Главная Публикации История старообрядчества Революция и старообрядцы

Темы публикаций

Революция и старообрядцы

В минувшем 2017 г. мы, граждане России, вспоминали трагические события, произошедшие в нашем Отечестве столетие назад. Социальные потрясения той эпохи значительно затронули старообрядческую часть русского народа, насчитывавшую, по официальным данным (заниженным), примерно 2 миллиона человек в Российской империи. О том, какое отношение имелось у старообрядцев к государственным и политическим событиям 1917 года, и пойдет речь в нашей статье. Стоит отметить, что в качестве источников были использованы материалы из старообрядческих церковно-общественных журналов 1917–1918 годов, ведь периодическая печать освещает события всегда «по горячим следам».

Революция и старообрядцы
Серов В.А. «Штурм Зимнего дворца»

Вследствие Февральской революции 1917 года в социально-экономической и политической деятельности старообрядцев произошло оживление, и ускорился процесс создания их межконфессиональных организаций. В старообрядческих кругах нашли активный отклик революционные идеи демократизации государства, разделения церкви и государства. Политическое пространство трансформировалось, поэтому старообрядцы были вынуждены искать свое место в нем и предпринимать попытки вписаться в новую жизнь государства. Не виданная до того свобода слова и печати, полученная после революции, была активно использована старообрядцами для демонстрации своих идей и политических взглядов, а также для высказывания критических замечаний по поводу того, что они считали противоречащим интересам государства либо старообрядчества. Анализ периодической печати позволяет сделать вывод о том, что старообрядцы преимущественно приветствовали упразднение монархии и положительно восприняли переход власти к Временному правительству, описав это событие такими словами: «неизбежное, давно жданное свершилось» [1, 179]. В адрес прежней власти звучало большое количество критики, поскольку «пал тот строй, что 263 года «мечом да кнутом» приводил к «уразумению» веры христианской». Одновременно всех российских граждан призывали «забыть вековые розни и рука об руку идти бодро вперед для создания новой жизни, новых устоев… К свободному союзу народа, государства и церкви» [2, 184].

В марте 1917 года в журнале «Слово Церкви» был опубликован манифест, посвященный «отречению государя от престола», а также «правительственное сообщение о государственном перевороте». В каждом из последующих номеров содержатся публикации о политике. Более того, под статьи этой тематики отводится отдельная рубрика «Политическая жизнь», в которой освещаются актуальные вопросы политической жизни, деятельность, осуществляемая старообрядцами, а также содержится информация о важных правительственных решениях и толкование политических вопросов.

Практически сразу после отречения от престола Николая II, а именно через три дня после этого события, 5 марта 1917 года, состоялось «политическое собрание московских старообрядцев». Мероприятие проходило в помещении Московского политехнического музея, и среди выступавших на нем были преимущественно представители белокриницкого согласия, в частности, Н.Н. Пушков, М.И. Бриллиантов, А.В. Зайцев, С.Г. Фомичев и Ф.Е. Мельников. Собравшиеся поприветствовали созданное правительство, а также инициировали образование «комитета старообрядцев, который бы руководил политической жизнью старообрядцев всей России наподобие Совета рабочих депутатов» [3, 197]. Еще одно примечательное событие состоялось 8 марта, когда было организовано собрание столичных старообрядцев. На нем обсуждался, в частности, вопрос о том, какая форма правления является наиболее подходящей, и в качестве таковой было выбрано вечевое правление, подобное действовавшему в древнем Новгороде. При этом участники собрания рассматривали в качестве возможного вечевого князя Михаила Александровича, великого князя.

Очередное собрание старообрядцев Москвы состоялось 14 марта. На проведенном в этот день организационном совещании присутствовали представители белокриницкого, беспоповского и беглопоповского согласий, которые обсуждали, «за какой образ правления стоят старообрядцы: за монархический или республиканский». Присутствовавшие отдали свои голоса преимущественно за «парламентарную монархию», однако «постановлено это считать не окончательным и ни для кого не обязательным». На упомянутом собрании был также сформирован Исполнительный комитет с целью подготовки политической программы, организации собраний и разного рода выступлений. В состав новообразованного органа вошли страрообрядцы каждого из трех согласий. Совещание завершилось тем, что его участники «отметили печальный факт вмешательства Совета рабочих депутатов в распоряжения Временного правительства, чем создается опасное двоевластие» [5, 244]. На 26 марта пришлось проведение общего собрания членов Братства Святого Креста, которые отказались от рассмотрения годового отчета в пользу вопросов политического характера. Присутствовавшие на собрании пришли к выводу, что «в России должно быть парламентское управление во главе с князем, пожизненно избираемым народом». Кроме того, было принято решение «совершить крестный ход со всех московских храмов на Красную площадь и произнести там ряд речей на темы, выдвинутые переживаемым временем», то есть фактически было продемонстрировано намерение организовать митинг в традициях старообрядчества.

Массовое собрание старообрядцев столицы было проведено и 23 марта на территории биржи. Его участниками были представители беглопоповского, белокриницкого, беспоповского согласий, федосеевцы, поморцы и другие старообрядцы. В роли председателя выступил П.П. Рябушинский, заместителем которого был беспоповец В.И. Большаков. В процессе проведения собрания были рассмотрены актуальные политические вопросы. Выступило несколько докладчиков, после чего присутствовавшие обменялись мнениями. «Горячий, страстный спор вызвал вопрос: какой образ правления должен быть в России — парламентарно-монархический или республиканский? Все ораторы, за исключением только двух, решительно высказались за республику. Погибшая династия Романовых–Голштинских так много сделала зла России, что никто из ее граждан не стоит за эту династию. Даже самый принцип монархический, будь он в лучшей парламентарной форме, вызывает отвращение и ужас. Вопрос об образе правления не был поставлен на голосование, вследствие того что решено созвать Bcepoccийский съезд старообрядцев, где он будет поставлен на обсуждение, но и без голосования было ясно, что огромное большинство собравшихся старообрядцев, во главе со своими известными деятелями, стоит за учреждение в России республиканского образа правления… Относительно предыдущих собраний московских старообрядцев, на которых голосовался вопрос о монархии и республике, было выяснено, что эти собрания, совершенно случайные, состояли из незначительного числа лиц (человек 20–25) и их голосования ни для кого необязательны. Сами участники этих собраний заявили, что они собирались не для того, чтобы навязать кому-либо свои взгляды (среди этих участников были и республиканцы), а чтобы только выяснить — за что старообрядцы намерены стоять, как и настоящее большое собрание созвано именно с этою же целью и тою же группою старообрядцев». Кроме политических, собрание рассмотрело ряд других вопросов, и по результатам этого рассмотрения «вполне единодушно и вынесло следующую резолюцию:

Признавая, что всякие пожелания о преждевременном окончании войны — преступны и гибельны для России, московские старообрядцы решительно заявляют, что только в победоносном окончании войны — спасение России, что только полный конец войны сохранит и укрепит в стране добытую народом свободу; нашей доблестной армии, отстаивающей честь, величие и свободу России, старообрядцы шлют свой братский горящий привет с пожеланием ей сокрушительной победы над врагом. Эта победа может быть достигнута при сплоченности русского народа, руководимого единой законной властью. Поэтому старообрядцы считают священным долгом граждан всемерно поддерживать новое Временное Правительство, и со всеми попытками, с какой бы ни были они стороны, поколебать его, разрушить его закономерную деятельность, всеми силами бороться. Вместе с тем старообрядцы заявляют, что Учредительное Собрание должно быть созвано в Москве, как сердце России, где возможна более чем где-либо спокойная и более свободная учредительная работа [7, 269].

Всего на протяжении трех месяцев после революции по всей территории страны были проведены десятки духовных советов, собраний и съездов старообрядцев различных согласий. Мечта об их объединении казалась настолько близкой к воплощению в жизнь, как никогда до сих пор. Памятуя о тех обидах, которые причинили старообрядчеству цари, утрату ими власти старообрядцы посчитали праведным Божьим судом и поприветствовали Временное правительство телеграммами. Не остались в стороне от общей царившей в старообрядческой среде оптимистической атмосферы и насельники находившегося в Екатеринославской губернии Спасо-Преображенского мужского монастыря Белокриницкого согласия. Сообщение с приветствиями в адрес Временного правительства было отправлено иноками уже 9 марта.

Примечательно, что московские старообрядцы со временем переменили свои политические взгляды. Если сначала они отдавали предпочтение такой форме правления, как парламентская монархия, то позже на проведенных в марте и апреле собраниях уже звучали заявления о том, что для России лучше республиканская (народоправская) форма правления по аналогии с действовавшими в Псковской и Новгородской республиках системами. По всей видимости, на такие перемены во взглядах повлиял установленный на тот момент в стране порядок. Временное правительство возглавил состоявший в конституционно-демократической партии князь Г.Е. Львов. Членами этой созданной в 1905 году партии были в том числе и старообрядцы, а ее программа предусматривала возможность республиканского устройства в стране.

Общая политическая программа старообрядцев Москвы была выработана оргкомитетом в мае 1917 года и состояла из 9 пунктов такого содержания.

1) форма государственного правления: народ избирает свое представительство и правительство «с верховным представителем христианского исповедания… подобный порядок управления существовал в старину в Новгороде…»;

2) единая законная власть: Временное правительство;

3) единство России: «все народности и племена должны существовать на основе широкого самоуправления при сохранении целостности России»;

4) отношение к войне: вести до победы над Германией;

5) подготовка к Учредительному собранию: старообрядцы должны принять в выборах депутатов деятельное участие и избрать достойных лиц, знакомых с нуждами старообрядцев и «с общегосударственными вопросами»;

6) уравнение в правах всех вероисповеданий: привилегированное положение господствующей церкви отменить. «Государство должно предоставить всем вероисповеданиям одинаковую свободу существования и развития»;

7) просвещение и образование старообрядцев: преподавание религиозных предметов не должно быть стесняемо государством, учителя должны избираться старообрядцами и, так как подготовка образованных граждан — общегосударственное дело, школы должны существовать за счет казны;

8) земельный вопрос: будет решен Учредительным собранием, путем учреждения государственного земельного фонда, образуемого «от отчуждения государственных, удельных, бывших кабинетных и монастырских, церковных и жалованных земель, а также из земель крупных частных владельцев (кроме крестьян и крестьянских обществ, приобретших землю при посредстве крестьянского банка или других кредитных учреждений, при условии, если размеры участков не превышают норму достаточного обеспечения). Частновладельческие земли отчуждаются по справедливой (не рыночной) оценке. При монастырях должно быть оставлено количество земли, необходимое для обработки личным трудом монахов»;

9) об отобранном у старообрядцев церковном имуществе: всё, что в разное время было изъято при старом правительстве, должно быть возвращено [9, 417].

На прошедшем в Москве 13 мая 1917 года собрании членов исполнительного комитета столичных старообрядцев решено было организовать всероссийский союз, издать листовки и брошюры политического содержания и разослать их по провинциям [10, 398].

Для обсуждения политической программы были проведены два съезда. Собрание поморцев состоялось 30 апреля, и в нем участвовало 137 представителей приходов и общин, наделенных соответствующими полномочиями, а также 25 неуполномоченных лиц. Через месяц, 30 мая, был проведен съезд, собравший свыше 800 белокриницких старообрядцев.

В процессе заседаний возникла дискуссия между приверженцем конституционной монархии Н.Д. Зениным и защитником республиканских идей Ф.Е. Мельниковым. Большинство участников съездов выступили за установление республики [11, 443].

Упомянутая «Программа» была полностью поддержана присутствовавшими на съездах. Следующим шагом должно было стать объединение согласий на местах вокруг разработанного плана, а также избрание представителей в Учредительное собрание. Ответственность за успех предприятия возлагалась на руководителей местных общин, их организационные способности, авторитет и решимость. Однако консолидация в среде старообрядцев происходила не без затруднений. В частности, так называемые московские «преизлиха ревнители» старообрядчества высказывались за то, что для занятий политикой требуется благословение пастырей. В связи с этим кое-где на местах организовывались политические союзы и собрания. К примеру, в городе Юрьеве Лифляндской губернии собралась община поморцев и высказалась за демократическое устройство государства, материальную поддержку Временного правительства путем подписки на заем свободы, а также поддержку молитвами. Кроме того, было решено приветствовать «Совет Солдатских и Рабочих депутатов и поддерживать его, как орган контроля действий Временного правительства» [12, 398–399].

На 1–6 июня пришлось проведение в Москве заседания Освященного Собора представителей белокриницкого согласия. По одному из принятых постановлений было решено ежедневно проводить службы и совершить строгий пост с 26 по 28 июня.

Надо просить Господа Бога… о даровании победы над врагами и всякого благополучия внутри страны [13, 534].

В Саратовской губернии в июле 1917 года была создана Русско-демократическая партия христиан-старообрядцев. Печатным органом ее губернского комитета был «Голос старообрядческого Поволжья», на издание которого шли пожертвования верующих [14, 2]. Он просуществовал с 24 сентября по 3 декабря, и всего было издано 10 номеров с тиражом до 3 тысяч экземпляров [15, 40].

29 августа в Саратове состоялся съезд, участниками которого стали старообрядцы разных согласий из общин Дона, Царицына, Астрахани, Самары и Саратова. В качестве основной цели съезда провозглашалась подготовка к выступлению во время выборов в Учредительное собрание. Было решено также созвать съезд старообрядцев со всей страны для решения политических и социально-экономических проблем, в частности для создания кооперативов [16, 3–7]. Несмотря на сходство политических программ кадетов и старообрядцев, они решили выдвигать на выборы свой список кандидатов. Самостоятельные списки были выставлены также староверами нескольких губерний [17, 1, 7].

Пять представителей разных согласий старообрядцев приняли участие в Государственном совещании, проведенном 12 августа в Москве [18, 8]. Очередное совещание старообрядцев состоялось 22 августа, и по результатам его проведения была принята резолюция: «для более организованного выступления старообрядцев на выборах в Учредительное собрание» объединить старообрядцев в политические комитеты по месту проживания. Были также рассмотрены вопросы организации участия в выборах в Учредительное собрание [19, 610, 612].

Сложная ситуация в стране была объектом серьезной обеспокоенности старообрядцев [20, 682–683]. С большой скорбью взирали старообрядцы на обстрел Московского Кремля большевиками в конце октября – начале ноября 1917 г. [21, 751]. В качестве способа выхода из кризиса предлагалось даже объединить старообрядчество с господствующей Церковью. В печатных изданиях появились публикации с обвинениями в сторону большевиков и эсеров как предателей демократических идей революции и виновников анархии. Осуждался социализм, отрицающий религию [22, 696; 23, 63]. При создании Временным правительством 7 октября 1917 года Временного совета Российской республики старообрядцам было отведено всего два места, что вызвало их негодование [24, 732, 733].

К Октябрьскому перевороту и захвату власти большевиками старообрядцы отнеслись по-разному, но в большинстве своем негативно. В старообрядческой прессе особого внимания этим событиям не уделялось. Если после Февральской революции чувствовалось воодушевление, то теперь появилась растерянность: «События переплелись в такой узел, такие получили невозможные комбинации, что положительно недоумеваешь, как поступить и что предпринять. По долгу христиан, старообрядцы не могут и не должны умывать руки и спокойно смотреть на царящее зло. Наша обязанность бороться с этим злом, умалять его, проводить в жизнь лучшее, полезное» [25, 1]. Не было ощущения, что октябрьские события приведут к таким серьезным последствиям для старообрядчества. Власть Ленина и Троцкого казалась кратковременной, и все надежды были возложены на Учредительное собрание. Подтверждает это, в частности, такой случай. Древлеправославный священник К. Козьмин ответил на вопрос о том, за кого голосовать на выборах, следующее:

Не голосуйте за большевиков и социал-революционеров интернационалистов! Они ведут страну к гибели и разрухе! [28, 2].

Однако старообрядцы потерпели неудачу на выборах, и вызвано это было традиционным уходом от контактов с властями, отсутствием единой позиции в вопросе участия в политической жизни России, а также четких политических предпочтений.

Старообрядцы видели единственной возможностью защитить свои интересы создание всероссийской старообрядческой организации. Совещание Советов Всероссийских Союзов и Съездов всех согласий было проведено 30 января 1917 года. На заседании обсуждалось положение дел в религиозном обществе после принятия декретов «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», будущее упразднение церковных праздников и переход на новый стиль. Никаких решений по результатам обсуждений не принималось. Были высказаны опасения по поводу текущей ситуации в церкви и тяжело воспринят мир в войне с Германией [29, 22]. Реакцию старообрядцев иллюстрирует такая цитата из статьи, опубликованной в одном из печатных изданий:

На три столетия мы отброшены назад. Великая Россия снова стала Московией [30, 39].

На протяжении 1918 года все печатные органы старообрядцев были закрыты правительством большевиков, тем самым последователи древнего православного учения были снова лишены слова на десятилетия.

Анализ старообрядческой периодики, которая была опубликована с конца 1916 года по начало 1918, позволяет сделать такие выводы. Старообрядцам было присуще гибкое политическое мышление. На протяжении упомянутого периода большинство представителей старообрядчества сменило свои политические предпочтения. Произошел переход от лояльного отношения к монархии к ее критике и поддержке республики и демократии. Несмотря на большой интерес к политике, в ней реально участвовало небольшое количество старообрядцев, преимущественно интеллигенция и купцы. Старообрядческое духовенство в редких случаях проявляло интерес к политической жизни и наблюдало за левыми партиями, которые боролись за власть, с настороженностью.

 

Список литературы

  1. Шалаев. Освобожденная Россия // Слово Церкви. 1917. № 10. С. 179.
  2. С. Фомичев. К новой жизни // Слово Церкви. 1917. № 10. С. 184.
  3. Политическая жизнь // Слово Церкви. 1917. № 11. С. 197.
  4. Политическая жизнь // Слово Церкви. 1917. № 12. С. 221.
  5. Политическая жизнь // Слово Церкви. 1917. № 13. С. 244.
  6. Политическая жизнь // Слово Церкви. 1917. № 12. С. 221.
  7. Политическая жизнь // Слово Церкви. 1917. № 14. С. 269.
    Там же.
  8. Политическая программа старообрядцев всех согласий // Слово Церкви. 1917. № 23. С. 417.
  9. Политическая жизнь // Слово Церкви. 1917. № 21. С. 398.
  10. Всероссийский старообрядческий съезд// Слово Церкви. 1917. № 24. С. 443.
  11. Политическая жизнь // Слово Церкви. 1917. № 21. С. 398–399.
  12. Церковно-общественная жизнь// Слово Церкви. 1917. № 29. С. 534.
  13. Голос старообрядческого Поволжья. 1917. №4. Л. 2.
  14. Редькина О.Ю. Христианские политические партии на Нижней Волге в 1917 г. // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4, Ист. 2012. № 1(21) С. 40.
  15. Голос старообрядческого Поволжья. 1917. №1. С. 3–7.
  16. Голос старообрядческого Поволжья. 1917. №9. С. 1, 7.
  17. Государственное совещание в Москве и выступление в нем представителей старообрядцев // Вестник ВСХПС. 1917. №2. С. 8.
  18. Политическое совещание старообрядцев // Слово Церкви. 1917. № 36. С. 610, 612.
  19. Церковно-общественная жизнь // Слово Церкви. 1917. № 40–41. С. 682–683.
  20. Израненная Москва //Слово Церкви. 1917. № 45–47. С. 751.
  21. Шалаев. Ложные пути социализма // Слово Церкви. 1917. №42. С. 696.
  22. Христианство и социализм // Вестник ВСХПС. 1918. №10. С. 63.
  23. Политическая жизнь // Слово Церкви. 1917. № 44. С. 732, 733.
  24. Голос старообрядческого Поволжья. 1917. №10. С. 1.
  25. Русский. «На-хамкесы и просто «Хамкесы» // Слово Церкви. 1917. №49. С. 785.
  26. Обзор печати. Позор России // Слово Церкви. 1917. №45–47. С. 742.
  27. За кого подавать голоса на выборах в учредительное собрание? // Братство. 30 октября 1917 г. №1. С. 2.
  28. В совещании всех согласий // Вестник ВСХПС. 1918. №7. С. 22.
  29. Похабный мир // Вестник ВСХПС. 1918. №9. С. 39.

 

Чтец Иоанн Распопин, клирик Покровского кафедрального собора Ростова-на-Дону Русской Православной Старообрядческой Церкви