Съезды старообрядческой Донской епархии

Главная Публикации История старообрядчества Съезды старообрядческой Донской епархии 

Темы публикаций

Съезды старообрядческой Донской епархии 

Старообрядческая Донская епархия в первые десятилетия XX века насчитывала почти 90 общин. [1] По данным Департамента духовных дел МВД Российской империи, по состоянию на январь 1912 г. в Области Войска Донского проживало 117442 старообрядца, признающих Белокриницкую иерархию, из них 500 неокружников, и составляющих около 80% от общего числа всех старообрядцев Области. [2] К 1917 году количество старообрядцев, проживающих на территории ОВД, возросло до 160 000 тысяч человек.  

Долгие годы Донская епархия вдовствовала, не имея своего постоянного архиерея, а общины епархии находились под окормлением архиепископа Московского. Разумеется, что в обстоятельствах того времени московские владыки не могли иметь должного попечения о донских общинах. Управление епархией осуществлялось, что называется, дистанционно, путём переписки с приходами, назначений или смещений священнослужителей, притом без взвешенного кадрового подбора.  
В сентябре 1910 г. Донскую епархию возглавил преосвященный епископ Геннадий (Лакомкин). Владыка Геннадий был весьма деятельным и ревностным служителем Церкви, он принялся налаживать во вверенной ему епархии духовный порядок, миссионерское служение и материальное хозяйство. Для решения насущных вопросов и задач по инициативе владыки Геннадия стали проводится собрания духовенства и мирян епархии. 

Съезды проходили с разрешения войскового начальства. Постоянным местом проведения съездов был кафедральный Покровский собор в г. Новочеркасске.  

Съезды старообрядческой Донской епархии 
Съезд Донской епархии, начало ХХ века

Первый старообрядческий епархиальный съезд состоялся 11–12 мая 1911 г. В съезде приняли участие 112 человек, среди них 60 священников, два дьякона и уполномоченные миряне. Деяниями съезда руководил преосвященный Геннадий, епископ Донской, единогласно избранный председателем. А в управлении и организации работы съезда ему помогали избранные съездом товарищ председателя и секретари. На повестке дня епархиального собрания рассматривались вопросы как общего, так и частного характера. Съездом были приняты следующие решения: организовать в епархии кассы взаимопомощи; учредить должность епархиального начётчика и секретаря епископа; признать необходимым открытие в епархии курсов начётчиков; избраны уполномоченные от епархии на Освященный Собор — два священника и два мирянина.  
В качестве начётчика съездом утверждается Иван Васильевич Шурашов, ему назначают ежемесячное жалование. И. Шурашов происходил из Нижегородской губернии, там приобрёл авторитет талантливого проповедника и апологета старообрядчества, в Донскую епархию, во всей видимости, был приглашён епископом Геннадием.  
На съезде присутствовали чиновники из МВД и местного войскового начальства. Протоколы съезда были изданы отдельной брошюрой и разосланы по всем приходам епархии. [3] 

Второй епархиальный съезд проходил 15–19 мая 1912 г. На съезде присутствовало 132 лица, из них 66 священников, два игумена, один дьякон и миряне с уполномочиями и без уполномочий от общин. На съезде председательствовал епископ Геннадий, товарищем председателя был избран Ф.Ф. Болдырев, попечитель Покровского собора; секретарями избрали: иерея Феофилакта Слесарёва и начётчика Ивана Шурашова. Первым пунктом программы стало ознакомление участников съезда с «уставом кассы взаимопомощи для бедных священнослужителей», над составлением устава работала комиссия из священнослужителей и мирян в количестве семи человек. Сообщалось, что устав кассы находится на утверждении местного войскового правительства. Затем съездом избирается ревизионная комиссия — для проверки поступившего взноса на содержание начётчика, а также членских взносов в кассу взаимопомощи. Следующим пунктом программы стало рассмотрение и принятие устава внутреннего распорядка в общине. Постановлениями съезда прописываются порядок организации деятельности общины, полномочия и обязанности клириков и т.д. Вновь на должность епархиального начётчика и секретаря избирается И. Шурашов. Общинам вменяется необходимым совершение взносов на содержание епархиального начётчика. Никольская община Новочеркасска предоставила квартиру в бесплатное пользование семье И. Шурашова, а посему была освобождена от взносов. В свою очередь, начётчик И. Шурашов выступил с докладом перед съездом, где отчитался о проделанной работе. Из доклада следовало, что с февраля 1911 г. по май 1912 г. начётчик провёл 53 публичных собеседования с лицами различного упования, а также прочитал несколько открытых лекций на религиозные темы. Такая активная деятельность пришлась не по нраву новообрядческим миссионерам, по их инициативе начётчик И. Шурашов был привлечён к судебной ответственности и отдан под надзор полиции. [4] 

Четвёртым пунктом программы стало избрание благочинных епархии. Донская епархия была разделена на 7 благочиний, при наличии около 80 священнослужителей. Кроме того, рассматривались вопросы чиноприёма от инославных, вопросы обучения детей церковной грамоте, вопросы общего образования детей и создания приходских школ. [5] 

Третий епархиальный съезд проводился с 14 по 18 мая 1913 года. В заседаниях съезда участвовало более 50 священников, 1 игумен, 3 дьякона, около 30 мирян, уполномоченных общинами, и столько же без полномочий. [6] 
По традиции, перед открытием съезда в Покровском соборе был отслужен молебен Всемилостивому Спасу, затем владыка Геннадий сказал пространную речь, призывая участников потрудиться на благо Святой Церкви в духе мира и любви. Первыми пунктами повестки дня было избрание: председателя съезда и его товарища, ревизионной комиссии. Далее делаются взносы в кассу взаимопомощи, с прежде поступившими насчиталось 714 руб. 

На заседании обсуждался вопрос о начётчике И. Шурашове, который был Усть-Медведицким окружным судом приговорён к одному году заключения. Как было описано раннее, И. Шурашов привлекался к судебной ответственности и должен был два раза в неделю посещать местный полицейский участок. Однако И. Шурашов продолжал вести проповедническую деятельность, после одного из выступлений Шурашова обвинили в порицании «православной церкви и святых её угодников», за что и был осуждён. Съезд постановил ходатайствовать перед государем через министра юстиции о помиловании И. Шурашова. По результатам работы съезда избирается правление кассы взаимопомощи, делегаты на Освященный Собор из духовенства и мирян, утверждается смета доходов-расходов епархии. [7] Постановлено в Новочеркасске открыть епархиальную школу пения, по напеву Рогожского кладбища, для детей и курсы для взрослых. [8]  На заседаниях съезда зачитывался доклад о состоянии церковно-приходских школ в епархии. Из него следовало, что старообрядцы располагают двумя школами по программе Министерства народного просвещения, 29 школами церковнославянской грамоты и пения. Из всего духовенства епархии только два священника преподают Закон Божий. [9] 

Четвёртый епархиальный съезд проходил 29 апреля — 2 мая 1914 года. Открытию съезда предшествовали молебен и напутственное слово епископа Геннадия. После избрания председателя съезда и его помощников проходит подсчёт количества участников. Зачитывается список неявившихся на съезд священников и оправдательные письма от них. «Вопрос о мерах наказания этих священников вызывает очень оживлённый спор. Особенно надолго остановились на вопросе о наказании о. Феофилакта Слесарёва, так как этот священник является одним из деятельнейших священников Донской епархии». После долгих прений было решено проявить снисхождение к неявившимся, но всё-таки не оставлять без наказания, которое владыка Геннадий должен наложить по своему усмотрению. Съезд избирает ревизионную комиссию для разбора поступивших докладов, одним из первых поднимается вопрос о епархиальном начётчике. Этот вопрос вызвал горячие и долгие обсуждения. Ф.Ф. Болдырев обращает внимание съезда на то, что девятисотрублёвого годового жалования начётчику И. Шурашову очень не хватает, по причине чего И. Шурашов занимает такую квартиру, что невозможно принять постороннего человека, поэтому Болдырев просит съезд увеличить жалование начётчику. Против такого предложения высказывается о. Иоанн Афанасьев. Он говорит, что его община прислала просить, наоборот, уменьшить жалование Шурашову. Поддерживает это предложение и благочинный Нижне-Чирской станицы о. Иоанн Карелин. Представитель села Городища Т.Л. Фатеев настаивает на том, чтобы жалование начётчику платили не приходы, а священники из своих личных средств, так как начётчики несут те обязанности, которые должны исполняться священниками. В поддержку предложения увеличить содержание начётчику выступил о. Хрисанф Молочков, к слову, один из двух законоучительствующих священников епархии. В завершение разбирательства этого вопроса было решено, что взнос с приходов на начётчика оставить прежним, однако взимать его в полной мере, без недоимок, за счёт чего годичное жалование Шурашову увеличится на 200 рублей.  

Следом на повестке дня избирались делегаты на Освященный Собор. К долгой дискуссии привёл вопрос о кассе взаимопомощи для священнослужителей. Очевидец событий так описывал этот случай: «Многие из священников, присутствовавших на съезде, не понимают полезности этой кассы, некоторые считают её грехом и чуть ли не ересью. [10] После долгих убеждений епископа Геннадия в насущной полезности кассы большинство участников соглашается с мнением владыки.  
На заседаниях читались доклады, два из которых были посвящены епископу Михаилу (Семёнову). Съезд выразил глубокое сочувствие судьбе епископа Михаила и постановил ходатайствовать перед Освященным Собором о предоставлении ему кафедры. В заключение епископ Геннадий обратился ко всем участникам съезда. В своей речи он указал на упадок нравственности, подлинной религиозной жизни в среде священников, на их слабое отношение к свои пастырским обязанностям, призывал бороться со своими пороками и пороками пасомых. [11] 

Заседания пятого епархиального съезда проходили с 26 по 29 апреля 1916 г. Перед открытием съезда преосвященным Геннадием в сослужении клира был отслужен молебен Всемилостивому Спасу, затем дьяконом сказано многолетие царствующей семье, российскому воинству, владыке Геннадию и участникам съезда. Председателем съезда традиционно стал епископ Геннадий, товарищем председателя Ф.Ф. Болдырев, а в секретари были избраны иереи о. Ф. Слесарёв, о. Ф. Бесчастный и уставщик И.У. Мартынов. В работе съезда приняли участие два игумена, 55 священников, два дьякона и 22 уполномоченных мирянина, ещё присутствовали 15 неуполномоченных мирян из приходов. Съездом избирается редакционная комиссия из духовенства и мирян.  

Перед оглашением повестки дня зачитывается приветствие начётчика И. Шурашова. Он находится в действующей армии по призыву, а перед призывом отбывал наказание в тюрьме. Съезд письменно благодарил И. Шурашова за его приветственное слово и труды на благо старообрядческой Церкви. По приговору съезда Донская епархия обязуется до окончания войны выплачивать семье Шурашовых по 20 рублей в месяц со дня мобилизации до возвращения, а также выплатить полное жалование за время «сидения в крепости» Ивана Шурашова в течение 8 месяцев. [12] 

Далее съездом принимается решение о том, что сумма обязательного взноса от общины остаётся прежней, какой она была назначена на первом съезде в 1911 г. Обсуждался вопрос о возможности расторжения брака в порядке гражданского судопроизводства без нарушения канонов Церкви, о браках вдовиц, чьи мужья погибли на войне.  

В порядке пунктов программы участников съезда знакомят с порядком хода дел «Кассы взаимопомощи священнослужителей старообрядческой Донской епархии». Было заявлено, что в кассе находится более 3000 руб., на которые частью куплены листы военного займа, а после окончания съезда и на остальные средства будут приобретены листы военного займа. Тут же во время обсуждения вопроса несколько участников делают взносы в кассу. Как известно, военные займы — это привлечение дополнительных средств в военный бюджет.  

Затем в повестке дня съезда обсуждалась пятая статья Высочайшего Указа 1906 года о старообрядческих общинах, которая требовала распоряжения об имуществе общин в случае их закрытия. Съезд решил, что при открытии общины первое общее собрание должно принимать такое постановление: в случае прекращения деятельности общины её имущество, после уплаты долгов, переходит в распоряжение местного епархиального архиерея, который поступает с ним в соответствии с канонами Церкви. [13] 

Затем съездом были избраны кандидаты на Освященный Собор. На съезде заслушиваются несколько докладов участников, в том числе доклад игумена Спасо-Преображенского монастыря о. Аркадия. Он предложил организовать при монастыре школу церковнославянского чтения и знаменного пения, а также церковного устава. Притом о. Аркадий сообщает, что готов предоставить квартиры для желающих обучаться церковной грамоте. Съезд поддерживает это предложение и постановляет, что преподавание указанных предметов будет проходить в течение 5–6 месяцев при мужском Преображенском монастыре, расположенном близ станции Фащёвка Екатерининской губернии. В заключение съездом рассматриваются вопросы церковной дисциплины среди духовенства и мирян, а также возможности участия женщин в пении на клиросе. Съезд нашёл вполне уместным служение женщин на клиросе. [14] Протоколы и избранные доклады съезда были изданы отдельной брошюрой в Новочеркасске. 

Сведения о съездах Донской епархии в 1917–1918 гг. весьма скудные. Очередной епархиальный съезд состоялся в апреле–мае 1917 г. Помимо текущих хозяйственных и административных вопросов, значительное внимание участниками съезда было уделено происходящим в стране политическим процессам. На съезде была принята резолюция о полной поддержке Временного правительства. [15] 

14 мая 1917 г. на Соборной площади (ныне Ермака) г. Новочеркасска состоялся многолюдный молебен старообрядцев во главе с епископом Геннадием, в сослужении 11 старообрядческих священников и двух диаконов. Старообрядцы послали от своего имени телеграмму Временному правительству и председателю Государственной Думы М.В. Родзянко с молитвами о победоносном окончании 1-й мировой войны. [16] 
Донской епархиальный съезд 1918 года принял постановление о неприятии Советской власти. Впоследствии многие участники этого собрания были репрессированы. [17] 

Подводя итоги деятельности епархиальных съездов, можно сказать, что, будучи органом управления епархией, съезды способствовали её укреплению и развитию. Благодаря своему широкому составу с участием как духовенства, так и мирян, съезды служили площадкой для обмена духовным и практическим опытом, мнений и взглядов донских старообрядцев. Посредством собраний духовенства и мирян в том числе осуществлялась связь между кафедрой и общинами, между архипастырем, пастырями и пасомыми. На каждом съезде епископ Геннадий, неоднократно обращаясь к его участникам, призывал быть ревностными блюстителями христианской веры, порицал замеченные пороки и слабости среди клириков и мирян. Важным делом прогрессивная часть духовенства и образованных мирян епархии считала ведение миссионерской работы, поэтому на каждом съезде уделяли внимание единственному начётчику И. Шурашову, порой вопреки мнению своих собратьев по сану.  

Источники 

  1. Донские епархиальные ведомости. 1914. №15. С. 303. 
  2. РГАДА. Ф. 1475. О. 1. Д. 4442. Л. 6. 
  3. Церковь. 1911. №32. С. 776. 
  4. Церковь. 1912. №23. С. 562. 
  5. Там же. 
  6. Старообрядческая мысль. 1913. №6. С. 641. 
  7. Там же. 
  8. Старообрядческая мысль. 1913. № 6. С. 642. 
  9. Церковь. 1913. №23. С. 562. 
  10.  Старообрядческая мысль. 1914. № 6. С. 599–600. 
  11.  Там же. С. 601. 
  12.  Слово Церкви. 1916. №31. С. 654–655. 
  13.  Старообрядческая мысль. № 5. С. 355. 
  14.  Слово Церкви. 1916. №31. С. 654–655. 
  15. https://izdrevle.ru/episkop_gennadij_lakomkin 
  16. Вольный Дон от 17 мая 1917 г. 
  17.  https://izdrevle.ru/episkop_gennadij_lakomkin 
Поделиться: