назначения

Церковное имущество — храм, утварь, иконы, оклады, фрески — это видимая часть Священного Предания Церкви. Церковное искусство — это часть истории нашей страны, сформировавшейся в духе православного христианства. Испокон веков на Руси формировались различные школы иконописания, архитектурные стили, экстерьеры и интерьеры церковного убранства, представляя храм Домом Божиим, местом, где находится Сам Бог. Русские иконописцы, архитекторы и мастера прикладного искусства внесли огромнейший вклад в приумножение культурного наследия страны. Благодаря также и любви к духовной жизни у наших предков, способности человеческой души переживать любовь к Богу, наше церковное благолепие, выражающееся красивым богослужением, горением бесчисленных огоньков свечей и лампад пред строгими и горячо любимыми ликами святых, святым каждением, колокольным звоном и другими атрибутами церковной жизни, возносит душу человека к небу, воспламеняя в ней огонь стремления в Царствие Божие. Будут весьма уместны и божественные слова псалмопевца: «Возлюбих благолепие дому Твоего и место вселения славы Твоея» (Пс. 25, 8).

Эта традиция любви к Церкви должна переходить из поколения в поколение, чтобы не только бережно хранить, но и приумножать духовное и культурное наследие нации. Итак, перед нами формируется сразу несколько задач в сохранении духовных ценностей:

— Сохранение и приумножение культурного и духовного наследия нашего народа. Мы понимаем под этим реставрацию объектов религиозного назначения (далее — ОРН): образов, книг, утвари, церковных сооружений, —поощрение и организацию мероприятий по восстановлению ОРН, популяризацию занятий, связанных с приумножением духовного наследия — храмоздательства, иконописи, переплета книг, свечного производства и других.

— Поддержание религиозной жизни христиан. Древние иконы, перед ликами которых верующий человек проливает слезы покаяния, духовной радости, у которых он просит «великия милости», храмы, зовущие колокольным звоном на службу и провожающие с нее, древние печатные и певческие книги, красота которых напоминает о величии Царства Божия — все это окружает современного человека, постоянно напоминая ему о Боге. Благодаря реставрационным мероприятиям лики восстанавливаются, и иконы продолжают служить людям снова и снова. Видя сохраняемую прихожанами церковь, к этому привыкает и подрастающее поколение, которое должно будет также с заботой относиться к ОРН.

— Противодействие мошенничеству и кражам. Административное взаимодействие со службами безопасности, в т.ч. полицией и другими органами исполнительной власти будет способствовать сохранению ОРН и препятствовать похищению злоумышленниками церковного имущества при взломах, при кражах под видом реставрационных мероприятий или финансовой помощи храму при «покупке» иконы с подменой ее на копию и других противоправных действий. Все это наказуемо светскими законами (Статья 164 УК РФ. Хищение предметов, имеющих особую ценность. Срок лишения свободы — до нескольких лет, что грозит и соучастнику). Надо отметить, что наибольшую культурную ценность представляют иконы более древнего письма и, исходя из этого, старообрядческие. К сожалению, в наше время есть такие безнравственные люди, которые желают совершить кражу из храма и получить материальную выгоду от предметов духовного назначения. Однако, кроме кары, предусмотренной законодательством РФ, за таким грехом следует кара Божия.

Основные виды церковного имущества религиозного назначения, проблемы сохранения и возможные решения

Чтобы более развернуто представить основные ОРН, давайте попробуем их классифицировать и выявить для них возможные риски и варианты охранения.

Иконография. Писаные, металлические, деревянные резные иконы, а также фрески, мозаики, росписи.

Церковные реликвии, утварь и колокола. Мощи святых, раки, подсвечники, в т.ч. семисвечники, рипиды, священные сосуды, богослужебная одежда, колокола.

Богослужебные книги. Печатные, рукописные, напрестольные Евангелия и другие.

Церковные сооружения. Храмы, молельни, часовни, погосты и кладбища и иные ОРН.

Материальное подвержено тлению, постепенной порче, коррозии. Это же касается и предметов богослужебных. Нет, они не могут быть вечны просто из-за своего высокого назначения, вечно в них только Священное Предание, которое всегда было, остается и будет неизменным. Все в Доме Божием нуждается в ремонте, реставрации, охране, а также приумножении и украшении, начиная с инвентаря и заканчивая церковными архитектурными комплексами.

Иконографические изображения, в частности иконы и фрески, нуждаются в благоприятных условиях содержания: защите от копоти (киотные шкафы и стекла) и древесных и иных паразитов, необходимой температуре, так как писанные иконы со временем темнеют от холода. Большую опасность для икон представляют и горящие свечи. Поэтому рекомендовано выдерживать некоторое расстояние от подсвечника до образа, например 50–60 см. Удалять пыль с икон самостоятельно можно с помощью мягких флейц — специального инвентаря. Ни в коем случае нельзя протирать иконы влажными тряпками, мыть их водой, моющими средствами. Это все может вызвать разрушение красок и верхних слоев иконы, образ вскоре потемнеет. Глубокие загрязнения и толстый слой пыли может очистить реставратор. Отмечу, что иконы, с которых «сыпется» красочный слой — ни в коем случае нельзя ставить вертикально, так как это повредит и так уже частично утраченный лик. Транспортировать такой образ или хранить до прихода реставратора следует только горизонтально.

К сожалению, многие не задумываются о вреде гвоздей, которыми к иконе прибивают всяческие украшения. Материал ржавеет и повреждает древесину иконы. Крепить икону следует непроникающими в древесину приспособлениями, но не клеем. Можно сделать специальные кронштейны с горизонтальной плоскостью, на которые будет установлена икона.

Специально для защиты ликов от внешних воздействий многие иконописные школы покрывают иконописное изображение специальными защитными материалами для облегчения дальнейшей чистки. Фрескописные мастерские используют современные технологии силикатных красок, позволяющие очищать роспись без использования специальных инструментов. Киоты и остекление препятствуют закопчению ликов в силу механической защиты от гари и дыма. Кроме того, многие киоты оснащены дверцами, что позволяет также открывать их во время богослужения. Изготовление образов или их написание должны соответствовать канону, то есть строго придерживаться правил. Это же касается литья и деревянных образов. Поновление красок на образах должно заключаться, прежде всего, в восстановлении лика, при этом нужно стараться максимально точно передать первоначальный лик на иконе. Существуют и иные техники поновления, когда лик существенно повреждается, теряя свое духовное назначение. Так бывает, когда поновлящий реставратор, являясь таковым только по самоназванию, видоизменяет лик не в соответствии с канонами иконографии. Поэтому необходимо обращать внимание на образованность, школу и опыт работы специалиста.

