Высочайший указ 1905 г. «О свободе вероисповедания» и старообрядческое образование

Главная Публикации История старообрядчества Высочайший указ 1905 г. «О свободе вероисповедания» и старообрядческое образование

Темы публикаций

Высочайший указ 1905 г. «О свободе вероисповедания» и старообрядческое образование

Поделиться:

До 1905 г. религиозная жизнь всех конфессий в Российской империи строго регулировалась государством. Общая тенденция сводилась к максимальному ограничению религиозных прав, превалировал разрешительный принцип. Особенно это касалось старообрядцев — существовал целый ряд законодательных актов, ущемляющих их гражданские права. Старообрядческие общины не имели юридического статуса, права владеть недвижимым имуществом, вести метрические книги, преподавать своим детям Закон Божий, иметь особые кладбища, старообрядческие священнослужители не имели права так официально именоваться и не освобождались от призыва на действительную военную службу, не имели права официально совершать требы в частных молитвенных домах и т.д. И в частности, старообрядцы были сильно стеснены в вопросах получения образования. В 1832 г. старообрядцам запретили занимать должность учителей в школах , в 1839 г. у них было отнято право на получение учительского свидетельства, в 1850 г. им разрешили поступать в средние и высшие учебные заведения только при условии перехода в «лоно православной церкви». То элементарное образование, которое государство позволяло развивать среди старообрядцев, воспринималось как «одно из действительнейших средств если не к совершенному искоренению, то к значительному ослаблению раскольнических заблуждений и к водворению между сектаторами более правильных понятий об истинных началах религии в условиях гражданской жизни». Поэтому, для привлечения детей старообрядцев в государственные школы власти разрешали их обучение в министерских школах без обязательного изучения Закона Божия. Кроме этого, «раскольникам менее вредных сект» предлагалось разрешить за свой счет и под контролем Министерства народного просвещения создавать школы грамотности, которые предполагали самое элементарное обучение чтению, письму и четырем арифметическим действиям.

Высочайший указ 1905 г. «О свободе вероисповедания» и старообрядческое образование

При этом к началу XX в. в России свободно действовали учебные заведения других христианских конфессий. В районах массового проживания лютеран в Прибалтике существовали многочисленные учебные заведения, финансируемые из государственного бюджета. В центральных районах Российской империи также действовали лютеранские учебные заведения, существовавшие уже за счет самих лютеранских общин. Например, при Петропавловской евангелическо-лютеранской общине в Москве действовали две начальные школы для мальчиков и девочек, подготовительная школа, мужская и женская гимназии, реальное училище . Преподавание велось на русском и немецком языках. Лютеранами были менее половины учащихся, остальные — представители господствующего и старообрядческого вероисповедания. Закон Божий преподавался отдельно для лютеран и отдельно для православных. Гимназии действовали под контролем Министерства народного просвещения, и выпускники их могли поступать в университеты. Кроме Петропавловской общины лютеранские школы в Москве существовали при Михайло-Архангельской общине, а также Александровское евангелическое училище и Школа для бедных детей евангелического вероисповедания. В Санкт-Петербурге, при лютеранском храме Христа Спасителя, существовало реальное училище. В Харькове при лютеранской церкви действовала женская гимназия. В Пскове при храме св. Иакова существовала женская прогимназия . Московские реформаты-кальвинисты также имели свое реальное училище.

К католическим общинам Российское правительство имело менее лояльное отношение, чем к лютеранским, но, несмотря на это, при многих католических центрах существовали начальные и средние учебные заведения. При храме св. Людовика в Москве действовали мужская и женская гимназии. В Санкт-Петербурге при церкви св. Екатерины существовала женская гимназия. В Саратове для поволжских немцев еще в 1857 г. была создана Римско-католическая духовная семинария и при ней функционировала мужская гимназия. В районах массового проживания католиков — в Польше, Прибалтике, Белоруссии, Западной Украине — функционировали многочисленные конфессиональные учебные заведения (например, 5 католических семинарий). Эти учебные заведений действовали также с разрешения и под контролем Департамента народного просвещения Министерства народного просвещения.

Кроме этого, преподававшие Закон Божий своим единоверцам в существующих государственных учебных заведениях католические и лютеранские законоучители получали содержание из государственной казны. Начало XX в. ознаменовалось изменением вероисповедной политики государства. 26 февраля 1903 г. Николай II подписал высочайший манифест «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка», в котором отмечалось, что «смута волнует умы… и необходимо принять меры, чтобы удовлетворить назревшим нуждам государства». Для этого император требовал «укрепить неуклонное соблюдение властями, с делами веры соприкасающимися, заветов веротерпимости, начертанных в основных законах Российской империи».

В развитие положений Манифеста в декабре 1904 г. был издан именной высочайший указ, которым предписывалось «подвергнуть пересмотру узаконения о правах раскольников и принять ныне же в административном порядке соответствующие меры к устранению в религиозном быте их всякого, прямо в законе не установленного, стеснения». Этот указ четко сформулировал перед правительством и обществом две основные проблемы. Во-первых, требовался пересмотр законов, притесняющих старообрядцев. А во-вторых, в указе констатировалось, что в империи кроме законных были еще всевозможные незаконные притеснения старообрядцев. Обсуждению этих проблем был посвящен ряд заседаний Комитета министров зимой 1905 г. Как свидетельствует «Особый журнал», Комитет в числе прочего рекомендовал «разрешить устройство старообрядцами и сектантами начальных школ и преподавания детям их Закона Божия по правилам их вероучений». Результатом обсуждения этих вопросов стало Постановление Комитета министров, положенное в основу высочайшего указа «Об устранении стеснений в области религии и об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. Этот указ стал основополагающим законодательным актом, на основании которого регулировалась вся общественная деятельность старообрядцев после 1905 г.

Положения указа являлись поворотным моментом в истории старообрядчества. Вопроса старообрядческого образования указ касался косвенно и то только в части преподавания Закона Божия: император повелел «признать, что во всякого рода учебных заведениях, в случае преподавания в них Закона Божия инославных христианских исповеданий, таковое ведется на природном языке учащихся, причем преподавание это должно быть поручаемо духовным лицам подлежащего исповедания и, при отсутствии их, светским учителям того же исповедания» . Следствием этого указа стало кардинальное изменение отношения государственной власти к старообрядческому образованию.

Более четко образовательные права старообрядцев были обозначены в Положении Комитета министров «Об укреплении начал веротерпимости» , которое было подписано одновременно с Указом и которое предоставляло возможность старообрядцам в местах с преобладающим старообрядческим населением за счет средств старообрядческих общин организовывать начальные школы в соответствии с регламентом и программами Министерства народного просвещения. В тех местах, где старообрядцев было меньшинство, дозволялось в общих училищах преподавать Закон Божий учителям-старообрядцам, имеющим учительский ценз. Кроме этого, Положение предписывало Министерству народного просвещения подготовить законопроект о старообрядческих начальных школах и о преподавании детям старообрядцев Закона Божия.

В конце 1905 г. из членов Государственного Совета император создал Особое вневедомственное Совещание для согласования действующих законов с указом 17 апреля 1905 г. по делам веры во главе с графом А.П. Игнатьевым. В феврале 1906 г. отдельные заседания членов Совещания были посвящены вопросам организации старообрядческого образования. На заседаниях были рассмотрены вопросы открытия старообрядческих школ, допуска к преподаванию Закона Божия законоучителей-старообрядцев, введения пятилетнего моратория на учительский ценз для старообрядческих преподавателей, регламентации деятельности старообрядческих училищ.

Следующим важным государственным актом по организации старообрядческих школ стал Указ о старообрядческих общинах от 17 октября 1906 г. Этот законодательный акт закрепил право юридического лица за старообрядческими общинами и предоставил им возможность создания учебных заведений. Согласно ст. 13 этого Закона, «внесенным в реестр общинам предоставляется право… учреждать богоугодные заведения и школы, приобретать и отчуждать для осуществления целей общины недвижимые имущества». Относительно перечисленных нормативных актов нужно учитывать, что они представляли собой законы непрямого действия. Как было предписано и в Указе 1905 г., и в Положении Комитета министров, требовалась нормативная работа Министерства народного просвещения, которая бы регламентировала действие этих документов. При этом следовало учитывать административную и политическую практику Российской империи. Как замечали современники, «истинный смысл законодательных актов все привыкли искать не в них самих, а в циркулярных разъяснениях, которые дает министр подчиненным».

На основании этих документов Министерство народного просвещения издало ряд распоряжений, которыми регламентировались принципы функционирования старообрядческих училищ. Нормативные акты были направлены на решение основных проблем старообрядческого образования. Во-первых, это распоряжения, которыми отменялись все прежние ограничения в образовательной сфере. Первым был циркуляр Министерства народного просвещения от 25 ноября 1905 г., согласно которому были отменены все ограничения, касающиеся получения старообрядцами звания народного учителя и возможности преподавать в общих школах.

Следующим стал циркуляр Министерства народного просвещения «О разрешении приема детей старообрядцев в учительские семинарии». Этот документ был издан министерством накануне 1906–1907 учебного года. Циркуляр не только позволял учительским семинариям принимать на обучение старообрядцев, но и назначать казенные стипендии для студентов, имеющих отличную успеваемость. Этот циркуляр, как и предыдущий, дал старообрядцам возможность получить собственные педагогические кадры.

В том же ряду стоит циркуляр от 28 мая 1909 г. «По вопросу об освобождении старообрядцев от экзамена по Закону Божию при испытании на учительское звание и допущении их и сектантов на учительские должности». Согласно этому документу Министерство принимало во внимание возможные разночтения в преподавании Закона Божия между старообрядцами и Российской Церковью и было готово для присвоения учительского звания принимать документ, подтверждающий прохождение студентом основ Закона Божия в старообрядческой общине. В 1911 г. Министерство народного просвещения позволило учителям, сдавшим экзамен на звание народного учителя по старообрядческой программе Закона Божия, занимать должность начального учителя в школах общей юрисдикции . Таким образом, Министерство допустило, по крайней мере формально, к преподаванию в церковноприходских школах учителей-старообрядцев.

Кроме отмены прежних ограничений, вторым важным направлением для развития старообрядческого образования была регламентация деятельности старообрядческих школ. Циркуляр о разрешении открытия старообрядческих школ на средства самих старообрядцев был издан министром народного просвещения попечителям всех учебных округов 12 февраля 1906 г. По этому акту старообрядческие школы должны были создаваться в системе Министерства народного просвещения, но финансироваться за счет старообрядческих общин. Единственное отличие этих школ выражалось в автономном преподавании старообрядцами Закона Божия и в том, что весь штат преподавателей мог состоять из числа старообрядцев. Нужно отметить, что в этом циркуляре министр просвещения подчеркивал: документ будет действовать вплоть до подготовки Министерством законопроекта о старообрядческих школах, который был предусмотрен Положением Комитета министров от 17 апреля 1905 г. (Следует заметить, что законопроект так и не был выработан до 1917 г.)

И третья сфера государственного регулирования образовательной деятельности старообрядцев — преподавание Закона Божия. Министерство народного просвещения адресовало попечителям учебных округов циркуляр от 9 декабря 1905 г. о необязательности изучения детьми старообрядцев в начальных школах Закона Божия по министерской программе. Кроме этого освобождения, в нём предусматривалось позволение старообрядцам не участвовать в общей предклассной молитве.

22 февраля 1906 г. Министерство ввело «Временные правила о преподавании Закона Божия инославных христианских исповеданий» . Эти «Правила» определяли права старообрядческих законоучителей и вводили их в педагогический коллектив наравне с законоучителями Российской Церкви. Но эти же «Правила» создали основную проблему. Будучи разработаны во исполнение Положения Комитета министров от 17 апреля 1905 г., они требовали наличия образовательного ценза у старообрядческих законоучителей. Пункт 7 «Правил» гласил, что «к преподаванию допускаются… лица, имеющие установленные учительские звания или же разрешения на преподавание Закона Божия подлежащей духовной власти». Старообрядцы к этому времени практически не имели священнослужителей, обладающих образовательным цензом для преподавания в школах. Старообрядцы обратились в Министерство народного просвещения с ходатайством о введении моратория на получение старообрядческими законоучителями ценза. По результатам обсуждения этого вопроса на особом совещании графа А.П. Игнатьева министерство признало справедливость требования и циркуляром от 18 ноября 1906 г. разрешило до 1911 г. преподавать старообрядческим законоучителям без учительского ценза .
В 1908 г. Министерство освободило от сдачи экзамена по Закону Божию детей старообрядцев, обучающихся в средних учебных заведениях.

Показательный нормативный акт был издан Министерством народного просвещения в октябре 1908 г. Этим актом отменялось требование согласовывать кандидатуры на должность старообрядческого законоучителя в старообрядческом училище с соответствующими представителями местной епархии Российской Церкви. Теперь согласование этой должности происходило с соответствующим отделением МВД .

13 апреля 1911 г. Совет министров подготовил Положение о преподавании детям старообрядцев Закона Божия. Этот нормативный акт был принят взамен временных «Правил» от 1906 г. Он, как и предполагалось, продлил еще на пять лет действие моратория на получение старообрядческими законоучителями учительского ценза. В то же время, согласно этому Положению, были отвергнуты все попытки старообрядцев добиться казенного финансирования оплаты труда старообрядческих законоучителей. (Наряду с этим, как было указано выше, работа католических законоучителей оплачивалась за счет средств государственного бюджета.) Преподавание этой дисциплины предполагалось финансировать только из фондов старообрядческих общин. Кроме этого, Положение требовало старообрядческие программы Закона Божия согласовывать с Министерством народного просвещения.
Таким образом, следует признать, что в период 1905–1917 гг. правительство провело все необходимые законодательные мероприятия для удовлетворения образовательных нужд старообрядцев. Органы государственной власти разных уровней предприняли беспрецедентные меры для уравнения в правах представителей старообрядческих согласий. Правительство сформировало законодательную базу для создания старообрядческой системы образования и для участия старообрядческих педагогов в образовательном процессе не только в министерских и земских, но и в церковноприходских школах. Создание и принятие этого корпуса законов и циркуляров можно оценить как демонстрацию и проявление лояльности по отношению к требованиям старообрядцев. Постепенность этих шагов свидетельствует о совместном поиске старообрядцами и государственной властью взаимоприемлемых форм сотрудничества в деле организации старообрядческого образования. В то же время, в сравнении, конфессиональные учебные заведения католиков и протестантов на территории Российской империи пользовались большей степенью государственной поддержки.

Поделиться: