Русские липоване — старообрядцы в Румынии

Главная Публикации Старообрядцы за рубежом Русские липоване — старообрядцы в Румынии

Темы публикаций

Русские липоване — старообрядцы в Румынии

Липоване — потомки старообрядцев, бежавших из России в XVII–XVIII вв. Они согласны были терпеть бытовые нестроения ради возможности свободно совершать богослужения и требы, что в России в то время запрещалось на уровне закона. Старообрядцы, переехавшие из России, селились вдоль Дуная, в Закарпатье, основывали свои села, строили в них храмы, соблюдали церковные праздники, разговаривали между собой на русском языке, хранили традиции в образе жизни, в одежде, семейном укладе, развивали народные промыслы. 

Профессор Ф. Кирилэ отмечает, что эмиграция русских старообрядцев в Румынию проходила поэтапно. Одним из первых русских поселений на территории Румынии было село Липовень, что неподалеку от города Сучавы. Здесь, в дремучем липовом лесу, староверы укрылись от преследования российских властей. Отсюда, по мнению некоторых ученых, и ведет происхождение термин «липоване» [2]. По другой версии, термин ведет происхождение от слов «филипповцы», «филиппоны» — так называли представителей одного из старообрядческих согласий.

Русские липоване — старообрядцы в Румынии

В 1743 году было основано селение Маноля (по-липовански — Маныловка, по-русски — Мануйловка). Оно надолго стало духовным центром староверов-эмигрантов. Здесь по сей день действуют женский и мужской монастыри. В мужском монастыре провел свои последние годы и написал заключительные труды своей жизни известный русский начетчик Федор Евфимович Мельников. Его еще помнят мануйловские старожилы, за его могилой, расположенной на территории монастыря, бережно ухаживают иноки. 
Позже, во второй половине XVIII в., появились поселки в пограничных южных районах страны: Русская Слава, Камень, Журиловка. Со временем Румыния официально признала русских липован своими гражданами, дозволив им вносить в паспорт свое данное при крещении имя почти неизменно, изменив на румынский манер русскую фамилию: Мироновы получили фамилию Мирон, Филипповы — Филип и т.п.

Сегодня в Румынии проживают более ста тысяч русских-липован. На территории Румынии имеются более 70 сел, в которых преобладает русское липованское (старообрядческое) население. Они расположены в основном вдоль северо- и юго-восточной территории Румынии (в Буковине, Молдове, Добрудже и Мунтении (Валахии). В ряде городов целые кварталы заселены русскими-липованами: это такие города, как Бухарест, Тульча, Констанца, Брэила, Галаць, Яссы, Сучава, Ботошань и др. [1] 

Духовная жизнь

Старообрядцы в Румынии признают Белокриницкую иерархию и законность присоединения к Церкви в 1846 году Босно-Cараевского митрополита Амвросия. Митрополитом Амвросием был рукоположен митрополит Кирил (Тимофеев).

Русские липоване — старообрядцы в Румынии
Митрополит Белокриницкий Кирил (Тимофеев)

Митрополит Кирил, в свою очередь, рукоположил архиепископа Антония (Шутова), отправившегося в Россию и положившего начало Белокриницкой иерархии Московской Митрополии. В Румынии же образуется своя, по причине гонений на старообрядчество обособленная от России, Митрополия, епископы которой всегда были в достоинстве митрополитов.

Предстоятели Древлеправославной старообрядческой Церкви в Румынии [2]:

  • Кирилл (Тимофеев) (4 января 1849 — 2 декабря 1873)
  • Афанасий (Макуров) (9 мая 1874 — 1 октября 1905)
  • Макарий (Лобов) (10 сентября 1906 — 2 января 1921)
  • Никодим (Федотов) (24 сентября 1924 — 15 октября 1926)
  • Пафнутий (Федосеев) (8 июня 1928 — 8 апреля 1939)
  • Силуян (Кравцов) (9 июля 1939 — 5 января 1941)
  • Иннокентий (Усов) (10 мая 1941 — 16 февраля 1942)
  • Тихон (Качалкин) (12 апреля 1942 — 4 марта 1968)
  • Иоасаф (Тимофей) (15 декабря 1968 — 16 февраля 1985)
  • Тимон (Гаврилов) (1 июня 1985 — 8 августа 1996)
  • Леонтий (Изот) (с 27 октября 1996)

В пределах границ Румынской Митрополии сегодня действуют следующие епархии:

  • Белокриницкая епархия — митрополит Леонтий (Изот)
  • Браильское викариатство — епископ Геннадий (Тимофеи)
  • Тульчинская епархия — епископ Паисий (Халким)
  • Славская епархия — архиепископ Флавиан (Федя)
  • Буковино-Молдавская епархия — архиепископ Нафанаил (Иким)
  • Епархия США, Канады и Австралии — епископ Софроний (Липали).

