Главная Публикации История старообрядчества Храм Пресвятой Троицы

Темы публикаций

Храм Пресвятой Троицы

Строительство большого каменного храма в Балакове стало возможным после Манифеста императора Николая II «О веротерпимости» от 17 (29) апреля 1905 г. До этого каменные церкви старообрядцам строить не разрешалось (исключением была только резиденция старообрядчества — Рогожское кладбище в Москве). Расходы на строительство взял на себя купец Анисим Мальцев. Проект храма в 1909 г. подготовил архитектор Ф. Шехтель. В течение 1910-1914 гг. он лично приезжал в Балаково, чтобы контролировать ход строительства, которое велось под руководством инженера Антонова.

Храм Пресвятой Троицы
Храм Пресвятой Троицы в Балакове (современный вид)

Камень поставлялся из Жигулёвских каменоломен. Им облицованы не только основные корпуса, но и оба шатра: над крестильней и колокольней. Примечательность храма — мозаичные панно, выполненные по эскизам («картонам») И.О. Чирикова в знаменитой петербургской мастерской В.А. Фролова: Троица над западными вратами (главным входом), икона Божией Матери «Знамение» над северными и Нерукотворенный образ Спасителя над южными. Изготовление мозаик контролировал брат А. Мальцева Паисий. По его просьбе известный московский букинист П. Шибанов не раз бывал как в мастерской Чирикова, так и в мастерской Фролова. Когда именно в храме был установлен иконостас, неизвестно. Есть лишь сведения, что он был пятиярусным, обитым басмой. В нём было 73 больших иконы и 45 маленьких. По преданию, колокола для звонницы лили открыто на площади, а через газеты приглашали при этом присутствовать. Главный бронзовый колокол был поднят на колокольню 22 октября (5 ноября) 1912 г. Только серебра на его орнамент и отделку ушло 60 пудов. Основное здание храма было построено в 1911 г., а колокольня, крестильня и внешняя отделка были завершены к 1913 г. Слева от главного входа была построена зимняя шатровая церковь. Для экономии топлива в будни зимой там совершались богослужения и крещение. Храм был освящён старообрядческим епископом Саратовским Мелетием через несколько месяцев после смерти А. Мальцева в 1914 г. В том же году дочь усопшего взялась за переделку крестильни, работы завершились в 1916 г.

На склоне лет Ф. Шехтель послал открытку другу и товарищу по работе в Московском архитектурном обществе И.П. Машкову, в которой назвал храм в Балакове лучшей из своих построек.

После Октябрьской революции в 1919 г. из церкви «в пользу голодающих» изъяли 700-граммовый вызолоченный серебряный крест, несколько серебряных сосудов, окладов, лампад и обложек с Евангелий. Кроме того, председатель комиссии по отделению церкви от государства Тупилин зачем-то взял 2 металлических кадила, 3 ризы облачения и одно Евангелие. Всё остальное было расхищено в 1929-30 гг., когда община храма вынуждена была подписать документ о «добровольной» передаче храма властям, т.к. не смогла выплатить долги по налогам, которыми был обложен приход.  Тогда же с церкви сняли колокола, самый большой — таким образом. Церковь окружили милиционеры трёх районов: Балаковского, Вольского и Хвалынского. Расширили проёмы колокольни и затащили туда толстые сосновые сваи. Посадили колокол на сваи и подожгли их. В это время в ограду въехал американский трактор «Катерпиллер» с прицепной тележкой-площадкой. Горящие сваи стали оседать, и колокол, соскользнув с них и перевернувшись, упал на паперть и разбился на мелкие кусочки. К осколкам подошли милиционеры в фуражках с кокардами и, нагнувшись, пристально в них вглядывались. Затем они собрали всё, до единого кусочка, сложили на расстеленный на тележке трактора брезент, завернули, и трактор выехал за пределы ограды. Колокола поменьше, говорят, побросали в реку Балаковку. Иконы были национализированы.  В 1931 г. храм реконструировали под драматический театр. Были разрушены алтари, на месте главного, Троицкого, пристроили сцену со всеми необходимыми помещениями, кокошник над главным входом вместе с мозаичной иконой Пресвятой Троицы был срублен. Вместо него по проекту В.П. Зябкина был сделан второй этаж, заканчивающийся фронтоном над балкончиком с балюстрадой, и всё здание стало трёхэтажным. Был также снесен главный шатер и срублен шатер колокольни, а свод укрыли обычной железной кровлей. Неоднократно предпринимались попытки закрасить икону Спаса Нерукотворного, но краска не удерживалась на мозаике. Другая же икона, «Знамение», после перестройки здания оказалась в недоступном для обозрения месте и поэтому дошла до наших дней неповрежденной. В 1932 г. эти две работы были поставлены на государственный учёт Главнауки как памятники монументального мозаичного искусства, а само здание признано памятником архитектуры рубежа XIX-XX вв. и взято под охрану государства.

В 1964 г. здание перестроили ещё раз: под клуб завода им. Дзержинского. В 1987 г., когда ДК завода им. Дзержинского переехал в новое здание на ул. Коммунистической, обществом охраны памятников истории и архитектуры предлагалось устроить в храме музей зодчества со студенческим конструкторским бюро, которое занималось бы разработкой проектов благоустройства охраняемых, памятных мест Балакова. Однако в 1989 г. старообрядческий храм был передан Русской Православной Церкви.

К началу 1997 г., когда храм был признан памятником архитектуры федерального значения, была восстановлена звонница.

Юрий Каргин, «Храм Пресвятой Троицы», Балаковская народная энциклопедия

фото: votezde.org

http://www.hrono.ru/statii/2008/karg_troyc.html