Русская Православная Церковь, поддерживаемая государством, одной из главных задач считала обращение в православие неправославных народов, населяющих Россию, а также борьбу со старообрядцами и сектантами. Из статистических таблиц МВД, собранных Фон-Бушеном, видно, что в 60-е годы XIX в. в России насчитывалось до 8 млн. человек старообрядцев [39]. По мнению же П.И. Мельникова, в таблицах опущен целый ряд сект, промежуточных между поповщиной и беспоповщиной, в том числе Спасово согласие, распространенное во всех поволжских городах. Число последователей этого согласия достигало 2 млн. человек [21, с. 2]. Из отчета обер-прокурора cв. Синода видно, что, при всем воздействии административных и церковных мер, в 1861 г. в России к православной вере присоединились 5519 старообрядцев обоего пола, что составляет ничтожный процент от их общего количества [2, с. 238].
Согласно материалам, собранным офицерами генерального штаба в 60-х годах XIX в., в Калужской губернии насчитывалось пять старообрядческих толков: поповцев; беспоповцев, не признающих браки и не молящихся за царя; беспоповцев, признающих браки и молящихся за царя; илларионовцев и лужковцев. В 1857 г. их насчитывалось 19309 человек. Из них: поповцев — 16327 человек, беспоповцев, не признающих браки и не молящихся за царя — 11 человек, беспоповцев, признающих браки и молящихся за царя — 2852 человек, лужковцев — 94 человека, илларионовцев — 25 человек [37, с. 2–3]. По результатам 10 ревизии, в это время в Калужской губернии население составляло 926190 человек обоего пола. Таким образом, старообрядцы составляли 2% от всего населения. В 1897 г. население Калужской губернии возросло до 1132843 человек, а численность старообрядцев — до 42598 человек, что уже составило 3,8% от всего населения [36, с. 231].
На протяжении второй половины XIX в. правительство и Православная Церковь пробовали найти эффективный путь борьбы со старообрядчеством. Одним из таких путей было создание миссионерских обществ и противораскольничьих братств. 16 июля 1865 г. был учрежден Совет миссионерского общества, открытого 21 ноября в Санкт-Петербурге. По епархиям Российской империи было разослано воззвание о посильном содействии этому обществу [4, с. 200–202; 8, с. 577; 10, с. 89; 11, с. 201]. 25 января 1869 г. в Москве было открыто «Православное миссионерское общество», во главе которого стоял Московский митрополит, а 19 февраля 1870 г. в Калуге был открыт Комитет православного миссионерского общества, который возглавил архиепископ Калужский и Боровский Григорий [12, с. 105–127].
Более реальное воздействие на старообрядческое население оказывали «противораскольничьи» братства. 8 мая 1864 г. Комитетом министров были учреждены правила для учреждения православных церковных братств. Эти Правила были объявлены Указом от 31 июля 1864 г. по Духовному ведомству [3]. 5 ноября 1865 г. в Саратове при Спасо-Преображенском монастыре было открыто Братство Святого Креста «для противодействия расколу». Это Братство было поддержано Синодом, который рекомендовал разослать Устав братства по другим епархиям для примера [5, с. 76–78]. В Уставе братства главное внимание обращалось на борьбу с расколом. «Те, которые думают, что раскол нужно предоставить самому себе и что он по времени уничтожится от несостоятельности своих начал, наверно, долго не дождутся того» [6, с. 83–90]. В Уставе подчеркивалось, что «раскол крепко держится от того, что, кроме духовенства, все сословия к положению его равнодушны и холодны, поколебать его можно только дружным содействием всех сословий». Из этого вытекали задачи братства: готовить миссионеров, способных вести борьбу со старообрядцами; создавать школы, посредством которых вести обучение и воспитание детей старообрядцев в духе официального православия; собирать библиотеку и поощрять сочинения, направленные против раскола [7, с. 308; 9].
В последней четверти XIX в. на территории Калужской губернии было открыто три православных противостарообрядческих и противосектанских братства: св. Иоанна Богослова в Калуге (25 февраля 1879 г.), прп. Пафнутия Боровского (11 сентября 1883 г.), св. Александра Невского в Жиздре (12 октября 1993 г.).
Первым было открыто Братство св. Иоанна Богослова в Калуге. [24, с. 2–9]. Главная роль в открытии братства принадлежала ректору Духовной семинарии архимандриту Мисаилу, который долгое время служил в Саратове и был членом братства Святого Креста. 1 октября 1878 г. он начал проводить беседы по старообрядчеству в семинарской Иоанно-Богословской церкви по воскресным дням с 6 до 10 вечера. 17 октября 1878 г. им был зачитан Устав братства на совещании калужан. Присутствовавшие одобрили Устав, который был подписан епископом Калужским и Боровским Григорием. В прошении на имя епископа раскрывалась основная задача создания и открытия братства: борьба со старообрядцами и обращение их в официальную православную веру:
«В пределах Калужской губернии, обильной лесами, издавна селились, крепли в силах и множились в своем числе мнимые старообрядцы. Здесь и теперь, по официальным известиям, насчитываются десятки тысяч раскольников разных толков и согласий. Особенно много таковых в гг. Боровске и Сухиничах. К сожалению, нельзя, чтобы их вовсе не было в остальных уездах здешней губернии, немало их и в Калуге. Правда, архипастырями и духовенством в разное время принимаемы были различные духовные меры к вразумлению заблудших и к возвращению их на путь истинной правой веры; но, несмотря на то, раскольники не уменьшились в числе и совершали пропаганду своих заблуждений чрез лжеучителей, нарочито для сей миссии приготовляемых».
Прошение и Устав были рассмотрены губернатором И.Е. Шевичем и одобрены, а 6 февраля 1879 г. Устав был утвержден епископом Григорием, и 25 февраля 1879 г. состоялось открытие братства. К концу первого года Братство состояло из 15 пожизненных членов, 200 действительных членов, 132 соревнователей и располагало капиталом в 3003 рубля.
Деятельность братства св. Иоанна Богослова нашла поддержку у епархиального начальства, которое хотело распространить это начинание и на другие уезды губернии, в которых сильно старообрядчество. Ограниченное количество членов братства и миссионеров не позволяло это сделать своими силами, не привлекая для этого уездные церковные причты.
Братство Иоанна Богослова уже в 1892 г. имело 14 отделений, в 1893 г. было открыто еще 6. Ввиду невозможности эффективного воздействия на старообрядческое население Жиздринского уезда, здесь открывается Братство Александра Невского, к которому переходит часть отделений братства Иоанна Богослова. Таким образом, у братства Иоанна Богослова к 1894 г. остается 15 отделений, а в 1903 г. — 13 отделений в 5 уездах Калужской губернии: Калужском, Медынском, Мещовском, Мосальском, Козельском.
Согласно Уставу, основной целью братства св. Иоанна Богослова, как и в Уставе 1879 г., была духовно-просветительская и благотворительная работа среди верующих. Перед Братством ставились следующие задачи: «1. а) разъяснение истин веры и правил благочестия; б) заботливость об искоренении предрассудков, суеверий и маловерия; в) возвращение на путь истинной православной церкви заблудших и уклонившихся от нее наших ближних, главным образом, так называемых старообрядцев; г) оказание христианской благотворительности, благоустройство и устройство церковно-приходских школ».
Церковное Братство преподобного Пафнутия, боровского чудотворца было открыто 11 сентября 1883 г. по инициативе епископа Калужского и Боровского Владимира [22, с. 46–50]. Будучи в 1881 г. в Боровске, епископ был поражен тем, что «городовое общественное управление и управление общественным банком, а равно и сама торговля, находились… в руках раскольников; где из восьми тысяч жителей только осьмая часть принадлежит к православию, где, наконец, из девяти приходских церквей только при пяти имелись причты». Поэтому уже в 1882 г., еще до учреждения Братства, при двух приписных церквях г. Боровска (Христорождественской и Пятницкой) были открыты самостоятельные приходы, куда настоятелями были назначены священники, знакомые с историей старообрядчества. Миссионерские собеседования со старообрядцами стали проводиться по воскресным дням начиная с ноября 1882 г. Однако было ясно, что борьба со старообрядчеством для одного духовенства, «без материальной и нравственной поддержки со стороны православного общества», будет непосильной [25, с. 3]. Создание Братства предусматривало расширение круга активных противников старообрядчества, имевших возможность оказывать финансовую поддержку миссионерам. Цели Братства преподобного Пафнутия были провозглашены в его Уставе. Главным для Братства была духовно-просветительская работа среди старообрядцев: «разъяснение истин веры и правил благочестия» и «деятельность по обращению в лоно православной церкви раскольников, глаголемых старообрядцев». Для этого были организованы библиотеки Братства и книжная лавка, в которой продавалась и раздавалась бесплатно литература с обличением старообрядчества. По воскресеньям продолжали проводиться открытые собеседования священников-миссионеров с боровскими старообрядцами.
Главой Братства был избран настоятель Пафнутьев-Боровского монастыря архимандрит Дионисий (ум. в 1894 г.), затем его сменил архимандрит Пимен.
В первый год существования Братство состояло из 9 пожизненных членов, 300 действительных и 200 членов-соревнователей. (Принадлежность к той или иной группе членов Братства зависела от величины вступительного взноса.) В числе членов Братства, или братчиков, состояли священники и причты всех боровских городских и уездных церквей, а также представители духовенства из других российских губерний, монахи различных монастырей, мещане г. Боровска и других уездных городов, боровские дворяне, представители городской интеллигенции, военные. Характерно, что среди членов Братства было очень мало купцов, большинство которых были старообрядцами. В списках членов Братства находим имена профессора архитектуры М.Т. Преображенского, оптинского старца Амвросия, известного исследователя русского раскола Н. Субботина. В последующие годы состав Братства постоянно уменьшался. Если в начале деятельности Братства в 1883 г. было 300 чел., то в 1889 г. состояло 152 чел., а 1901 г. зарегистрировано 41 чел.
Деятельностью Братства руководил Совет. Совет был выборным и состоял из наиболее авторитетных горожан. У председателя Совета, архимандрита Дионисия, было два товарища председателя: протоиерей Благовещенского собора о. Василий Казанский и председатель Боровской Земской Управы Евтихий Михайлович Челищев. Совет имел казначея, которым на протяжении долгого времени был священник Троицкой и Борисоглебской церквей о. Симеон Смирнов, и делопроизводителя. В числе прочих членов Совета в разное время состояли уездный врач И.В. Ададуров, исправник П.И. Гетманенко, аптекарь В.А. Афанасьев, штатный смотритель Боровского уездного училища И.И. Извеков, городской судья А.М. Крюков и городские священники о. Иоанн Жаров, о. Александр Соколов, о. Федор Городецкий, о. Михаил Извеков, о. Иоанн Чистяков, о. Евгений Чертков.
Заседания Совета Братства проходили дважды, иногда трижды в год. На них обсуждались проблемы миссионерской деятельности и финансовые вопросы: о поступлении взносов и их распределении на благотворительные цели и нужды Братства.
В 1890-е годы Братство расширило свою миссионерскую деятельность. В Боровском уезде было открыто 7 его отделений: Спасо-Прогнанское, куда входили села Ворсино, Иклинское, Спасо-Прогнанское, Мальково; Тарутинское (села Тарутино, Буриново, Рыжково, Субботниково, Курилово); Николо-Лужецкое (села Никололужецкое, Беницы, Серединское, Сущево, Зеленино, Юрьевское); Угодское (села Передоля, Любицы, Спас-Загорье, Трехсвятское); Рябушинское (села Роща, Рябушки, Русиново, Федотово); Малоярославецкое; Запажское (села Запажье, Поречье, Поливаново).
В 12 ноября 1893 г. в уездном городе Жиздре по распоряжению епископа Калужского и Боровского Анатолия было учреждено Братство св. Александра Невского [23, с. 32–36]. Жиздринский уезд являлся самым большим в губернии, как по территории, так и по численности населения. В 1897 г. здесь проживало 246351 человек. По официальным данным, 13725 человек были старообрядцами (в том числе 40 человек в г. Жиздре) [36, с. 3].
Таблица. Численность старообрядцев Жиздринского уезда в XIX в.
Год |
г. Жиздра |
Уезд |
Всего |
Источник |
1820 |
57 |
2395 |
2452 |
ГАКО. Ф. 32. Оп. 19. Т. 2. Д. 1204. Л. 75, 149–208. |
1822 |
13 |
3860 |
3873 |
Там же. Д. 1307. Л. 238–239. |
1833 |
70 |
3834 |
3904 |
|
1843 |
73 |
2965 |
3038 |
Там же. Оп. 3. Т. 1. Д. 34. Л. 103–104. |
1857 |
21 |
4649 |
4870 |
Попроцкий М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Калужская губерния. Ч. 1. Спб., 1864. С. 278, 279. |
1897 |
40 |
13685 |
13725 |
Первая всеобщая перепись. С. 3. |
Согласно Уставу Братства, членами его являлись все причты церквей Жиздринского уезда, а также лица, вносившие годовой взнос (3 рубля). К 1898 г. Братство Александра Невского имело в Жиздринском уезде 7 отделений: Брынское, Людиновское, Плохинское, Фоминицкое, Кондрыкинское, Колодязцкое, Песоченско-Заводское и Уколецкое в Козельском уезде. (В Уколецком отделении миссионеры вели работу со штундистами, старообрядцев здесь не было.)
Задача братства св. Александра Невского, так же как и других братств, состояла в «искоренении предрассудков, суеверий у населения, возвращении на истинный путь заблудших и уклонившихся в раскол».
Для достижения этих целей Братство вело работу по следующим направлениям:
1) публичные собеседования со старообрядцами;
2) содержание миссионеров из духовных и светских лиц и оказание им посильной материальной помощи;
3) открытие своих отделений в местностях, где распространено старообрядчество;
4) содержание библиотеки и оказание помощи школам.
Одной из важных задач Братств было оказание помощи церковно-приходским школам. Так, Братство св. Иоанна Богослова оказывало помощь братской школе, расположенной в Крестовском монастыре, и церковно-приходским школам, расположенным в местности со старообрядческим населением. Сразу же после открытия братства 14 сентября 1879 г. при нем была учреждена школа для 20 бедных мальчиков. На годовое их содержание отпускалось 422 рубля. К 1881 г. количество учащихся выросло до 40 человек: 16 мальчиков в старшей группе и 24 мальчика в младшей группе. Кроме этого, дети обучались в школе сапожному делу. В 1887 г. школа в Крестовском монастыре перешла в разряд церковно-приходских школ с количеством учащихся 60 человек.
В 1893 г. Братством св. Иоанна Богослова была открыта церковно-приходская школа в д. Камельгино, в которой проживало старообрядческое население. В этом году Братством было истрачено на школьное дело до 400 рублей. В 1894 г. сумма расходов на школу была увеличена до 700 рублей: 300 рублей на содержание школы в Крестовском монастыре, 300 рублей на постройку нового здания в том же монастыре и 100 рублей на зарплату учителю Камельгинской школы. Перемышльское отделение братства св. Иоанна Богослова выделило 30 рублей на школьные учебные пособия, а Ореховское отделение — 5 рублей на церковно-приходскую школу в д. Ново-Матренине. В 1895 г. Крестовской школе выделено 300 рублей. Как видим, на содержание школ Братство св. Иоанна Богослова ежегодно тратило от 20 до 35% своего годового бюджета [33, 34, 35].
В 1899 г. Братство Александра Невского выделило 50 руб. на устройство школьного здания в старообрядческом с. Колодязцы. В 1901 г. было выделено 10 руб. на школу в д. Волой Фоминического отделения. В этой деревне дети старообрядцев не посещали школу из-за запрета старообрядческого священника Карпа Тимофеева и уставщика Егора Иларионова. Их поддерживал председатель волостного суда старообрядец Емельян Жариков. Местный священник пробовал бороться со старообрядческим священником, но Карп Тимофеев дал понять ему, что дети не будут ходить в школу до тех пор, пока он в ней не будет «законоучительствовать». При населении 2000 человек в школе было всего 7 учеников (4 старообрядца, 3 православных) [23, с. 25].
Боровское Братство прп. Пафнутия так же одной из своих задач считало открытие при себе школы, которая позволила бы через её учеников влиять на старообрядческую часть населения путём просвещения. В ноябре 1892 г. Братство открыло в Боровске при Христорождественском приходе одноклассную женско-приходскую школу, в которой обучалось до 35 девочек. На содержание этой школы Братство тратило от 400 до 500 руб. ежегодно. 30 апреля 1893 г. епископ Анатолий Калужский и Боровский посетил братскую женскую школу. Он пожелал ей процветать и «сеять семена благие в народе, особенно же в старообрядчестве». В школе обучалось 12 девочек старообрядческих родителей [13, с. 320]. 2 мая епископ Анатолий присутствовал на ежегодном собрании братства прп. Пафнутия, которое проходило в Боровской земской управе. После заслушивания отчётного доклада о деятельности братства за десятый год работы, еп. Анатолий сказал, что Братство принесло большую пользу в «деле вразумления глаголемых старообрядцев» и что церковно-приходские школы «одни только прольют истинный свет в народную массу и со временем рассеют вековое заблуждение старообрядцев» [13, с. 321–322; 14, с. 145]. Ободренные словами епископа и воспринявшие их как инструкцию к действию миссионеры на всех страницах официальных изданий начинают писать о «заблудшихся» старообрядцах и о спасительной роли школы в этом деле. Так, безымянный автор заметки «Боровская женская второклассная школа», опубликованной в «Калужских епархиальных ведомостях» за 1896 г., сразу начинает клеймить: «Уездный город Боровск составляет в Калужской губернии центр местного раскола старообрядчества; раскол свил себе здесь прочное гнездо, захватив в свои руки и городское хозяйство, и городские финансы; почти ¾ Боровского населения — исключительно старообрядцы. Не только для ближайших сел и деревень, где живут старообрядцы, но и для селений, удаленных от города, Боровск является разсадником мнимого древняго благочестия (подчёркнуто. — В.О.), поддерживая раскол своим и материальным, и моральным воздействием» [15, с. 658]. В 1896 г. Братство прп. Пафнутия добивается преобразования церковно-приходской школы в женскую второклассную учительскую школу, по окончании которой ученицы могли бы «найти ту просветительную силу, которая служила бы противовесом вредной деятельности моленниц» [15, с. 659]. В первый год поступило 27 девушек, одна из них старообрядка. Однако уже через 2 года, ввиду сокращения взносов, Братство передало школу на содержание государству [28, с. 4–5, 54–55; 29, с. 6–9; 30, с. 9; 31, с. 9, 11; 32, с. 7–11].
Другим направлением деятельности Братств была благотворительность. Она заключалась в выдаче пособий нуждающимся, обратившимся из старообрядчества, в финансовой помощи обращенным беднякам на венчание, обучение, погребение и т.д. Так, Братство св. Иоанна Богослова, кроме помощи церковно-приходским школам, выделило на благотворительность в 1887–1890 гг. 107 рублей, в 1893 г. — 62 рубля, в 1894 г. — 151 рубль. В 1902–1904 гг. Братством из-за не хватки денежных средств было выделено осиротевшим семействам только около 100 рублей.
Братство прп. Пафнутия ежегодно тратило на благотворительные цели от 300 до 500 рублей, а на содержание одноклассной женской церковно-приходской школы в 1892 г., где обучалось до 35 девочек, от 400 до 500 рублей. Также регулярно выдавались денежные подарки к Рождеству и Пасхе. В 1885 г. Братство оплатило учебу 6 ученикам Боровского уездного училища (по 7 руб. на человека), на следующий год было выделено 30 руб. 5 ученикам училища. 28 апреля 1887 г. после пожара в городе Братство смогло выделить пострадавшим 200 руб. серебром. Получил пособие в 40 руб. и уездный учитель К.Э. Циолковский [26, с. 32–33; 27, с. 36].
Одним из самых существенных показателей работы братств была миссионерская деятельность (беседы) и обращение старообрядцев в официальное православие. Это выражалось в том, что миссионеры ездили по селениям, где жили старообрядцы, и совместно со священниками этих приходов вели беседы о вере, обрядах, истинности старообрядческой иерархии и т.д. В населенных пунктах, где старообрядцев проживало мало, миссионерские беседы проходили мирно. Там же, где старообрядцы составляли большинство, возникал спор с миссионером, переходивший в обоюдные обвинения в ереси и кончавшийся обычно скандалом.
По отчетам Братства св. Иоанна Богослова трудно проследить точное количество обращенных из старообрядчества. По их сведениям, с 1879–1885 гг. было обращено в официальное православие 260 человек, с 1886–1887 гг. — еще 150 человек, в 1893 г. — 131 человек.
Священник-миссионер Алексей Знаменский в своем рапорте по Серебринскому приходу Медынского уезда указывал, что с 1895 по 1898 гг. им было возвращено в православие из старообрядчества около 76 человек. Списки присоединенных были опубликованы в Калужских епархиальных ведомостях. Но такие публикации были исключением. В основном в рапортах епархиальных миссионеров содержались лишь общие фразы о том, что раскол слабеет «как внутренно, так и наружно».
Не лучше дело обстояло и в Братстве св. А. Невского. В 1887–1890 гг. миссионерскую работу в с. Брынь вел священник местного прихода А.П. Соколов. За это время он провeл более 40 бесед, всего же в Брынском отделении было проведено 54 беседы, а в Колодязцком — 5 бесед. В самом городе Жиздре беседы со старообрядцами не проводились, так как их здесь было немного. В 1888/89 гг. было проведено 20 бесед, а в 1901 г. в Брынском отделении — 18, в Плохинском отделении — 2, Кондрыкинском отделении — 8, а всего зa год — 28. За 1902–1903 гг. сведений нет. В 1904 г. проведены 43 беседы в Жиздре, в Брынском отделении — 36 (из них 16 бесед были направлены против старообрядцев). В 1905 г., по Отчетам братства, проходило 13 бесед, из них 10 провел миссионер священник А. Соколов и 3 — участковый миссионер священник Л. Тверской.
Основная тяжесть работы со старообрядцами падала на епархиального миссионера, который два раза в год обязан был объезжать селения, «зараженные расколом», оказывать помощь местным священникам и сам общаться со старообрядцами. С этой целью в феврале 1901 г. епархиальный миссионер И. Жаров объехал 10 селений Жиздринского уезда. Каждая беседа длилась от 2 до 4 часов. С 13–26 января 1906 г. он объехал 9 селений семи приходов, где провел 8 официальных бесед и 3 неофициальные. И. Жаров в своем отчете за 1899 г. так характеризует отношение старообрядцев к этим мероприятиям. «Вся масса раскольников смотрит на беседы вообще как-то нелюбовно; идут на них почти всегда с неохотою, как будто бы отбывая очередь какой-нибудь тяжелой невыносимой для них повинности».
В Отчетах Братства св. А. Невского очень мало сведений о присоединении к православной вере старообрядцев и совсем не отмечаются православные, уклонившиеся в старообрядчество. (По Отчетам братства, только в 1903 г. в Плохинском отделении «уклонился в раскол» 1 человек.)
В Братстве прп. Пафнутия за все годы его существования число старообрядцев, отказавшихся от своей веры, составило чуть более 300 человек, причём некоторые из обращенных впоследствии вернулись в назад в старообрядчество (М.К. Чичкин и др.).
При кажущейся по ежегодным Отчётам своей активности, Братство понимало малоперспективность своей работы и стало направлять усилия не на обращение старообрядцев в лоно синодской церкви, а на предотвращение перехода новообрядцев в старообрядчество.
В первые годы ХХ в. Министерство внутренних дел России также нуждалось в получении более объективной характеристики старообрядческого движения в целом по России, чтобы дать ему реальную оценку. 7 июля 1904 г. калужскому губернатору А.А. Офросимову из МВД было прислано письмо за №715 о предоставлении сведений о старообрядцах. 19 июля из канцелярии калужского губернатора были разосланы уездным исправникам распоряжения, повторяющие приказ МВД. Скоро сведения были предоставлены. Всего в Калужской губернии в 1903 г. проживало 54428 старообрядцев, что было больше на 11740 человек по сравнению с 1897 г. (1, л. 1–3, 47). Столь значительное увеличение численности старообрядцев не могло не вызвать настороженность и беспокойство как гражданских, так и духовных властей.
Указ 17 апреля и Манифест 17 октября 1905 г. даровали свободу вероисповедания не только старообрядцам, но и всем народам России. Старообрядческое население Калужской губернии, как и во всей России, восприняло это как победу над официальной Православной Церковью. Работа миссионеров усложнилась, а во многих местах практически прекратилась. Рапорты уездных исправников пестрят сообщениями о том, что «раскол слабеет» [1а, л. 418 – 418 об]. В населенных местах, где старообрядческого населения практически не было, рапорты приходских священников полны спокойствия. Вот что пишет священник Владимир Будилин: «Вследствие малого количества старообрядцев и сектантов в округе (с. Корекозево. — В.О.) провозглашение свободы совести проходит бесследно» [17, с. 326]. Совершенно по-другому реагировали миссионеры, которые уже не одно десятилетие вели борьбу со старообрядцами. Миссионер И.И. Жаров с горечью отмечает в своем рапорте, что «на православных, строго преданных церкви, этот закон произвел удручающее впечатление. Старообрядцы же встретили его с особенною радостию и восторгом» [19]. Как светские, так и духовные голоса разделились на два лагеря: тех, кто считал, что братства и миссионеры не нужны, и на тех, кто, призывал продолжать дело борьбы с расколом. И. Полянский в статье «Нужна ли после Указа Миссия» делает вывод: «Предположим, что Русское государство запретило православной церкви вести ее миссионерское дело. Как тогда поступить ей? Ответ ясный и единственный: делать свое дело, невзирая на запрещение, потому что обращение заблудших на путь истины есть заповедь Божия» [18, с. 48].
В 1908 г. состоялся IV Съезд миссионеров в Киеве, где присутствовало 600 делегатов. Главной задачей Съезда было наметить пути возрождения православия. В этом же году Синод издал новые правила об устройстве внутренней миссии. Правила практически не изменяли существа миссионерства, но они предписывали миссионерам более осторожные действия. Акцент был сделан в основном на увещательные беседы, обращалось внимание на создание миссионерских школ. Впервые поставлен вопрос об учете сектантов и старообрядцев по епархиям и предложены приемы более основательного их изучения. В отчете И. Жарова (сына) «О состоянии раскола-старообрядчества и сектантства за 1915 год» с сожалением отмечалось, что «за неимением и невозможностью установить точные данные, говорить об общем числе раскольников в епархии можно только приблизительно». По его предположению, старообрядцев в Калужской губернии насчитывается до 40–45 тыс. человек. Кроме этого, И. Жаров отмечал «стремление к пропаганде всевозможными способами своего лжеучения и вообще энергию в проявлении своей жизнедеятельности», а также разъезды старообрядческих начетчиков и распространение среди населения старообрядческих журналов «Слово церкви», «Старообрядческая мысль». Активизировались публичные старообрядческие религиозные процессии и торжественное богослужение в церквях. В 1915 г. миссионерская деятельность ограничивалась миссионерскими поездками, собеседованиями, частными и публичными, со старообрядцами. В состав епархиальной противораскольничьей миссии при братстве св. Иоанна Богослова входили: епархиальный миссионер, протоиерей Спасо-Преображенской церкви в г. Боровске И. Жаров и епархиальный миссионер священник Казанской церкви в г. Калуге И. Жаров (сын) [20]. Деятельность и активность миссионерских братств в Калужской губернии первое десятилетие XX в. заметно снижается, теряет смысл, но все же они продолжают существовать некоторое время как общественные организации, занимающиеся просветительской деятельностью и помощью церковно-приходским школам.
Подвести итог всей деятельности миссионерских обществ можно данными из «Миссионерского обозрения» за 1912 г., где официально было зарегистрировано присоединившихся к православию 15381 чел., в том числе: 6622 старообрядца, 1140 сектантов и 3867 «язычников». Однако за тоже время отпало от православия 11629 чел., из них в старообрядчество — 4249 чел. и сектантство — 4915 чел. [Смирнов Н.А. С. 439–440].
Источники и литература
1. Государственный архив Калужской области (ГАКО). Ф. 32. Оп. 1. Оп. 4. Д. 959.
1а. Там же. Д. 2136.
2. Калужские епархиальные ведомости. 1864. №13. С. 238. Далее. КЕВ. (№*— официальная часть, N — неофициальная часть).
3. КЕВ. 1864. №17.
4. КЕВ. 1866. №6.
5. Там же. №7.
6. Там же. №8*.
7. Там же. №11.
8. Там же. №18.
9. КЕВ. 1868. №3*.
10. Там же.
11. КЕВ. 1868. №7.
12. КЕВ. 1870. №4.
13. КЕВ. 1893. №10.
14. Там же*.
15. КЕВ. 1896. №21.
16. КЕВ. 1904. №9*.
17. КЕВ. 1905. №15.
18. КЕВ. 1906. №2.
19. Там же. №4*.
20. Калужский общественный церковный вестник. 1915. №19–25.
21. Мельников П.И. Счисление раскольников // Русский вестник. 1868, №2.
22. Осипова А.И. Из истории деятельности церковного братства преп. Пафнутия (посл. четверть XIX – нач. XX в.)// Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья. Калуга, 1991.
23. Осипов В.И. Миссионерское противораскольничье Братство Александра Невского// Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 2. М., 1995. С. 32–36.
24. Осипов В.И. Из истории миссионерского противораскольничьего братства св. Иоанна Богослова в Калуге (1879–1914 гг.)// Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 4. М., 1995.
25. Отчет о состоянии церковного Братства преподобного Пафнутия, Боровского Чудотворца. 1883/84 гг. Калуга, 1884.
26. Отчет о состоянии церковного Братства преподобного Пафнутия, Боровского Чудотворца. 1885/86 гг. Калуга, 1886.
27. Отчет о состоянии церковного Братства преподобного Пафнутия, Боровского Чудотворца. 1886/87 гг. Калуга, 1887.
28. Отчет о состоянии церковного Братства преподобного Пафнутия, Боровского Чудотворца. 1892/93 гг. Калуга, 1993.
29. Отчет о состоянии церковного Братства преподобного Пафнутия, Боровского Чудотворца. 1893/94 г. Калуга, 1994.
30. Отчет о состоянии церковного Братства преподобного Пафнутия, Боровского Чудотворца. 1895/96 гг. Калуга, 1996.
31. Отчет о состоянии церковного Братства преподобного Пафнутия, Боровского Чудотворца. 1896/97 гг. Калуга, 1897.
32. Отчет о состоянии церковного Братства преподобного Пафнутия, Боровского Чудотворца. 1899/1900. Калуга, 1900.
33. Отчет братства Иоанна Богослова за 1880 г. Калуга, 1880.
34. Отчет братства Иоанна Богослова за 1880/81гг. Калуга, 1881.
35. Отчет братства Иоанна Богослова за 1895 г. Калуга, 1895.
36. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897 г. Т. 14. Калужская губерния. Спб., 1903.
37. Попроцкий М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Калужская губерния. Ч. 2. Спб., 1864.
38. Cмирнов Н.А. Миссионерская деятельность церкви (вторая половина XIX в. — 1917 г.)// Русское православие: вехи истории. М., 1989.
39. Статистические таблицы Российской империи, изданные по распоряжению министра внутренних дел. Сост. Фон-Бушен. б. м., 1863.
40. Статистические сведения о старообрядцах (к 1 янв. 1912 г.). Табл. А; Памятная книжка Калужской губернии на 1913. Калуга, 1914. Статистический отдел.