Подвиг Аввакума

Темы публикаций

Подвиг Аввакума

Вся его многострадальная жизнь, прошедшая в беспрестанной борьбе за правду Ста-рой веры, была мученическим подвигом за Христа. В 2020 году 25 ноября исполняет-ся 400 лет со дня рождения выдающегося русского писателя и религиозного деятеля протопопа Аввакума Петрова, автора всемирно известного памятника древнерусской литературы «Житие».

Протопоп Аввакум Петров принадлежит к числу наиболее ярких фигур русской истории. Без преувеличения можно сказать, что имя протопопа Аввакума уже навсегда вошло в золотой фонд не только русской, но и мировой культуры. Вся его многострадальная жизнь, прошедшая в беспрестанной борьбе за правду Старой веры, была мученическим подвигом за Христа.

В сентябре 2020 г. в Рязанской городской библиотеке им. Горького проходил Международный фестиваль национальной книги «Читающий мир». В рамках работы фестиваля настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви отец Александр Маслов выступил с лекцией «Трагическая фигура протопопа Аввакума в Русской Православной Церкви».

На книжной ярмарке все желающие имели возможность приобрести «Житие» протопопа Аввакума, и другие книги по истории XVII века и старообрядчества. Часть книг была подарена библиотеке.

Не только словом, но и жизнью своей доказал Аввакум преданность христианскому учению. «Богатырь-протопоп» (по выражению историка Сергея Михайловича Соловьёва), он явил миру с необыкновенной мощью те качества, в которых русский человек отразился во всём многообразии его характера, — несокрушимую волю, силу духа, страстность, готовность к самопожертвованию во имя великой идеи.

Поскольку мы вспоминаем протопопа Аввакума в рамках фестиваля национальной книги «Читающий мир», не лишним будет вспомнить, что общее число сочинений «огнепального протопопа» — более 80, — рассказывает отец Александр Маслов, — это истолковательные беседы, челобитные, полемические и учительные послания к отдельным лицам и группам единомышленников. Но главное произведение Аввакума, являющееся литературным памятником мирового значения, — это его «Житие», которое представляет величайшую ценность, и как свидетельство о жизни священномученика и исповедника древлеправославной веры, и как исторический памятник, характеризующий русское общество середины XVII века в его отношении к реформам. Будучи строгим традиционалистом в церковной области, Аввакум выступает в области литературы как новатор, на два века опережая развитие русского литературного языка. Великая ценность его сочинений в том, что они были написаны не века спустя после исповеднических и мученических подвигов, а непосредственно во время их. Это голос живых свидетелей. И свидетельства их тем более внушают доверие.

Протопоп Аввакум Петров (1620–1682) принадлежит к числу наиболее ярких фигур русской истории. Он явил миру с необыкновенной мощью те качества, в которых русский человек отразился во всём многообразии его характера, — несокрушимую волю, силу духа, страстность, готовность к самопожертвованию во имя великой идеи.
«Житие» протопопа Аввакума, написанное по «понуждению» его духовного отца и сострадальца инока Епифания, представляет собой новую страницу в истории русской литературы в целом. Прежде всего, на фоне предшествующей литературной традиции выделяется его стиль и поэтика. Язык Аввакума — подчёркнуто разговорный («занеже люблю свой русский природный язык»).

Известно, что Иван Сергеевич Тургенев отвёз издание «Жития» в Париж. Писательница Аделаида Луканина, посетившая его там в 1878 г., вспоминает: «Тургенев встал, порылся в книжном шкафу и достал «Житие» Аввакума. «Вот она, — сказал он, — живая речь московская… Так и теперешняя московская речь часто режет ухо, а между тем это речь чисто русская».

Лев Толстой, а позже и Максим Горький настоятельно рекомендовали включить «Житие» в программы школьного обучения! Дмитрий Мамин-Сибиряк ставил «Житие» наравне с другим выдающимся памятником древнерусской литературы «Словом о полку Игореве».

Народная живая речь считалась «подлой». Только раз в омертвелую словесность как буря ворвался живой, мужицкий, полнокровный голос. Это были гениальные «Житие» и «Послания» бунтаря, неистового протопопа Аввакума, закончившего литературную деятельность страшными пытками и казнью в Пустозерске. Речь Аввакума — вся на жесте, канон разрушен вдребезги, вы физически ощущаете присутствие рассказчика, его жесты, его голос.

XX век с его катаклизмами по-новому открыл для себя огнепального протопопа. Совершенно новое прочтение русского старообрядчества и образа протопопа Аввакума дала культура Серебряного века.

Об интересе Александра Блока к личности протопопа Аввакума свидетельствует его переписка с Николаем Клюевым. Жена поэта вспоминала: «Блок очень любил читать сочинения Аввакума, особенно его автобиографию. Аввакум был предметом частых разговоров в нашей семье. Блок хотел написать поэму об Аввакуме».

Не прошли русские писатели Серебряного века мимо личности и творчества протопопа Аввакума. Наиболее глубоко тема старообрядчества отразилась в творчестве Н.А. Клюева. Николай Алексеевич Клюев (1887–1937) родился в северной онежской глуши. Его мать, староверка филипповского согласия, была плачеей и сказительницей. Для Клюева протопоп Аввакум был великим писателем, защитником «красоты народной», хранителем художественного наследия Древней Руси. О «прадеде» Аввакуме он впоследствии напишет в одной из своих автобиографических заметок: «Учился — в избе по огненным письменам Аввакума».

1937 год возродил новую волну интереса к аввакумовскому наследию. Изучая биографии русских поэтов, впоследствии обращавшихся в своём творчестве к образу мятежного протопопа, неожиданно начинаешь открывать для себя одну характерную деталь: многие из них оказались в 1930–1950-е гг. жертвами политических репрессий и на себе испытали все ужасы советских тюрем, лагерей или суровых таёжных «командировок».

Сюда можно отнести имена таких поэтов, как Виктор Василенко, Сергей Петров, Ольга Берггольц, Ярослав Смеляков, Виктор Боков, Варлам Шаламов… Особое место в этом ряду принадлежит В. Шаламову, создавшему один из наиболее известных литературных и публицистических циклов о жизни заключённых советских исправительно-трудовых лагерей. Аввакум был одним из любимых литературных и исторических персонажей Шаламова — безусловно, в их судьбах и характерах было много общего.

В самом деле, не будь Аввакума – и наша литература не имела бы, кажется, того прочного фундамента, на котором она уже три столетия незыблемо зиждется. Российская словесность началась именно с Аввакума, который первым на Руси заговорил в письменных трудах горячим и образным языком — не церковным, а народным… Реализм, точный и беспощадный, реализм, убивающий врага наповал, этот реализм нашей великой литературы был порождён «Житием» протопопа Аввакума.

Но, наверное, наиболее точно сказал о великом нижегородце наш замечательный современник академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Трудно выговаривается это слово «писатель» – применительно к Аввакуму. Он больше чем писатель, ибо отдал свою жизнь за то, что писал… В тысячелетней истории русской литературы имя протопопа Аввакума горит среди имён ярчайших его представителей — рядом с Пушкиным, Гоголем, Достоевским, Толстым».

Поделиться: