Главная Публикации Традиции До свидания, брат!

Темы публикаций

До свидания, брат!

Памяти А.М. Шашкова

Трудно говорить и писать «был» о человеке, голос которого звучит в памяти вдохновенно, сильно, живо… Поэтому я напишу о хоре, который пел священные слова литургических текстов и которым управлял головщик Алексей Шашков.

Мы познакомились в процессе подготовки к VI Международному фестивалю православных песнопений, который проходил в Минске в период 30 сентября — 7 октября 2001 года. Выступление клиросного  хора православной старообрядческой церкви Нижнего Новгорода (Успенская община белокриницкого согласия) должно было стать первым опытом знакомства белорусов с живой певческой практикой старообрядцев.

К приезду старообрядческого хора я готовилась не только как руководитель проекта. Желание услышать самой и представить этот хор подогревали беседы со знаменитым ученым Н.Г. Денисовым о старообрядческой культуре и теоретические сведения, почерпнутые из музыковедческой литературы.

Знакомство с певчими-нижегородцами состоялось на вокзале ранним утром (6.00), куда мы с куратором приехали их встречать. Мои идеальные представления о старообрядцах как о суровых, закаленных в тяжелых испытаниях исповедниках веры и древлеправославных традиций сделали меня напряженной и даже немного испуганной: я трусила этой встречи. Но из вагона бодро выходили бородатые улыбчивые мужчины и среди них молодой человек с веселыми глазами — головщик Алексей Шашков. Сердечность, дружелюбие, какая-то глубинная доброта гостей из Нижнего Новгорода мгновенно наполнили душу неподдельной радостью и удивлением:  такие разные (возраст, характер) участники этого церковного хора с готовностью выполняли распоряжения своего руководителя-головщика. Напомню, что люди только что окончили достаточно долгое путешествие: Нижний Новгород — Москва  — Минск, которое не повлияло на их  внутреннюю дисциплину.

Впервые хор старообрядческой Успенской церкви г. Нижнего Новгорода мы услышали на конкурсе хоровых коллективов, который проходил в Зимнем саду Дома милосердия Всехсвятского прихода  г. Минска. Хоры пели перед открытыми дверями в храм праведного Иова Многострадального.

Перед конкурсным выступлением певчие-старообрядцы как-то необычно были сосредоточенны. Было понятно, что все молятся, но не об успехе. Когда зазвучало первое песнопение “Царю небесный” слушатели оцепенели: такой силы спетую молитву они слышали впервые в жизни. Сильные и красивые голоса певчих проникали в души присутствовавших и возносили их, и оживотворяли их, наполняя неземной любовью. А после прослушивания “Отче наш”, “Достойно есть”, стихер, ирмосов, “Великого славословия” многие говорили: “Как на исповеди побывали”.

Интонирование певцов-старообрядцев совершенно иное, нежели чем интонирование белорусских современных православных многоголосных клиросных хоров. Четырехголосные церковные хоры поют, подражая органному звучанию. Унисонное пение старообрядческого хора вбирает в себя целый космос. Каждый звук рождает множество себе подобных призвуков, разлитых в атмосфере. Такое множество одновременно звучащих обертонов (хор!) рождало ощущение звучащей и мерцающей вселенной.     

Новым потрясением стало исполнение Алексеем Шашковым пасхального поучения  “Павловы уста” — слова святого Иоанна Златоуста. Мощный голос головщика Алексея Шашкова выпевал погласицу, а каждый из слушателей  реально молитвенно пережил в том дождливом октябре настоящую Пасхальную радость — весну жизни. 

Жюри, в состав которого входили ведущие белорусские и российские хоровые дирижеры, музыковеды высоко оценило выступление старообрядческого хора и присудило ему звание лауреата, а также специальный диплом за исполнение песнопений знаменного распева.

Последним выступлением клиросного  хора православной старообрядческой церкви Нижнего Новгорода в Беларуси стало выступление в Белорусской государственной филармонии. Большой концертный зал (вместимость около 1000 человек) принял выступление певцов-старообрядцев как сокровенное молитвенное слово-послание.

У нас еще были встречи с этим замечательным хором и его головщиком — в Польше на фестивале церковной музыки в Хайновке и, самая значительная встреча, в Нижнем Новгороде, в Успенской церкви.  Спетые вечные слова молитв, распетые и отправленные в пространство, соединяли православных христиан в разных странах. Соединяют они нас и сегодня….

Лариса Александровна Густова-Рунцо, доктор искусствоведения, профессор, автор и руководитель проекта “Международный фестиваль православных песнопений” (1993–2009 гг.)