Главная Публикации История старообрядчества Святыни «Старообрядческой Палестины» 

Темы публикаций

Святыни «Старообрядческой Палестины» 

Святое, священное, сакральное (лат. sacer, франц. sacre, англ. sacred) — универсальная категория религии, характеризующая наиболее глубинный ее пласт. Можно даже сказать, что представление о священном составляет саму ее сущность. Одна из версий этимологического происхождения термина «религия» возводит его к латинскому слову religare, которое переводится как «вязать, связывать, привязывать, сковывать». Эту версию предложил христианский богослов Лактанций, понимая религию как «связывание, узы, соединяющие нас с Богом в служении Ему и повиновении через благочестие» [1]. Священное как раз и является тем звеном, посредством которого происходит сближение неба и земли. В христианской вере его источником является сам Бог, спасающий людей и дарующий вечную жизнь, поэтому оно считается объектом поклонения книгами, мощами и др. Св. Иоанн Дамаскин писал, что почитает их «не ради их естества, конечно, но потому, что они вместилище божественного действования [2], и чрез них и в них благоволил Бог совершить наше спасение» [3]. Поэтому и мы должны воздавать поклонение всему этому, начиная с Креста, Голгофы, Гефсиманского сада, Гроба Господня и кончая священными сосудами, иконами и мощами, служа при этом не твари, преходящему веществу, а Творцу — Источнику всего, не только видимого, но даже и невидимого.  

Итак, в христианстве словами «святой», «священный», или латинизированный вариант — «сакральный», обозначается все то, что имеет сотериологическое [4] значение. Святыми считаются Христова Церковь и даваемые ею Таинства: Крещение, Евхаристия и др., — посредством которых людям передается спасительная Божья благодать. С самых древних времен христианами почитаются священные книги, составляющие Библейский канон, являющиеся богодухновенными и содержащие в себе абсолютную истину. Со временем непреходящую важность приобрели и творения отцов Церкви. Святые люди своим стремлением жить праведно, исполняя Божьи заповеди, удостоились различных духовных дарований, включая чудотворения, пророчества и др. Нередко их называют «друзьями Божьими». Верующие начинают почитать таких людей обыкновенно ранее их официальной канонизации. Одним из древнейших ликов святых были мученики, а само мученичество является продолжением апостольского служения. Претерпев насильственную смерть, они свидетельствовали [5] об истинности христианской веры. Почитаемы были их останки (святые мощи), а на местах их убиения строились храмы и проводились богослужения. Существуют и другие лики святых: исповедники, преподобные, равноапостольные и др. Также с древних времен почитаются и священные изображения — иконы, хотя в нынешних своих формах иконопочитание развилось позднее. Кроме того, существуют особо чтимые чудотворные образы, ознаменовавшиеся сверхъестественными проявлениями. Также есть другие священные объекты, например, водоемы, чаще всего источники. Самый первый из таких — реку Иордан — освятил Сам Христос, когда принял крещение от Иоанна Предотечи.  

Святыни «Старообрядческой Палестины» 
Река Гуслица, Московская обл.

В данной статье мы поговорим о почитании священного в староверии и обратимся к исконно старообрядческому региону, находящемуся всего в ста километрах от Москвы — Гуслицам. Издавна его величают Старообрядческой Палестиной. Неизвестно, кто первым предложил это название. Однако оно прижилось, благо, было, за что так называть: в Гуслицах абсолютное большинство населения исповедовало старую веру, здесь находилось множество древлеправославных храмов, скитов, иконописных и книгописных мастерских. Население Гуслиц не было однородным, люди грешны, и гусляки были не ангелами, прославившись также и рядом криминальных промыслов (разбой, фальшивомонетничество, конокрадство и др.). Однако, несмотря на это, край сиял древлим благочестием, о чем свидетельствует особенное благоволение у Бога в виде и по сей день сохраняющихся там святынь. Ниже приведем сведения о тех из них, о которых нам удалось добыть более-менее достоверную информацию. 

Большинство гуслицких святынь можно поделить на две группы: места скитов и источники.  

Среди старожилов многих гуслицких деревень и поныне сохраняются предания о бежавших в их селения из Москвы и других окрестных сел иноков, основывавших скиты. Лесистая и болотистая местность Гуслиц притягивала бегствующих монахов, оставшихся верными преданиям Церкви. Однако данные не о всех из них сохранила память. Еще меньше осталось документальных свидетельств. В данной статье мы поместим информацию лишь о самых важных скитах, сильно повлиявших на верующее сознание, в том числе и чудесными проявлениями, которые сквозь годы и столетия почитает народ. Подробнее о гуслицком монашестве написано в книге С.С. Михайлова «Старообрядческие иноческие поселения в Западной Мещере в XVIII–XX веках». 

Почитание водоемов встречается в христианстве повсеместно. Как и ряд других культов, оно переходит еще из языческих времен. Несмотря на изначальное противодействие епископов народному почитанию источников, оно все-таки входит в христианство, принимая новые содержание и символику. Вода — это самая важная для жизни стихия. Она может не только питать, но и исцелять человека, являя этим священную силу. Христиане верят, что эту силу дает Святой Дух, поэтому распространен обычай освящать источники в честь какого-либо святого и совершать на них молебны. 

В Гуслицах находится около семидесяти источников, среди которых имеются и чтимые верующим населением. К сожалению, о многих из них ничего уже не известно, о других же информация весьма отрывочная и неподтвержденная. Третьи же и вовсе стали «священными» только сейчас, когда РПЦ начала прибирать родники с хорошей водой себе, освящая их в честь собственных святых, не почитающихся в староверии… Ниже сообщим краткую информацию о тех, которые более-менее достоверно с древности почитаются старообрядцами. 

 

Леонтьев монастырь, Орехово-Зуевский район, д. Беливо  

Места вблизи Белива отличаются сильной заболоченностью, однако посреди топких болот встречаются и лесистые островки — гривы, которые давали идеальные убежища для иноков. Здесь было основано множество скитов, о которых никто уже не помнит. Однако ряд обителей долго не забывался людьми и сохранил о себе хоть какие-то мало-мальски достоверные сведения. Речь идет о скитах Леонтия, Камне, Осиповой Гриве и Праксенне Гриве. Среди них наиболее известным и почитаемым является первый. 

Святыни «Старообрядческой Палестины» 

Основан он был, по преданиям, еще в первой половине XVII в. Однако, исходя из имеющихся данных, можно предположить, что он появился не ранее второй половины XVIII в. Так сложилось, что первый и последний настоятели носили имя Леонтий, поэтому в народной памяти их образы смешались. По некоторым данным, в монастыре проживало около 240 насельников. При нем действовала школа церковнославянского языка, пения и чтения. Замечательно то, что беливский распев считался эталонным. В 1840-е годы монастырь был разгромлен, сожжен и разграблен в ходе гонений при Николае I. Одно из уцелевших зданий было перенесено в деревню: в нем устроили моленную, сохранившуюся до наших дней. При этом судьба его настоятеля неизвестна: он мог погибнуть при пожаре, но, скорее всего, еще какое-то время жил в окрестностях после разорения монастыря. Ходили легенды о встречах путников с неким загадочным старцем, также здесь можно было услышать и тихий голос молитв, раздающийся неизвестно откуда… Похоронен был Леонтий на монастырском кладбище, и вскоре от его захоронения начали происходить чудеса, что привлекало множество паломников не только из среды старообрядцев, но и из никониан. Многие люди получали от мощей Леонтия исцеления. Однако есть сведения, что ныне тело его может покоиться вне кладбища. Якобы монахи, боясь разорения чудотворной могилы своего игумена, тайно перенесли его останки в другое место, которое уже никто не помнит. Беливо еще какое-то время поддерживало духовно-просветительские традиции своей прославленной обители: какое-то время там продолжала действовать школа. Но постепенно деревня теряла свое духовное значение, что признавали еще современники до революции. 

Святыни «Старообрядческой Палестины» 
Водосвятие на месте бывших Беливских скитов

В нынешние времена традиция почитания Беливского скита с могилой отца Леонтия возрождается. В 2009 г. был произведен ремонт моленной, к сожалению, принесший в жертву ее исторический облик. Место старинного монастыря также облагородили. Каждый год сюда приезжает делегация с Рогожского, служится молебен с водоосвящением. Но, к сожалению, само Беливо постепенно превращается в обыкновенный дачный поселок, а крепкими старообрядцами остаются только представители старшего поколения.  

 

Троицкий монастырь, Егорьевский район, пос. Шувое  

По преданиям, иноки пришли в эти места еще во второй половине XVII в. Более того, в народной памяти с этим связывается и основание самого селения. Однако, судя по писцовым книгам, оно было тут и ранее. Вероятно, первые насельники происходили из Чудова и Богоявленского монастырей, чьи владения находились в этих краях. В свои лучшие годы монастырь вмещал около 50 человек. Богослужения проходили в соответствии со строгим монашеским уставом. Кроме того, в монастырской моленной стояла походная церковь, в которой служилась литургия, когда монастырь посещал какой-либо из беглых священников. Обитель сильно повлияла на окрестное население, с которым во все периоды своего существования она имела крепкие связи (ее селяне называли «Келии»). Именно на ее базе был основан приход, получивший посвящение от монастыря — в честь Пресвятой Троицы (в Шувое не известно о каких-либо других дораскольных троицких престолах). Со временем, что показывают дела 1840-х и 1870-х гг., монастырь стал достаточно малолюден, так что это был, скорее, уже небольшой скит. В Гуслицах входило в норму обыкновение принимать иночество лишь на закате лет для замаливания грехов. В поздние годы здесь начали селиться и женщины. Обычно они занимались бытовыми вопросами: стиркой, готовкой и проч. Скит, перенесший, как минимум, два разорения от царского правительства, был окончательно разрушен советскими властями в 1930-е годы. На шувойском кладбище сохраняется могила, возможно, последней его инокини по имени Назарета. То, что она была похоронена не на монастырском кладбище, а за его пределами, показывает, что в монастыре она к моменту своей смерти уже не жила. 

Креситный ход, Шувое
Креситный ход в поселке Шувое, 2014 г.

В наши дни, начиная с 2012 г., ежегодно 30 июня к месту Троицкого монастыря от Шувойской старообрядческой церкви проходит крестный ход. Это мероприятие совмещено с другой традицией, прервавшейся в 1959 г. в связи с хрущевскими гонениями — ношением по селу иконы Губинской Божьей Матери. Мероприятие обычно собирает много людей не только из Шувоя и других мест России, но также и из ближнего зарубежья. Святое место почтено поклонным крестом, также усилиями членов общины была обустроена общая могила всем покоящимся до второго пришествия инокам монастыря.  

 

Богомолова Гора, д. Слободищи, Орехово-Зуевский район 

Богомолова Гора являлась старинным урочищем. Сегодня на этом месте уже давно находится кладбище. Существует предание, что здесь поселились бежавшие из Москвы старообрядцы. Нет никаких данных о том, что тут когда-то находился монастырь. Однако по ряду признаков С.С. Михайлову удалось предположить, что на месте кладбища находилась обитель важностью не меньше Беливской и Шувойской. Вероятно, она имела Покровское посвящение, так как в соседней деревне Поминово, равно и в других близлежащих селеньях существовали покровские моленные, может быть, по этой обители. Во время формирования гуслицкого староверия, в первой половине XVIII в., Гуслицы принадлежали А.Д. Меншикову и Лопухиным, покровителям исконного православия, так что особой надобности прятаться у монахов не было. Позже монастырь могли разорить или иноки сами могли уйти, почувствовав угрозу. Однако место это продолжало быть почитаемым, поэтому здесь, на месте монастырского кладбища, стали хоронить и простых покойников-староверов. 

 

Часовня св. Никиты Мученика и чтимый камень, д. Чёлохово, Егорьевский район 

В данном месте в древности находился дораскольный храм св. Никиты Мученика, стоявший там до конца XVIII века. Священство и прихожане храма не приняли никоновских новин, так что вокруг него жили почти одни старообрядцы. По этой причине церковь была разобрана и перевезена на кладбище новообразованного города Егорьевска. Примечательно, что в основании этого храма были положены валуны, почитавшиеся местным языческим населением. По-видимому, таким образом церковнослужители пытались привлечь в храм окрестный люд. Когда церковь перевозили на новое место, камни разбили для замостки городских улиц. Но предания гласят, что до Егорьевска их не довезли, а свалили где-то в районе Ильинского Погоста. Один из камней было решено оставить, так как от него начали происходить чудотворения. 

Возле камня была построена часовня и бил святой источник. До революции из Егорьевска сюда ходил крестный ход. В 1970-е годы здесь искали фосфориты, в результате чего источник был засыпан, а камень исчез. Через какое-то время ключ снова забил, но вода в нем уже содержала примесь фосфоритов, и пить ее было вредно. Лишь в 2000 году камень случайно обнаружил один из местных жителей в лесу. Валун был снова поставлен на свое обычное место, а возле него в 2003 году была построена и освящена часовня.  

 

Икона Божьей Матери Губинская, Орехово-Зуевский район, д. Губино  

Деревня Губино (старинное название Губинская) исторически не принадлежит к Гуслице. Она является частью соседнего региона, называемого Патриаршина, населенного в былые годы также в большинстве своем старообрядцами, правда, поморского согласия. Однако губинский приход был поповским, принимающим Белокриницкую иерархию. С этим селением связано появление чудотворной иконы Богородицы, ставшей по-настоящему знаковой для Гуслиц. Сохранились предания о ее чудесном появлении, а также об исцелении с ее помощью жителей деревни Слободищи от холеры. 

Креситный ход, ШувоеСогласно первому, в начале XVIII в. в Губине разгорелась эпидемия моровой язвы, и, чтобы прекратить ее, жители решили написать образ Казанской Божьей Матери. Было избрано два ходока, которые направились в Гуслицы, чтобы найти иконописца. По дороге они встретили незнакомого мастера, согласившегося написать им иконы и привезти в село. Посланцы вернулись домой. Но между тем время шло, а образ не везли. Тогда жители снова отправили тех же самых односельчан за иконой. Последние хотели обратиться уже к другому мастеру, как вдруг на том же месте встретили старого с готовым образом. Загадочный иконописец передал образ ходокам и, ничего с них не взяв, ушел в неизвестном направлении.  

В этой истории кажется несколько странным то, что уже в начале XVIII в. в Гуслицах настолько было распространено иконописание, что именно туда отправили ходоков. Расцвет Гуслицкой иконописи и, соответственно, большинство дошедших до нас образов датируются вообще только второй половиной XIX в. Кроме того, о моровой язве в начале XVIII в. ничего не известно, тогда как есть данные, что эпидемия действительно свирепствовала в этих краях в 1771 г. Исходя из этого, логичней поместить вышеописанные события именно в период 2-й половины XVIII в.  

Другое предание гласит о событиях, после которых началось всенародное почитание образа, а именно — об избавлении с помощью иконы от холеры другой деревни — Слободищи, находящейся в Гуслицах. Согласно ему, одной глухонемой девушке трижды во сне являлся старец, который сообщал, что для избавления деревни от холеры необходимо съездить в Губино, взять там икону Божьей Матери и отслужить молебен. Уста девушки чудесным образом разрешились, и она рассказала о своем видении. Когда икону привезли и отслужили молебен, поднялся вихрь, после которого эпидемия прекратилась.  

До пожара 1847 г. икона стояла в губинской моленной. Во второй половине XIX в. образ находился в доме владельцев местной бумаготкацкой фабрики Кокуновых. В 1905 г. икона была помещена в нынешний старообрядческий храм в честь Казанской Божией Матери, построенный в конце XIX в., где и хранится по сей день.  

Образ был очень популярен среди жителей Гуслиц. Устоялась традиция передавать его на день в одно из селений, где с ним ходили в крестные ходы и проводились молебны. Такая традиция сохраняется и поныне. Например, в Шувое каждый год 30 июня со списком иконы ходят из храма до места старинного монастыря, где проводится водоосвящение. 

 

Святой источник, Орехово-Зуевский район, д. Рудне-Никитское  

Рудне-Никитское образовалось на месте древнего погоста Рудня, возникшего еще во времена христианизации Руси. В отличие от большинства сел Гуслиц, здесь был приход господствующей церкви. Однако местная святыня — источник, освященный в честь иконы Казанской Божьей Матери, почиталась также и старообрядцами, коих жило в округе немало. Еще в 1940–50-е годы, а возможно, и дольше, в день летней Казанской у него ставилось до шести аналоев: один принадлежал РПЦ, другие — пяти старообрядческим согласиям. 

В советские времена большинству святынь была объявлена война. Сохранились сведения о том, что асфальтированная дорога от Шатурского шоссе до Малькова должна была проходить именно по роднику. Для первой дороги даже забивали сваи, но это не спасло ее от размывания. Когда же, наконец, удалось загнать источник в землю, он забил рядом с дорогой. Интересна быличка, сохраненная местным населением об инженере или архитекторе, который руководил проектом. Предание гласит, что когда последний умирал, то попросил жену набрать воду из чтимого источника, но, сколько она ни пыталась это сделать, ничего не выходило: бутылка выпадала из рук женщины и разбивалась. Она даже попыталась принести воду мужу в ладонях, но донесла лишь несколько капель. Когда же специалиста хоронили, случилось чудо: могила, куда опускали гроб, в жаркий и сухой день оказалась наполненной водой.  

В 2017 году в рамках проекта «Родники Подмосковья» были проведены работы по облагораживанию источника. 

 

Святой источник в д. Гридине, Егорьевский район  

По преданию, на месте данного источника князь Димитрий Пожарский разбил поляков-интервентов. Сеча была такая, что река Шувойка, на берегу которой проходило сражение, была красной от крови… Здесь была обретена икона Божьей Матери и забил ключ. С этого времени родник стал почитаемым. Деревня Гридино была одной из немногих, где жило большое количество никониан и действовал приход господствующей церкви. Однако немало было тут и старообрядцев. Поэтому источник почитали и те, и другие. Сейчас же инициатива по поддержанию святыни принадлежит исключительно прихожанам РПЦ. 

 

Святой источник в д. Иванищеве  

В деревне Иванищеве находится несколько источников, один из них почитается как священный. В былые времена рядом с ним находилась старообрядческая моленная. Последняя, по данным 1898 года, существовала на тот момент 45 лет. Престольный праздник отмечался в Казанскую осеннюю, которая являлась также и неофициальным днем деревни. По словам Г.П. Ермохина, жителя Иванищева, знающего местные предания, большое значение для его предков-односельчан всегда имел храм в соседнем Устьянове. С ним имелись особые связи. Существовал даже обычай в начале мая собирать всем селом деньги на моление, так как, по преданию, когда-то после пожара в деревне, жители обещались делать это каждый год.  

В 2012 году в день праздника Казанской иконы Богородицы устьяновским священником о. Алексием Михеевым источник был освящен. Средства на благоустройство родника собирали силами жителей окрестных деревень во главе с упомянутым Г.П. Ермохиным. 

 

Урочища Михаила Архангела, Крутые Берега и Михаило-Архангельский источник, Орехово-Зуевский район, д. 3аполицы  

Деревня Заполицы находится в западной части Гуслицкого Раменья, на западной границе Гуслиц. Неподалеку от нее есть забытое уже урочище — в честь Михаила Архангела, находящееся в трех километрах на северо-восток от села Рудне-Никитского и в километре на юго-запад от деревни Заполицы. По преданию, здесь, на месте никогда не зарастающего лесом бугра, стоял Михаило-Архангельский храм, ушедший под землю или разоренный в годы польско-литовского нашествия. В соседнем урочище Крутые Берега, по поверьям, упали колокола этого храма. Еще в 2000-е годы здесь стояло два поклонных креста и оставшиеся старообрядцы Заполиц проводили на Михайлов день, 21 ноября, моление. Неподалеку от этого места есть источник, освященный также в честь Михаила Архангела.  

В 2017 году в рамках проекта «Родники Подмосковья» здесь были проведены работы по его облагораживанию. 

 

Святой источник в д. Беливе, Орехово-Зуевский район  

Около могилы св. Леонтия, о котором мы выше рассказывали, есть еще и родник со святой водой. Считается, что монастырь стоял именно там. Кроме того, здесь есть и другие источники. 

 

Святой источник в д. Понарине, Орехово-Зуевский район  

Чтимый источник находится на краю деревни. Силами ее жителей поддерживается в хорошем состоянии. 3 мая 2008 года рядом с ним был установлен трехметровый поклонный крест. Его освящение, на которое собралось большинство верующего населения деревни, совершил орехово-зуевский священник о. Константин. 

Другие источники. Священными можно назвать и другие источники, однако информация о них либо отрывочная, либо недостоверная, либо не известно точно, почитались ли они старообрядцами в древности. Так, возле деревни Степановки есть святой источник, посвященный Преполовению. По преданию, здесь был обнаружен серебряный крест, хранившийся в одной из молелен, и произошло немало исцелений. Возле деревни Барской находится родник «Нопалимая Купина», почитавшийся старообрядцами. В Устьянове существует родник, на который ходили с иконами в праздник Тихвинской Богоматери еще в середине XX в. Сейчас же он заброшен. В Мисцеве на месте бывшего монашеского скита есть родник.  
Чтимый источник существует в Авсюнине, он, по некоторым сведениям, почитался жителями издревле. В 90-е годы его благоустройством занималась единоверческая община г. Куровского, а со времени возвращения РПЦ храма св. Петра Митрополита он стал приписанным к этому приходу. Население Авсюнина исповедовало старообрядчество, а единоверие туда было занесено промышленником А.В. Смирновым, на деньги которого возвращенная РПЦ церковь и была выстроена.  

Крайне спорный источник есть в Анциферове. Несмотря на отличную воду, содержащую в себе ионы серебра, достоверных сведений о его почитании и посвящении не сохранилось. Но кое-кто говорил, что якобы он ранее был освящен в честь Георгия Победоносца. В начале 2000-х один новообрядческий священник решил прибрать к рукам этот родник, освятив его намеренно в честь Царственных Мучеников, не почитающихся в старообрядчестве. Это свидетельствует о том, что он боялся притязаний староверов.  

P.S. Мы уверены, что есть еще немало чтимых источников, а также, возможно, и других святынь, ныне заброшенных и забытых, о которых необходимо узнать хоть какую-то информацию. Если у вас есть сведения о таковых, просьба сообщить нам по телефону или электронной почте. 

 

Литература 

  1. Агеева Е.А., Э. П. И. Губинская икона Божьей Матери// Православная энциклопедия. Т. 13. — М., 2006.
  2. Агеева Е.А. Гуслица// Православная энциклопедия. Т. 13. — М., 2006. 
  3. Летопись родной деревни// Егорьевский курьер. Егорьевск, 2015. №4 (521), 28 янв. 
  4. Михайлов С.С. История старообрядческого прихода в Шувое. Страница истории Гуслицкой земли (Восточное Подмосковье). — М.: Археодоксiя, 2010
  5. Михайлов С.С. Легенды и тайны Гуслицкого края. — М.: Археодоксiя, 2012. 
  6. Михайлов С.С. Старообрядческие иноческие поселения в Западной Мещере в XVIII– XX веках. — М.: Археодоксiя, 2014. 
  7. Михайлов С.С. Погост Рудня в XIX–XX столетиях: История гуслицкого православного прихода. — М., 2014. 
  8. Михайлов С.С. Селение Беливо в Гуслицах. Старообрядческие храмы-моленные и иноческие поселения в селении Беливо и вблизи него. — М.: Археодоксiя, 2009. 
  9. Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. — СПб: Императорская с.-петербургская духовная академия, 1913.  
  10. Яблоков И.Н. (общ. ред.) История религии. Учебник. В 2 т. Т. 1. — М.: Высшая школа, 2002. 
  11. Родник, святой источник Казанской иконы Божией Матери село Рудне-Никитское: Электронная версия. Метод доступа: http://svyato.info/moskovskaja-oblast/orekhovo-zuevskijj-rajjon-moskovskaja-oblast/selo-rudne-nikitskoe-orehovo-zuevskiy/9657-rodnik-svyatoy-istochnik-kazanskoy-ikony-bozhiey-materi.html
  12. Родники, святой источник в скиту святого Леонтия Беливского у деревни Беливо: Электронная версия. Метод доступа: http://svyato.info/moskovskaja-oblast/orekhovo-zuevskijj-rajjon-moskovskaja-oblast/derevnya-belivo-orehovo-zuevskiy/9692-rodniki-svyatoy-istochnik-v-skitu-svyatogo-leontiya-belivskogo.html
  13. Родник, святой источник Михаила Архангела, деревня 3аполицы: Электронная версия. Метод доступа: http://svyato.info/moskovskaja-oblast/orekhovo-zuevskijj-rajjon-moskovskaja-oblast/derevnya-3apolicy-orehovo-zuevskiy/9660-rodnik-svyatoy-istochnik-arhangela-mihaila.html
  14. Родник, святой источник, Понаринский ключик, деревня Понарино: Электронная версия. Метод доступа: http://svyato.info/moskovskaja-oblast/orekhovo-zuevskijj-rajjon-moskovskaja-oblast/derevnya-ponarino-orehovo-zuevskiy/9662-rodnik-svyatoy-istochnik-ponarinskiy-klyuchik.html. 
  15. Родники, святой источник у деревни Мисцево: Электронная версия. Метод доступа: http://svyato.info/moskovskaja-oblast/orekhovo-zuevskijj-rajjon-moskovskaja-oblast/derevnya-miscevo-orehovo-zuevskiy/9656-rodniki-svyatoy-istochnik-u-derevni-miscevo.html
  16. Старообрядческие моленные в Богородском уезде в 1898 году: Электронный источник. Метод доступа: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/starover/5_1898.html
  17. Труды жителей деревни Иванищево и Ермохина Геннадия Петровича: Электронная версия. Метод доступа: http://ilschool-guslicy.ru/a10-ermohin-gp-trudi-zhitelei-derevni-ivanishevo.html