Пропитка специальными растворами, использование качественных пород древесины и сортов металла (в случае резных и металлических икон) будут предотвращать иконы от порчи короедами и коррозии, которой подвержено медное литье. Соблюдение температурного режима, своевременная обработка от вредителей, в том числе мух, проветривание — увеличивают «срок эксплуатации» образов, то есть потемнение ликов значительно замедляется, а оно бывает вызвано холодом, копотью и мухами. Соблюдение уровня влажности в помещениях уменьшает риск деформации доски иконы, сокращает риск коррозии окладов. Для литья также необходимы определенный уровень влажности и защита от коррозии. Поэтому, соблюдая эти правила, мы можем значительно отсрочить время реставрации и как можно дольше сохранить лики светлыми и чистыми.

Каждый храм должен быть оснащен специальным местом хранения икон, община должна вести письменный и электронный журнал учета икон, в котором указаны название, точные размеры, а также прилагаются фотографии высокого качества фронтовой и тыльной сторон иконы, а также ее расположения в храме с достаточным для обзора радиусом. Иконе должен быть присвоен инвентарный номер или клеймо на тыльной стороне для точного определения местоположения иконы и сохранения ее данных в журнале учета. Переданные в дар иконы также должны фиксироваться в журнале вместе с актом дарения, в котором даритель пишет от руки свою фамилию и инициалы, название и размер иконы и выражает свое желание сделать дар храму. В акте дарения также должны быть подписи принявших дар членов общины, прежде всего председателя или старосты, председателя Ревизионной комиссии и настоятеля храма. Община ставит круглую печать. Акт составляется в двух экземплярах, копия акта выдается дарителю. Примерные формы документов, по которым можно будет составить приходской журнал, будут приложены ниже в соответствующем разделе статьи.

Следующим пунктом мы рассматриваем сохранение не менее важных ОРН — святые мощи и раки. К святым мощам мы должны иметь большое благоговение, святые Божии угодники — наши молитвенники к Богу, наши братья по вере, которым мы, пребывая в храме, молимся о даровании нам чистого покаяния, исцеления, разрешения тяжб, благополучия в семье, и их мощи нуждаются в соответствующем уходе. Необходимо соблюдать температурный и влажностный режим, мощи должны находиться в мощевиках (небольших ларцах) или раках под стеклом. Это предотвращает физические и механические повреждения. Совершать переоблачение, омовение мощей и открытие лика святого могут только священнослужители. По обычаю, на сегодняшний день преимущественно используются раки из дерева.

Подсвечники, подлампадники, семисвечники, паникадила, кадила и другие виды жертвенников, как и иконы, подвержены действию копоти. Кроме того, большая часть из них пачкается воском в процессе естественного сгорания свечей. Коррозии эти ОРН практически не имеют, в основном портятся краска и внешнее покрытие, однако очень часто, вследствие неосторожности, они деформируются под механическим воздействием, из-за чего необходима тонкая сварка и обработка металла. Обращаться за помощью в данном случае следует к опытным специалистам, в том числе мастерам декоративно-прикладного искусства. Для предотвращения таких повреждений следует осуществлять должную безопасность при транспортировке, использовать качественные тросовые системы с должным запасом выдерживаемого веса. К чистке подсвечников следует подходить с осознанным выбором моющих средств, которые не будут уничтожать покрытие ОРН. Поэтому нельзя использовать абразивные пасты, мел, зубной порошок, кирпичную крошку и иные подручные средства. Для этого подойдут нейтральные по щелочно-кислотному балансу вещества, в том числе раствор детского мыла. Чистку следует осуществлять деревянными или пластиковыми инструментами, которые не оставляют царапин на поверхности. Это же следует отнести и к богослужебным сосудам. У металлических изделий есть существенное преимущество — они не боятся изменений температуры так, как, например, иконы. Однако, несмотря на такое преимущество, следует соблюдать в хранилище влажностный режим. Хранить металлическую церковную утварь следует в деревянных шкафах, разделяя между собой предметы из благородных и черных металлов. Это же касается и литургических сосудов для богослужения — их следует покрывать специальными мягкими тканями, покровцами. Пыль и загрязнения следует удалять только мягкими кистями, пылесосом, сухим способом.

Стекло (цветное и прозрачное) и фарфор — чаще всего это лампады. Редко — фарфоровые иконостасы. Уход за этими предметами, по Г.С. Клоковой (реставратор высшей категории, автор книги «Как сохранить церковные ценности»), следует осуществлять особенным образом — вода для протирания фарфора должна содержать спирт, а стекло вообще следует протирать специальными средствами или спиртом. Протирание следует осуществлять только мягкой тряпицей или микрофибровым волокном для предупреждения царапин. Хранение и транспортировку бьющихся предметов следует осуществлять в специальных, противоударных, упаковках, в том числе использовать вату.

Древняя богослужебная одежда — это наследие наших храмов, чудом пережившее годы гонений. Не везде, к сожалению, уделяется должное внимание ее содержанию и реставрации. Очень часто она имеет вид не благолепной алтарной одежды, а лохмотьев, в которых, несмотря на их внешний вид, продолжают служить, участвовать в крестных ходах, увеличивая утраты и повреждения волокон. Основной проблемой является недолжное хранение богослужебной одежды, не говоря о механических повреждениях. Плечики для облачений следует обшивать мягким материалом, чтобы на облачении не образовывались лишние сгибы. Для каждого облачения желательно наличие чехла, в котором облачение будет защищено от пыли и иных загрязнений. В ризнице должен соблюдаться температурный режим, а также меры противопожарной безопасности.

Простые облачения нуждаются в щадящей ручной стирке в воде, которая потом выливается в святой колодец. Более древние облачения, использующие технику золотого шитья или иные формы металлических нитей, чистить нужно только вручную. Их рационально использовать в особенные праздники, чтобы сохранить их дольше. Реставраторы по золотому шитью способны отреставрировать облачения, в том числе воссоздать участок ткани, утратившийся в силу различных причин.

Богослужебная литература, нотные или певческие книги — все это используется во время службы в храме. Конечно, главный фактор, влияющий на износ этих ОРН — эксплуатация. Книга используется — открывается, закрывается, в ней оставляются закладки, страницы засаливаются или пачкаются от грязных и замасленных рук. Бывает так, что чтец по неосторожности проливает на книгу воск от свечи, — чтобы этого не происходило, нужно пользоваться при чтении ручным подсвечником. Есть и другие формы неосторожного обращения с книгой: некоторые складывают богодухновенные книги на пол без подстилки, что не только вредит обложке, но и показывает отношение человека, его уровень благоговения перед вещами духовными. Следует помнить, что существуют салфетки для рук, специальные канцелярские зажимы для страниц, которые позволяют не держать пальцами страницу книги, а также соблюдать должную аккуратность. Чаще всего истираются у книги края — во время перелистывания. Эта проблема иногда решается на бытовом уровне — во многих приходах ремонтируют страницы, наклеивая бумагу на поврежденные участки. Хотя делать такие «ремонты» самостоятельно людям, не имеющим опыта в реставрации, не рекомендуется.

Книги подвержены опасности и во время их хранения. Из-за несоблюдения правил хранения, температурного режима и прочих факторов в книгах может завестись кожеед или короед, проедающий доски книги. Кроме того, когда старинную книгу устанавливают вертикально, то бумажный блок начинает проседать между досками книги, провисая вперед, от этого портится крепление корешка с блоком, поэтому следует укладывать книги горизонтально, названием вверх.

Бумага в книгах, изданных до середины XIX века, сделана не из целлюлозы, а из ткани, что делает ее в сравнении с целлюлозой практически вечной. Целлюлоза же сильнее подвержена окислению, страницы таких книг ветшают гораздо быстрее, порой даже в разы, чем бумага хлопковая. Именно поэтому в приоритете общины должна стоять реставрация богослужебных книг старого издания. Весьма кстати здесь — труд переплетчиков, которые также занимаются реставрацией книг. Приход должен изыскивать возможность реставрировать книги, но еще лучше — возыметь в общине своего переплетчика. Богослужебные книги, которые не используются в богослужении, должны находиться в книгохранилище, созданном как аналог иконохранилища. Книжники или археографы знают, как сделать точное описание книги. Для большей безопасности в книгах на нескольких страницах можно проставить экслибрис общины, то есть знак библиотеки общины или печать общины. Это будет препятствовать кражам и хищениям, такую книгу будет легче возвратить.

Колокола выделяются в подкатегорию из-за особенности их использования. Подвешенный с помощью специальных скоб за ухо колокол должен располагаться на специальных колокольных балках, обитых деревянной доской. Дело в том, что подвешивание железной скобы на голую металлическую балку создаст дальнейшие проблемы в использовании колоколов и извлечении звука. Железо, соприкасаясь с железом, будет подвержено коррозии и перетиранию в силу жесткости, древесина же будет смягчать трение. Скоба колокола должна плотно прилегать к доске, чтобы колокол не шатался во время звукоизвлечения при звоне. Дерево служит гасителем лишней инерции между металлической балкой и такой же скобой. Вся инерция, таким образом, уходит на колокол, что улучшает звучание и делает его объемнее. Звонарь должен знать о том, что соприкосновение языка с туловом колокола должно быть мягкое. Нажатие на трос должно быть достаточным для того, чтобы звук был извлечен. Неопытный звонарь, который «лупит» в колокола, может стать причиной раскола колокола или образования необратимых трещин. Стоят колокола недешево — примерно 1200 рублей на килограмм колокола по состоянию на 2019 год.

На колокольне ради придания эстетики и оптимизации работы звонаря должен находиться звонарский столик, к которому подвязаны тросики от языков колоколов. Для этого вполне сгодятся металлические тросы в резиновой оболочке. Веревочные подойдут только для самых маленьких колоколов. Подвязывать колокола веревками, канатами или тросами к колокольным балкам — последнее дело, так как все эти материалы быстро ветшают и портятся от перемены температуры, перепадов влажности, кроме того, металл по сравнению с древесиной выигрывает в натяжении. Натяжение языков колоколов тросами должно быть таким, чтобы звонарь мог только нажать на трос, а не прогибать руку. Для этого целесообразней установить звонарский столик таким образом, чтобы рука звонаря на столике была на одной высоте с подвешенными колоколами или выше. Педали для благовестников — самых больших колоколов — должны оснащаться колесиками, так как трос для большого колокола в этом случае не будет перетираться, ритмично прокручиваясь под тяжестью языка. На педали должен стоять фиксатор, который при нажатии на педаль будет возвращать ее в исходное положение.

Церковные сооружения — самые крупные ОРН, которые также имеют свою специфику по мерам охраны и условиям использования. Особое внимание следует уделить наличию плана эвакуации, свободному доступу к запасным выходам, необходимому освещению, наличию действующих, регулярно сменяемых огнетушителей. К соблюдению безопасности следует отнести и исправность дверных и иных замков, состояние решеток на окнах, системы сигнализации и оповещения, наружное видеонаблюдение.

Однако в принятии мер безопасности есть свои нюансы. Прежде всего, следует оговориться, что в храме нецелесообразно устанавливать датчики задымления, так как, по известным причинам (во время каждения), они будут постоянно срабатывать. Видеонаблюдение внутри храма не будет оценено прихожанами, так как все же духовная жизнь человека считается сугубо личным делом и в большинстве своем люди не любят, когда их снимает камера во время молитвы. В данном случае лучше установить видеонаблюдение на входе, у дверей, а также окон, где не установлены решетки. Для деревянных храмов, где возникает риск «пропиливания ходов» (известный случай ограбления деревянной церкви, когда злоумышленники проникли в алтарь с помощью пропиливания хода бензопилой), следует устанавливать камеры еще и по периметру церковного здания. В некоторых храмах по обычаю дежурят сами прихожане, что и правильно, это один из видов помощи храму. Из замков не годятся подвесные, так как они более уязвимы для срывания ломом. Дверь в основное помещение храма также должна закрываться на замок. Двери внутри четверика и алтаря можно держать открытыми или, если на окнах установлены прочные решетки, с гарантированной защитой от «форточников», — закрытыми на замок.

Храм должен быть защищен от гнездования в нем птиц, так как продукты жизнедеятельности птиц, живущих в нишах храма, колокольне и иных местах, разрушают кирпич и древесину. В идеале хорошо иметь тонкую сетку в арках храма и колокольни, либо, если позволяет архитектура — ставни, открывающиеся на время звона. Можно поставить отпугиватель птиц, однако работать он должен только в определенные часы, чтобы не беспокоить окружающих. Через некоторое время птицы покинут здание и даже не будут на него садиться.

Храмы подчиняются законам строительства и эксплуатации зданий, как и гражданские сооружения, но в большей степени. Нам необходимо определить слабые места в церковных сооружениях. Первым будет подвал храма — одно из уязвимых для влаги мест. Влага в подвал проникает через грунт, если не установлены приспособления по защите от воды, нарушены отмостка и водоотвод. Отмостка вокруг храма должна иметь перед собой должный слой водоотвода по рекомендованным параметрам строительства, чтобы вода отступала от здания не только механически, но с помощью водоотвода задерживалась в грунте. Если на стенах храма (в данном случае кирпичного) появилась зелень, значит надо срочно проводить мероприятия по защите храма от сырости, так как это может привести в дальнейшем к отслаиванию штукатурки внутри храма, или, того хуже — раскрошиванию кирпича и обрушению стен. Для этого следует позаботиться о вентиляции помещений, необходимом отоплении. Самое главное, что нужно знать в отоплении помещений — своевременный переход на зимний режим. Если этого не сделать, то батареи лопнут от мороза и вода истечет в храм. Община понесет большие финансовые потери, начиная от восстановления отопительной системы, которая на сегодняшний день стоит более ста тысяч рублей (котел, батареи, трубы), заканчивая сменой полов, повторного оштукатуривания стен, восстановления росписей. Для зимнего отопления существуют антифризовые системы.

Прежде всего, в церкви необходимо контролировать влажностный режим. Во время службы, больших праздников, когда храм заполняется молящимися, выделяется большое количество влаги, которая накапливается, возникает духота. Когда зажигаются свечи, от их жара влага впитывается в стены. Благоприятным для стен будет проветривание, которое желательно проводить регулярно. Оно же будет способствовать выведению копоти из храма.

Еще одной проблемой в образовании чрезмерного уровня влажности (которая, кстати, также «купируется» проветриванием) является неумелое мытье полов. Полы в храме нельзя мыть горячей водой, т.к. образуется пар. Лучше пользоваться холодной водой. Вычищать пол от воска можно с помощью деревянных, пластиковых, а в случае плиточного пола — металлических скребков. Для удобства можно использовать скребки, прикрепив их к палке.

Большое внимание следует уделить полу и окнам в храме. Для продуха влаги пол должен быть оснащен системой вентиляции (как правило, это достигается вентиляцией подвальных помещений) или достаточным уровнем водоотвода, так как влага от грунтовых вод может начать испаряться в стены, что вызовет отсыревание и осыпание штукатурки и кирпича. Окна должны проверяться на наличие сквозняков, сохранность проемов и стекол, так как нарушения в эксплуатации вызовут образование конденсата. Так как чаще всего от оконных проемов идут сквозняки, то недопустимо ставить к окнам иконы без киотных шкафов.

Как вы думаете, почему приделы у храмов строились с южной стороны, а не с северной? Прежде всего, это связано с движением солнца, под которым быстрее высыхают восточная, южная и западная стороны. Северная сторона чаще всего остается в тени и будет холодной.

«Реже стройся, чаще кройся» — так гласит народная пословица о крыше и кровельных системах зданий. Функция крыши — защита церковного здания от осадков. Кроме того, на крыше должна быть предусмотрена система водостока. Водосток должен уводить воду от храма на расстояние нескольких метров. Именно поэтому хорошо ставить церковное здание на холме.

Погосты и кладбища также относятся к ОРН. Они не должны быть неухоженными или заросшими, община по мере необходимости должна проводить там субботники и уборки. Захоронения должны быть подотчетны. Кладбищенская книга прихода должна содержать подробную информацию о захоронениях, а на самих могилах, даже на самых ветхих, должны быть памятные таблички. Это облегчает опознание захоронения не только родственникам отошедшего к Богу христианина, но и ученым-антропологам и другим деятелям науки.

Церковные сооружения в зависимости от своего возраста, архитектурного стиля и экстерьера, уникальной истории могут иметь признаки ОКН (объекта культурного наследия). Оформление здания как объекта ОКН в зависимости от степени значения (федерального или регионального) позволяет общине участвовать в программах государственного финансирования. Однако признание этой уникальности дает не только преимущества, но и обязанности. В ОКН недопустимо проводить изменения внешнего и внутреннего архитектурного облика здания. Для общины это будет грозить штрафом за порчу ОКН. Перепланировки, реставрационные и строительные работы делаются с согласия органов охраны ОКН, архитектуры, а в иных случаях — и Министерства культуры, если речь идет о федеральном уровне значения ОКН.

Уход за храмом, часовней, кладбищем — это большая часть повседневной жизни общины. В бережном отношении, проведении субботников, уборок в храме и на кладбище проявляется и отношение не только к нашим почившим братьям, но и к Богу. Следует привлекать к этому молодежь, чтобы совместными усилиями сохранять храм и церковные территории. Ведь община — это не просто те, кто пришел помолиться. Община — это сплоченный любовью во Христе коллектив, семья, которая должна заботиться о своих молитвенных помещениях и периодически проверять их на предмет профилактики и ремонта.

Требования и рекомендации в работе общины в деле сохранения материальных объектов духовного наследия

Хотим сохранить стены, лики икон, подсвечники и многое другое как можно дольше? Значит обратим внимание на расходные материалы, которые используются в храме. Химия на практике часто больше вредит, чем приносит пользу, к тому же стоит подумать и о людях на службе, так как не полезен, например, дым от искусственного ладана. Испокон веков люди на богослужении пользовались природными материалами, к которым можно отнести, например, натуральные восковые свечи. На практике натуральный воск «не плачет», не создает копчения. Натуральный воск не имеет примесей, его оттенок — матовый, и его отличает отчетливый запах мёда. Однако не всякий натуральный продукт будет отвечать параметрам, по которым мы можем судить о сохранности ОРН. Это же касается и ладана, который используется в каждении. Еловый ладан создает достаточно большое количество дыма и черной гари, которая легко оседает на стенах и образах. Кто проводил уборку в храме, тот, вероятно, вспомнит черную паутину, резкий цветовой переход, который виден на стене при снятии киота или отодвигании мебели. В настоящее время существуют достаточно хорошие сорта ладана, который можно купить оптом и в розницу. Да, еловый ладан дешевле, но дороже потом встает чистка стен, фресок (если таковые есть), икон.

Разумеется, покупка высококачественных расходных материалов может быть трудноисполнима для финансовых возможностей общины, поэтому в этом случае все остается на усмотрение совета общины. Стоит напомнить усердным христианам, что также для этого существует благотворительность. Если кто-то хотел бы видеть благоустройство в храме лучше, чем прежде, то, по благословению настоятеля или совета общины, он может сделать для храма посильную жертву — принести ладан, свечи и другое.

Организация работы по сохранению церковного имущества

В нашей Церкви есть целая служба, которая занимается сохранением церковного имущества, это — Ревизионная комиссия. Согласно Уставу Церкви как юридического лица, то есть также и светского религиозного субъекта, «Ревизионная комиссия проверяет финансово-хозяйственную деятельность Церкви и входящих в нее религиозных организаций, состояние и учет материальных ценностей. О результатах проверки Комиссия докладывает Освященному Собору и Митрополиту» (п 4.24 настоящего Устава РПСЦ по состоянию на 27 сентября 2019 года). Точно такая же ревизионная комиссия должна действовать и в каждой общине. Таким образом, ревизионная комиссия должна минимум раз в год проводить проверку церковного имущества, а в крупных приходах — и того чаще. Комиссией проверяется наличие всех предметов, внесенных в акт предыдущей инвентаризации, журналы ОРН, описи, документы бухгалтерского учета, фотографии, в том числе перечисленное в электронном виде. В каждом храме должна быть комната хранения. Она обязательно должна быть закреплена за общиной и ни в коем случае не являться чьей-то частной собственностью. Поскольку церковное имущество должно, по правилам святых апостол, находиться в ведении правящего архиерея. Доступ в комнату хранения должен быть ограничен и утверждаться собранием общины.

К таким хранилищам следует отнести, прежде всего, иконохранилище, книгохранилище, склад свечей и инвентаря. Для каждого помещения существуют свои стандарты хранения, но большинство из них — одинаковы. Поэтому если храм не располагает большими помещениями и в доступности лишь небольшая комната в несколько квадратных метров, то можно использовать под все перечисленные хранилища и ее. Об устройстве такой комнаты необходимо задуматься сразу и определить, какие ОРН будут храниться там, исходя из их нормативных условий содержания. Если в этом месте находятся иконы и, к примеру, подсвечники, некоторый хозяйственный инвентарь, то следует предъявлять к этому помещению такие требования, которые соответствовали бы требованиям хранения в иконохранилище. То есть в комнате хранения должны быть такие условия, которые соответствовали бы условиям содержания наиболее чувствительных к изменениям ОРН.

Мероприятия по организации сохранения ОРН — общие, комплексные и последовательные. Например, общине передают в безвозмездное пользование здание храма, в подвале — вода, стены в храме покрыты зеленью, следовательно, делать склад икон или книг в подвальном помещении — недопустимо. Следует, прежде всего, провести первоначальный ремонт церковного здания, чтобы перенести туда будущие единицы хранения и удостовериться в их дальнейшей сохранности, проветрить помещение, осушить стены, оборудовать отопление, систему воздухоизоляции и так далее. Подчеркну, что кроме этого желательно регулярно совершать молебны храмовому празднику.

Если же помещений в храме достаточно, то необходимо оборудовать каждое помещение согласно его предназначению. Хранилище обязательно должно закрываться на ключ. Внутри должны быть установлены стеллажи. Книги и иконы располагаются на стеллажах, различных по пространству между ярусами. Иконы устанавливаются в высокие ярусы вертикально, а те, которые нуждаются в срочной реставрации — горизонтально с большой осторожностью. Для разделения икон на полке уместно будет изготовить Т-образные перегородки и установить их горизонтальной стороной поперек доски стеллажа на промежуток до 5 см (это будет служить разделителем между иконами). Верхняя часть перегородки будет служить подпоркой иконе. Книги хранятся в горизонтальном положении. Каждый ОРН должен быть пронумерован согласно его классификации.

Особое значение должно уделяться сортировке икон, книг, церковной утвари. Чтобы не запутаться в стеллажах и наименованиях, следует распределить ОРН по их назначению, виду и свойству. Например, певческую книгу необходимо приставлять к певческим, икону в окладе — к аналогичным образам.

Тяжелые ОРН, к которым могут относиться подсвечники, колокола, паникадила и т.п., должны располагаться на деревянных или иных подставках, чтобы не портить пол помещения и не портиться самим.

Каждое хранилище должно быть описано в журнале описи имущества общины, в котором указываются параметры ОРН. Таковым можно назвать единый журнал описи церковного имущества. Для удобства ведения его можно разделить на несколько журналов, то есть по каждой категории ОРН. Таковыми будут журналы учета: книг, икон, богослужебных облачений, церковной утвари, уборочного и иного инвентаря. Все перечисленные категории, кроме инвентаря, должны иметь более подробное описание и фотографию. Более того, журнал должен быть продублирован в электронном виде. Для этого необходимы базовые навыки владения компьютером и программой MS Word. Подробнее об этом в следующей главе статьи.

Требования к церковным лавкам те же. Храмовые церковные лавки, в которых представлены церковная литература, свечи и иные ОРН, должны иметь журнал учета, в котором указывается наименование, количество и остаток ОРН на определенное число. Это же следует и за поступлением новых ОРН в лавку. Литература в лавке должна быть разложена согласно своему назначению: вероучительная — к вероучительной, богослужебная — к богослужебной и так далее. Это же касается икон, богослужебной одежды и прочих, говоря юридическим языком, «предметов религиозного культа».

Отмечу, что для мероприятий по уборке каждой категории ОРН необходимо использовать свой инвентарь, например, нельзя использовать тряпки и ведра для мытья полов для чистки подсвечника или оклада иконы. Поэтому в хранилище или на складе должно быть разграничение между церковным инвентарем. Некоторые из инструментов должны быть подписаны особо, согласно их использованию, чтобы никто не мог спутать, например, ведра для мытья полов и для святой воды.

Молельные помещения и хранилища должны быть оборудованы системами охраны и пожарной безопасности. В храме обязательно должен находиться план пожарной эвакуации, запасные выходы и огнетушители, указаны действующие номера специальных служб. Запасный выход не должен быть заставлен, и к нему должен быть свободный доступ.

У религиозных сооружений есть своя специфика — степень освещенности, особенности противопожарной сигнализации, в частности отсутствие датчиков дыма, так как они, как уже говорилось, становятся бесполезными в условиях богослужения, когда священнослужители совершают каждение. Особенно следует уделять внимание лампадам и свечам, чтобы предотвращать случаи возгорания. Говоря о частных случаях, самым вопиющим становится возгорание и порча иконы от упавшей или наклонившейся свечи. Из этого следует, что минимизировать риск возгорания возможно при соблюдении должного расстояния между подсвечником и иконой. Деревянным храмам следует оказывать большую заботу об охранении от огня. По обычаю, во многих приходах в августе совершают службу иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина».

Реставрация

Обращаясь за помощью к специалистам, следует удостовериться в их мастерстве. Это могут быть как частные лица, с которыми можно оформить договор сотрудничества, так и организации, в том числе иконописные школы. В первую очередь следует проверить регистрацию мастеров, необходимые разрешения и оборудование, потому как не следует делать заказ и ремонт, не зная организации, отзывов и документов. Все это необходимо и для того, чтобы предотвратить мошеннические действия. В случае каких-либо сомнений в действительности и благонадежности организации, лучше попробовать поискать другую, поскольку до сих пор свежо предание о «реставраторах» из 90-х, ходивших по деревням и забиравших иконы у христиан для «ремонта» или «замены». К сожалению, и сейчас можно столкнуться с такими «реставраторами», перешедшими на более высокий уровень в своих мошеннических махинациях. Злоумышленники теперь официально предлагают свои услуги приходам, или даже часто рекомендуют себя хорошими реставраторами, так как имели и положительные отзывы. Люди, которые направляют свой талант в грех, наносят вред, в первую очередь, своей душе.

Однажды мне довелось познакомиться с историей о подобном обращении реставратора к приходу. Одному прихожанину было поручено сделать инвентаризацию икон, записав данные о них в специальный электронный каталог икон прихода. Что и было им в точности исполнено. Вскоре для многих прихожан было большим удивлением увидеть образа, якобы отреставрированные и приведенные в лучший вид, но они совсем не совпадали с теми, что были прежде. Да, пропали следы от ожогов, да, были восстановлены краски и оттенки. Но что-то было в иконе странное — прежде всего, удивляло то, что вместо трех досок с инвентарным номером (!!!) была одна доска без оного номера. Такие доски сейчас используют в иконописи (технология сборки доски методом склеивания) для заготовок. Как из трех досок получилась одна? Вряд ли это было чудо. Также удивил и другой размер иконы, отличающийся от оригинала. Следующей зацепкой стал непрофессионализм этих лжеспециалистов — образ был написан слабо. Геометрически он не совпадал с оригиналом. Новый, «предивный», образ через год покрылся кракелюрой, то есть потрескался и стал шелушиться. Под ним была обнаружена простая доска для иконописи. Ни старинной паволоки, на которой писались иконы, ни каких-либо других доказательств наличия реставрации не было. Перед всеми предстал самый настоящий обман — кем-то неумело нарисованный лик. По всей видимости, оригинал этой иконы был давным-давно продан в коллекцию какого-нибудь ценителя, но, в любом случае, древний, намоленный нашими предками образ был бесследно утрачен, подменен дешевой подделкой. Пусть этот случай будет для нас уроком и поводом к подобающей бдительности.

Итак, уверившись в реставраторе, следует совершить фотофиксацию образа (книги, подсвечника), провести необходимые измерения рулеткой, проверить наличие инвентарного номера, соответствия описания и маркировки в каталоге/журнале описи ОРН храма. Об этом подробнее мы поговорим в следующей теме, когда разберем оформление нормативной документации.

Правила оформления объекта религиозного назначения (ОРН) в Журнале ОРН

Единый журнал описи церковного имущества. В каждом приходе, а тем более в епархиальном управлении, должны быть специальные журналы учета. В главном журнале учета обязательно должно соблюдаться строгое правило — последовательность и точность заполнения. Журнал ОРН храма целесообразно отделить от журнала учета хозяйственного инвентаря в храме, так как последний не является на данный момент объектом нашего внимания. Для удобства работы можно разделить журнал ОРН на категории, например: «Иконы», «Подсвечники и подлампадники», «Богослужебные книги», «Церковная мебель» и другие категории, число предметов в которой достаточно для заведения отдельного журнала. Фрески и росписи, которые мы просто физически не сможем измерить, следует отнести в фотокаталог ОРН, речь о котором пойдет ниже. Прежде всего, в каждом журнале должны быть проставлены данные об общине, храме: полное название, фактический адрес, дата постройки и освящения, архитектор и описание архитектуры, наличие фресок, фотография снаружи (сбоку) и внутри (с запада на восток); наименование категорий, входящих в журнал, дата создания журнала; ФИО настоятеля, председателя общины, старосты, ревизионной комиссии, казначея. Собрание общины должно утвердить наличие и заполнение такой документации на собрании, с соответствующей отметкой в протоколе. Примечательно то, что при возможной смене руководства общины, настоятеля необязательно составлять новый журнал. Во вкладке «Ревизия/инвентаризация» следует указывать даты проведения ревизий/инвентаризаций, а также вносить изменения по составу участников. Для понимания организации работы журнала ОРН перейдем к разделам:

Титульный лист — это описанные выше данные, их необходимо подкрепить подписями и печатью общины. Журнал должен быть с обложкой, на которой будет написано название, например, «Журнал ОРН. Иконы». Сам титульник будет располагаться на развороте.

Оглавление. В него войдут наименования следующих разделов с указанием страниц.

Предисловие. Здесь описываются нюансы заполнения журнала ОРН. Рекомендую в этом случае использовать универсальную кодировку. Благодаря этой схеме нельзя будет запутаться в наименованиях и местах расположения ОРН в храме. Возьмите 4-значное или 5-значное число. Первой цифрой определите категорию ОРН. К примеру, «Иконы» — 1. Вторая цифра (или, если церковь представляет собой храмовый комплекс — вторая и третья цифры) — положение в храме. Кодировка: Алтарь — 1, солея/клироса — 2, четверик — 3, трапезная — 4, колокольня — 10, /…/, исповедальня — 11. Следующими цифрами определяется порядковый номер иконы. Чтобы не запутаться, можно разделять определяющие цифры точками. К примеру, икона находится в иконостасе (солея/клироса — 2). По счету она первая. Присваиваем номер 1.2.01. Икона в исповедальне — 1.11.01. Первую цифру можно не ставить в том случае, если сверху в наименовании указано общее название для ОРН этого разворота, либо если Журнал/Опись/Каталог ОРН создан исключительно для одной категории ОРН. Необходимо также сделать пояснение по написанию размеров — то есть указать значение каждого измерения (по необходимости пользоваться сокращениями — заглавными буквами по названию величины), единицы измерения, сокращения в названиях (если нет желания все время писать, например, слово «икона», можно заменить просто на «ик.») — и правильному маркированию ОРН (что также обязательно).

Содержание — это непосредственно сами ОРН, будь то: иконы, книги, фарфор/стекло и так далее. Следует подчеркнуть, что журнал должен быть расчерчен, так как последующее его заполнение будет осуществляться посредством заполнения граф. Перейдем к первой строчке и названию столбцов:

— Инвентарный номер, тот, который присваивается ОРН.

— Наименование. Его следует указывать полностью, чтобы в названии отражались атрибуты внешнего вида. Например: «Владимирская икона Пресвятыя Богородицы», «Крест-голгофа с предстоящими святыми», «Святой Иоанн, пророк и Предотеча, Креститель Господень» и так далее. Или так: «Подсвечник на 50 свечей с подлампадником», «Хорос/Паникадило на 24 лампады/свечи» и так далее.

— В следующей графе — «Материал» указывается материал, из чего состоит ОРН. Для иконы необходимо добавить количество досок, из которых она собрана, количество шпонок. Если есть оклад — указать, например, «металлический оклад». Для старопечатных книг допустимо указать материал переплета — «кожа, доска,
2 металлические застежки».

— Размер/Вес/Кол-во листов (номинальное). Например, возьмем икону с размерами Д60 х Ш50, то есть длина 60 и ширина 50. Если мы измеряем напольный подсвечник, то следует написать сразу несколько величин, описывая его сверху вниз. Например, В150 х БШ45 х МШ15 х ОШ60. Довольно сложно, на первый взгляд, но что имеется ввиду: В — Высота подсвечника — 150 см, БШ — большая ширина, то есть рабочей поверхности (куда непосредственно ставятся свечи) — 45 см, МШ — малая ширина, которая в данном случае принадлежит стойке, ОШ — основная ширина, или ширина основания — 60 см. Количество листов определяется в правом нижнем углу страницы. Необходимо знать церковно-славянский, чтобы определить число.

— Поступление. Здесь кратко описывается история происхождения ОРН в храме. Например: «приобретен(а/о) на средства общины в 2019 году за 13000 рублей (счет № __, бухгалтерские документы учета)» / «передано в дар от И.И. Иванова, акт приема-передачи №26 от 05.04.2019» и так далее. Не забывайте, что «кратк. — сестр. тал.». Если история неизвестна, то, в крайнем случае, можно поставить прочерк. Иногда в старинных книгах, если не установлено их происхождение, можно происхождение обнаружить в содержании — дарители сами ставили подпись. Эта графа необходима, прежде всего, для безопасности хранения, более точного описания ОРН. Кроме того, эта графа помогает членам общины знать историю своего храма, его богослужебных предметов.

— Надписи. Если на ОРН есть надписи или текстовые гравировки, то их следует переписать в эту графу дословно. Например, на колоколе: «сей колокол массой 10 пудов был отлит на таком-то заводе и передан в дар такому-то храму от такого-то» и так далее.

— Лампады в паникадиле, оклады у икон, языки колоколов описываются в графе «Дополнения». Например, 24 лампады паникадила №7.2.01 из красного стекла. Они должны иметь тот же номер, что и главный по отношению к ним ОРН. Или так: язык колокола №9.10.02, размеры — Д15 х Ш6, вес 800  г.

— Маркировка. Это — одно из самых важных и действенных средств по защите церковного имущества, так как таким образом, даже если нет фотографии, можно установить принадлежность ОРН храму. Для этого может использоваться нестираемый маркер (большой — для крупных ОРН, мелкий — для ОРН меньшего размера, например, священных сосудов), устойчивый к растворителям и перепадам температур, клеймение и печать библиотеки общины или просто печать общины. Последнее более употребимо для книг. Маркировка ставится в местах, которые не открыты зрению во время использования ОРН. К примеру, маркировку чаши/потира и дискоса необходимо поставить на дне подставки, то есть со внешней стороны, не загрязняя, таким образом, рабочих поверхностей. Желательно ставить ее, например, таким образом: «Инв. № 2.1.01». Благодаря этому, мы понимаем, что речь идет об ОРН под таким-то номером, и мы найдем его в Журнале ОРН. В книгах можно проставить номер на внутренней стороне корешка вместе с печатью общины, печать можно проставить на нескольких страницах. Иконы маркируются с оборотной стороны трижды — на обороте, на шпонке (если есть) и под основанием иконы, внизу. Оклады или принадлежащие этому ОРН дополнительные составляющие маркируются тем же номером. Что касается информации в графе, следует указать место маркировки, страницы (для книг), где стоит печать. Например: «мрк. на корешке, печать на листах 26, 72, 74», или так: «мрк. под основанием». Открываем эту книгу или смотрим икону — и находим точное соответствие!

— Дата создания информации в журнале. Это необходимо для контроля поступлений в Журнал ОРН и будет помогать ревизионной комиссии для отслеживания общиной покупок/дарений. Все данные в графах — единовременные и не подлежат изменениям и исправлениям. Для фиксации изменений существует следующий столбец.

— Примечание. Если данные ОРН изменятся вследствие утрат (как естественных, так и криминальных), отдания иконы на реставрацию, передачи в дар другой общине (с согласия собрания прихожан), то следует кратко написать об этих изменениях. Для этого рекомендуется сделать несколько пустых столбцов примечаний по следующей схеме (примеры): 1. 31.05.2017 отдан (напольный подсвечник) на выставку (или реставрацию) «Сила духа и верность традиции» по акту №70. 2. 03.06.2017 принят с выставки/реставрации, соответствует описанию, перефотографирован. 3. 17.11.2016 подвергся действию огня при пожаре, перефотографирован. 4. 31.08.2017 отремонтирован, перефотографирован.

Ревизия. В этом разделе журнала ОРН представлены данные отчета ревизионной комиссии по этой категории ОРН. Это не будет тавтологией, так как для лучшей отчетности следует дублировать Журнал ревизии в сокращенном формате. В этом разделе все также заполняется от руки и ставятся подписи членов ревизионной комиссии, печать общины.

К Журналу ОРН необходимо приложить фотокаталог ОРН, титульный лист которого будет идентичен Журналу ОРН, а в содержании — напечатанные фотографии (можно в черно-белом варианте) ОРН храма с инвентарным номером, указанным маркировкой. Фотокаталог ОРН — это одно из официальных, наглядных вещественных доказательств того, что какой-либо ОРН принадлежит этой общине.

Фотографии для фотокаталога ОРН делаются одновременно с заполнением Журнала ОРН. Создается фон (можно использовать чистую материю серых тонов, стену храма). ОРН устанавливается на устойчивую поверхность. Иконы фотографируются в вертикальном положении; чтобы не ставить их на пол, необходима подставка. Подойдет как вертикальный аналой для праздничных икон (икона не «лежит»), так и стол, на который будет поставлен ОРН, опорой и фоном будет в этом случае стена. Книги фотографируются в горизонтальном положении, на фоне, камера сверху. Для определения размерности небольшого ОРН необходимо приставить к фотографируемому объекту цветную линейку, также подойдет и простая.

ОРН на фотографии должен занимать 90–95% кадра с полями из фона. Фотографии лучше всего делать с использованием штатива. Фотоаппарат, освещение и место съемки необходимо настроить таким образом, чтобы максимально хорошо передавался цвет ОРН, резкость кадра и необходимая яркость.

Объекты фотографируются по-разному. Икона фотографируется с лицевой и оборотной стороны, чтобы обязательно была видна маркировка. Отдельно фотографируется оклад, дополнительные составляющие. ОРН, которые не имеют лицевой стороны и симметричны вследствие особенностей использования (например, напольный подсвечник, малый подсвечник, паникадило, хорос, иконостас, семисвечник, водосвятная чаша), фотографируются только с одной стороны (прямо). Чаши, потиры, колокола в этом случае будут сфотографированы с нескольких сторон, так как, как правило, имеют разные изображения со всех сторон и несимметричны. ОРН, имеющий, условно говоря, две поверхности, фотографируется с двух сторон — сверху и сбоку, например, дискос. Тяжелые объекты, которые невозможно фотографировать в студии, желательно сфотографировать на их местах. В этом случае можно пожертвовать количеством и качеством фотографий, так как, скорее всего, невозможно будет сфотографировать колокол на колокольне со всех четырех сторон. Для этого можно выбрать одну точку фотографирования. Остальное указать в описании. Не всегда труднодоступность мешает фотографированию и маркировке. Иконы в верхних ярусах иконостаса хотя и трудно извлечь, но все-таки сделать это возможно, так как нельзя оставлять их без маркировки.

Во время съемки фотограф называет члену ревизионной комиссии маркировочный номер и тот последовательно делает его описание в Журнале ОРН. Это помогает и в дальнейшей работе со снимками, так как при последовательности и описании легче определить принадлежность объекта на фотографии к информации в Журнале. Далее фотографиям присваивается название, соответствующее номеру в Журнале. С помощью программ по уменьшению веса фотографий и MS Word можно сразу же сформировать последовательный каталог, выделив под каждый объект отдельную страницу. Например, «1.1.02 Икона Владимирския Пресвятыя Богородицы» и две фотографии, сжатые до нужного фактического размера, — лик и оборот. Проставляется дата оформления. Она должна совпадать либо с датой создания номера ОРН в Журнале ОРН, либо с датой Примечания этого ОРН в случае внешних изменений. На распечатанной странице/карточке ОРН ставится подпись и печать общины в подтверждение действительности и прямой взаимосвязи этих изображений с описью в Журнале ОРН.

Фотографии должны обновляться в том случае, если ОРН как-то изменил внешний вид (поэтому удобно иметь страницу — карточку ОРН, чтобы в нужный момент ее заменить).

Образец акта приема церковного имущества от дарителя

Акт приема является бланком, в котором указано название религиозной организации, принимающей в дар ОРН, фактический адрес, телефоны, название бланка — «Акт приема» и его номер (так как на этот номер потом будет ссылаться Журнал ОРН). Данные дарителя и прочая информация указываются от руки им самим следующим образом:

«Я, (ФИО), добровольно передал в дар Местной (или Центральной) религиозной организации «(N-ская старообрядческая община)», находящейся по адресу (фактический адрес), следующие объекты религиозного назначения:

Икона писаная «Святитель Никола Можайский». Размеры Д70 х Ш55. (Название ОРН должен присваивать грамотный в этом отношении член общины, также он должен иметь при себе необходимые инструменты для измерений. Все это проводится в присутствии дарителя).

Подсвечник напольный металлический на 50 свечей. Размеры В120 хБШ50 х МШ10 х ОШ60.

Книга «Псалтырь» в кожаном переплете. Размеры Д25 х Ш20.

«(число, месяц, год)» _______ Подпись (как в паспорте)

Принял (заполняется членом общины от руки) ФИО

Место печати общины.

При желании дарителя сохранить свое имя в тайне он может не указывать свои ФИО, но должен оставить подпись, и ему на руки все равно выдается копия акта приема с печатью и подписью. Дарителя необходимо сразу же занести в поминание храма (на литургии или ектении, в зависимости от духовного состояния человека, по рассуждению настоятеля).

Иные акты, например, о передаче (Акт приема-передачи) иконы на реставрацию или выставку, должны составляться двумя сторонами (община и реставратор от организации или от своего лица, община и руководитель выставки от организации) и содержать полную информацию о сторонах. Данный акт будет также являться и договором, поэтому в нем, кроме основных данных и сведений о религиозной организации, указываются все данные организации-реставратора или организации, проводящей выставку. Кроме того, сюда добавляются паспортные данные уполномоченных от религиозной организации и организации принимающей стороны на составление сего акта, с ксерокопией первой страницы паспорта уполномоченного принимающей стороны. Название переданного предмета пишется слово в слово по Журналу ОРН со всей информацией кроме Примечаний. Устанавливаются для принимающей стороны сроки возврата ОРН религиозной организации. Перед передачей необходимо убедиться в том, что проведена тщательная фотофиксация. После этого ставятся круглые печати организаций и подписи обеих сторон. Такой акт составляется в двух экземплярах, по одному для каждой стороны.

Советы по делопроизводству

Журнал ОРН и фотокаталог должны быть обязательно продублированы в электронном виде. Изменения в электронную документацию должны вноситься одновременно с настоящим Журналом, кроме подписей и печатей. Копии электронных документов должны находиться в доступе и ведении епархиального управления, как и иная документация, по требованию правящего архиерея согласно правилу 41-му святых апостол о ведении епископа церковным имуществом.

Для удобства работы с электронным документооборотом по ОРН следует разделить категории на папки. Например, папка «Журналы ОРН» может содержать папки с названиями категорий ОРН. Электронный фотокаталог ОРН должен размещаться отдельно. Так как содержимое будет сформировано в программе MS Word, следует иметь несколько файлов с названиями категорий ОРН.

Все документы должны быть нормативными документами, подтвержденными общим собранием общины или постановлением ЦРО, и должны иметь в своем оформлении ссылку на постановление собрания или — если сей документ опосредован распоряжением правящего архиерея — ссылаться на распоряжение. Напомню, что эти журналы носят внутрицерковный, контролирующий характер и являются лишь формой внутренней отчетности. Менять при этом юридический и светский Устав религиозной организации не нужно. Он создан специально для светской отчетности. Церковь подчиняется каноническим установкам, как это заповедано святыми апостолами и Соборами Церкви Христовой.

Хранение документов общины должно быть тщательно скомпанованным. Нельзя смешивать между собой документы о хранении с Журналами ОРН. Каждое направление делопроизводства общины должно иметь отдельное место. Каждое изменение должно фиксироваться.

Работой с документами должен заниматься добропорядочный, грамотный, надежный, ответственный и способный к такой работе христианин. Делопроизводство требует точности, это инструмент, благодаря которому мы можем контролировать и улучшать качество нашей работы.

Заключение

Все описанное выше — лишь немногая часть того, что можно сказать о сохранении нашего культурного наследия, ведь мало мы коснулись тем иконописи, развития других форм воспроизводства объектов религиозного назначения. Мы постарались взглянуть на практическую сторону, но существуют еще несколько приоритетных для нас направлений, которые важны так же, как и сохранение церковных ценностей.

Благодаря этим мероприятиям мы не только сохраняем и приумножаем наше духовное и культурное наследие, но и защищаем его от краж, которые, к сожалению, происходят довольно часто. Человек, совершивший такой грех, как кража у церкви, у Бога, по закону должен понести соответствующее наказание для своего исправления. Или, если по какой-то причине это совершил христианин, украв у своих же — он должен быть подвергнут каноническому церковному суду. Нельзя оставлять больного без врачевания, иначе исправлением для него будет кара Божья. Наша задача — предотвратить по возможности такой грех, само его совершение. В первую очередь, самим бы нам не предстать осужденными перед Господом, чтобы не явился на нас Его гнев за наши грехи. Ведь как справедливо писал летописец в «Повести временных лет», всякая беда у нас «по грехам нашим». Либо во исправление, либо в компенсацию нашего бездействия в добродетелях, либо во испытание нам, чтобы испытать и укрепить нашу веру. Во всем этом Промысел Божий предстает перед нами с заботой о нас, но это совсем не разрешает нам совершать грехи.

Нет сомнений, работа, которую мы рассмотрели нам в этой статье, довольно трудоемка. Для нее потребуется терпение, желание помочь и послужить Церкви, своей общине, это форма социального служения. На одну только ревизию с созданием Журнала по каждой категории, фотокаталога, описаний и прочего может уйти много времени. Это кропотливый труд, однако сей он востребован.

К труду на благо церкви обязательно следует привлекать молодежь, обучая ее через эту работу чувству ответственности, трудолюбию, терпению, развивая навыки работы с документами, работы в команде, проведению времени с действительной пользой для общества (в данном случае, братьев и сестер) и для своей души. Для молодежи будет большим стимулом успех в подобной работе.

Работа по формированию отчетностей, документооборота, журналов — это также участие в благоустроении церковном. Ведь задач у общины кроме богослужений предостаточно. Нельзя сказать, что храм должен только молиться или, например, еще проводить уроки воскресной школы. Жизнь прихожан складывается также из уборок, субботников, посадки цветов или деревьев перед храмом, уборки снега зимой, работы с документами, организации паломнической и другой жизни общины. Все эти совместные труды сплачивает общину, братьев и сестер во Христе. Семья — это не только кровные узы или узы веры («союз любве»), но и обязанности. Ведь Дом Божий, несмотря на свое высокое призвание, не может сам за собой ухаживать и проявлять о себе заботу. Уходом за ним должны заниматься мы сами — благоревностные и добропорядочные христиане. Поэтому еще раз напомним слова псалмопевца: «Возлюбих благолепие Дому Твоего и место вселения славы Твоея» (Пс. 25, 8).

Кострома. 2019 год. Написано по благословению преосвященного Викентия, епископа Ярославско-Костромского и Нижегородско-Владимирского