Главная Публикации Церковь и мир Духовное просвещение учащихся в курсе православной культуры через раскрытие онтологического потенциала русского языка

Темы публикаций

Духовное просвещение учащихся в курсе православной культуры через раскрытие онтологического потенциала русского языка

Опыт искания человеком высших целей и ценностей своего бытия, опыт возделывания своей души на пути обретения истинного добра и любви, опыт познания человеком самого себя выражен в философских и психологических теориях, образах и символах искусства, мифа, религии. Опыт духовных исканий и самопознания человечества, опыт духовной жизни народа хранит и выражает его язык. Язык народа аккумулирует опыт возделывания, преобразования человеческой души в духовной культуре сотен поколений на протяжении тысячелетий.

Духовное просвещение учащихся в курсе православной культуры через раскрытие онтологического потенциала русского языка
Фото: goodfon.ru

Язык есть главное орудие и способ осуществления человеческой мысли и культуры. В языке народа живут его любовь, дух, разум, совесть, в языке выражается и хранится его духовная культура. Питая, оживляя и наполняя собою слово, дух, мысль делают его своим орудием, путем к себе. Слово служит мостиком, связующей нитью между мыслью, идеей, логосом и образом, представлением предмета. Слово означает, выражает, удерживает, сохраняет идеи, мысли, которые образуют и наполняют его значение и смысл.

Язык онтологичен. Он питается живой силой духа и укоренен в ней. Эта сила есть сила мыслящая, она творит, образует мысль, наполняет разум и язык смыслом. Она являет и выражает себя в языке и его формах. Язык и формы мышления способны не только хранить и выражать, но и организовывать опыт возделывания человеком своей души — опыт духовной жизни и самопознания человека. Язык обладает не только жизнехранящей и жизневыражающей, но и жизнетворящей способностью. Слова и формы языка указывают человеческому разуму на открывающиеся совестному созерцанию и видению глубины духовного бытия.

Способность языка быть орудием мысли и духа определяет его место и роль в духовной культуре общества и в духовной жизни отдельного человека. Духовное содержание языка является предметом осмысления и исследования в философии языка, лингвокультурологии, психолингвистике. Одним из направлений развития культурологического исследования языка является онтология, или метафизика языка. Онтология, или метафизика языка, возникает благодаря тому, что язык основан на cовестной силе как мыслительной способности человека, выражает и аккумулирует его опыт постижения, осознания и актуализации самобытной живой силы безусловно сущего бытия, данной сердечному чувству и созерцанию человека, его умному, совестному видению.

Одним из направлений применения культурологического подхода к изучению православия предполагается определение его влияния на русскую культуру и ее духовное содержание через исследование онтологического, духовно-практического содержания и значения русского языка.

Исследование онтологических оснований русской культуры путем установления связи абсолютного духовного (божественного) бытия со словами и мыслительными формами (концептами) русского языка позволит судить о роли православия в формировании онтологического, или духовного, содержания русской культуры. Осознание и установление онтологического содержания концептов русской культуры даст нам возможность установить значение веры и духовного опыта православия для становления ее духовного ядра, для организации духовного опыта, опыта возделывания души человеком, говорящим и думающим на русском языке.

Понятие концепта выражает присутствие культуры — ее основных идей, ценностей, образов, интуиций — в сознании человека, его способность постигать и выражать в языке значения и смыслы знакового поля культуры. Сознание, духовно-душевный мир человека приобщаются к культуре, становятся культурными, распредмечивая ее ценностное, идейно-смысловое содержание, выраженное в знаково-символических формах, в первую очередь в словах языка. Единство слова и его ценностно-смыслового содержания образует комплекс значений, образов, интуиций, представлений, ассоциаций, смыслов, понятий, присущий только определенной культуре. Так образуются концепты культуры. Образование концепта происходит посредством возникновения, концентрации вокруг определенных слов (имен концептов) их ассоциативно-смысловых полей, свойственных определенной культуре. Содержание концепта образуется посредством кристаллизации, собирания вокруг слова ряда образов, интуиций, ассоциаций, представлений, понятий, речевых клише и устойчивых словосочетаний, синтез которых выражает способ осмысления этого слова, понимание, идеальное освоение предметной области, которую это слово обозначает в данной культуре. В концепте вокруг слова происходит собирание, концентрация ряда его значений, идейно-смысловых и ценностных содержаний, ассоциирующихся с этим словом в ценностно-смысловом и знаково-символическом поле культуры. Через образно-ассоциативные ряды, возникающих вокруг определенных слов — имен концептов, можно получить представление о специфических особенностях ценностно-смыслового содержания культуры как отдельной личности, так и всего народа.