По своему административному устройству старообрядческая Церковь Румынии схожа с Русской Православной Старообрядческой Церковью. Главным органом управления является здесь Освященный Собор, состоящий из священства и мирян, который собирается раз в год для решения важных проблем Церкви. По мере необходимости для решения вопросов, касающихся священнослужителей, созывается Архиерейский Собор.

Вера — одна, традиции — разные

В вопросах вероучения и чинопоследований русским липованам удалось сохранить неизменным все вплоть до малейших деталей. В том же, что касается обычаев и традиций, изолированные от старообрядцев России, старообрядцы в Румынии развивались самобытно, и сегодня их обычаи зачастую отличаются от обычаев старообрядцев русских. Традиционной одеждой для похода в храм в Румынии являются яркие цветные рубахи. У женщин — юбки, украшенные лентами, и яркие платки, завязанные узлом под подбородком. В России приняты однотонные сарафаны и белые платки, заколотые булавкой.

Еще в начале ХХ века ночная служба не была редкостью в старообрядческих храмах России. Сегодня обычай совершать утреню ночью, а литургию — ранним утром сохранился только на праздник Пасхи, и в некоторых приходах — Рожества Христова. В Румынии ночная служба — явление привычное. В период от Воздвижения Креста до Пасхи все всенощные бдения совершаются ночью, как то и предписывает церковный устав. Службы в румынских приходах совершаются чаще. Привычное дело здесь — заказные службы. К примеру, чтоб помянуть усопшего на девятый, сороковой день по смерти или в «годину», в России принято заказывать панихиду. В Румынии при этом совершают, даже в будний день, полную службу с литургией и молятся литию по ее совершении.

Повсеместно среди липованских приходов распространен обычай раздавать по окончании литургии антидор. «Под дары» подходят христиане, отстоявшие всю службу всенощного бдения, тогда как в русских приходах по окончании литургии раздают, как правило, только просфиру.

Русские липоване — старообрядцы в Румынии
Митрополит Леонтий (Изот) раздает дору после литургии

Среди липован бытует мнение, что причащать младенца стоит не чаще одного раза в сорок дней. При этом на причастие малыша должно непременно привести до пения Херувимской. Во время Херувимской все причастники, взрослые и дети, выходят на середину храма, а когда священник выносит чашу — полагают земной поклон и в земном поклоне пребывают до того момента, пока священник не занесет чашу в алтарь.

Церковное чтение и пение на клиросе считается в большинстве приходов сугубо мужским делом, правый и левый клироса в храмах занимают мужчины. В храме же во время службы они занимают переднюю половину храма, женщины — заднюю. Для мужчин и женщин существуют два разных входа в помещение церкви. 
Сохранился обычай совершать крещение рано утром накануне литургии, совершать заупокойные поминовения, на которые собирается все село, провожать покойника до кладбища в сопровождении священника в полном облачении, приглашать в дом священника для чтения молитв, положенных при рождении ребенка до совершения над новорожденным обряда крещения, а также много других обычаев, связанных с церковно-обрядовой жизнью людей.

Чтобы сохранить культуру

Липоване сегодня считаются в Румынии национальным меньшинством и получают государственную поддержку. Церковные общины имеют государственную регистрацию, священники получают минимальную государственную заработную плату. В 1990 году была создана Неправительственная организация «Община русских-липован», в составе которой сегодня около 35 000 человек, имеет 43 филиала, ежемесячно издает на русском и румынском языках газеты «Зори» и «Китеж-град» и имеет своего представителя в Парламенте Румынии. 
Создание Общины было встречено всеобщим воодушевлением и поддержано духовной властью. «Положительно откликнулась на наш призыв и Русская Древлеправославная Церковь во главе с её пастырем митрополитом Тимоном и Епархиальным комитетом, что было отражено в Протоколе, подписанном 6 февраля 1990 года в городе Брэиле членами Инициативного комитета и руководством Русской Древлеправославной Церкви», — вспоминает стоявший у истоков Общины русских-липован профессор Федор Кирилэ [3]. Сегодня задачи Митрополии и Общины русских-липован решаются параллельно, пересекаются, но не совпадают в полной мере. В числе своих задач Община видит сохранение культуры, традиций и родного языка русских- липован в Румынии, тогда как Митрополия видит перед собой задачи духовного характера и в первую очередь — духовное просвещение. 
Сегодня Община русских-липован имеет свое издательство и типографию, печатает учебники русского языка. Почти во всех основных старообрядческих селах есть дома культуры Общины, где проходят мероприятия, нацеленные на сохранение русского языка. С 1995 года проходят фестивали песни, танцев и народного липованского костюма. С 1993 года раз в четыре года проходят международные научные симпозиумы на тему «Культура русских-липован в национальном и международном контексте». С 1995 года организуются национальные олимпиады учащихся русских-липован по родному языку и культуре, а с 2014 года — фестиваль духовных песнопений. Существуют выездные курсы для молодежи, действующие в летний период, и многое другое.

Русские липоване — старообрядцы в Румынии
Мероприятие для молодежи, организованное Общиной русских липован

Организации удалось добиться того, что преподавание русского языка было разрешено и в румынских школах, где учатся русские дети. Еще один необычный предмет в расписании липованских школьников — Закон Божий. В законе об образовании было предусмотрено, что, начиная со второго класса, четыре часа в неделю дети-липоване могут изучать русский язык. Вначале было сложно найти учителей для преподавания русского языка. Для того чтоб преодолеть эту сложность, в педагогических коллежах городов Яссы и Сучава было организовано два выпуска преподавателей русского языка. 

В семьях липован до недавнего времени было принято разговаривать на русском языке, точнее на липованском диалекте русского языка. Однако поскольку изолировать себя от государства невозможно, румынский язык занимает все более прочные позиции и в обиходной речи липован. Преподавание в учебных заведениях, медицинское обслуживание осуществляются на румынском языке, на государственном языке вещают местные СМИ. Румынский язык с каждым годом все больше и больше вытесняет русский, что влечет за собой еще одну проблему — непонимание богослужебного языка, церковнославянского.

Связь с исторической Родиной

Румыния является членом Евросоюза, и русские-липоване, как граждане Евросоюза, свободно перемещаются по странам Европы. Миграция происходит в основном с целью трудоустройства. Покинувшие Румынию липоване основали старообрядческие общины и построили храмы в Турине (Италия), Бильбао (Испания), в довольно большом количестве они проживают и в других странах Европы. В Россию даже с туристической целью попасть куда сложнее: необходимо пройти длительную дорогостоящую процедуру приобретения визы. 

По программам Общины русских липован школьники имеют возможность провести время в детских лагерях отдыха в России, русскоговорящие студенты из Румынии по квотам обучаются в российских вузах. Поскольку у Древлеправославной Церкви в Румынии нет своего образовательного учреждения, получение духовного образования возможно только в России. В 1996 году по благословению митрополита Московского и всея Руси Алимпия был организован набор студентов для обучения церковному пению, уставу, истории старообрядчества. Помимо учащихся из России на курсы приехали несколько молодых людей из Румынии. По окончании учебы они вернулись на Родину, где стараются применить свои знания и адаптировать русскую систему старообрядческих воскресных школ к реалиям липованских приходов. В 2005 году Московское старообрядческое духовное училище возобновило работу, и в числе его абитуриентов ежегодно есть ребята из Румынии. Самый большой набор студентов-липован был в 2017 году, когда в Москву на учебу приехали пять человек. 

Интерес со стороны русских старообрядцев к липованам, живущим в Румынии, также существует. В первую очередь, интерес для христиан из России представляет иноческая жизнь. Традиция иночества здесь не прерывалась, в отличие от России, где старообрядческие монастыри периодически разрушались и традицию монастырской жизни пришла почти в полный упадок. В Румынии сегодня действуют монастыри: мужской и женский в Мануйловке, мужской и женский в селе Русская Слава, мужской скит во имя прп. Паисия Великаго близ г. Пьятра Ньямц. 

Список источников

Ф.И. Кирилэ. Русские липованские селения в Румынии — http://ruvera.ru/articles/seleniya_v_rumynii 
https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_православная_старообрядческая_церковь_в_Румынии 
Как создавалась Община русских-липован Румынии — 
http://vksrs.com/publications/kak-sozdavalas-obshchina-russkikh-lipovan-rumynii/ 
Липоване в Румынии: сохранившие русский дух — 9http://ruvera.ru/articles/lipovane_russkiiy_duh 

Поделиться: