Главная Публикации История старообрядчества Документы Канцелярии архиепископа Московского и всея Руси по Бессарабской епархии за 1907 г.

Темы публикаций

Документы Канцелярии архиепископа Московского и всея Руси по Бессарабской епархии за 1907 г.

Архив документов Канцелярии архиепископа Московского и всея Руси хранится в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА. Ф.1475). По Бессарабской епархии сохранилось 16 дел за 1892–1916 гг. [2]. 

Документы Канцелярии архиепископа Московского и всея Руси по Бессарабской епархии за 1907 г.

Из дел за 1907 г. были опубликованы документы, касающиеся взаимоотношений игумена Петропавловского монастыря Галактиона Степанова с епископом Иннокентием [1]. Это малая часть того, что исследователь может еще извлечь из этого дела.  
Поэтому целесообразно издать весь перечень документов этого дела, чтобы исследователи смогли их использовать в своей работе. 

В деле за 1907 г. сохранилось 72 письма (документа), присланных архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну из Бессарабской епархии (Приложение2) [2]. 

Содержание писем (документов) тематически можно разбить на несколько групп: Петропавловский монастырь (Вилковский) — 5 писем, Архангельский монастырь (Ново-Некрасовский) — 12 писем, 17 писем касаются вопросов о церковных браках. Самую большую группу составляют 38 писем, которые затрагивают общецерковные вопросы (о нехватке священников и назначении их на приходы, о незаконных действиях церковнослужителей, об обеспечении певчими некоторых приходов и обучении их пению по крюкам на Рогожском кладбище, о том, как принимать единоверцев и никониан в старообрядчество, о церковных нуждах края…). 
Комплекс сохранившихся документов за 1907 г. позволяет использовать их как справочный материал по истории края за этот период.

Для примера возьмем случай, который стоит особняком, но ярко запечатлен в переписке с учителем И.В. Галкиным. Это, видно, был интеллигентный человек, с амбициями, которого рекомендовал для работы в школе епископ Иннокентий (Приложение 1. №63, 64, 68, 69). Письма помечены октябрем–ноябрем 1907 г. Трудно сказать был ли он старообрядцем, но явно был знаком со священником г. Измаила и многими местными старообрядцами. И, по-видимому, в своих разговорах он не раз слышал от них пожелания о том, что местным городским головой мог бы быть старообрядец. В ноябре 1907 г. должны были состояться выборы городского головы в думу. Для моральной поддержки было решено использовать влияние архиепископа Московского и всея Руси Иоанна, которому было направлено письмо с просьбой благословить выборы в думу старообрядца, так как «Ваше мощное слово будет иметь громадную силу». В письме указывается, что старообрядцев в округе проживает более 12 тыс. человек, а предыдущий городской голова — болгарин, который получил власть путем «спаивания» голосов. 
Интересно отметить, что на это письмо был дан дипломатичный и тактичный ответ архиепископа Иоанна, который написал: «Нет основания нам, духовным, вмешиваться в дела мирския».

Как видно из последующих писем, хранящихся в деле (№68, 69), можно предположить, что был сделан запрос в Измаил о личности Галкина, на который был дан ответ. Из этого ответа Галкин предстает в неприглядном свете — как человек, которому мало доверия. В адрес архиепископа Иоанна было направлено письмо прихожан г. Измаила о недостойном поведении учителя Ивана Васильевича Галкина [2, л. 114‒116]. Примерно одновременно с письмом поступила приписка члена попечительского совета училища Н. Смирнова к письму прихожан г. Измаила о недостойном поведении учителя И.В. Галкина [2, л. 116 об.]. В письме и приписке указывалось, что Галкин плохо учит детей, раньше времени распускает по домам. Сам любит гулять по бульвару с сомнительного поведения «еврейской» гимназисткой. Ему не раз делали замечания, на которые он никак не реагирует. Но хуже всего то, что он уговаривает дочь купца-старообрядца украсть у отца деньги и бежать с ним в Москву или Нижний и там обвенчаться. Прислан же он был еп. Иннокентием учить детей в духе христианства. А он их вместо этого учит в «басурманском духе». Но уже в журнале «Церковь» за 1909 г. дано объявление, что в Москве открываются курсы для учителей-старообрядцев, где будут преподавать учителя-старообрядцы с высшим образованием. Одним из учителей курсов мы видим И.В. Галкина [3, с. 252]. 
 
Приложение 1 
 
63. 1907 г., октябрь 19. Письмо учителя Измаильского приходского училища Ивана Галкина архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой благословить избрать местным головою старообрядца (Л. 99‒100).

«Высокопреосвященнейший владыко Иоанн! 
Обращаюсь к Вам с просьбой, и вот в чем она состоит. В первых числах ноября здесь, в Измаиле, будут выборы городского головы. Наши могут провести своего, который блюл бы интересы старообрядчества, ибо теперь головой — болгар и наши старообрядцы платят непосильные налоги, а налоги эти идут на разные фонари стоимостью 200 руб. каждый, и фонари эти освещают исключительно только бульвары, на которых шатаются каждый вечер гимназисты и гимназистки. 
В прошлом году хотели провести своего, но для них болгары выкатили несколько бочек вина, за что наши подали голоса за болгар. Болгар здесь не больше 1000, а наших 4000 в Измаиле, да в двух Некрасовках 8000 — всего 12000.  
Ваше мощное слово будет иметь громадную силу. Вы напишете отцу Трофиму, а он в церкви передаст прихожанам. Напишите, чтобы они непременно провели своего. 
Я им объяснил преимущество своего брата быть головой, и они этому верят. 
Я и о. Трофим наметили Нифантия Лазоревича Смирнова, он Вас здесь встречал в Измаиле, он богатый и умный. 
Помогите своей пастве. 
Просящий святительского благословения Ваш покорный слуга уч.(итель) Иван Галкин. 
P.S. Пишите о. Трофиму, я живу с ним хорошо.

64. 1907 г., ноябрь 1. Извещение архиепископа Московского и всея Руси Иоанна И. Галкину о невмешательстве духовных в «дела мирские» (Л. 101).

Старообрядческого архиепископа Московского Иоанна 
Ивану Васильевичу Галкину  
Извещение 
Просьбу Вашу — написать Измаильскому нашему обществу, чтобы провели в градские головы своего христианина, я рассмотрел и сим объясняю, что действительно было бы полезно для старообрядческого общества иметь на этом посту своего единоверца, но всякое избрание должно быть совершенно свободно от всяких посторонних влияний. Тем более нет основания нам, духовным, вмешиваться в дела мирския. 
Мир Божий и мое благословение да будет со всеми вами. 
Москва. 1 ноября 1907 г. №900»

Приложение 2. Перечень документов, хранящихся в деле 241 за 1907 г. 

1. 1906 г., декабрь 30. Письмо запрещенного священноинока Нила Леонова к архиепископу Иоанну (Л. 5 – 5 об.). 
2. 1906 г., декабрь. Письмо инока Ионы Овчинникова запрещенному священноиноку Нилу Леонову (Л. 6 – 6 об.). 
3. 1907 г., январь 1. Письмо Мины Донцова из г. Хотина Бессарабской губ. архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с вопросом, имеют ли право крестные, чтобы их внуки вступали в брак (Л. 8 – 9 об.).  
4. 1907 г., январь 1. Прошение жителя г. Измаила Мартина Федоровича Малахова к архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой жениться первый раз (Л. 16 – 16 об.). 
5. 1907 г., январь 15. Прошение жительницы с. Грубна Хотинского уезда Кишинёвской губ. Анны Хорчевниковой к архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой вступить во второй брак (Л. 14 – 14 об., 15, 130).  
6. 1907 г., январь 18. Прошение прихожан Балтской старообрядческой церкви Успения Пресвятой Богородицы к архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой не поднимать вопрос на Освященном соборе об определении Новозыбковского владыки Гермогена на Балтскую кафедру (Л. 10 – 10 об.). 
7. 1907 г., январь 30. Извещение от находящегося под запрещением инока Нила Леонова к архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну (Копия. Л. 16 – 17 об.; подл. л. 26 – 29 об.).  
8. 1907 г., январь 30. Прошение жителя г. Измаила Емельяна Васильевича Щокина к архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой вступить во второй брак, так как его бывшая жена ушла от него и не живёт с ним 5 лет (Л. 30 и об.). 
9. 1907 г., январь. Прошение жительницы с. Грубна Хотинского уезда Кишинёвской губ. Анны Хорчевниковой к архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой вступить во второй брак (Л. 11 – 13 и об.). 
10. 1907 г., январь. Прошение прихожан Балтской старообрядческой церкви Успения Пресвятой Богородицы к архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой поставить им на г. Балту Новозыбковского владыку Ермогена (Л. 18 – 19 об.). 
11. 1907 г., февраль 9. Письмо (копия) архиепископа Московского и всея Руси Иоанна Н.М. Жупанову с просьбой его обратиться в гражданский суд, так как его жена единоверка и его могут привлечь за многоженство (Л. 13). 
12. 1907 г., февраль 9. Телеграмма из г. Измаила архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой разрешить жениться (Л. 14). 
13. 1907 г., февраль 10. Извещение от архиепископа Московского и всея Руси Иоанна священнику Трофиму Яковлевичу Чигину с просьбой рассмотреть дело инока Нила Леонова. (Приложена копия письма инока от 30 января 1907 г.) 
14. 1907 г., февраль 12. Прошение Мартина Фёдоровича Малахова, жителя г. Измаила Бессарабской губ., к архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой жениться второй раз (Л. 38). 
15. 1907 г., февраль 14. Письмо священника Трофима Яковлевича Чигина архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой выделить на строящуюся церковь свт. Николы в Вилкове 1000 рублей из казны умершего епископа Анастасия и о том, когда на епархию будет поставлен новый епископ (Л. 40). 
16. 1907 г., февраль 16. Поручение архиепископа Московского и всея Руси Иоанна священнику Трофиму Яковлевичу Чигину с просьбой разобраться с делом ренинских прихожан о переизбрании попечителя и уставщика в моленном доме (Л. 36). 
17. 1907 г., февраль 19. Извещение архиепископа Московского и всея Руси Иоанна Мартину Фёдоровичу Малахову с отказом жениться ему второй раз (Л. 37). 
18. 1907 г., февраль 21. Письмо священника Трофима Яковлевича Чигина архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну о подтверждении невиновности священноинока Нила и об открытии общины (Л. 43, 44). 
19. 1907 г., февраль 21. Письмо священника Трофима Яковлевича Чигина архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой узнать, перешел ли Савелий Обухов в единоверие или нет, так как он не живёт с женою много лет, а она желает вступить в новый брак (Л. 45) 
20. 1907 г., февраль. Прошение жителя г. Кагула Измаильского уезда Бессарабской губ. Николая Максимовича Жупанова архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой разрешить жениться второй раз (Л. 20). 
21. 1907 г., февраль. Поручение архиепископа Московского и всея Руси Иоанна священнику Трофиму Яковлевичу Чигину с просьбой рассмотреть дело Емельяна Васильевича Щокина о вступлении ему во второй брак (Л. 31). 
22. 1907 г., февраль. Прошение ренинских старообрядцев к архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой разобраться в незаконном переизбрании попечителя и псаломщика их моленной (Л. 32, 35). 
23. 1907 г., март 1. Благословение архиепископа Московского и всея Руси Иоанна священноиноку Нилу на священнодействие в той обители, которую он выберет себе для проживания (Л. 41). 
24. 1907 г., март 1. Извещение архиепископа Московского и всея Руси Иоанна священнику о. Трофиму Чигину о разрешении священноиноку Нилу священнодействавать в монастыре и об их свободном желании, открывать общину или нет (Л. 42).  
25. 1907 г., март 5. Поручение архиепископа Московского и всея Руси Иоанна священнику о. Иоанну Дорофеевичу с просьбой произвести дознание, по какой причине Савелий Обухов оставил свою жену (Л. 46). 
26. 1907 г., март 7. Письмо священника Иоанна Абрамова архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну о проведении дознания о Савве Обухове (Л. 47–48, копия, печатная. Л. 50). 
27. 1907 г., март 9. Поручение архиепископа Московского и всея Руси Иоанна священнику о. Трофиму Чигину убедить жену Саввы Обухова ехать к мужу в Богородск Московской губ. на фабрику А.И. Морозова (Л. 49). 
28. 1907 г., март 11. Просьба жителя пос. Вилково Анфиногена Григорьева Гончарова к архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой о назначении его учителем в старообрядческую школу (Л. 52–53). 
29. 1907 г., март 16. Письмо Семена Ивановича Ананьева из Одессы архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой поставить на любую церковную должность (Л. 51). 
30. 1907 г., март 16. Письмо священника о. Петра Матасова из Одессы архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну о том, что обвинения в его адрес во время проживания в станице Пятиизбенской необоснованны (Л. 58 об. – 60).  
31 1907 г., март 20. Письмо священника Трофима Яковлевича Чигина архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну о том, что посланные ранее письма архиепископа все получены (Л. 61 об. – 62). 
32. 1907 г., март 24. Письмо священника о. Тимофея Велигина из Злынки Елизаветградского у. Херсонской губ. архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой перевести его на другой приход, так как прожить с семьёй здесь он не может (Л. 55‒56). 
33. 1907 г., март 26. Письмо игуменьи Анфисы Черкасского монастыря архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой, чтобы о. Трофим Чигин выдал им 1000 руб. завещанные им покойным епископом Анастасием (Л. 63). 
34. 1907 г., март 27. Письмо священника о. Симеона Шлюшкина из Маяков архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой прислать чин, как принимать в старообрядчество пришедших от никониан и «старообрядцев», перешедших в никонианство и хотящих возвратиться назад (Л. 65). 
35. 1907 г., март. Извещение архиепископа Московского и всея Руси Иоанна о. Тимофею Велигину о нежелательности его перехода на другое место (Л. 57). 
36. 1907 г., апрель 3. Извещение архиепископа Московского и всея Руси Иоанна А.Г. Гончарову о его праве преподавать в старообрядческой школе пос. Вилково (Л. 54). 
37. 1907 г., апрель 4. Извещение архиепископа Московского и всея Руси Иоанна о. Трофиму Чигину выдать игуменье Анфисе Черкасского монастыря 1000 руб., которые были завещаны им покойным епископом Анастасием (Л. 64). 
38. 1907 г., апрель 4. Объяснение архиепископа Московского и всея Руси Иоанна священнику о. Симеону Шлюшкину из Маяков, как принимать в старообрядчество пришедших от никониан и «старообрядцев», перешедших в никонианство и хотящих возвратиться назад (Л. 66). 
39. 1907 г., апрель 14. Извещение благочинного Бессарабской епархии о. Трофима Чигина от имени архиепископа Московского и всея Руси Иоанна о лишении о. Галактиона Степанова должности игумена Петропавловского монастыря (Л. 73. Печатный). 
40. 1907 г., апрель 21. Письмо игумена Петропавловского монастыря Галактиона архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой простить его и снять с него запрещение служить (Л. 67–70). 
41. 1907 г., май 4. Письмо жителя г. Болграда пономаря Дмитрия Ершова архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой принять его на учение крюковому пению, определить ему стол и проживание в богодельном доме Рогожского кладбища (Л. 71–72). 
42. 1907 г., май 9. Письмо-прошение священноинока Мартиниана Репкова Архангельского монастыря архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну отпустить его из монастыря домой из-за слабого здоровья (Л. 79–80). 
43. 1907 г., май 12. Прошение о. Галактиона Степанова архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой заплатить ему за церковные постройки, которые он возводил за свой счет (Л. 77–78). 
44. 1907 г., май 18. Поручение епископа Иннокентия Нижегородского и Костромского попечителям Петропавловского монастыря о подтверждении запрещения бывшего игумена Петропавловского монастыря Галактиона Степанова (Л. 75–76. Текст отпечатан на машинке). 
45. 1907 г., май 19. Письмо монастырской братии Архангельского монастыря архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой поставить им нового наместника вместо Мартиниана Репкова, ушедшего по болезни (Л. 81‒82). 
46. 1907 г., май 23. Письмо Иннокентия, епископа Нижегородского и Костромского, попечителям Петропавловского мужского монастыря с извещением о недопуске в монастырь запрещенного о. Галактиона (Черновик. Л. 74). 
47. 1907 г., июнь 7. Письмо Дмитрия Ершова из г. Болграда архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой о приезде на Рогожское кладбище для обучения крюковому пению (Л. 84‒85). 
48. 1907 г., июнь 8. Благословение архиепископа Московского и всея Руси Иоанна протоиерею Т. Чигину с разрешением освободить от игуменства Мартиниана Репкова (Л. 83). 
49. 1907 г., июнь 16. Письмо жителя г. Измаила Емельяна Щекина архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой разрешить вступить во второй брак, так как жена ведёт «зазорную» жизнь (Л. 118). 
50. 1907 г., июнь 28. Письмо старообрядческого священника о. Михаила Гуслякова из Новогеоргиевска Херсонской губ. архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну о получении им «разрешенного письма» (Л. 119). 
51. 1907 г., июль 19. Письмо А. Корабельникова архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой о приезде на Рогожское кладбище для обучения крюковому пению (Л. 87). 
52. 1907 г., август 17. Письмо священника о. Трофима Чигина архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с сообщением, что бывший настоятель Архангельского монастыря Мартиниан выехал из него, а братия и попечители просят благословить в настоятели о. Нила Леонова (Л. 88). 
53. 1907 г., август 20. Извещение архиепископа Московского и всея Руси Иоанна Д. Ершову с разрешением приехать на Рогожское кладбище для обучения крюковому пению (Л. 86). 
54. 1907 г., август 27. Извещение архиепископа Московского и всея Руси Иоанна протоиерею Трофиму Яковлевичу Чигину о том, что он благословляет о. Нила на служение игуменом в Архангельском монастыре (Л. 89). 
55. 1907 г., август. Доклад прихожан церкви Рождества Пресвятой Богородицы пос. Вилково архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну (Л. 102‒104). 
56. 1907 г., август. Договор (черновой вариант) между архиепископом Московским и всея Руси Иоанном, митрополитом Макарием Белокриницким, епископом Петром Бессарабским, священниками церкви Рождества Пресвятой Богородицы о. Евфимием Тихоновым и о. Иоанном Сусловым с прихожанами посада Вилково о распределении денег между попечителями и церковнослужителями за службы (Л. 91‒92). 
57. 1907 г., сентябрь 30. Постановление по распоряжению архиепископа Московского и всея Руси Иоанна, митрополита Макария Белокриницкого, епископа Петра Бессарабского с попечителями посада Вилково о распределении денег между попечителями и церковнослужителями за службы (Л. 91‒92). 
58. 1907 г., октябрь 2. Извещение архиепископа Московского и всея Руси Иоанна Петру, епископу Бессарабскому и Подольскому, о подписании им «просительных» книжек для сбора денег на постройку храмов (Л. 117). 
59. 1907 г., октябрь 3. Письмо семьи Ершовых Анания Мануйловича и Веры Павловны из г. Болграда архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой принять их сына отрока Дмитрия под свое покровительство (Л. 93‒94) 
60. 1907 г., октябрь 14. Записка попечителей посада Вилкова Григория Голубова, Петра Васильевича Терентьева и др. к о. Иоанну Суслову с просьбой вернуть постановление, в противном случае они будут писать к архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну о неблаговидных поступках иерея (Л. 96)  
61. 1907 г., октябрь 13. Прошение священников Евфимия Тихонова и Иоанна Суслова церкви Рождества Пресвятыя Богородицы посада Вилкова к архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой защитить от незаконных действий инока Васильева, который «баламутит» народ (Л. 95). 
62. 1907 г., октябрь 17. Ответ Петра, епископа Бессарабского и Подольского и временно Измаильского, архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну о получении от него письма, где сказано, что книги для «изборщиков» будут получены 1 ноября (Л. 97‒98). 
63. 1907 г., октябрь 19. Письмо учителя Измаильского приходского училища Ивана Галкина архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой благословить избрать местным головою старообрядца (Л. 99‒100). 
64. 1907 г., ноябрь 1. Извещение архиепископа Московского и всея Руси Иоанна И. Галкину о невмешательстве духовных в «дела мирские» (Л. 101). 
65. 1907 г., ноябрь 19. Письмо Петра, епископа Бессарабского и Подольского и временно Измаильского, архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну о своем здоровье (Л. 106‒107). 
66. 1907 г., ноябрь 22. Письмо священника о. Трофима Чигина архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой благословить петь по крюкам в приходах Измаила (Л. 108‒109). 
67. 1907 г., ноябрь 30. Извещение архиепископа Московского и всея Руси Иоанна протоиерею о. Трофиму Яковлевичу Чигину о пожелании его перейти на церковное пение «по Рогожке» (Л. 110). 
68. 1907 г., после 27 ноября. Письмо прихожан г. Измаила архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну о недостойном поведении учителя Ивана Васильевича Галкина (Л. 114‒116). 
69. 1907 г., после 27 ноября. Приписка члена попечительского совета училища Н. Смирнова (?) к письму прихожан г. Измаила архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну о недостойном поведении учителя И.В. Галкина о том, что епископ Петр осмотрел Измаильскую епархию и остался ею доволен (Л. 11 об.). 
70. 1907 г., декабрь 18. Письмо Петра, епископа Бессарабского и Подольского и временно Измаильского, архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну о помощи в присылке церковных книг (111 об. — 112). 
71. 1907 г., декабрь 28. Письмо архиепископа Московского и всея Руси Иоанна к Петру, епископу Бессарабскому и Подольскому и временно Измаильскому, с просьбой первому подписываться под «сборными книжками» (Л. 113). 
72. 1907 г. Б/д. Прошение Корнилия Трифоновича Ломового к архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну с просьбой развести с женой из-за ее болезни и невозможности исполнять супружеские обязанности (Л. 105).

Источники и литература

1. Осипов В.И., Осипова А.В. Конфликт епископа Иннокентия с игуменом Петропавловского монастыря Галактионом Степановым в 1907 г. (По материалам Канцелярии архиепископа Московского и всея Руси)// Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 15. М., 2015. С. 84‒88. 
2. Российский государственный архив Древних актов (РГАДА). Ф. 1475. Оп. 1. Д. 241. 
3. «Церковь». 1909, №7.