Содержание ядра концепта составляет идея, выражающая глубинный смысл его предмета и открывающаяся пониманию на уровне образно-ассоциативных и смысловых интуиций, представляемых и осознаваемых до и вне рассудочно-дискурсивного обозначения и выражения этих интуиций.

Содержание концептов выражает ценностно-смысловое поле культуры: идеалы и ценности, нормы и запреты, образ человека, присущий данной культуре, определенные формы общения, опыт общественной жизни, историческое прошлое, опыт религиозной веры и жизненных устремлений человека, принадлежащего конкретной культурной традиции. Концепт — это способ и результат осмысления и формирования образа человека, образов мира и культуры, в которых живет и действует человек. Через приобщение к смыслам концептов культуры осуществляется культурная и культурно-национальная идентификация и самореализация человека как представителя определенной культурной традиции, ее ценностно-смысловой и знаково-символической системы.

В этимологи многих слов русского языка и мыслительных форм русской культуры ярко проявляется и выражается опыт приобщения человека к самобытной живой силе духа и задаются пути осмысления и постижения этой духовной живой силы, способы приобщения к ней. Исследование и воссоздание онтологических источников и оснований смыслового содержания этих слов приводит к видению религиозных путей образования значений этих слов и ценностно-смыслового содержания соответствующих концептов русской культуры, к пониманию роли православной веры и мировоззрения в этом процессе. Неразрывную связь духовного опыта постижения глубин сущностного бытия и образования онтологического содержания смыслов слов и мыслительных концептов русской культуры можно установить через теоретическое, созерцательное осмысление значений этих слов и идейного содержания концептов.

Онтологическое содержание смыслам слов и концептов русского языка придает молитвенный, созерцательный духовный опыт православной веры, основанный на ней опыт сознательной духовной жизни личности, опыт богопознания и духовного самопознания русского человека. Онтологическая, сущностная содержательность мыслительных концептов русского языка выработана многовековым духовно-практическим религиозным опытом русского народа, духовной жизнью личностей, его составляющих, духовной силой, обретаемой этим опытом.

Онтологическое содержание концептов русского языка Бог, личность, благо, добро, свобода, воля, дух, душа, вера, любовь, совесть, сердце, благодарность и др. конституируется и строится идеями и живым духовным опытом православия, опытом православной веры в то, что человек создан Богом — Духом — Любовью по образу и подобию своего Творца и является носителем божественных даров: залога вечной жизни творческой славы в ее свободе и полноте, дара совести — осознавания и закона целостности и единства жизни людей, любви, разума, свободы самоопределения, дара творческой ответственности человека. Человек призван к общению со своим Творцом в благодати Святого Духа, к познанию, зрению своего Создателя чистым сердцем, к уподоблению ему в совершенной божественной любви и свободе. Вхождение человека в полноту жизни Святой Троицы есть высшая ценность православной и русской культуры, которая выражается словами жизнь и благо в их синонимичном значении. Духовное, онтологическое наполнение смысла этого слова особенно ярко прослеживается в словах, содержащих корень «благо»: благодать, благодарение, благословение, благовестие, благоговение, благообразие, благочестие, благонравие, благодушие, благородство и др.

Бестелесность, бесплотность божественного бытия выражается словом дух, производным от слова дыхание — того, что есть, существует, но невидимо, бесплотно. Творение человека Богом осуществляется в творческом акте вдохновения — вдыхания, вдуновения в лицо человека дыхания жизни, силы духа божественной творческой славы [см.: Быт. 2, 7]. Эта сила образует сущностное, данное Богом — абсолютно сущим бытием ядро человека как личности — существа, которое стоит лицом к лицу со своим Создателем.

В русском языке слово личность получает онтологический смысл, когда им обозначается человеческий индивид, являющийся носителем особых свойств и качеств, выражающих его духовное, богоподобное достоинство. Как личность человек призван к богообщению, богопознанию и богоуподоблению. Он наделен верой, совестью, разумом, чувством своего духовного, божественного достоинства, даром творческой ответственности за свое благоустроение, самосознанием и способностью познания своего Творца. Как личность человек обладает свободой выбора и свободой воли, способностью самодеятельности. Он может сам полагать и осуществлять цели своей деятельности — действовать не из внешних мотивов выгоды, пользы, удовольствия, страха принуждения, а из себя самого, находить цель и источник своей деятельности в себе самом, в своем сущностном ядре, определяемом Божественным Логосом. Как личность человек способен к свободной и разумной деятельности, соответствующей его высшему, богоподобному достоинству, к общению со своим Творцом.

Этимологически смысл слова личность связан со словом лицо. Через лицо человек связан со своим Творцом, лицом обращен к Нему в момент своего возникновения, через лицо получает от Него дар дыхания живой силы творческой славы и становится «душою живою», призванной к общению со своим Творцом, лицом к лицу человек и его Творец предстоят друг другу в творческом общении и созерцании. Как личность человек является субъектом богообщения и богоуподобления, поскольку только от Бога и в Боге он может приобрести те качества, которые делают его подлинно личностью — субъектом свободы и творческой ответственности, субъектом богообщения.

Живая сила духа божественной славы, которую человек получает в дар от своего Творца и которой приходит в бытие, составляет духовное содержание сущностного, или онтологического, ядра его личности, предмет его религиозного духовного опыта и источник онтологического смыслообразования слов русского языка, эту духовную силу выражающих.

Сущностное, или онтологическое, ядро человеческой личности выражается и обозначается словом сердце. Этимология слова сердце восходит к образам центра, середины, ядра, сердечника какого-либо предмета. Онтологический смысл слова сердце применительно к сущностному духовному ядру человеческой личности определяется самобытной живой силой духа творческой славы, которая составляет это ядро, образует сущность человека, содержание жизни сердца. Сердце — это центр человеческого бытия, средоточие и источник духовной силы, или живой силы духа, главный орган богообщения и богопознания. Чистота сердца — главное условие зрения, видения Бога лицом к лицу [см.: Мф. 5, 8; 1 Кор. 13, 12].

Онтологический смысл слова сердце концентрирует и выражает религиозный духовный опыт молитвенного богопознания — опыт осознавания сущностного ядра человеческой личности, наполненного живой силой творческой славы как середины, центра, основания его бытия. Чистым сердцем человек живет и прославляет своего Творца, познает Его, себя, других людей, сердцем живет, радуется, мыслит, тоскует. Сердце может быть мудрым, зрячим, вещим, крепким, поющим или, наоборот, слепым, глухим, черствым, разбитым, мертвым.

В сердце, или сущностном ядре человеческой личности, хранится дар творческой славы, благодаря которому человек становится разумным существом, призванным к хранению, осознанию, видению и осмыслению этой благодатной жизни. Принимая дар божественной славы, человек становится славным, отвергая его — бесславным, используя не по назначению — тщеславным. Лишаясь силы творческой славы, теряя веру в неё и волю к причастию ей, человек утрачивает видение образа Божия в своем сердце, становится без-образным. Его лицо лишается благообразия превращается в личину — маску, искаженное подобие лица, его имитацию. Человек обезличивается. Он перестает быть субъектом свободы, самобытным субъектом творческой ответственности, из своей собственной духовной сущности творящим свое бытие. Воля человека попадает под власть стихий тварного мира — он перестает быть субъектом своего духовного благоустроения, становится простой вещью мира, включенной в цепь причинно-следственных связей и отношений, становится объектом внешних воздействий и манипуляций.

Онтологическое смыслообразование слов и концептов русского языка показывает, что свобода — это главное и естественное состояние субъекта языка. Способность человека быть субъектом свободы, личностью — самобытным, самодеятельным, ответственным субъектом творчества своего духовного бытия и своих поступков в русском языке выражается постфиксом —ся, который формирует возвратное значение глаголов, выражающих способность человека самому быть субъектом своих состояний, самому быть их причиной, а не пассивным объектом внешних воздействий. Например, такие глагольные формы как успокаиваться, радоваться, расстраиваться, тревожиться, бояться, пугаться, злиться прямо указывают на тот факт, что не внешние обстоятельства являются причиной равновесия, беспокойства, тревоги, испуга, боязни, злости, расстройства души (когда душа человека разладилась, он пребывает не в духе, не в себе, вышел из себя, сошел с ума, потерялся), а сам человек себя расстраивает, беспокоит, злит, поддается испугу, чего может и не делать, если захочет и настроит (наладит) свою волю к равновесию, миру, ладу и духовной свободе.

Возвратное значение глаголов выражает опыт духовной свободы человека, его способность самодеятельности как способность действовать из себя самого, из своей внутренней сущности, самому быть субъектом своих состояний, обладать свободой воли, быть ничем и никем не обусловленным, вольным в своих действиях, а не отдавать свою волю под власть внешних причин и обстоятельств. Быть вольным, независимым от внешних обстоятельств субъектом свободы, самостоятельно, самодеятельно реализовать свою сущностную свободу, самому являться источником и причиной своих действий и состояний, а не пассивным объектом внешних детерминаций, человек может только в духовном молитвенном опыте, чистым сердцем славя своего Творца.

Призвание человека к богоподобному совершенству в его свободе и любви в русском языке выражается словом и концептом совесть. Онтологическое содержание смысла слова совесть в русском языке бесспорно. Опыт совестного осознавания человеком живой силы творческой славы, которая составляет его сущностное смыслообразующее ядро, наполняет сердце и одухотворяет человека, есть опыт богообщения и богопознания.

Этимология слова совесть прямо указывает на выражаемое им совместное ведание, знание. В этом смысле значение слова совесть совпадает с значением слова сознание. В совести (со-знании) совмещены, соединены несколько вестей, знаний — знание о Творце и Его воле относительно человека, знание о подлинном добре или благе богообщения, знание о недобром, недостойном — грехе, зле уклонения человеческой воли от воли Божией, знание человеком себя и знание закона и голоса Божия в своем сердце, знание смыслов, идей вещей и намерений, замыслов и желаемых, возможных результатов своих действий. В совести человеку дан Творцом закон свободы — закон бескорыстного благодарения, прославления Бога как закон, путь сохранения вечной жизни, как образ богоподобного совершенства человека. Совесть направляет человека на реализацию его богоподобного достоинства, охраняет его призвание к общению со своим Творцом и уподоблению ему в благо-дати Святого Духа — дарении, бескорыстном, ничем внешним не мотивированном отдавании блага духовной силы творческой славы.

Ключом к постижению онтологического содержания русского языка, как выражения духовного ядра и специфики русской культуры, является пожелание человеку добра через употребление слова благодарю и синонимичного емуслова спасибо, что означает спаси Бог, т.е. пожелание Божьего спасения. Смысл этих слов выражает специфику и духовные основания русской культуры как культуры дара, дарения.

В совести происходит встреча человека со своим Творцом. Совесть дает ему знание воли Божией о человеке. Совестью человек чувствует и осознает присутствие духа творческой славы, который дарован (благодать), вложен, заложен (залог) в его сердце Творцом. В совести происходит встреча личного «я» человека, наделенного свободой выбора и способностью самоосознавания, с образом Божиим в нем. Совестью человек различает добро и зло, сознает достойное и недостойное, знает о них, совестью знает волю Бога о себе и сознает соответствие устремлений своей воли воле своего Творца.

В совести сердцу человека дано знание о реальном единосущии и духовном единстве всех людей, сыновнем и братском равенстве их перед Богом. Онтологическое содержание смысла слова совесть как совместного знания (со-знания) выражает также и тот факт, что совестное знание и духовное, сердечное видение едины для всех людей. Закон и голос совести едины во всех людях: весть, знание, посылаемое Богом, носит совместный, всеобщий характер. По причине универсального характера совестного знания, единства закона совести для всех людей каждый человек может обращаться, взывать к совести другого человека, в надежде найти понимание и отклик, сострадание и братскую поддержку.

Свет совестного знания и видения светит в душе каждого человека, освещая его поступки, намерения, мысли. Совестью, сердечными очами человек видит, различает, судит их как добрые и злые, достойные и недостойные, соответствующие образу Божиему в нем или уклоняющиеся от него. Совесть направляет волю человека к добру, подсказывает правильный выбор, наставляет на путь истинный. В этом случае совесть является живой, чистой, спокойной, зрячей, доброй, свободной, следующей к вольному, непринужденному добру богообщения (добровольно), различающей добро и зло. Слушая голос совести и следуя ему, человек живет в ладу со своей совестью, в ладу с собой самим.

Когда человек утрачивает волю к добру, благоволение, нарушает волю Бога о себе, он перестает жить по совести, перестает исполнять ее закон. Отказываясь от блага общения со своим Творцом, человек перестает слушать и слышать голос совести, заглушает его, забывает о совести, идет на сделку с ней. Ему кажется, что совесть его молчит, становится мертвой. Вначале совесть обличает, мучает, терзает, а потом умолкает. Но совесть не исчезает совсем, она может и пробудиться, заговорить, направить на путь истины. Если же этого не происходит, человек умирает для своей совести, изменяет себе самому — утрачивает свободу бескорыстного благодарения, о которой он знает в своей совести.

В совести человека присутствует знание об образе и cвободе силы его богоподобного духовного совершенства, образ себя самого, само-деятельного — свободно (добро-вольно) действующего из своей духовной сущности, из своего сердечного совестного видения, само-властного, само-державного, само-бытного (вольного, свободного от какой-либо детерминации его воли стихиями тварного, небожественного мира), сознающего самого себя субъекта богообщения, общающегося со своим Творцом само-стоятельно — один на один, лицом к лицу, из себя самого, а не из внешних побуждений — мотивов выгоды, пользы, удовольствия, принуждения.

Местоимение сам и производное от него существительное самость в русском языке означает один, единый, существующий и действующий самостоятельно, сам по себе, отрешенный, отделенный от других форм бытия. Эта отрешенность может быть отделенностью от Бога. Тогда слово самость приобретает онтологический смысл гордости, эгоизма, самолюбия. Если же самость образуется отделенностью от всех стихий тварного мира при условии единства с Богом, причастия Его бытию, то в этом случае быть собой самим означает подобно самобытному, самосущему Богу быть свободным, не зависеть от чего бы то ни было, принадлежащего миру тварному, небожественному, иметь самостоятельное, ничем не обусловленное бытие — само-бытность. Быть собой самим, самобытным — значит, подобно Богу, иметь жизнь и её источник не в стихиях внешнего, тварного мира, а в себе самом, в онтологических глубинах своего сущностного бытия, быть само-достаточным, само-деятельным — подобно Богу действовать из себя самого, из своей сущности, иметь жизнь в самом себе [см.: Ин. 5, 26].

Субъект языка, который реализует, осознает и осмысливает себя как себя самого, тем самым утверждает, что свобода, самодостаточность, самобытность — это его естественное состояние, то состояние, которого он достоин, к которому призван и в котором живет. Образ духовной свободы, образ себя самого как самобытного, самодеятельного субъекта доброй, свободной воли, субъекта безусловной, самоотверженной деятельности бескорыстного благодарения дан человеку в его совести. Из нее он узнает о своем призвании к свободе чистосердечного, искреннего, бескорыстного прославления своего Творца.

Метод этимологической реконструкции языковых единиц, основанный на анализе слова как выражении интуиции и опыта полноты радости духовной жизни Святой Троицы, примененный в рамках культурологического подхода к изучению роли православия в становлении русской культуры, дает возможность установить определяющее значение духовного опыта православной веры для русской духовной культуры. Культурологическое исследование влияния духовного опыта богообщения и богопознания православной церкви на русский язык и онтологическое содержание концептов русской культуры показывает, что ценностно-смысловое поле русской культуры, которое выражает и конституирует русский язык, совпадает с ценностно-смысловым полем православной веры. Единство и совпадение ценностно-смыслового поля русской культуры с ценностно-смысловым полем православной веры, единство их смыслопорождающего ядра позволяет говорить о православной культуре России как способе организации духовной и социальной жизни людей, говорящих и мыслящих на русском языке и сознательно живущих благодатью Божественной славы.